Летающие автомобили: прогноз Азимова и текущие новости

Беспилотный электрический аппарат вертикального взлета и посадки (eVTOL) EH216-S компании EHang Holdings
Беспилотный электрический аппарат вертикального взлета и посадки (eVTOL) EH216-S компании EHang Holdings / © EHang Holdings
Александр Речкин
Александр Речкин

Полвека назад в майском номере журнала Private Pilot за 1971 год появилась статья “Personal flight in 2000 AD” уже известного на тот момент популяризатора науки и писателя-фантаста Айзека Азимова. Спустя два года она вышла в авторском сборнике “Today and tomorrow and…”, но уже без указания точной даты в заголовке. Азимов рассуждал о появлении летающих автомобилей. В частности, он пришел к выводу, что в недалеком будущем инженеры построят одноместные или двухместные самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП, англ. VTOL, Vertical Take-Off and Landing) для массового использования. В наши дни прогноз Азимова начал сбываться.

Прогноз фантаста

«Мы можем ожидать, что увидим мир, в котором пассажиры пригородных районов будут часто взлетать со своего заднего двора и приземляться на парковочное место для СВВП — или на заднем дворе у своих друзей», — писал Азимов.

Развивая мысль, автор спрогнозировал, что личные самолеты будут следовать по заранее определенным траекториям с помощью радиомаяков, и в конце концов вся система будет автоматизирована, чтобы избежать скоплений и столкновений СВВП в воздухе. Полеты будут осуществляться таким образом: «каждый пассажир, указав пункт назначения, будет проинформирован о точном времени, когда его радиомаяк будет свободен. Он заранее сядет в свой СВВП, настроит управление для правильного приема сигнала, откроет книгу или газету или просто приготовится задумчиво или сонно любоваться пейзажем за окном. В нужное время СВВП поднимется в воздух, пролетит вдоль радиомаяка и опустится на место назначения. Если поездка на работу осуществляется в определенное ежедневное время, для конкретного СВВП может быть зарезервирован регулярный рейс».

Азимов также предположил, что СВВП смогут легко преодолевать несколько сотен миль (сто миль — 160 км, обратите внимание на возможности СВВП Vertiia ниже), поэтому десятки городов среднего размера заменят единый гигантский мегаполис.

Водородный СВВП Vertiia
Водородный СВВП Vertiia / © AMSL Aero

«В некотором смысле город исчезнет, останутся только пригороды. Или, другими словами, пригороды, связанные между собой с помощью СВВП, станут городом со всеми его преимуществами и некоторыми недостатками или вообще без них.

Развивающаяся компьютеризация даже приведет к снижению абсолютной потребности в поездках на СВВП по деловым соображениям, всё больше и больше информации будет передаваться туда и обратно в электронном виде, в то время как людям будет позволено оставаться на месте».

Можно сказать, что Азимов предвидел «удаленку» и дистанционную работу, ставшую неизбежной в условиях пандемии COVID-19.

Годы шли, а летающие автомобили не поднимались в небо, поэтому оптимистичный прогноз Азимова подвергся критике. Так, в прошлом десятилетии вышли книги физика и писателя-фантаста Грегори Бенфорда «Прекрасное будущее, которого никогда не было» (“The Wonderful Future that Never Was”, New York: Hearst Books, 2010) и почетного профессора истории науки Королевского университета в Белфасте Питера Дж. Боулера «История будущего: пророки прогресса от Герберта Уэллса до Айзека Азимова» (“A History of the Future: Prophets of Progress from H. G. Wells to Isaac Asimov”, Cambridge University Press, 2017), в которых авторы иронизировали над идеями Азимова о СВВП, отметив, что время летающих автомобилей так и не наступило.

Однако сейчас прогноз Азимова постепенно начал сбываться.

Текущие модели СВВП

В апреле текущего года сразу две китайские компании EHang Holdings и Hefei Hey Airlines получили первые в истории сертификаты на коммерческую эксплуатацию автономных пассажирских беспилотных летательных аппаратов от Управления гражданской авиации КНР. Это событие уже ознаменовало начало коммерческой эксплуатации в секторе маловысотной авиации Китая. Разрешения дали компаниям право использовать беспилотники для предоставления коммерческих пассажирских услуг, включая городские обзорные экскурсии.

В мае 2025 года американская компания Joby Aviation провела первые в своей истории одновременные полеты двух разработанных ею электрических самолетов вертикального взлета и посадки (eVTOL). Тесты прошли 9 мая в Калифорнии и стали важным шагом на пути к сертификации электрических воздушных такси (как позиционирует свою разработку компания). Ранее Joby Aviation успешно выполнила полет с полным переходом из вертикального режима (взлета) в крейсерский полет — и обратно — с пилотом на борту.

Воздушное такси Archer Aviation
Воздушное такси Archer Aviation / © Archer Aviation

Кроме того, представители Joby Aviation сообщили, что компания готовится к запуску пассажирских перевозок: в парке производителя уже имеется шесть лётных образцов, а новые испытания открывают путь к серийному производству. Сервис должен заработать в 2025 году, сначала в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, а затем в Великобритании, Японии и Объединенных Арабских Эмиратах. О создании аналогичной сети СВВП для населения Лос-Анджелеса сообщила компания Archer Aviation. Она планирует задействовать несколько вертолетных площадок вокруг Лос-Анджелеса, чтобы предоставить местным жителям возможность добираться до ключевых точек города за 10–20 минут, а не тратить несколько часов, стоя в автомобильной пробке.

Дизайн летающего автомобиля Switchblade
Дизайн летающего автомобиля Switchblade / © Samson Sky

Кроме китайских и американских компаний летающие автомобили активно разрабатывает и тестирует словацкая компания Klein Vision. Прототип ее детища — двухместный автомобиль AirCar, который за 80 секунд способен превратиться в самолет, — уже выполнил более 500 испытательных полетов и получил сертификат лётной годности. Недавно компания сообщила, что поставки AirCar клиентам начнутся уже в начале 2026 года. Двухместный летающий автомобиль-трансформер под названием Switchblade похожей конструкции разрабатывает компания Samson Sky. В наземном режиме он способен развивать скорость свыше 200 км/ч, а в режиме полета может разгоняться до 260 км/ч и подниматься на высоту до 400 м. По данным разработчика, прибыв в аэропорт или на взлетно-посадочную полосу, Switchblade переключается в режим полета. Для этого ему нужно «расправить крылья» и «вытянуть хвост». Весь процесс занимает всего три минуты и осуществляется одним нажатием кнопки.

Художественное изображение AirCar
Художественное изображение AirCar / © KleinVision

В Австралии проходит испытания самолет вертикального взлета и посадки Vertiia на водородных топливных элементах, созданный компанией AMSL Aero. В ноябре 2024 года этот аппарат впервые поднялся в воздух без страховочной привязи.

Vertiia оснащен восемью электрическими роторами, которые получают энергию от водородных топливных элементов. Согласно заявлению AMSL Aero, Vertiia способен развивать скорость до 300 км/ч, а дальность его полета составляет до 1000 км. Аппарат рассчитан на перевозку пилота и четырех пассажиров. В первый коммерческий рейс Vertiia сможет отправиться после полного одобрения регулирующих органов, которое ожидается к 2027 году.

Правда, путь к созданию СВВП долог и тернист, поэтому некоторые компании уже сошли с дистанции. Так, немецкая компания Lilium, разработчик электрических самолетов вертикального взлета и посадки, в декабре 2024 года прекратила свою деятельность, положив конец десятилетним усилиям по созданию воздушных такси, на которые было потрачено более миллиарда долларов США. Первый полет Lilium должен был состояться в 2025 году, а сертификацию электросамолета хотели осуществить уже в 2026-м.

Хотя путь к массовому использованию СВВП человечеством только-только начался, удивительно осознавать, насколько точно Азимов смог предвидеть не только вертолетные функции летающих автомобилей, но и их технические и роботизированные характеристики. Словно писатель, умерший более тридцати лет назад, смог заглянуть в сегодняшний день.

Александр Речкин

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...