Борьба за единомыслие: новый этап

Принимая во внимание необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства… целесообразнейшим для сего средством было бы учреждение такого официального повременного издания, которое давало бы руководительные взгляды
на каждый предмет.

Козьма Прутков.
О введении единомыслия в России

Леонид Кацва
Леонид Кацва

Создание Межведомственной комиссии по историческому просвещению во главе с советником президента и председателем Российского военно-исторического общества В. Р. Мединским говорит о наступлении нового этапа вмешательства государства в сферу исторического знания.

В 2008–2012 годах были опубликованы и на самом высоком уровне рекомендованы к использованию в школе пособия для учителей и учебники по истории России 1900–2008 годов под редакцией А. А. Данилова и А. В. Филиппова, носившие откровенно пропагандистский характер и реабилитировавшие сталинизм. Однако широкое применение их в учебном процессе оказалось по ряду причин невозможным, и сегодня эти книги вспоминают лишь по впечатлению, которое они произвели на прочитавшего их журналиста: «Сталин — эффективный менеджер».

В 2014 году был создан Историко-культурный стандарт по истории России, после чего выбор учебной литературы по этому предмету был ограничен тремя «линейками» учебников, прошедшими не вполне прозрачный конкурс. Правда, и это удовлетворило не всех поборников единомыслия. Так, в стенах Государственной Думы неоднократно звучали высказывания в пользу окончательного введения единого учебника истории.

В 2009 году была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России по главе с руководителем Администрации Президента С. Е. Нарышкиным. Правда, деятельность этой комиссии оказалась, по-видимому, безрезультатной, и в 2012 году она тихо прекратила свое существование.

Нынешний этап государственного регулирования исторического знания серьезно отличается от прежних. Во-первых, комиссия по историческому просвещению создается на фоне уже принятых законов о запрете отождествления роли СССР и Германии во Второй мировой войне и о просветительской деятельности, серьезно ограничивающих свободу слова в области оценки исторических событий.

Во-вторых, сфера деятельности комиссии, очевидно, несравнимо шире регулирования количества и содержания школьных учебников и борьбы с фальсификациями. Об этом свидетельствует формулировка указа, в котором комиссии предписывается обеспечить «планомерный и наступательный подход к вопросу отстаивания национальных интересов РФ» в области сохранения исторической памяти и просветительской деятельности.

В-третьих, в состав создаваемой комиссии наряду с РАН, Росархивом, министерствами культуры, просвещения, образования и науки делегируют своих представителей такие неожиданные в области исторического просвещения структуры, как Совет безопасности, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, МВД, ФСБ и даже Служба внешней разведки.

Всё это говорит о намерении крайне жестко контролировать любую публичную активность в сфере истории. Назначение главой комиссии В. Р. Мединского — просто демонстративное обозначение курса, которого собирается придерживаться в этой сфере государство. Сам Мединский совсем недавно откровенно объяснил, как он понимает задачи историков: «…„борьба за историю“ сегодня — это просто часть конкурентной борьбы государств, дело обыденное, пропагандистское, ведущееся осознанно». Борьба с «фальсификациями» для главы новоиспеченной комиссии — пройденный этап. Он настаивает: «Хватит оправдываться — надо насаждать, надо продавливать свою точку зрения» [1]. Поиску объективной научной истины при таком сведении исторического познания и просвещения к пропаганде просто не остается места.

Вопреки распространенным ожиданиям деятельность комиссии может отнюдь не ограничиться сюжетами, связанными с Второй мировой войной или отношениями современной России с бывшими советскими республиками и странами Восточной Европы.

В любой момент объектом «наступательного подхода к отстаиванию национальных интересов» могут стать исследования и выступления, допускающие критический взгляд на Ивана Грозного или Александра Невского, нетрадиционно трактующие Куликовскую битву или напоминающие, что Иван Ползунов изобрел свою паровую машину не по наитию свыше, а на основе знакомства с чертежами английского изобретателя Томаса Ньюкомена (Thomas Newcomen). Да мало ли возможностей. Иные люди старшего поколения еще помнят, как увольняли с работы за признанное космополитическим утверждение «Пушкин есть дитя европейского просвещения, выросшее на русской почве».

Историко-педагогическое сообщество, скорее всего, отнесется к созданию комиссии по историческому просвещению по-разному. Одни учителя и преподаватели с энтузиазмом воспримут ее деятельность как борьбу с «очернением» исторического прошлого и даже станут «сигнализировать» о неблагонадежном поведении коллег, другие молча приспособятся. Третьи предпочтут уйти из профессии. Четвертые продолжат работать, руководствуясь принципом «делай, что должно, и будь что будет». Насколько возможно будет последнее, вызывает, с учетом состава комиссии, достаточно тревожные вопросы.

Но желаемого результата в идейном, воспитательном отношении очередная попытка «введения единомыслия в России» не даст. Уж на что пропагандистский характер носило обучение истории в СССР. Но привело это только к тому, что молодежь четко разделяла: в школе нужно говорить одно, а как было на самом деле — совершенно другое. Именно на почве этого двоемыслия и недоверия к официозу расцвела мода на труды А. Т. Фоменко, Л. Н. Гумилёва и прочих представителей так называемой фолк-хистори. А в нынешнем медийном обществе достижение монолита советского образца кажется и вов­се недостижимым.

В. Р. Мединский в своих «тезисах» предостерегал от «новой чаадаевщины». На самом деле всякий, кто посвящает себя историческому просвещению, должен руководствоваться именно словами великого русского патриота П. Я. Чаадаева: «Я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа, но… не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами… Я думаю, что мы прежде всего обязаны родине истиной».

Леонид Кацва, учитель истории

1. Мединский В. Семь тезисов об истории // РТ на русском. russian.rt.com. 15 октября 2020.

Подписаться
Уведомление о
guest

156 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад

Интернет-опрос по школьным учебникам истории в РФ и США.
Google
учебник истории в российской начальной школе – Результатов: примерно 4 550 000
учебник истории в американской начальной школе – Результатов: примерно 859 000
history textbook in Russian primary school – Результатов: примерно 53 400 000
history textbook in an American elementary school – Результатов: примерно 189 000 000
Yahoo
учебник истории в российской начальной школе – 1,890,000 results
учебник истории в американской начальной школе – 310,000 results
history textbook in Russian primary school – 24,400,000 results
history textbook in an American elementary school – 38,900,000 results
Выводы
Русскоязычные Google и Yahoo предпочитают русские учебники, – их англоязычные клоны – американские, – невольно вспоминается Редьярд Киплинг и его “Баллада о Востоке и Западе”, – ну или на худой конец, философский закон единства и борьбы противоположностей.
Похоже, пришла пора перенимать у бизнесменов и разведчиков технологию “Big Data” для создания правдоподобных школьных учебников истории.
К слову, – по идеологии “Big Data” единомыслие отнюдь не синоним одинаковомыслия.

Последняя редакция 2 года (лет) назад от Владимир Аксайский
Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад

Простите, пан Аксайский, насколько я понял, Вы – против научного подхода к составлению учебников истории. Но, надеюсь, не считаете науку истории = историческую науку чем-то сродни бизнесу или тем паче разведке? Тут высказывалось выше мнение в духе “раннего” Ландау.
Или всё же для Вас история есть наука (а не, к примеру, часть пропаганды)? Да или нет?
Л.К.

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Дело в том, что история имеет дело с избыточным количеством фактов (относительно школьной программы лет на пятьсот) и подбирать их и интерпретировать в свою пользу естественно

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  01.01.09

??
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Я за научный подход с использованием технологий типа “Big Data” – это новые возможности сотворить учебник истории РФ  как часть живой многомерной мозаики исторических знаний планетарного социума.
Стихийный примитивный пример-прообраз – Википедия.
Здесь есть творческая работа всем – гуманитариям, технарям, математикам…

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад

Простите, часом не у госп. Ковальчука М.В. обучились типа фразеологии? Или самопальная типа?
Внушаить и, местами, шокируить! Но не катит! Ни по какому.
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Самопальная, – если пользоваться вашей фразеологией.
Мне почему-то интересно экспериментировать со словесными конструкциями.
Например, – благодаря Вам, – вижу, –  предыдущий комментарий можно было закончить лозунгом в духе гроссмейстера Михаила Ковальчука – “Ударим цифровизацией по истории и разгильдяйству”.
По мне, Ковальчук М.В. – яркая пассионарная личность, – такие, как известно, создают конторы, тут же начинающие жить своей, – не зависимой от создателя, – жизнью.

semen Semenov
semen Semenov
2 года (лет) назад

И мы узнаем во всех подробностях взгляды Ирода на доктрину Иисуса Христа, татаро-монголов на Куликовскую битву, Наполеона на русскую компанию и на коварство русских и Гитлера на причины неудачи блицкрига. Это все будет бесценно для фрик-диссидентов и людей в пограничных психических состояниях. Как сейчас пишут: это взорвет интернет. Типа как прорыв канализации с городским фонтаном в одном флаконе.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  semen Semenov

По части фонтанофф – это к Козьме Пруткову. Please.
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  semen Semenov

Вас, похоже, интересует история взглядов на историю событий, – это отдельная история.
И ещё, – вряд ли “прорыв канализации с городским фонтаном в одном флаконе” надолго взорвет интернет, – есть прецеденты, – самый близкий в рассказе Ильфа и Петрова “Вторая молодость”.

semen Semenov
semen Semenov
2 года (лет) назад

История взглядов – это и есть история в обычном понимании. И я не писал, что эта тема надолго. Таких тем сегодня просто нет.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

В школьных учебниках Франции написано, что Франция внесла решающий вклад в победу во 2-й мировой войне. В провинциальные городках можно найти памятники, на которых галльский петух рвет шпорами немецкого орла ))

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

Прошу указать источники (учебники) и точные места в них: я довольно свободно разбираю по-французски.
Заранее в этом Вам признателен,
Л.К.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Зачем вам? Во всех странах это делают ))

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

А Вам зачем транслировать типа “а у вас линчуют неггрофф!”? А? Зачем?!
Л.К.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Да просто мне родители детей, которые ходили во французские колледжи, рассказывали. А памятник своими глазами видел. Все так делают, что и показывает “научность” истории.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

Как насчёт конкретных мест в конкретных французских типа школьных учебникахх? Заело?
Л.К.
Зато с “переводом стрелок” – типа оч.хор.
К.

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Люди здесь не статьи пишут и не диссертации защищают, так что рассуждения о корректности заимствований малоуместны, а полные ссылки на сомнительные источники в наше время могут быть и финансово обременительнымии

ричард
ричард
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

“А памятник своими глазами видел.” – см. комментарий ниже.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

Корректность вывода можно усилить, например, – …Все так делают, что и показывает «научность» истории… в школьных учебниках.
Это я к тому, что уже в 70-х прошлого века АНБ США продемонстрировала эффективность и полезность реконструкции правдоподобной истории сбором и анализом максимально возможного массива данных о СССР по технологии а ля “Big Data” – собирали всё, что могли, не брезгуя ничем, – вплоть до слухов, сплетен, статей в заводских многотиражках, самодельных объявлений на деревенских рынках…
К слову, – согласно исторической байке, Дмитрий Менделеев еще в позапрошлом веке использовал такой подход для разгадки британского военного секрета – состава бездымного пороха. Он всего-навсего проанализировал открытые, доступные сведения о производственных грузах, поступавших на предприятие, – ведь никто не заказывает материалов больше чем нужно.

res
res
2 года (лет) назад

Кто же спорит, что спецслужбы стараются по возможности собрать адекватную информацию (хотя, увы, были исключения). Но, согласитесь, к историческим исследованиям это имеет косвенное отношение, хотя бы потому, что данные, как правило, носят закрытый характер. Открытая история носит явно пропагандистский характер, а закрытую мало кто знает. Вернее, кому надо, тот знает ))

Последняя редакция 2 года (лет) назад от res
semen Semenov
semen Semenov
2 года (лет) назад

Анализ открытых данных – основа работы аналитических служб в разведках всего мира. Перед войной ГРУ отслеживало закупки немцами овчины – без тулупов в России не повоюешь. И прокололось. Гитлер был сумасшедший и воевать зимой просто не собирался.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад

Ну ладно, ну, допустим, “собрало АНБ (ужасное и кошмарное!) данные”.
Ну и как оно, кошмарное и ужасное, их эти данные типа обрабатывало? И обработало ли хоть малость из них?
Что в конце цепи – ещё один типа автомат как терминал, так что ли?!
Зачем вообще тогда такая цепочка?
Л.К.
Сравниваете, имхо, совершенно несравнимые понятия / представления. Ужас – для научника.
Для писателя – фантаста норм. Зачем отвлекаться? (ритор вопр)
К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Леонид, – изумляет ваша проницательность, – я даже внуков пытаюсь научить “сравнивать совершенно несравнимые понятия”, – предлагаю поиграть в “несовместимое”, – придумать  конструкции типа – “горькая сладость”, “горячий лед”, “умный дурак”, “правдивая ложь”…
Спасибо за риторический вопрос –  заставил вспомнить Владимира Высоцкого с его – “…может, лучше про реактор? Про любимый лунный трактор?” и деликатно напомнил о предмете дискуссии – школьном учебнике истории РФ.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад

Пан Аксайский!
Мой интерес был не к Вашим приёмам воспитания в именно Вашей частной жизни. А к Вашей, имхо, не вполне качественной попытке подверстать якобы “технологию АНБ” к созданию отечественных учебников истории. Нахрена козе баян?!
Всё же, как говорят в Одессе, “две большие разницы”. Имхо.
Л.К.
Внуков, так уж вышло, и у меня порядочно. Но воспитывают “молодые”, я не встреваю. Так, по касательной.
К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Насчет «технологии АНБ» сошлюсь на Федора Тютчева – «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…».
А вот ваше «…я не встреваю», – при вашем-то темпераменте,– это, скорее всего, фантастика.

Последняя редакция 2 года (лет) назад от Владимир Аксайский
01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад

Сложно говорить о методах АНБ с тем, кто убежден, что данные можно собирать только в пятом управлении и без адвокатов

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад

Так мы, простите, об АНБ, о Фёдоре Тютчеве или, допустим, о моём якобы “темпераменте” (не просил именно Вас об оценке! – Л.К.)?
О чём вообще, позвольте Вас спросить? А? Уточните, прошу!
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Уточняю, – понемногу обо всём интересном каждому, – в рамках принятых в ТрВН правил безопасности ментального общения. Вот как-то так.
И ещё, – извините, пожалуйста, за слова о темпераменте, – ничего подобного больше не будет. 

ричард
ричард
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

“Небольшая поправка” – в 1-й:

Галльские петухи в красных штанах… заклевали… немцев до полусмерти. — Речь идет о поражении немецких войск летом и особенно осенью 1918 г. в сражениях с французами. Положение германской армии стало критически-опасным, и ее командование обратилось к императору Вильгельму с предложением немедленно заключить перемирие с Францией и другими воюющими странами. При посредничестве Швейцарии и США такое перемирие (11 ноября 1918 г., во Франции, в Компьенском лесу) было подписано.

«Галльский петух» — один из символов республиканской Франции, а «красные штаны» — отличительная особенность формы французских военнослужащих.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  ричард

Спасибо за точную справку.
Л.К.
Теперь мне ведомо, кто есть физик – теоретик на портале ТрВ. А кто – жлоб и халтурщик.
К.

ричард
ричард
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Да ладно Вам…Памятники действительно есть, только орел без свастики.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  ричард

Насчет орла не помню, но штанов, тем более красных, на петухе не было. ))

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Вы явно выходите за рамки правил обсуждения, принятых на форуме ТРВ ))
https://tawi-toom.livejournal.com/4117.html
У каждого государства своя правда.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

Понятно. Изволите надеть мантию “играющего судьи”: весь выигрыш – понятно кому…
Анонимофф я читаю только непосредственно на ТрВ и в виде исключения.
Хамофф и жлобофф предпочитаю не читать вовсе.
Л.К.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Спасибо за комплимент, поскольку, похоже, вы меня читаете, коли комментируете ))

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

Боюсь Вас огорчить: вскорости перестану. Сервилизма и “забугорного” дешёвого, имхо, высокомерия – тьмы и тьмы. А вот логики и знаний…тут, похоже, проблемы!
Л.К.
Сервилизм это увы не здоровый консерватизм, а чисто “совковый” и больной типа холуяж. Поправляйтесь!
К.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Спасибо, вы очень любезны ))

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад

https://www.mk.ru/politics/2021/08/17/vlasti-rossii-reshili-kupit-patriotizm-molodezhi-za-10-milliardov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Видимо, в завтрашнем, уже сегодня продававшемся бумажном МК от среды 18 августа. Надо уточнить.
Л.К.

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

С ростом просторов пропорционально увеличивается размер вертикали. ))
И когда, извините, было не так?

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Хорошим журналистам и надо давать 10 млрд, а плохим — 3,14///

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  01.01.09

Журналистика, будучи, второй древнейшей профессией, имеет совершенно субъективные критерии оценки степени хорошего-плохого ))

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

Так оценивает покупатель

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  01.01.09

Я бы переформулировал. Она такая потому, что её оценивает покупатель ))

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад
В ответ на:  res

В смысле того, что на этом рынке почти всегда лишь один платежеспособный покупатель.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  01.01.09

Русский площадный мат возвращается бумерангом (к производителю типа), причём в 10-ярдной кратности. Не слыхали? Оченно жаль!
Л.К.

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад

Сейчас любая история будет рассматриваться как кредитная. И всякие существенные претензии государств будут отметаться на корню и в атакующем стиле

В желтой жаркой Африке…

Леонид Коганов
Леонид Коганов
2 года (лет) назад
В ответ на:  01.01.09

“Держи мешки – вокзал уходит!…”
Л.К.

01.01.09
01.01.09
2 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Вокзал на месте. А девушка, получив 3/2 в слабой форме, улетела на метле сама…

res
res
2 года (лет) назад

“ВСЯК КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ” (историческое народное наблюдение) ))

пытливый
пытливый
2 года (лет) назад

Человеческая эпоха похоже исчерпала себя!Учитывая политику, экономику,религию и технологии разные и образования и тд!К сожалению время есть время учитывая прошлое.. и настоящее..! И это далеко уже не шутки!!                     

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...