Российская космонавтика оказалась заложницей геополитической обстановки, и теперь однозначно можно сказать, что ее история разделилась на две совершенно различные части: до 24 февраля 2022 года и после.
Это очень важно для населения России, так как десятилетиями у нас было два главных повода для гордости: победа в Великой Отечественной войне и успехи в космонавтике.
Попробуем разобраться, какие последствия для космической отрасли и космических программ России будет нести специальная военная операция в Украине. Но события развиваются так быстро, что это лишь предварительный анализ ситуации, которая, несомненно, может меняться.
Научные международные проекты
Последние двадцать лет Россия не могла похвастаться глубоким международным сотрудничеством в сфере космонавтики, но отдельные проекты продолжались до сегодняшнего дня: это работа в составе Международной космической станции и партнерство по нескольким научным автоматическим космическим аппаратам. Многие рабочие договоренности по совместному исследованию Луны и Марса действуют с тех времен, когда Федеральным космическим агентством руководил Владимир Поповкин.
Двадцать пятого февраля 2022 года генеральный директор Европейского космического агентства (далее — ЕКА) Йозеф Ашбахер (Josef Aschbacher) написал: «Несмотря на текущий конфликт, сотрудничество в гражданском космосе остается связующим звеном между нами», и заявил, что сотрудничество с Роскосмосом по проектам Международной космической станции, совместной миссии ЭкзоМарс-2022 и другим программам продолжится. Но уже 28 февраля ЕКА заявило, что полностью выполнит санкции, введенные против России государствами — членами ЕКА [1]. Было принято решение временно заморозить все основные совместные научные проекты.
Телескоп eRosita в составе российско-германской космической обсерватории «Спектр-РГ» был переведен в спящий режим, продолжается работа только российского телескопа АРТ-XC [2]. За прошедшие два с половиной года находящийся в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля рентгеновский телескоп «Спектр-РГ» с двумя инструментами eRosita и АРТ-XC выполнил четыре полных обзора неба и начал пятый из восьми запланированных. Это единственный действующий крупный российский астрофизический космический аппарат (создан в НПО им. С. А. Лавочкина).
ЕКА сообщило, что сложившаяся ситуация делает маловероятным запуск аппарата ЭкзоМарс-2022 в этом году. Межпланетный аппарат, состоящий из перелетного модуля (ЕКА), посадочного аппарата «Казачок» (Роскосмос) и марсохода «Розалинд Франклин» (ЕКА), находится в Европе. Старт был запланирован на август-сентябрь 2022 года на ракете-носителе «Протон-М» с космодрома Байконур. Следующее стартовое окно к Марсу — через два года.
Санкции не должны помешать старту в июле 2022 года российской посадочной межпланетной станции «Луна-25», но встает вопрос о следующих двух аппаратах: орбитальном «Луна-26» и посадочном «Луна-27», сделать которые, вероятно, возможно только опираясь на сотрудничество с Китаем, в первую очередь из-за потребности в радиационно стойких микросхемах для космического применения. Изначально, еще до событий 2014 года, планировалось плотное сотрудничество по лунной программе с Европейским космическим агентством.
В Институте космических исследований РАН и НПО им. С. А. Лавочкина надеялись на сотрудничество с NASA по автоматической межпланетной станции «Венера-Д» [3]. Совместные усилия позволили бы увеличить срок работы на поверхности Венеры до 60 суток. Но в конце февраля Роскосмос заявил, что теперь нет и речи о совместной работе с американцами над этим проектом.
Пока неизвестно, повлияют ли санкции на научную программу российского космического аппарата «Бион-М» № 2, запуск которого планируется в 2023–2024 годах с участием большого количества иностранных партнеров [4].
В этой связи стоит обратить внимание на заявление директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина: «Основные конструкторские, технологические и финансовые ресурсы, высвобождаемые из совместных с США и Евросоюзом международных исследовательских проектов, будут направлены теперь на создание космических систем исключительно оборонного и двойного назначения» [5]. Фактически это означает, что Россия сводит к минимуму космическую науку — все проекты, для которых требуется космическая техника (за исключением прикладных направлений, например, метеорологии).
Международная космическая станция
Пока почти не пострадала совместная работа на МКС. Несколько источников в NASA, включая руководителя американской пилотируемой программы Кэтрин Людерс (Kathryn Lueders), заявили, что администрация продолжает работать со всеми международными партнерами, в том числе с госкорпорацией «Роскосмос», для непрерывной безопасной эксплуатации Международной космической станции [6].
Но Дмитрий Рогозин заявил, что из-за европейских санкций прекращается сотрудничество с Германским центром авиации и космонавтики (DLR) по проведению на МКС совместных космических экспериментов, в том числе «Ураган», «Матрешка-Р», «Вампир» и «Экоплазма». Российская сторона проведет их самостоятельно [7].
В этом контексте неясна судьба европейского роботизированного манипулятора ERA, установленного на многоцелевом лабораторном модуле (МЛМ) «Наука». Манипулятор необходим для установки на МЛМ научной шлюзовой камеры и для последующей работы с научным оборудованием на внешней поверхности МЛМ.
Хотя представители NASA сдержанны в своих заявлениях, Дмитрий Рогозин в «Твиттере» написал об опасности досрочного прекращения участия России в проекте МКС. Но в ответ на его фразу: «Если заблокируете сотрудничество с нами, кто спасет МКС от неуправляемого схода с орбиты и падения на территорию США или…» — Илон Маск поставил логотип компании SpaceX [8].
Возможно, таким твитом Дмитрий Рогозин отреагировал на расширение санкционного списка США, включившего еще три предприятия госкорпорации «Роскосмос»: федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», Салаватский химический завод и Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева.
На этом фоне снова встал вопрос о подписании имплементационного соглашения между Россией и США о перекрестных полетах космонавтов и астронавтов на космических кораблях «Союз» и Crew Dragon. На случай переносов стартов или аварийных ситуаций было бы правильно в каждом экипаже иметь представителя другого сегмента станции.
Американский и российский сегмент разрослись за более чем 20 лет строительства на орбите, и члены международного экипажа подготовлены к квалифицированной работе только на своей части станции.
Первый полет с обменом астронавта и космонавта планируется осуществить осенью этого года. От российской стороны в первом подобном полете заявлена Анна Кикина, единственная женщина в отряде космонавтов Роскосмоса.
Коммерческие проекты
Семнадцатого февраля Дмитрий Рогозин предложил модернизировать стартовую площадку для российских ракет «Союз-ST-B» в Гвианском космическом центре в Южной Америке для пилотируемых пусков. По его мнению, это позволило бы ЕКА сэкономить большие деньги, поскольку для европейцев отпала бы необходимость в создании собственной пилотируемой транспортной системы [9]. С другой стороны, это помогло бы России получить запасную стартовую площадку для отправки космонавтов на МКС. В данный момент госкорпорация может отправлять людей в космос только с одного стартового комплекса на Байконуре (площадка № 31), не имея резервирования после завершения эксплуатации «Гагаринского старта» (площадка № 1).
Но уже в конце февраля это предложение потеряло смысл. После введения европейских санкций Роскосмос отказался продолжать сопровождение запусков спутников ракетами «Союз-ST-B» с космодрома Куру во Французской Гвиане. На космодроме Куру остались законсервированными три ракеты «Союз-ST-B» и три разгонных блока «Фрегат».
Компания Arianespace, которая эксплуатирует Гвианский космический центр, анализирует последствия решения Роскосмоса и рассматривает перевод полезной нагрузки на собственные ракеты Ariane 5, Ariane 6, а также Vega и Vega C.
Как сообщил Дмитрий Рогозин, деньги за ракеты получены и возврату не подлежат из-за форс-мажорных обстоятельств: «Это был хороший для нас контракт, мы его практически исполнили, но форс-мажор в этом контракте — это развязанная против нашей страны война», — уточнил он.
К 3 марта все российские специалисты покинули Гвианский космический центр [10]. Таким образом, на Куру в этом году был выполнен только один пуск российской ракеты «Союз-ST-B» со спутниками OneWeb 10 февраля.
На Байконуре 2 марта в стартовую систему площадки № 31 была установлена ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 36 космическими аппаратами OneWeb. Но уже 4 марта Дмитрий Рогозин поручил прекратить все пуски российских космических ракет, осуществляемые в интересах OneWeb, со всех космодромов, поскольку компания OneWeb не гарантировала неиспользование спутников системы в военных целях.
Ракету на площадке № 31 сняли и увезли в монтажно-испытательный корпус [11].
Тридцать шесть спутников компании OneWeb останутся на Байконуре на неопределенное время, а следующие пять запусков с Байконура, предусмотренные программой этого года, не состоятся [12]. Все шесть ракет-носителей были оплачены. Оператор запуска российско-французская компания Starsem законсервировала 36 спутников компании OneWeb в своем опечатанном помещении [13].
Для коммерческих запусков у России остался южнокорейский спутник CAS500-2, ангольский Angosat-2 [14] и бангладешский Bangabandhu Satellite-2. Вероятность заключения новых контрактов, при сегодняшней репутации Роскосмоса, маловероятна.
Также Рогозин сообщил, что Роскосмос не будет обслуживать оставшиеся у США 24 двигателя РД-180 и прекращает поставки РД-181.
Американская компания United Launch Alliance (ULA) много лет закупала у НПО «Энергомаш» двигатели РД-180 для ракеты-носителя Atlas V, что приносило хороший доход Роскосмосу. Atlas V использовался как для гражданских программ NASA, так и для оборонной тематики США. После 2014 года в компании приняли решение завершить сотрудничество с Россией, и ULA начала разработку новой ракеты Vulcan с метановым двигателем BE-4 вместо керосинового РД-180. В апреле 2021 года «Энергомаш» передал американской стороне последние шесть двигателей. Использовать оставшиеся двигатели РД-180 американские специалисты смогут и без поддержки Роскосмоса [15].
Пока не было новостей о плазменных двигателях СПД-50М для спутников OneWeb, которые производит калининградское опытное конструкторское бюро «Факел» (входит в интегрированную структуру НПО «Энергомаш») [16]. Если Роскосмос приостановил запуски спутников OneWeb и вряд ли сможет заключить следующий контракт, будет ли Россия производить двигатели для них?
Двигатели РД-181, поставки которых по решению главы Роскосмоса заморожены, используются в ракете-носителе Antares компании Northrop Grumman, которая, в свою очередь, задействована для запуска космических грузовых кораблей Cygnus для снабжения МКС. Таким образом, Роскосмос ввел санкции против программы МКС — последнего крупного международного проекта, в котором он еще участвует.
Космодромы
Сейчас Роскосмос проводит подготовительные работы по созданию двух коммерческих стартовых площадок на Байконуре. Первый — совместный с Казахстаном «Байтерек» для космических пусков новой ракеты-носителя «Союз-5», создаваемой РКК «Энергия» им. С. П. Королёва и самарским космическим центром «Прогресс». Второй — на базе «Гагаринского старта» для коммерческого запуска ракет «Союз-2» тремя странами-партнерами: Россией, Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами [17].
Третий потенциальный проект коммерческого космодрома — это восстановление плавучего космодрома «Морской старт»; стоимость работ оценивалась в 35 млрд руб. по курсу до 24 февраля 2022 года [18].
Реализация всех трех проектов наталкивается на серьезное препятствие: стоит ли вкладывать средства в ремонт и модернизацию, если Роскосмос стал «токсичным партнером» на международной арене? Дмитрий Рогозин 3 марта в ток-шоу «Большая Игра» на Первом канале возложил вину за развал сотрудничества в области космоса на США, Великобританию, Францию и Германию: «Эти страны уничтожили то, что создавалось человечеством с таким трудом, что создавалось кровью и потом тех людей, которые осваивали космос».
Импортозамещение
С 2014 года Россия и Роскосмос реализовывали программу импортозамещения [19], чтобы сократить зависимость от западных электронных компонентов для космических аппаратов. Российские производители переориентировались на Тайвань.
Но после начала специальной военной операции в Украине к санкциям против России присоединился крупнейший производитель электроники в мире — тайваньская компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Co.), где отечественные фирмы заказывали производство самостоятельно спроектированных микрочипов [20].
Космический туризм
Еще один источник дохода для Роскосмоса — космический туризм на МКС. Для этих целей в 2022 и 2023 году будут изготовлены два корабля «Союз-МС» по контракту с американской компанией Space Adventures, которая ищет для полетов состоятельных клиентов. Но будут ли готовы состоятельные иностранцы понести репутационные потери, полетев в космос на российском корабле?
Еще два корабля в РКК «Энергия» строятся для компании «Главкосмос», полеты туристов на них планировались в 2023 и 2024 годах.
Понимая новые вызовы, 26 февраля в эфире радиостанции «Комсомольская правда» генеральный директор «Главкосмоса» Дмитрий Лоскутов сказал: «Мир не ограничивается теми странами, которые объявили так называемые санкции, мы продолжаем взаимодействие со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки, и с европейскими нашими партнерами продолжается работа».
Выполнение Федеральной космической программы
Санкции в сочетании с падением курса рубля ставят под сомнение выполнение ФКП 2016–2025 годов. Дополняет нерадужную картину кризис стратегического планирования. Примером может служить ситуация с запуском нового российского пилотируемого корабля «Орел» (ранее он назывался «Федерацией»), который создается в РКК «Энергия». После нескольких переносов начала летных испытаний первый автономный беспилотный полет корабля был назначен на конец 2023 года [21].
Но в начале этого года запуск в очередной раз был отложен — теперь на 2024 год; при этом Дмитрий Рогозин в интервью не использовал термин «перенос» [22], также он не упомянул причину, по которой Роскосмос планирует отказаться от разрабатываемого корабля, а именно: отказ от серьезной российской лунной пилотируемой программы [23]. Создание необходимой для этого сверхтяжелой ракеты-носителя отложили на неопределенное время, и поэтому после трех испытательных полетов корабль «Орел» теряет какой-либо смысл. Вместо него будет создаваться менее тяжелый корабль «Орленок» для полетов на новую Российскую орбитальную служебную станцию (РОСС). Всё это произойдет при условии, что из бюджета будут выделены деньги в следующий десятилетний период Федеральной космической программы — 2026–2035.
Инвестиции
В декабре 2021 года Роскосмос объявил, что Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило госкорпорации максимально возможный кредитный рейтинг AAA(RU) c прогнозом «стабильный», что соответствует суверенному уровню [24]. Как потом пояснил в своем интервью первый заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос» по экономике и финансам Максим Овчинников, этот рейтинг необходим, чтобы выпустить облигации для привлечения инвестиций: «Это может потребоваться при реализации крупных масштабных инвестиционных проектов, которые мы планируем в будущем реализовывать» [25].
Но теперь приоритеты меняются: по заявлениям Дмитрия Рогозина, российская космическая программа на фоне санкций будет скорректирована, приоритетом станет создание спутников в интересах обороны. Тем временем предприятия Роскосмоса подключаются к инициативе Рогозина по сокращению доходов руководства [26].
Восьмого марта Дмитрий Рогозин решил на «национализированных» ракетах от программы OneWeb практически бесплатно запускать спутники российских частных космических компаний [27]. Осталось только найти российские частные компании и понять их интерес. Частный бизнес нуждается в инвестициях, квалифицированных кадрах, свежих идеях и клиентах, желательно по всему миру.
Сейчас трудно предсказать, какая судьба ждет Роскосмос в новых условиях: будет ли это полное фиаско или повод для реформ и шанс для частной российской космонавтики?
Александр Хохлов,
популяризатор космонавтики
2. novosti-kosmonavtiki.ru/news/82924/
3. venera-d.cosmos.ru/index.php?id=658
4. biosputnik.imbp.ru/Bion2.html
5. twitter.com/Rogozin/status/1498712058111614983
6. space.com/russia-ukraine-nasa-response-iss-operations
8. twitter.com/elonmusk/status/1497370602075734021
9. ria.ru/20220217/kosmos-1773258904.html
12. arianespace.com/press-release/suspension-of-soyuz-launches-operated-by-arianespace-starsem/
13. starsem.com/services/sppf.htm#
14. ria.ru/20211008/angosat-2-1753622217.html
15. spacenews.com/ula-russia-sanctions-not-expected-to-disrupt-atlas-5-operations/
18. vedomosti.ru/politics/news/2020/08/24/837556-borisov-otsenil-stoimost-vosstanovleniya
19. minpromtorg.gov.ru/common/upload/00-113_.pdf
21. trv-science.ru/2020/03/kazus-roskosmosa/
23. theins.ru/obshestvo/240976
Не хочется выглядеть злорадным никому. Поэтому, видимо, и комментариев нет. Настоящее чувство это не злорадство, а боль. Но если честно: после назначения Рогозина, можно ли было верить, что отрасль выживет? Безотносительно к последним событиям. А сейчас этот менеджер, за которого перед всем миром стыдно, вовсю разгулялся. И «Орленок» вместо «Орла» — символично. Летать будет, но «незэнко».
Согласен.
Роскосмос как и вся страна в целом уничтожается…
А мы только щёки надуваем.
А автор… Он оптимист???
Или штатный?
Россия это проблемный фрактал. С одной стороны, все ее проблемы можно найти в каждом из её слагаемых, а с другой, каждое слагаемое в точности репрезентативно в оценке общего пушного зверька. Космос тут просто очень выпуклый, и удобный для наблюдения экземпляр. Из-за размера и сложности, потемкинскими деревнями и сколково тут не обойдешься.
Мне кажется что для нового межпланетного пилотируемого модуля хорошо подойдет название «Козлёнок», а саму станцию назвать «Козлом», в честь великого русскаго космического менеджера.
Год 2122.
— Козел, прием.
— Козел на связи, прием.
— Козлёнок идет на сближение к стыковочному модулю Вымя.
— Козлёнок, Вымя не входит в комплект станции, стыкуйтесь куда найдёте…
Интересно — кто-нибудь из читающих знает, что памятник Комарову, который стоит в Щелково на улице Комарова, построен на деньги космонавтов? Что запускали Комарова к очередному «дню», в спешке? Так что удивляться-то? Строили-строили, и, наконец. построили.