Просмотрел номера нашей газеты, которые выходили в начале сентября. Почему-то казалось, что в связи с известной датой основная тема этих выпусков очевидна — образование. Ничего подобного. Только на первый год своего существования, в 2008-м, «первосентябрьская» ТрВ-Наука вышла с соответствующим оформлением на первой странице. Заголовок к передовице гласил: «День Знаний» (крупно) и помельче — «к сожаленью, только раз в году». И еще три с половиной полосы той газеты были посвящены образованию. В сентябре следующего, 2009 года, аккурат 1-го числа, номер открывался расследованием трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Что ж, повод для ведущей темы вполне обоснованный, тем более что на 4-й и 6-й полосах все-таки разместились солидные материалы, имеющие прямое отношение к образованию.
Но дальше, увы… Каждый раз в начале сентября находилась более важная тема или горячая новость, становившаяся заглавной или стартовой в номере. В оправдание себе можно сказать, что проблемам образования ТрВ-Наука уделяет достаточно много внимания в течение всего года, но этого, увы, пардон за тавтологию, явно недостаточно. Очевидно, что именно качественное образование является краеугольным камнем, базой существования и развития любого общества. Само понятие «образование», конечно же, гораздо шире тривиальной учебы в школе, колледже, ПТУ, вузе. На мой взгляд, образование — это система передачи нематериальных ценностей из поколения в поколение, система повышения качества этих ценностей и их приумножение.
И вот с этой точки зрения с образованием у нас беда. И система какая-то бессистемная, и ценности попадаются, мягко говоря, спорные, и с их приумножением зачастую не складывается. Не являясь педагогом ни по профессии, ни по призванию, лично я не готов предлагать какие-то рецепты по исправлению ситуации. Будучи обычным наблюдателем, не вникая в процесс, но наблюдая результат, могу лишь констатировать: что-то мы делаем не так. Можно опять сослаться на тривиальную мудрость, мол, часть общества, которой является образование, не может быть от него (от общества) свободной. И если в обществе в целом серьезнейшие проблемы, то чего ожидать от его части?
Но не приходила ли уважаемым читателям в голову мысль, что в данном конкретном случае мы путаем причину со следствием?! Может, большинство проблем современного российского общества — следствие неудачной политики (тьфу, слово-то какое мерзкое!) в образовании? Как может быть успешной страна, если всё больше народу в ней начинает считать, что Солнце крутится вокруг плоской Земли? Как может быть богатой страна, если дети на примере собственных учителей с самого раннего возраста видят, что бедным быть плохо, потому что общество крайне низко ценит труд наставников? Как может быть доброй страна, если взрослые в угоду собственным, по их мнению, важным интересам лишают детей нормальной пищи и лекарств только потому, что они изготовлены за границей? Как может быть счастливой страна, если учителей уважать не учат, а порой, если быть честным, то и не за что? Потому что учителям, как и родителям тех, кого они учат, довольно сложно внушить к себе уважение — не хватает ни знаний, ни авторитета, ни широты и доброты души.
Безусловно, неправильно считать воспитателей, учителей, преподавателей главными виновниками сложившейся ситуации. Среди них достаточно достойных людей и отличных профессионалов. Они скорее заложники ситуации, насаждаемой в целом по стране системы, где доминирует самая непроизводительная составляющая общества — бюрократия. Которая не помогает создавать оптимальные условия, а, наоборот, замыкает любую работающую структуру на себя. Безостановочные реформы в образовании и науке без особых положительных результатов — как сиюминутных, так и глобальных — означают только одно: их инициаторы просто не знают, что делать. Или, что еще хуже, поступают так осознанно, обосновывая собственное существование и даже необходимость. Подтверждением основных моих постулатов служит ряд материалов этого номера ТрВ-Наука. И вот что печально: проблемы обозначаются, но варианты их решения не очевидны. Совсем тупик?
Илья Мирмов
Фото: А. Корнеева, Л. Симбирского,
О. Стребкова, А. Тощевиковой, М. Федина
Видимо по технической ошибке мой комментарий к этой статье попал на стр с аноносом номера. Переношу его «по принадлежности». Видимо все согласятся, что реформы … образования, науки, здравоохранения идут «не по уму». Действительно, не правдоподобно, что практически все учителя, медики, ученые — которые почти все недовольны — недовольны потому, что просто лично обижены. Ну, типа, как был обижен «верный Руслан» когда вдруг закрыли лагерь, где он сторожил зэков. Неправдоподобно и то, что чиновники ставят цель — уничтожить в РФ образование, науку … далее по списку реформируемых областей. Можно предположить коррупционную составляющую принимаемых решений, но вряд ли все же она имеет решающий характер. В чем же дело? Ведь можно указать и положительные изменения в российской бюрократии. Согласитесь, всегда ранее посещение любой госконторы было … как посещение стоматолога, ожидаешь, что будет больно (очереди, скученность, пренебрежение к смердам со стороны государевых людей). Но … по крайней мере, в Москве в последнее время — эти новые центры оказания госуслуг организованы вполне по-человечески. Можно идти туда и не бояться (как и к стоматологу, где теперь тоже не больно). Может в реформах какая СИСТЕМНАЯ ошибка? Автор ранее (ТрВ, № 170) предложил вариант такого системного дефекта – порождения нашей родной Вертикали. Вертикали требуется высокое единообразие, только и обеспечивающее возможность руководства из ОДНОГО центра. Но … Современное общество очень сложно, и оно регулируется компромиссами между РАЗНЫМИ центрами сил, а не решениями из ОДНОГО центра. Да и невозможно- это теоретически центр руководящий сложной системой из n элементов должен был бы отслеживать до n! Взаимосвязей в системе. Это заведомо НЕВОЗМОЖНО. Не поэтому ли реально получается, что все реформы, замышляемые и претворяемые в рамках нашей богоданной Вертикали — мертворожденные. Они не плохие и не хорошие, они просто никакие — реально только мешающие практически сложившейся системе, худо-бедно как-то решавшей свои задачи в сложившейся непростой ситуации. Можно немного улучшать, устранять некоторые огрехи,… Подробнее »