86 (на момент первой публикации 10 декабря 2021 года их было 64) российских математиков отправили нижеследующее письмо в Исполнительный комитет Международного математического союза (International Mathematical Union, IMU), посвященное кейсу их коллеги Азата Мифтахова. Письмо открыто для подписания (см. форму).
Публикуем перевод письма (оригинал на английском опубликован на сайте caseazatmiftakhov.org):
Уважаемые члены Исполкома Международного математического союза,
Летом 2022 года математики всего мира планируют собраться вместе, чтобы отметить достижения своих коллег и нашей области науки в целом, на Международном математическом конгрессе, который пройдет в Санкт-Петербурге. Это событие чрезвычайной важности для всемирного математического сообщества. Свобода собраний, открытое научное сотрудничество между академическими сообществами из различных стран, политическая нейтральность — вот те краеугольные ценности, которые конгресс призван обеспечить для всех математиков, поэтому мы приветствуем решение провести конгресс 2022 года в России и дать возможность сотням коллег принять в нем участие. Однако один из российских математиков по политическим причинам лишен такой возможности российскими властями — в прямом противоречии с теми ценностями, которых придерживается ММС (IMU).
Мы имеем в виду Азата Мифтахова, аспиранта мехмата МГУ им. Ломоносова, который был незаконно помещен в тюрьму с 1 февраля 2019 года. Обвиненный судом в разбитии окна местного офиса «Единой России», он изначально был задержан по обвинению в подготовке теракта. Благодаря быстрой реакции гражданского общества и мирового математического сообщества, это обвинение было отброшено прокуратурой, но Мифтахов тем не менее был обвинен в хулиганстве и приговорен к шести годам лишения свободы колонии общего режима — где он и находится в настоящее время. И теперь он вынужден работать на пилораме, несмотря на свое состояние здоровья, и ему было отказано в доступе к свежим математическим статьям.
Факты не оставляют никаких сомнений в политической мотивации его преследования. Есть объективные свидетельства того, что Азат и другие узники подвергались пыткам, чтобы склонить их к самооговору (включая угрозу пыткой шуруповертом); в ходе расследования власти оказывали давление и на семью Азата. А все обвинение основано целиком на свидетельстве «секретного свидетеля», который не подвергся открытому допросу в суде. Кроме того, в ура-патриотических СМИ (некоторые из них — под госконтролем) прошла грязная кампания против Мифтахова, в ней содержались гомофобные обвинения против него и публиковалась личная информация, которая не могла быть получена законным путем, в том числе слитые интимные фото Азата и аудиозаписи разговоров с его мамой.
Дело Мифтахова ни в коем случае не является уникальным: с 31 января 2018 года, когда произошло преступление, в котором обвинялся Азат, Федеральная служба безопасности России (ФСБ) только удвоила свои репрессии в отношении людей с анархистскими взглядами в России. А академическое сообщество в целом стало объектом растущего давления или даже прямых репрессий со стороны российских властей. Список российских ученых, арестованных ФСБ по подозрению в государственной измене или шпионаже, велик, в их числе Валерий Митько, Валерий Голубкин, Виктор Кудрявцев (умер 29 апреля 2021. — Ред.) и многие другие. Репрессии в отношении российских ученых не ограничиваются представителями естественных наук, недавно подвергся несправедливому аресту культуролог и ректор известного негосударственного университета Сергей Зуев.
Слова поддержки от Американского, Лондонского и Бразильского математических обществ, Математического общества Франции, Итальянского математического союза и, что не менее важно, от 54 членов Российской академии наук, служат убедительным свидетельством того, что международное математическое сообщество действительно серьезно обеспокоено ситуацией. Петицию в поддержку Мифтахова подписали более 300 математиков, она была поддержана математическими обществами Испании, Франции и Украины. В конце концов, Международный математический союз призвал правительство России позволить Мифтахову закончить учебу в аспирантуре во Франции, где Математический фонд им. Жака Адамара (Jacques Hadamard Mathematics Foundation, FMJH) предложил ему позицию исследователя в Лаборатории математики Орсе (Laboratoire de mathématiques d’Orsay).
Если не занять более твердую и активную позицию по этому вопросу, призыв к освобождению Мифтахова не будет услышан и не приведет к никаким действиям со стороны правительства России, как не было услышано обращение 54 членов и профессоров РАН. Разрешение представителю ФСБ Дмитрию Деревяшкину быть внесенным в список соорганизаторов Международного математического конгресса, а премьер-министру России Михаилу Мишустину рекламировать себя в официальном твиттере IMU, в то время как Азата держат в заключении и заставляют работать на лесопилке вместо проведения математических исследований, идет вразрез с ценностями политического нейтралитета и профессиональной солидарности, на которых построено IMU.
Мы согласны с тем, что бойкот научных мероприятий недопустим, но и продолжение сотрудничества с людьми и организациями, которые осуществляют политические преследования ученых в нашей стране, также недопустимы. Вот почему мы поддерживаем идею, высказанную Ахмедом Аббесом (Ahmed Abbes) и Седриком Виллани (Cédric Villani), и призываем IMU сделать то, что оно когда-то имело храбрость сделать в ответ на репрессии против коллег-математиков, — отложить Международный конгресс математиков до того момента, когда Азат будет освобожден из колонии или его дело будет пересмотрено с полным соблюдением его конституционных прав. Более того, мы считаем, что Конгресс, проводимый в России, должен включать секционную панель, посвященную математикам, находящимся в опасности, например, преследуемым по политическим мотивам авторитарными режимами, которая была бы открыта для общественности и широко бы освещалась независимыми журналистами.
Срок заключения Азата закончится 5 декабря 2023 года, после которого появится возможность сохранить тот праздник, которым Международный математический конгресс предназначен стать для всех, а не только тех счастливчиков, кому повезло не стать жертвой преследований со стороны авторитарного правительства. Нежелание предпринять такой шаг [в поддержку Азата] станет шрамом на добром имени IMU как профессиональной организации, приверженной ценностям научной свободы и политического нейтралитета.
Подписано 86 российскими математиками, включая 23 непубличных подписей, имена подписантов скрыты из соображений их безопасности. Signed by 86 Russian mathematicians, including 23 non-public signatories whose names we are withholding for their safety and protection.
Список 63 публичных подписантов на английском языке (List of the 63 public signatories):
Arseniy Akopyan, Institute for Information Transmission Problems, Russian Academy of Sciences
Dmitri Alekseevsky, Institute for Information Transmission Problems
Maxim Balashov
Alexey Balitskiy, IAS
Mikhail Borovoi, Tel Aviv University
Alexander Bufetov, CNRS
Alisa Chistopolskaya, NRU HSE
Rodion Deev, IMPAN
Anna Dmitrieva, University of East Anglia
Ilya Dumanski, MIT
Alexander Efimov, NRU HSE and Steklov Mathematical Institute
Alexander Elashvili, Tbilisi State University, Razmadze Mathematical Institute
Sergey N. Fëdorov
Boris Feigin, HSE
Sergey Finashin
Yan V Fyodorov, King’s College London
Azat Gainutdinov, CNRS France
Nikita Gladkov, UCLA
Leonid Gurvits, The City College of New York
Lyalya Guseva
Michael Hitrik, UCLA
Andrei Ionov, MIT
Grigory Ivanov, MIPT and IST Austria
Victor Kac, MIT
Ilya Kapovich, Hunter College of CUNY
Roman Karasev, Institute for Information Transmission Problems
Nikolai Konovalov, University of Notre Dame
Dmitri Korshunov, IMPA
Yury Kudryashov, University of Toronto
Mikhail Lobanov, Lomonosov Moscow State University
Dimitri Markushevich, University of Lille
Irina Mamsurova, NRU HSE
Sergey Melikhov, Steklov Mathematical Institute
Leonid Monin, Max Planck Institute for Mathematics in the Sciences in Leipzig
Slava Naprienko, Stanford University
Nikita Nikolskiy, NRU HSE
Victor Ostrik, University of Oregon
Anna Perevalova
Alexander Petrov, Harvard University
Leonid Petrov, University of Virginia
Aleksei Piskunov, NRU HSE
Alexander Popkovich, NRU HSE
Sergey Popov, University of Porto
Vladimir Potapov, Sobolev Institute of Mathematics
Leonid Prigozhin, Ben-Gurion University of the Negev
Vladimir Protasov, Moscow State University
Andrei Rodin, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Vasily Rogov, Humboldt University of Berlin
Daniel Rogozin, Institute for Information Transmission Problem of Russian Academy of Sciences
Slava Rychkov, IHES
Alexander Shen, CNRS & University of Montpellier
Ivan Solonenko, King’s College London
Mikhail Tamm, Moscow State University and Tallinn University
Grigory Taroyan, NRU HSE
Gleb Terentiuk, University of Michigan
Alexandra Utiralova, MIT
Misha Verbitsky, IMPA
Anatoly Vershik, Saint Petersburg branch of Steklov Mathematical Institute
Vladimir Vinnikov, HSE
Vladimir Zakharov
Bogdan Zavyalov, Max Planck Institute for Mathematics
Efim Zelmanov, UC San Diego
Vadim Zharnitsky, University of Illinois
обращение 54 российских академиков.
ну не надо называть академиками член-корров и те м более каких-то там профкссров ран
Не боишься вслед за ним уехать?
Деревяшкин Дмитрий Степанович его зовут.
Вообще, это абсурдная претензия — устраивается массовое международное мероприятие с безвизовым въездом и важными гостями, которым надо обеспечить безопасность. Это ведь не утренник в детском саду, где тоже есть сторож, кстати говоря. Понятно, что такое значительное мероприятие сопровождают спецслужбы и полиция. Ну чтоб братья-бабахи не подорвали кого-нибудь из академиков, хотя бы.
Расстановка акцентов в документе однозначно определяет его автора (авторов) как нерезидентов России. Несуразиц тут много, но суть не в этом.
Проблема пыток есть и на этот вопрос ответа в данном деле получено не было. Но на остальное (в т.ч. факты по процессу, не относящиеся ко второму обвинению, если считать приговор третьим составом с учетом первого) ИМЕЕТ СУГУБО ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ — из серии на сколько можно топтаться грязными сапогами по серверам Демократической партии США
Уважаю не побоявшихся подписаться из российских университетов и институтов!
А чего им бояться?
Приветствую леди и джентльменов, не могущих объяснить, чего именно надо бояться подписантам, но выразивших свое неудовольствие самим вопросом. Простенько так…
Отлучат от грантов РНФ страдальцев
Где море, а где дача? Или: прычому милиция, шо куры дохнуть?
Как минимум, увольнения. К примеру. что в Вышке творится:
https://novayagazeta.ru/articles/2021/12/04/fakultet-nenuzhnykh-professorov
Напиште мне, пожалуйста, когда кого-то из подписантов уволят. Но не раньше.
Двоих из подписавших Балашова и Лобанова уже увольняли из=за общественной деятельности. Насколько я помню, об этих историях можно прочитать даже в давних выпусках этой газеты.
Я неточно сформулировал: когда уволят за то, что они подписали это письмо.
где математики, и где государевы спецслужбы?
Разбитие окна местного офиса «Единой России» — приговорен к шести годам лишения свободы — ему было отказано в доступе к свежим математическим статьям. Вот читаю эти строчки и создаётся впечатление, что политическая партия «Единая Россия» такими изуверскими, противозаконными методами хочет насильственно заставить народ любить себя. Не знаю, я не математик, но по моему мнению, то, что сделал Азат Мифтахов хотят сделать очень большое количество россиян по очень многим и вполне обоснованным причинам. Конечно, разбитие окна, это правонарушение, но не более чем мелкое хулиганство и наказание должно быть соответствующим – не более 15 суток административного ареста. Совершая такое «правосудие», эта власть сеет в российском обществе зерна ненависти к себе, но что не менее важно, теперь об этом будут знать во всём мире и когда наши дипломаты будут говорить даже правильные вещи о суверенности России им будут тыкать вот этот пример — грубейшего беззакония.
Ещё и не доказано, что он разбил. Стиль «поджога Рейхстага» налицо.
Насколько мне известно, в приговоре не утверждается, что бил он. А стиль для аспиранта, обязанного знать историю, был оценен почти по максимуму (шесть из семи возможных)
…Стиль «поджога Рейхстага» налицо.
Мелковато. Тут бы вам о Джордано Бруно вспомнить, или о Жанне Д’арк.
включая 19 непубличных подписей, имена подписантов скрыты из соображений их безопасности.
Для субботника Fancy Bears?
[…] 64 российских математика направили письмо в Исполнительный комитет Международного математического союза. В письме речь идет о защите их коллеги Азата Мифтахова, пишет газета «Троицкий вариант». […]
С письмом согласен. Но выскажу некоторую критику организаторам. Письмо адресовано (и это несомненно правильно) в исполком Международного математического союза. Нет никакого смысла в публикации множества подписей. Для публикации письма достаточно нескольких подписей авторитетных российских математиков. А для принятия решения исполкому ММС важно мнение значительной части математиков, живущих в России. Мнение наших бывших (даже сохранивших гражданство) соотечественников тоже важно, но примерно настолько, насколько важно мнение остальных зарубежных коллег. Чтобы у общественности не создавалось ложного впечатления о том, что это письмо поддерживают в основном зарубежные коллеги, опцию публичной подписи следует отменить.
1. вот у Министерства создалось впечатление что слишком много (11 из 28) членов «ученого» совета поддержали Августиновича и как и на XVII съезде ВКП(б)голосование было тайным
2 В случае непубличной подписи под такого рода документом ее не узнать — НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ
3 Те, кто писал письмо 99, не были трусами (и чего-то из себя представляли)
4 А трусов принято бить
Над дураками принято смеяться. Но не публично, чтобы не оскорблять чувства данной категории граждан.
Есть такое заведение как ММЦ в Академгородке, созданное в рамках подготовки к Конгрессу. Поэтому я лично, как меня учил Н.С.Хрущев когда критиковал Пастернака, мог бы перевести разговор с Вами и в плоскость неустоек
Всё, что должно состояться более, чем через четыре недели, уже неактуально:
https://www.rosbalt.ru/world/2021/12/20/1936393.html
Основная проблема в деле аспиранта М для живущих постоянно в России состоит в оценке набора никем не отрицаемых фактов, которая резко расходится в зависимости от убеждений.
История с шуруповертом — это часть другой, хотя и не менее важной и более болезненной проблемы
Любопытно, — сколько сейчас профессиональных математиков в мире?, — или, хотя бы, — сколько их в Международном Математическом Союзе?, — ведь «Летом 2022 года математики всего мира планируют собраться вместе…».
На сайте ММС есть только список национальных матобществ 88 стран.
В MathReview более миллиона авторов математических статей. Большинство из них живы. Профессиональных математиков многие десятки тысяч. На математический конгресс собираются математики со всего мира, но не все математики в мире.