

Полвека назад в майском номере журнала Private Pilot за 1971 год появилась статья “Personal flight in 2000 AD” уже известного на тот момент популяризатора науки и писателя-фантаста Айзека Азимова. Спустя два года она вышла в авторском сборнике “Today and tomorrow and…”, но уже без указания точной даты в заголовке. Азимов рассуждал о появлении летающих автомобилей. В частности, он пришел к выводу, что в недалеком будущем инженеры построят одноместные или двухместные самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП, англ. VTOL, Vertical Take-Off and Landing) для массового использования. В наши дни прогноз Азимова начал сбываться.
Прогноз фантаста
«Мы можем ожидать, что увидим мир, в котором пассажиры пригородных районов будут часто взлетать со своего заднего двора и приземляться на парковочное место для СВВП — или на заднем дворе у своих друзей», — писал Азимов.
Развивая мысль, автор спрогнозировал, что личные самолеты будут следовать по заранее определенным траекториям с помощью радиомаяков, и в конце концов вся система будет автоматизирована, чтобы избежать скоплений и столкновений СВВП в воздухе. Полеты будут осуществляться таким образом: «каждый пассажир, указав пункт назначения, будет проинформирован о точном времени, когда его радиомаяк будет свободен. Он заранее сядет в свой СВВП, настроит управление для правильного приема сигнала, откроет книгу или газету или просто приготовится задумчиво или сонно любоваться пейзажем за окном. В нужное время СВВП поднимется в воздух, пролетит вдоль радиомаяка и опустится на место назначения. Если поездка на работу осуществляется в определенное ежедневное время, для конкретного СВВП может быть зарезервирован регулярный рейс».
Азимов также предположил, что СВВП смогут легко преодолевать несколько сотен миль (сто миль — 160 км, обратите внимание на возможности СВВП Vertiia ниже), поэтому десятки городов среднего размера заменят единый гигантский мегаполис.

«В некотором смысле город исчезнет, останутся только пригороды. Или, другими словами, пригороды, связанные между собой с помощью СВВП, станут городом со всеми его преимуществами и некоторыми недостатками или вообще без них.
Развивающаяся компьютеризация даже приведет к снижению абсолютной потребности в поездках на СВВП по деловым соображениям, всё больше и больше информации будет передаваться туда и обратно в электронном виде, в то время как людям будет позволено оставаться на месте».
Можно сказать, что Азимов предвидел «удаленку» и дистанционную работу, ставшую неизбежной в условиях пандемии COVID-19.
Годы шли, а летающие автомобили не поднимались в небо, поэтому оптимистичный прогноз Азимова подвергся критике. Так, в прошлом десятилетии вышли книги физика и писателя-фантаста Грегори Бенфорда «Прекрасное будущее, которого никогда не было» (“The Wonderful Future that Never Was”, New York: Hearst Books, 2010) и почетного профессора истории науки Королевского университета в Белфасте Питера Дж. Боулера «История будущего: пророки прогресса от Герберта Уэллса до Айзека Азимова» (“A History of the Future: Prophets of Progress from H. G. Wells to Isaac Asimov”, Cambridge University Press, 2017), в которых авторы иронизировали над идеями Азимова о СВВП, отметив, что время летающих автомобилей так и не наступило.
Однако сейчас прогноз Азимова постепенно начал сбываться.
Текущие модели СВВП
В апреле текущего года сразу две китайские компании EHang Holdings и Hefei Hey Airlines получили первые в истории сертификаты на коммерческую эксплуатацию автономных пассажирских беспилотных летательных аппаратов от Управления гражданской авиации КНР. Это событие уже ознаменовало начало коммерческой эксплуатации в секторе маловысотной авиации Китая. Разрешения дали компаниям право использовать беспилотники для предоставления коммерческих пассажирских услуг, включая городские обзорные экскурсии.
В мае 2025 года американская компания Joby Aviation провела первые в своей истории одновременные полеты двух разработанных ею электрических самолетов вертикального взлета и посадки (eVTOL). Тесты прошли 9 мая в Калифорнии и стали важным шагом на пути к сертификации электрических воздушных такси (как позиционирует свою разработку компания). Ранее Joby Aviation успешно выполнила полет с полным переходом из вертикального режима (взлета) в крейсерский полет — и обратно — с пилотом на борту.

Кроме того, представители Joby Aviation сообщили, что компания готовится к запуску пассажирских перевозок: в парке производителя уже имеется шесть лётных образцов, а новые испытания открывают путь к серийному производству. Сервис должен заработать в 2025 году, сначала в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, а затем в Великобритании, Японии и Объединенных Арабских Эмиратах. О создании аналогичной сети СВВП для населения Лос-Анджелеса сообщила компания Archer Aviation. Она планирует задействовать несколько вертолетных площадок вокруг Лос-Анджелеса, чтобы предоставить местным жителям возможность добираться до ключевых точек города за 10–20 минут, а не тратить несколько часов, стоя в автомобильной пробке.

Кроме китайских и американских компаний летающие автомобили активно разрабатывает и тестирует словацкая компания Klein Vision. Прототип ее детища — двухместный автомобиль AirCar, который за 80 секунд способен превратиться в самолет, — уже выполнил более 500 испытательных полетов и получил сертификат лётной годности. Недавно компания сообщила, что поставки AirCar клиентам начнутся уже в начале 2026 года. Двухместный летающий автомобиль-трансформер под названием Switchblade похожей конструкции разрабатывает компания Samson Sky. В наземном режиме он способен развивать скорость свыше 200 км/ч, а в режиме полета может разгоняться до 260 км/ч и подниматься на высоту до 400 м. По данным разработчика, прибыв в аэропорт или на взлетно-посадочную полосу, Switchblade переключается в режим полета. Для этого ему нужно «расправить крылья» и «вытянуть хвост». Весь процесс занимает всего три минуты и осуществляется одним нажатием кнопки.

В Австралии проходит испытания самолет вертикального взлета и посадки Vertiia на водородных топливных элементах, созданный компанией AMSL Aero. В ноябре 2024 года этот аппарат впервые поднялся в воздух без страховочной привязи.
Vertiia оснащен восемью электрическими роторами, которые получают энергию от водородных топливных элементов. Согласно заявлению AMSL Aero, Vertiia способен развивать скорость до 300 км/ч, а дальность его полета составляет до 1000 км. Аппарат рассчитан на перевозку пилота и четырех пассажиров. В первый коммерческий рейс Vertiia сможет отправиться после полного одобрения регулирующих органов, которое ожидается к 2027 году.
Правда, путь к созданию СВВП долог и тернист, поэтому некоторые компании уже сошли с дистанции. Так, немецкая компания Lilium, разработчик электрических самолетов вертикального взлета и посадки, в декабре 2024 года прекратила свою деятельность, положив конец десятилетним усилиям по созданию воздушных такси, на которые было потрачено более миллиарда долларов США. Первый полет Lilium должен был состояться в 2025 году, а сертификацию электросамолета хотели осуществить уже в 2026-м.
Хотя путь к массовому использованию СВВП человечеством только-только начался, удивительно осознавать, насколько точно Азимов смог предвидеть не только вертолетные функции летающих автомобилей, но и их технические и роботизированные характеристики. Словно писатель, умерший более тридцати лет назад, смог заглянуть в сегодняшний день.
Александр Речкин