Ричард Докинз известен не только своим влиянием в сфере эволюционной биологии, но и попыткой повлиять на гуманитарные науки. В книге «Эгоистичный ген» (1976) он высказал амбициозную гипотезу, призванную объяснить эволюцию культуры: предположил, что культура состоит из единиц репликации, аналогичных генам, — мемов. Подобно генам, мемы вступают в конкуренцию между собой, и среди них имеет место отбор на выживание: «Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Если ученый услышал или прочитал об интересной идее, он сообщает о ней своим коллегам и студентам. Он упоминает о ней в своих статьях и лекциях. Если идею подхватывают, она распространяется, передаваясь от одного мозга другому. <…> Выживаемость хорошего мема, входящего в мемофонд, обусловливается его большой психологической привлекательностью» 1.
Введение понятия «гена» в свое время перевернуло биологию. Введение Докинзом понятия «мема», казалось бы, должно было совершить аналогичный переворот в науках о культуре. Однако на самом деле оно прошло для них фактически незамеченным. Даже сейчас, в эпоху, когда слово «мем» известно каждому школьнику, гуманитарии почему-то не спешат взять эту теорию на вооружение. Да и значение за словом «мем» закрепилось отнюдь не то, которое в него вкладывал Докинз, — сейчас оно означает род визуального фольклора в Интернете.
Почему так происходит? Если смотреть на теорию мемов с позиции многовекового опыта общественных наук, с ней имеются две проблемы — мелкая и крупная. Мелкая проблема состоит в самом выделении мема как единицы репликации культуры. Что, собственно говоря, является мемом? Приведенные Докинзом примеры мемов нельзя назвать удачными. Например, историк тут же возразит, что постройка арки — сложный процесс, состоящий из множества операций, которые требуют разделения труда, а разделение труда в свою очередь требует определенного уровня развития экономики и общества. Захватившие Римскую империю варвары могли сколько угодно смотреть на римские арки и даже находить их привлекательными, но воспроизвести их были не в состоянии.
Докинз, по-видимому, и сам осознает некоторые затруднения с вычленением мемов: «Но что же такое симфония? Сколько она вмещает мемов? Соответствует ли мему каждая ее часть, каждая различимая фраза мелодии, каждый такт, каждый аккорд или что-то еще? Я прибегаю к тому же словесному приему, который был использован в главе 3. Там я разделил „генный комплекс“ на крупные и мелкие генетические единицы и на единицы внутри этих единиц. Ген был определен не как некая жесткая единица, а как единица, созданная для удобства: участок хромосомы, самокопирующийся с достаточной точностью, чтобы служить жизнеспособной единицей естественного отбора. Если какая-то фраза из Девятой симфонии Бетховена настолько легко узнается и запоминается, что ее можно вырвать из всего произведения и использовать в качестве позывного сигнала одной, доводящей до исступления своей назойливостью, европейской радиостанции, то она заслуживает названия мема»2.
Докинз почти готов допустить, что культура имеет не цифровую, как ДНК, а аналоговую природу, но для параллели с генами эта мысль губительна, поэтому он всё же отвергает ее: «Возможно, что это впечатление некорпускулярности иллюзорно и не разрушает аналогии с генами» 3.
Между тем симфония Бетховена, разумеется, состоит из вполне конкретных единиц — из нот. И — тут мы переходим к крупной проблеме теории мемов — комбинация этих нот очевидным образом имеет автора. Она не существовала до тех пор, пока человек по имени Людвиг ван Бетховен не соединил данные ноты вместе.
В теории мемов Докинза не находится места субъектности. Мемы заняты исключительно «самокопированием» («само-»!) и конкуренцией друг с другом. К этому Докинза вынуждает аналогия с генами: последние 3,5 млрд лет (как минимум) гены не берутся из ниоткуда; новые гены появляются только вследствие неточной репликации старых. Однако с культурой дело обстоит не так. Мы имеем возможность постоянно, в режиме реального времени, наблюдать порождение культурных явлений de novo, а отнюдь не только путем подражания. Пресловутый ученый из приведенной выше цитаты может не только «услышать или прочитать об интересной идее» — он сам генерирует идеи, если, конечно, он настоящий ученый. В конце концов, сгенерировал же сам Докинз свою идею мемов!
Даже в тех случаях, когда музыку сочиняет компьютерная программа, за ней стоит человеческий субъект — программист, которому понадобилась именно музыка, а не решение математической задачи и не изображение фиолетового кролика.
Но так называемое творчество, избыточно фетишизированное европейской культурой Нового времени, — лишь верхушка айсберга. Никакая мелодия не воспроизводит себя сама. По крайней мере до изобретения звукозаписи воспроизведение услышанной мелодии требовало немалых осознанных усилий по обучению музыке. Массовое распространение магнитофонов во времена написания «Эгоистичного гена», а ныне — цифровой записи музыки, существенно упростило воспроизведение. Но при всей соблазнительности этой простоты субъектность человека, нажимающего кнопку Play, никуда не девается.
Общественные науки всегда рассматривали субъектность как данность, хотя, за исключением философии, обычно не брались объяснять ее природу. Естественные науки обратили внимание на проблему субъектности сравнительно недавно — с тех пор, как философ Томас Нагель поинтересовался у биологов, каково быть летучей мышью (напомним, это произошло за два года до выхода в печать «Эгоистичного гена»). В последнее время проблема субъектности занимает всё больше места в нейробиологии. Во всяком случае, эта проблема достаточно серьезна, чтобы от нее отмахиваться.
Часть нейробиологов утверждает, что субъектность — попросту иллюзия 4, однако это не снимает проблемы, а лишь маскирует ее: само понятие «иллюзии» подразумевает наличие субъекта (кто испытывает иллюзию?). Имеют место, впрочем, и основательные попытки разобраться в природе субъектности и в ее биологических основаниях — можно привести в качестве примера опыт Майкла Газзаниги 5 и Антонио Дамасио, причем последний затрагивает не только проблему субъектности, но и проблему эволюции культуры 6.
Так или иначе, перефразируя Маяковского, субъектность — «пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой». И наглядным доказательством ее реальности может служить то, что когда-то натолкнуло Дарвина на саму идею эволюции. Речь идет об искусственном отборе.
Рассуждения Докинза об эволюции культуры — характерный пример того, как зачарованность современного дарвиниста естественным отбором заставляет забыть о существовании отбора искусственного. Естественный отбор бессубъектен (не случайно сам Дарвин был не уверен в применимости термина «отбор» к описываемому процессу, подчеркивая отсутствие «отбирающего» субъекта). Но при искусственном отборе отбирающий субъект несомненно присутствует — это человек. В большинстве случаев признаки, по которым осуществляется искусственный отбор, бесполезны или даже вредны для выживания в дикой природе — примером могут служить бессемянные плоды у бананов, — однако человеку они могут быть полезны. Притом есть немало примеров, когда и человеку искусственный отбор особой пользы не приносит: что полезного для нас в укороченной морде мопса, наростах на голове золотой рыбки породы фловерхорн или махровой гвоздике? Мы делаем эти организмы такими просто потому, что захотели и можем. Декоративное животноводство и растениеводство — самый чистый образец субъектности в действии.
Сам Дарвин между тем не только не отрицал существования субъектности — он допускал ее наличие даже у животных при половом отборе: «Подобно тому, как человек может придать красоту по своему вкусу самцам своей домашней птицы… точно таким же, по-видимому, образом в природе самки птиц, отбирая в течение долгого времени самых привлекательных самцов, усилили красоту или другие привлекающие свойства последних. Это предполагает, без сомнения, уменье различать и наличие вкуса у самок…» 7
Представление, что пава выбирает павлина просто потому, что ей нравится пышный хвост, в наши дни не встречает сочувствия среди биологов, и в ход идут самые разные объяснения — от «генов предпочтения пышных хвостов» до «принципа гандикапа». Но какое бы объяснение ни оказалось в итоге верным применительно к животным — даже если исходная дарвиновская аналогия полностью ложна, — это не отменяет существования искусственного отбора у человека.
Организмы, полученные путем искусственного отбора, составляют часть нашей культуры. Кудрявость пуделя — такой же безошибочно опознаваемый элемент европейской культуры, как симфония Бетховена. И пудели, и симфонии вплоть до недавнего времени были маркерами элитарного досуга, недоступного большинству населения: рабочие и крестьяне не могли себе позволить держать декоративных собак и слушать симфонии.
Отбор, сформировавший европейскую музыку, столь же очевидно не имеет отношения к естественному отбору, как и отбор, сформировавший европейские породы собак. Это отбор искусственный, за которым стоит субъект — человек. Элементы культуры — называть ли их мемами или как-то еще — не воспроизводятся сами, не вступают сами собой в отношения конкуренции и борьбы за существование. Их воспроизводит человек (даже выведенные человеком породистые животные и сортовые растения размножаются только тогда, когда этого захочется человеку), и люди же конкурируют между собой, «меряясь» престижем элементов культуры и противопоставляя свою субъектность чужой. Невозможно оторвать культуру от субъекта и реплицировать ее в пробирке.
В этом и состоит основная претензия общественных наук к биологизаторским объяснениям культуры. Дело не в том, что такие объяснения редуцируют «высокую» культуру к «низкой» биологии (хотя подобные карикатурные взгляды действительно порой встречаются среди гуманитариев). Дело в том, что в большинстве случаев такие теории пытаются упразднить неудобный для них феномен субъектности. Упразднить, а не объяснить или хотя бы описать.
Мария Елифёрова
1 Докинз Р. Эгоистичный ген / Пер. с англ. Н. Фоминой. — М.: АСТ: CORPUS, 2018. С. 295–296.
2 Там же. С. 299.
3 Там же.
4 См. напр. Бернс Г. Иллюзия себя: Что говорит нейронаука о нашем самовосприятии / Пер. с англ. М. Десятовой. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024.
5 Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии / Пер. с англ. под ред. А. Якименко. — М.: АСТ: CORPUS, 2017.
6 Дамасио А. Странный порядок вещей: Жизнь, чувства и рождения культур / Пер. с англ. М. Елиферовой. — М.: АСТ: CORPUS, 2024.
7 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дарвин Ч. Сочинения. Т. 5. — М.: АН СССР, 1953. С. 314–315.
Полагаю (взгляд сущего, «густопсового» дилетанта), что сложности с формированием этакой «меметики» (аналог генетики) связаны не только с разной (объективной) природой «гена» и «мема». «Ген» — нечто конкретное, что не только можно точно описать, но определить, как он «работает». Его культурный аналог — «мем» — выделить гораздо сложнее. И тут, в отличие от гена, огромное поле для «пастьбы» субъективности выделяющих.
Но кое-что общее есть. :=)
Вот, возьмём — генетика — половой отбор. Тут есть место «субъективности», причём двух уровней.Низший — возможные микромутации у особей, порой отсекающие саму возможность реплицироваться (скажем, потомство вообще нежизнеспособно), Высокий — результирующая «успешность» в поиске полового партнёра (и оттирании конкурентов :=)). Тут, в принципе, может быть много вариантов. Но все они ограничены тем, что в популяции локальные отклонения особей (вызванные локальными отклонениями генома) должны попасть в рамки, вообще допускающие половой контакт. Попросту, нужно «тварям» найти «по паре». Но это — «твари по паре» — обеспечивается попаданием в нужные рамки фенотипов — наследников фенотипов «родительского поколения». Короче, мы имеем (не знаю, понятно ли я выразился) этакую «эволюционную инерционность».
А в культуре? Да что-то схожее. Возьмём, к примеру, религию. В каждый данный момент (в каждом поколении) мы имеем, если подумать, 1001 вариант восприятия «религиозных мемов» в головах. Но они тоже «загоняются в рамки» сформировавшимся (и формирующимся) аналогом «расширенного генотипа» — социальными механизмами «формирования мозгов». Например, происходит что-то вроде «мега-мутации» (аналоги в биологии вряд ли найдутся): строится храм. И у следующих поколений уже искажение «мемокомплекса» — религия не мыслится без храма, и порождает изменение «расширенного фенотипа», строительство храмов. И прочее в этом роде, обеспечивающее «эволюционную инерционность культуры».
(Ох, боюсь, мутно выразился…)
Между геном и мемом принципиальная разница. Мем — элемент фенотипа, видимый признак, который собственно и подвергается отбору. В рамках отбора мелодия будет забыта или станет мемом.
А ген — внутренняя сущность, кодирующая внешние признаки. То есть у мемов должны быть внутри субъекта свои «гены». Которые неочевидны, но кодируют создание и воспроизводство мемов. При этом существенно, что один ген принимает участи в кодировании многих признаков м наоборот, признаки часто задаются множеством генов.
Собственно, в этом и состоит проблема дискретности-непрерывности. Гены дискретны, а кодируемые ими признаки — не обязательно.
В целом, нужно искать внутренние культурно-наследуемые и культурно-мутирующие субъектные сущности, делающие отдельные музыкальные фразы культурными мемами.
Вернее, Докинз своим мемом попросту смешал генотип и фенотип в культуре. И без внятного определения такое понятие вообще подлежит удалению по Оккаму-Лапласу-Попперу!
При адекватном подходе в культуре также сначала следовало бы разделить фенотип и генотип. И тогда окажется, что там давно всё есть — собственно культурология изучает фенотип — внешние проявления культуры, а её генотипом оказывается ничто иное как… язык! И, если подходить к понтиям строго и аккуратно — только язык. Так что настоящая меметика давным-давно существует и развивается, находя порою множество методических параллелей с биоинформатикой, — это лингвистика.
И по сути те, кто определил разум через язык — от Тьюринга до Хомского — и стали настоящими основателями «генетки культуры».
А Докинз, пошедший по началу в верном направлении, по итогу попал в то же философское болото неопределённых понятий, что и Норберт Винер со своей кибернетикой. И поэтому аналоговые кибернетика с меметикой оказались мертворожденными уродцами, а цифровые автоматика фон Неймана и лингвистика — живут и здравствуют.
Вот так.
Далеко не готов согласиться, что генотип эквивалентен языку. При том, что язык достаточно консервативен, культурный фенотип сильно и быстро меняется. Не будучи специалистом, спорить не берусь. По крайней мере, хотелось бы получить аргументы в пользу того, что генотипом является именно язык.
ЗЫ. Физик по образованию и биолог по работе. Прошу учесть.
Спасибо за статью!
Если Мария Елифёрова читает комментарии, в список книг о субъектности можно добавить недавнюю:
Kevin J. Mitchell. Free Agents: How Evolution Gave Us Free Will (2023)
Есть рецензии
https://inquisitivebiologist.com/2024/01/23/book-review-free-agents-how-evolution-gave-us-free-will/
Насчет понимания мемов как картинок в Интернете — фактически подтвержу своей статьей с аспиранткой — там про картинки:
Пляскина А.С., Поддьяков А.Н. Визуальные репрезентации «проблемы вагонетки» в интернет-мемах: политекстуальный тематический анализ // Вопросы психологии. 2022. № 6.
https://www.researchgate.net/publication/372308266
Но подчеркнута субъектность.
«Создание мема по той или иной моральной дилемме – это проявление субъектности человека. Изображая моральную дилемму в виде мема, создавая этот сложный символ, человек стремится выявить некое противоречие и пытается объединить противоречивые мысли, чувства, переживания, состояния. Автор мема, будучи субъектом – социальным актором, предполагает и субъектность тех, кто будет мем рассматривать, распространять, комментировать.
Различные визуализации моральных дилемм, в том числе в форме мемов, можно рассматривать как направление инициативной цивилизационной работы над проблематизацицей и осмыслением экзистенциальных проблем в сложном, противоречивом мире и места в нем субъектов морального выбора».
Я вообще-то читаю, просто в этот раз комментарии припоздали, появились, когда я несколько дней не заглядывала. Спасибо. Ещё бы достать эту книжку как-то…
Можно подписаться на комментарии под статьей
Да я подписана, просто не заходила в этот почтовый ящик.
Книжка есть на Либгене https://libgen.st/
Спасибо, мне уже прислали.
Замечательная статья. Рассуждает о субъектности и мемах, но никак не определяет их. Это то, что нельзя называть? Между тем, один авторитетный в моей области человек говорил, что если ты не можешь в течение пары минут объяснить ребенку, чем ты занимаешься, то ты скорее всего просто мошенник.
Определение мемов — это вопрос к Докинзу, а не ко мне.
То есть вы мне, ребенку семидесяти трех лет, объяснить это не можете. Спасибо.
Так и автор понятия — Ричард Докинз — по сути не определяет. Потому это понятие и оказывается в мусорной корзине им. Оккама-Лапласа-Поппера.
Если же подойти к вопросу наиболее последовательно, то в итоге окажется, что мем — это не более чем единица языка и меметика становится переизобретением велосипеда лингвистики и не более того. Ну или если более интересным оказывается «фенотип» — то культурологии.
За полвека до, почти то же самое случилось с кибернетикой Винера — из-за аморфной аналоговости она вчистую проиграла предельно ясной и чёткой цифровой автоматике фон Неймана.
Идея-то тут не в понятиях, а в процессе: дарвиновский отбор можно наблюдать в культуре. А вот это действительно так.
Мне кажется, теория Докинза не прижилась не столько из-за проблем с вычленением мемов и с субъектностью, сколько из-за того, что меметическая теория (в отличие от генетической) не объясняет, почему одни мемы выживают, а другие — нет.
Да объясняет в целом ровно также — дарвиновским естественным отбором.
А вот в деталях и генетика тоже далекоо не всегда может объяснить наперёд (т.е. продемонстрировать предсказательную силу теории) — какой вариант последовательности должен стать адаптивным в среде.
Собственно нобелевка этого года как раз за работы в этом направлении была вручена.
Первая проблема всяких новых понятий и гипотез на них — ясность и чёткость определений. Как Ричард Докинз не смог разделить фенотип и генотип в культуре и определить максимально ясно единицу наследственности в ней, так и Норберт Винер ранее в своей кибернетике тоже остался в болоте аналоговых систем. Потому кибернетика и меметика ныне — в анналах истории и философии науки, а автоматика фон Неймана и лингвистика — живут и здравствуют как мощные, практически-значимые направления наук.
Так ведь генетический отбор предполагает, что данный конкретный ген обеспечивает своему носителю более успешное существование в условиях имеющейся среды. Соответственно, всегда можно объяснить, почему тот или иной ген успешен или нет, а также и до некоторой степени заранее предсказать его будущий успех. А в случае мема где хоть отдалённо что-нибудь подобное?