
С точки зрения ист- и диамата
Начну с ответов на вопросы, заданные в конце первой половины рассказа о письме Гамова Сталину 1.
Сомнения в реальности этого письма отпали, когда я увидел запись в дневнике академика В. И. Вернадского 14.2.1932: «Гамов в связи с притеснениями за „мировой эфир“ написал письмо Сталину». Основным местом работы Гамова был Радиевый институт, которым научно руководил Вернадский и который за несколько месяцев до того выдвинул кандидатуру Гамова на выборах в АН СССР. О том, что Вернадский хорошо знал и ценил Гамова, я уже рассказывал в статье о драматической истории несоздания Института теоретической физики и о создании ФИАНа 2.

Письмо «дорогому товарищу» Сталину, напомню, датировано 22.1.1932, что совпадает с днем рождения Ландау и дает повод заподозрить участие оного в сочинении письма. Такое было в духе их студенческих традиций. Напомню также, что в письме Гамов защищает от оргвыводов не себя, а своих «друзей-теоретиков, работающих в Ленинградском физико-техническом институте», где директором был академик Иоффе. И напомню, что эти друзья — Лев Ландау и Матвей Бронштейн.
Вряд ли надо напоминать, что все события происходили в стране победившего марксизма-сталинизма и что всё в стране менялось в революционном темпе. Быстро менялся и партийно-правильный лексикон под руководством вождя и его агитпропа. Аполитичный Гамов провел три года на Западе, советских газет не читал и не следил за этими изменениями, а Ландау был очень даже политичным и вплоть до 1937 года весьма «красным», хотя к Сталину и его лексикону относился критически. Слова «меньшевиствующий идеализм» Гамов не мог вынуть из своего кармана; скорее всего, этот перл ему подсказали друзья.
Гамов был равнодушен и к политическому словоблудию, и к философскому. Ему вполне хватало любимой науки — физики, и он был очень неравнодушен к возможности заниматься любимым делом. Думаю, он вполне согласился бы с Вернадским, который считал, что «ученый по существу интернационален — для него на первом месте, раньше всего, стоит его научное творчество, и оно лишь частично зависит от места, где оно происходит. Если родная страна не даст ему возможности его проявить, он морально обязан искать этой возможности в другом месте».
Победившая в родной стране идеология марксизма-сталинизма состояла из двух частей — истмата и диамата. Так для краткости именовали исторический и диалектический материализмы. Физики высшей квалификации по-разному относились к этим двум столпам государственной философии в двух форматах — марксистско-энгельском и ленинско-сталинском. Письмо Сталину, разумеется, ориентировалось на язык адресата.
Осталось понять лихой тон письма, который позволил себе Гамов. 22 января 1932 года у него были основания думать, что он имеет право на это. К всесоюзной славе, оглашенной в 1928 году стихом Демьяна Бедного в газете «Правда», добавилась роль создателя Института теоретической физики (ИТЕФ) АН СССР, по образцу Института Нильса Бора, где Гамов и Ландау чувствовали себя как дома. Проект института был вполне обоснован не только по мнению Гамова и его друзей, но и академика А. Н. Крылова — директора Физико-математического института АН СССР, которому предстояло разделиться на Математический и Физический институты. И грядущей вишенкой на торте виделось избрание самого 28-летнего Гамова в АН СССР.
Проект ИТЕФа был похоронен усилиями старших (вдвое) академиков-экспериментаторов. И это поражение не компенсировалось званием членкора.
Ощущение клетки, пусть и позолоченной, окончательно сформировалось. И окончательно оформилось решение из этой клетки выбраться. Родная страна не давала Гамову возможности принимать почетные приглашения на зарубежные физические конференции. Нелегальные попытки покинуть страну (на байдарке — на юг, на лыжах — на север) не удались.

По иронии истории (науки) легальную возможность для Гамова оказаться за рубежом — на Сольвеевском конгрессе, после которого Гамов уже не вернулся в родную страну, — выхлопотал для него академик Иоффе, не питавший теплых чувств к Гамову, но желавший принять участие в этом конгрессе.
Неизбежный историко-психологический вопрос: почему в своей автобиографической книге Гамов даже не упомянул свое письмо Сталину? Быть может, потому, что отличал «пораженья от побед»? (Вопреки совету Пастернака.) Ведь он ничего не достиг этим письмом, а лишь оскоромился диаматом.
Слово не воробей, вылетит — не вернешь
Слово это — «эфир», главное (историко-)научное слово в письме Сталину. Биография этого слова не менее драматична, чем биография Гамова. И трагичнее. Еще трагичнее биография члена-корреспондента АН СССР Бориса Михайловича Гессена, перевранная Гамовым. Воспоминания, как доказано нейронаукой, — процесс творческий. Особенно спустя 30+ лет. А историк науки должен учитывать бесценность и в то же время уязвимость и так называемой устной истории, и архивно-документальных свидетельств. И должен творчески соединять эти бесценно-уязвимые свидетельства.

Творческий подход к фототелеграмме, с которой всё началось, состоит в напоминании, что она была отправлена из Ленинграда в Москву. Гамов и его друзья познакомились в ЛГУ и сочиняли фототелеграмму в Ленинграде. О том, что делалось в МГУ, они знали лишь понаслышке. Этим можно объяснить, почему Гамов приклеил Гессену биографию другого человека — А. Б. Млодзиевского, который преподавал физику первокурсникам в МГУ (а ранее — в женской гимназии) и увлекался художественной фотографией (нередко с участием хорошеньких девиц).
А Гессен занимался философией и историей физики и был одним из двух советских философов, кто искал и находил для новой физики почетное и надежное место в марксистском мировоззрении. И ограждал это место от «воинствующих материалистов». В 1928 году издательство «Московский рабочий» выпустило популярную книжку Гессена «Основные идеи теории относительности». Грамотно и доходчиво изложив эти идеи, он старался убедить читателя, что теория относительности — это конкретная реализация учения марксизма о пространстве и времени.
Таким был марксизм Гессена в науке.
Его пониманию новой физики способствовала дружба с Игорем Таммом, первым советским физиком-теоретиком, удостоенным Нобелевской премии. Они подружились еще в гимназии, накануне Первой мировой войны вместе поехали учиться в шотландский Эдинбург, вместе вернулись и дружили вплоть до ареста Гессена в августе 1936 года.
По словам виднейшего западного историка российской науки Лорена Грэма (Грэхэма), доклад Гессена о Ньютоне, сделанный в 1931 году на Международном конгрессе по истории науки в Лондоне, «по масштабам своего влияния стал одним из важнейших сообщений, когда-либо звучавших в аудитории историков науки».

А важнейшим вкладом Гессена в историю советской физики было то, что он — вместе с С. И. Вавиловым — обеспечил крышу и стены для создания и расцвета школы академика Леонида Мандельштама. В этой школе выросли нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Виталий Гинзбург, Андрей Сахаров и целый ряд других выдающихся физиков, соединявших высокий профессионализм в науке с высшими моральными ценностями, что было отнюдь не часто в обстоятельствах сталинизма.
Главное дело Гессена началось в сентябре 1930 года, когда его — коммуниста, занимавшегося философией науки, — назначили директором Института физики МГУ. Гамову из Ленинградского (или американского) далека мерещилось, что «красный директор» присматривает за Мандельштамом, но фактически Гессен скорее «смотрел ему в рот». Он регулярно приходил на лекции Мандельштама и конспектировал их.
А как же понимать статью Гессена об эфире в БСЭ? Насколько праведным был гневный смех молодых ленинградских физиков?
Некоторые основания для смеха у них были. В статье Гессена читаем, что «целый ряд попыток объяснить посредством движения и деформаций в эфире также и явления тяготения не дал пока никаких результатов», что «проблема эфира является одной из самых трудных проблем физики», а «основной методологической ошибкой общей теории относительности является то, что она рассматривает эфир как абсолютно непрерывную среду»; что «эфир обладает такой же объективной реальностью, как и все другие материальные тела»; и, наконец, что «проблема эфира в современной физике еще только поставлена, но отнюдь не решена — даже в общем виде».
Такое можно было читать вполне серьезно до 1905 года, когда Эйнштейну в его теории относительности понятие эфира вовсе не понадобилось. Тем самым слово «эфир», казалось бы, вылетело из физики в ее историю. Из физики, но не из сознания некоторых физиков, включая Лоренца и Пуанкаре, больше других сделавших для появления теории относительности.
Чтобы лучше понимать эфирную историю 1931 года, надо знать, как в 1920-е годы воспринималось слово «эфир». Читатели, знакомые с тем временем понаслышке, могут думать, что это понятие было убито теорией относительности еще в 1905 году и перешло в мир иной — в архив науки, заняв место рядом с теплородом и флогистоном. Тогда статья Гессена 1931 года должна казаться совсем уж абсурдной. Однако эфир сильно отличался судьбой от других флюидов, которые он надолго пережил. Теория относительности действительно не давала повода для того, чтобы пытаться сохранять слово «эфир» в словаре физики. Электромагнитное поле в пространстве-времени Минковского не оставляло места для него.
Однако теория гравитации, созданная Эйнштейном в 1915 году, изменила ситуацию. В этой теории гравитационное поле неразрывно связано с изменяемой (римановой) геометрией пространства-времени, а вездесущность понятия пространства-времени напоминала вездесущность эфира, если, конечно, отказаться от попыток описывать движение относительно такого «нового эфира».
В 1920 году сам Эйнштейн вполне миролюбиво заговорил о взаимоотношении понятия эфира и своей теории гравитации. Говорил это в Лейдене — городе Лоренца. И это было не просто проявлением теплых чувств Эйнштейна к Лоренцу. Скорее лейденская аудитория давала хороший повод проанализировать фундаментальные идеи новой теории гравитации. Доклад Эйнштейна ничего не менял в аппарате этой теории, но мог облегчить привыкание к нему тех, кому было трудно представлять пространство-время динамической системой — сценой, изменяемой в зависимости от действий на ней, а не жесткой конструкцией, построенной раз и навсегда. Тем, кто привык к классическим пьесам, допустить активную роль сцены в физическом спектакле теории гравитации-пространства-времени было труднее, чем примириться с персонажем по имени Эфир, более невидимым и неосязаемым, чем привидение. Для того, чтобы эфир стал неощутимым, как раз много потрудился Лоренц, и теория относительности Эйнштейна завершила его труды.
Самому Эйнштейну эфир как рабочее физическое понятие не был нужен (хотя его самая первая попытка написать научную работу была посвящена именно эфиру). Для него понятие пространства-времени заменяло эфир почти полностью. Можно было бы обойтись и без слова «почти», если бы Эйнштейн практически с самого рождения его теории гравитации не думал о ее модификации с учетом квантовых идей. Неокончательность теории не позволяла канонизировать понятие риманова пространства-времени, которое стало математическим языком теории гравитации.
Однако подлинный смысл миролюбия Эйнштейна к эфиру был виден отнюдь не всем и не сразу. Так, например, С. И. Вавилов, реферируя лейденский доклад, писал: «Наиболее знаменательным является „снятие запрета“ с гипотезы мирового эфира самим автором этого „запрета“, гипнотизировавшего 15 лет науку и несомненно тормозившего естественное развитие ценной для физики гипотезы». И это писал активно работавший физик, который в своей книге 1928 года «Экспериментальные основания теории относительности» констатировал, что «демокритово пустое евклидово пространство и непостижимый эфир заменились сложным, но физически доступным пространством-временем Эйнштейна».
Такая замена стала фактом для физиков, воспринимавших «проэфирные» слова Эйнштейна не изолированно от их физико-математического содержания. К таким физикам Гессен не относился. Он вполне адекватно представлял себе суть теории относительности, но не проблему квантования гравитации. Этим, вероятно, и была вызвана реакция молодых теоретиков на статью Гессена в БСЭ.
Бронштейн, во всяком случае, не относился к понятию эфира враждебно лишь из-за его изгнания из теории относительности. Это ясно из его статьи 1929 года «Эфир и его роль в старой и новой физике», в конце которой неожиданный для нынешнего (неподготовленного) читателя вывод о том, что без эфира теоретическая физика не может обойтись. Не удивится этому тот, кто знает, что такого же рода прогнозы делал и Эйнштейн в 1930 году.

Если смотреть на эти прогнозы из нашего времени, можно в них увидеть проблему объединения теории гравитации и квантовой теории. Эта проблема не решена доныне, 110 лет спустя после того, как Эйнштейн проблему обнаружил, и 90 лет спустя после того, как Бронштейн показал всю глубину этой проблемы в 1935 году, предсказав, что ее решение «требует радикальной перестройки теории и, в частности, отказа от римановой геометрии <…> а может быть, и отказа от обычных представлений о пространстве и времени и замены их какими-то гораздо более глубокими и лишенными наглядности понятиями».
Философ Гессен был далек от столь глубокого понимания, и сомнительно его намерение отразить понимание проблемы теории гравитации в статье для энциклопедии в духе марксизма-материализма. Что и могло раздразнить молодых физиков-теоретиков, которых тошнило от всё более назидательной опеки диамата над наукой в стране победившего сталинского истмата.
Игорь Тамм, вернувшийся в Москву осенью 1922 года после гражданской войны, встретился со своим другом-марксистом Борисом Гессеном, который заведовал лекторским курсом в Коммунистическом университете имени Свердлова. И рассказывал жене об их беседах: «Что такое Свердловский университет? Партийная молодежь со всей России командируется туда на трехлетний курс для подготовки к общественно-политической работе <…> Естественные науки преподаются постольку, поскольку это необходимо для создания научного мировоззрения (Борисина формулировка)».
Борис сразу же предложил другу место в Научной ассоциации при этом университете, что означало паек, комнату, жалованье, занятие своей наукой и не больше четырех часов в неделю лекций. Но дружба — дружбой, а мировоззрение…
«Очевидно, — пишет Тамм, — от этого придется отказаться, так как есть одно условие — материалистическое мировоззрение в философии, науке и общественных вопросах. Между тем я могу сказать это, и то с некоторыми оговорками, только по отношению к общественным вопросам, в философии в целом у меня нет вообще твердо установившихся взглядов, а что такое материализм в точных науках, я вообще не понимаю — есть наука, и всё».
Разговоры друзей вели к уточнению философской терминологии, но главное — к тому, что Гессен точнее понял, что такое наука, а что философия. Когда в 1924 году он поступил в Институт красной профессуры, то своим руководителем попросил стать Мандельштама, а темой взял серьезную (не диаматерную) проблему оснований статистической физики. И результаты Гессен опубликовал в 1929 году в серьезном физическом журнале.
В обществе, где государственная идеология играла всё более воинствующую роль, наука не осталась в стороне. Военные действия первыми начали противники теории относительности во главе с Аркадием Тимирязевым («сыном памятника», как его окрестили студенты, в руках которого была административная власть в МГУ). Исчерпав научные доводы, они стали обвинять теорию относительности в несовместимости с марксизмом. Гессену в защите новейшей физики пришлось взяться за то же — диалектическое — оружие, благо что оно как дышло — куда повернул, туда и вышло.
Рядом с марксизмом Гессена были и совсем иные формы этой «единственно правильной» философии. Самую «материалистическую» — попросту инстинкт самосохранения — воплощал Александр Максимов, который старался колебаться вместе с линией партии. Если верить его анкете, он окончил Казанский университет по специальности «физическая химия», но лишь единственная — самая первая — его публикация не посвящена марксизму. А другие сочинения — тягомотина с нанизыванием бесконечных цитат. В анкете также читаем, что в 1918 году он работал в отделе культпросвета Казанского совдепа, «сидел в тюрьме у чехо-белогвардейцев и в момент отступления подвергся попытке расстрела». С 1920 года он в Москве, замзавотделом рабфаков Наркомпроса. Партячейка этого отдела приняла в партию Тимирязева, а тот — в свою очередь — принял Максимова к себе на физмат МГУ, где с его доноса 1929 года в ЦК началась карьера партийного надзирателя над наукой.
Теперь вернемся к упомянутому в начале нашего рассказа Эрнесту Кольману. Его марксизм можно назвать «субъективно-идеалистическим». Кольман получил математическое образование в Праге, во время Первой мировой войны попал в русский плен, где стал большевиком-красногвардейцем, и считал, что сам знает, как бороться с вредителями в науке. Его бурную карьеру благополучной не назовешь. В 1937-м он лишился партийно-философской работы (из-за ареста братьев жены) и год оставался безработным. В 1945-м партия «перебросила» его на его родину, в Прагу, где его в 1948-м арестовали, и он просидел три с лишним года в московской тюрьме. Впрочем, во времена Хрущёва он вновь вознесся и несколько лет даже возглавлял Институт философии АН Чехословакии. К концу жизни, однако, успел кое-что понять. В 1976 году, когда ему было уже за восемьдесят, Кольман получил политическое убежище в Швеции и вышел из Коммунистической партии. Посмертно была опубликована его книга «Мы не должны были так жить»3 (Нью-Йорк, 1982) с эпиграфом из Франца Кафки.
В 1931 году эти три очень разных марксиста оказались рядом — в отделе естествознания БСЭ, который возглавил Максимов. Именно тогда Гессен написал статью об эфире, а Максимов получил (и сохранил!) фототелеграмму, адресованную Гессену. В 1936–1937 годах, когда Гессена арестовали, а Кольман попал в немилость, Максимом со всем рвением обрушился на своих бывших коллег.

Шесть лет спустя после фототелеграммной эпопеи мировые линии Гамова и Гессена пересеклись еще раз — 29 апреля 1938 года, когда решением Общего собрания Академии наук СССР обоих исключили из ее членов вместе с группой других ученых, оставшихся за пределами родины, попавших в ее тюрьмы или уже казненных. К этому моменту Джордж Гамов уже более трех лет пребывал профессором в Новом Свете (в Университете Джорджа Вашингтона), а Бориса Гессена уже больше года не было на этом свете. Его — первого декана физического факультета МГУ — арестовали в августе 1936-го и казнили в декабре. В СССР Тридцать седьмой год начался на полгода раньше календаря и закончился на полгода позже…
Тридцать лет спустя
В 1968 году Гамов умер, не закончив свою автобиографию и не дождавшись, когда в России начнут издавать его многочисленные научно-популярные статьи и книги.
Одна такая попытка была предпринята в 1964 году, а я об этом узнал из письма Гамова, адресованного Владимиру Келеру — ответственному редактору ежегодника «Наука и человечество»:
Это письмо было вложено в книгу Гамова “A Star Called the Sun”.
Попытка, увы, не удалась и, видимо, стоила Келеру его должности. В выпуске ежегодника за 1965 год ответственным редактором значится уже другой человек.
Еще тридцать лет спустя я получил письмо от Эдварда Теллера, друга и соавтора Гамова, в ответ на мой вопрос об их сотрудничестве в области термоядерной энергии. В книге Гамова есть нарисованный им портрет Теллера, а среди не так давно рассекреченных документов оказалась нарисованная им же схема процессов, которые им предстояло (в конце 1940-х годов) проанализировать и обсчитать.
Edward Teller
P. O. Box 808, L-0
Livermore, CA 94551
December 2, 1996
Professor Gennady Gorelik
63 Longwood Avenue
Apartment #4
Brookline, MA 02146-5222
Dear Professor Gorelik:
I remember George Gamow as a good friend and close collaborator. I got to know him in Copenhagen in 1934. A year later, he was instrumental in getting me invited to George Washington University where I worked in the second half of the 1930s. Geo Gamow was full of ideas, most of them mistaken. However, he had the wonderful property of not minding criticism, in fact, readily accepting it. In the relative few cases when he was not mistaken, his ideas were really fruitful.
It might interest you that shortly after my arrival in Washington, he and I, together with our wives, drove down for a vacation in Florida. He was much more careful in driving than he was in proposing changes in physics. When we approached Miami, Gamow made some sharp remarks about too many Jews and then got dreadfully embarrassed. His wife, Rho, encouraged me (and him) to talk about anti-Semitism. After all, Lev Landau and I, both of us Jews, had been his closest friends. So that is the kind of anti-Semite I like. Gamow then explained that Jews played a big role in establishing Communist Russia, and his resentment was really against the Communists. I had not been aware of his strong feelings on that subject and, indeed, my own objections to Stalin’s regime have been greatly enhanced by what I heard from Gamow.
The pictures you sent me are connected with Gamow’s work in connection with Los Alamos. That work did not amount to much, and in fact, I have forgotten most of it.
For me, the most interesting part of Gamow’s activities was connected with the energy source of the Sun on which, indeed, we made a joint contribution.
Hope that all this will be of a little interest to you.
Sincerely,
Edward Teller
Письмо Теллера даю без перевода, зная, что не владеющие английским смогут легко перевести с помощью «Яндекса», «Гугла» или всевозможных ИИ.
И не буду комментировать это письмо, последняя фраза в котором показывает, какими нескучными и даже веселыми людьми были главные герои этой истории русско-венгерско-еврейско-американской дружбы во времена, вместившие в себя Сталина, Гитлера, Мировую войну и Войну холодную.
А закончу от имени (хоть и без поручения) Гамова его приветствием родной стране:
1 Горелик Г. Вихри эфирные веют… в письме Джони Гамова товарищу Сталину // ТрВ-Наука № 439 от 7.10.2025. www.trv-science.ru/2025/10/vihri-efirnye-veyut-v-pisme-dzhoni-gamova-tovarishhu-stalinu/
2 www.trv-science.ru/2025/09/jony-gamov-vrio-zamdirektora-itefa-fiana/
3 vtoraya-literatura.com/pdf/kolman_my_ne_dolzhny_byli_tak_zhit_1982__ocr.pdf







(4 оценок, среднее: 3,75 из 5)
> Сомнения в реальности этого письма отпали, когда я увидел запись в дневнике академика В. И. Вернадского от 14.2.1932.
Простите, Г.Е., уважаемый, но я хочу знать.
Что было Вами обнаружено в архиве Максимова: подлинник или же копия?
Был ли в Ваших руках подлинник письма с отметкой доставки адресату?
Не секрет, что никакие косвенные улики в совокупности не заменят и никак не могут заменить прямой.
И никакие черновые наброски и намерения не заменяют письма, нет, не потерянного «по дороге» (возможно, в самом начали пути), а именно заведомо дошедшего до адресата. Как прямой факт намеренной самим отправителем коммуникации.
Иначе, простите, лишь «декларация о намерениях», не более, чем, не более того.
Возмущение эфира и только.
Но, имхо, если и документ, то не истории, в частности — не истории физики, уж точно.
Ваш Л.К.
С математической точки зрения, надо бы потребовать еще и предъявить отпечатки пальцев т.Сталина на «подлиннике«.
Открою Вам секрет: в арсенале истории нет вообще «прямых» улик, только косвенные. Когда-то в журнале «Природа» была статья Коллингвуда, объясняющая этот секрет популярно. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллингвуд,_Робин_Джордж
Удобно устроились историки. Напоминает бородатый, но вечно актуальный анекдот:
— Абрам, зачем ты на выборах раввина сказал, что моя дочь шлю…? Ты, ведь, прекрасно знаешь, что у меня вообще дочери нет.
— Ну, моё дело сказать, а их — разбираться.
Напомню Вам претензии Бахрушина к молодому Андрею Николаевичу Колмогорову (когда тот планировал «быть / стать историком-профи, но затем отказался от этого намерения»).
Здесь же в ТрВ было опубликиовано письмо (забыл по склерозу и долгому нецитированию) одного историка (фамилия начиналась, помнится, на букву «А», кажется Агни, справлюсь позже — Л.К.) к господину Мединскому.
Там ссылка и точная — на трактат по источниковедению Лаппо-Данилевского — старшего, младший (сын) был известным математиком, членкором АН.
Те же вполне значимые и естественные требования. Ибо история (пусть и частных отделов науки) — самА есть наука (а не собрание неподтверждённых ссылок и гипотез).
Имхо.
Всегда Ваш Л.К.
Напишите, пожалуйста, почему вы считаете историю наукой. Ее определение как гуманитарной науки пришло с английского, где она относится к humanities. У англосаксов имеются sciences (науки) и эти самые humanities, которые, следовательно, к наукам не относятся.
Да, на сей раз память меня не подвела: спешите (пере- / про — подставить необходимое) читать. Автор — уважаемый господин историк Лев Агни, текст — здесь:
https://www.trv-science.ru/2017/10/otkrytoe-pismo-v-r-medinskomu/
Л.К.
Спасибо. Насколько я понял из рекомендуемой вами ссылки, история — наука потому, что она устанавливает исторические факты и отделяет бывшее от небывшего. И что нам с вами в процесс этого установления вмешиваться никак не следует, поскольку дело это сложное и доступно только специалистам. Но Мединский-то говорил и писал об интерпретации уже установленных исторических фактов. И какие же у историков есть инструменты для такой однозначной интерпретации? Как по-моему — никаких. История это то, что мы о ней думаем. Достопочтенный Denny, например, уверен, что Наполеон пришел в Россию исключительно для восстановления справедливости и для возвращения России в лоно Тильзитского договора (ну, если у договора есть лоно), который он сам неоднократно нарушал. У меня несколько отличное мнение. Есть ли у историков орудие для однозначного научного и не вызывающего сомнений разрешения нашей дискуссии?
Я не историк-профи, не надо меня даже отвлечённо сопоставлять с господами Тарле или Манфредом.
Из того, что мною прочитано на параллельной ветке, считаю, что Дэнни (Д.Б.Т., физик, ставший качественным физиологом-профи) отстаивает внепропагандную максимально релативную к пропагандирующим сторонам «точку отсчёта».
И мне представляется, что он, Д.Б.Т., имеет на это полное право.
Граф Л.Н. Толстой был действующим героическим во время Крымской обороны артиллерийским офицером (начал литдеятельность с «Севастопольских рассказов» чуть ли не в жанре «боевой» публицистики). Вряд ли его роман можно назвать объективно — историческим. Сам Л.Н. говаривал, что, дескать, «моя «Илиада», перекликаясь тем самым с Гомером («через века и страны»).
Ошибки были найдены уже современниками, но я как математик-профи ценю и увважаю гр. Л.Н. эа знание предмета, и не понаслышке.
И за прекрасное владение пером.
Л.К.
Спасибо, но я не о правах на собственное мнение спрашивал. Они священны и неприкосновенны. И, простите, не о вашей оценке Толстого. Севастопольские рассказы — одна из лучших в мире книжек о войне.
Я спрашивал, как историки выбирают одну из нескольких разных точек зрения на одно и то же историческое событие. Существует ли в истории (якобы науке) общепринятый способ объективно выбрать одну или несколько правильных точек зрения из множества существующих?
ИМХО, весь «грех» Мединского в том, что он открыто провозгласил то, что другие делают, прикрываясь якобы «объективностью».
Как только появляются трактовки, интерпретации и прочие точки зрения, объективный выбор исчезает. А вместе с тем и наука, в естественнонаучном понимании. Остаются понты и интересы. Пропаганда. непредсказуемое прошлое.
Из этого я и исхожу при рассмотрении прошлых событий. И тогда было так же. У Наполеона свои интересы, у Александра свои. Никто особо не стеснялся в средствах их достижения. И в физических средствах и в способах пропаганды.
Эмоции участников (князя Андрея, например) вполне понятны и естественны исходя из их интересов. Которые меняются от Аустерлица к Бородину. Но искать в них какую-то объективную истину — смешное занятие с точки зрения науки. С этим — к Мединскому.
Объективная истина применительно к истории это слишком общеабстрактно. С научной точки зрения, искать имеет смысл достоверные объективные закономерности, которыми можно эффективно пользоваться в будущем для принятия решений и достижения целей.
Эта проблема как раз давно решена. Создание и продвижение нужных трактовок и имиджей, которыми можно эффективно пользоваться в будущем для принятия решений, очень способствует достижению целей.
Остальное (в области истории) имеет пренебрежимо малое значение.
Это относится к сфере политики, коей в таком многообразном явлении как История действительно существенно больше, чем пренебрежимо малой науки.
Ну так а к каким еще решениям для достижения целей можно еще приспособить историю?
История, она скорее говорит о том, чего делать не надо, а не то хуже будет. Но для политиков история слишком скучная вещь. У них жажда действия.
Да, есть высказывание, что история ничему не учит и не объясняет, как надо, но жестоко наказывает за ошибки.
Для простого смертного это, к примеру, решение о том, чью сторону стоит принять в текущих событиях, чтобы достигнуть победы и сохранить честь. История это память человечества. Как человек опирается на свою память при принятии решений и построении планов, так и человечество в целом. Есть, конечно, и варианты манипуляций с памятью типа «Создание и продвижение нужных трактовок и имиджей», которыми активно пользуются политики.
Так «простой смертный» как раз и обречен пользоваться при выборе трактовками и имиджами, которые создаются политиками.
Ибо простой смертный не может знать историю на уровне первоисточников. Если он и интересуется, то пользуется материалом, который уже обработан с целью создания нужных трактовок и имиджей. То есть постой смертный выбирает более близкие ему трактовки, не более того.
Иначе манипуляции политиков вопросами истории были бы бессмысленны.
Аналогичные проблемы возникают у любого простого смертного ежеминутно — при общении с людьми, походе в магазин, в поликлинику и т.д. и т.п. Везде приходится анализировать информацию, отделять трактовки от фактов и прочие зёрна от прочих плевел. При выборе товара в магазине, к примеру, покупатель тоже не может точно и досконально знать его историю на уровне технологических первоисточников, поэтому соображалку включать нужно. Применительно к истории, следует понимать, что научно-достоверной объективности в ней гораздо меньше, чем политических и прочих наслоений, поэтому пользоваться ей при принятии решений и построении планов нужно осторожно и осмотрительно, с привлечением логики, здравого смысла других дополнительных методов анализа (как в любом научном исследовании).
Действительно, имеется фундаментальное отличие физики от истории и вообще естественных наук от гуманитарных. Это не только объект исследований, но и зависимость свойств объекта от исследователей. Сколько ни пиши про эпициклы, планеты продолжат двигаться по эллипсам. Общество совсем другое дело. Однако, силу исторических нарративов не стоит преувеличивать. Если написать что-то в школьном учебнике, то это не станет правдой автоматически.
В естественных науках «зависимость свойств объекта от исследователей» тоже проявляется сплошь и рядом. Опубликовали некие исследователи, скажем, методику синтеза, пробуешь воспроизвести, а получается нечто другое с другими свойствами. Вот и думаешь — от чего (или кого) эти свойства зависят?
Если в естественных науках результат тенденциозно интерпретирован, то основанная на этой интерпретации система работать не будет.
А если мы имеем тенденциозную интерпретацию истории, то внедрение соответствующих нарративов в массовое сознание даст политикам как раз желаемый результат.
Будет работать, и работает, и результат даёт в виде получения финансирования, продвижения по карьерной лестнице и других материальных и нематериальных благ. Под тенденциозные интерпретации умелые научные политики подминают под себя огромные коллективы и ведут их на штурм небывалых научных вершин.
В этом смысле да. Но двигатель крутиться не будет. А в обществе — будет.
Просто потому, что в физике двигатель крутят объективные законы. Которые от наших интерпретаций не зависят. А в обществе двигатель крутят зависимые от нарративов люди.
Да, в гуманитарной сфере обратные связи и взаимозависимости намного сложнее и изощрённее, поскольку субъект по сути исследует самого себя и сам изменяется в процессе исследования под воздействием результатов.
Да.
В сообществе электронов, тоже, наверное, идут споры о наиболее эффективных методах управления массами с целью увеличения производительности труда при кручении двигателя). Это я к вопросу о том, что и мы, если смотреть на нас сверху, не выпадаем из объективных законов, управляющих любыми физическими системами. Просто мы в силу субъективности никак не можем посмотреть на себя (большие движения социумов) сверху — в масштабах больших пространств и времен.
Про сообщество электронов не ко мне. Это к психиатру, полагаю.
Во-первых, я привел пример масштабирования, за которым мы, в массе своей юудучи обычной физической системой, не видим объективных законов природы, управляющих нами. Во-вторых, мне , видимо, следует гордиться, что в очереди к тому психиатру впереди меня такие сумасшедшие, как Яков Френкель и Дэвид Бом:)
Ваша идея о сообществе спорящих электронов (состоящих в партии?) помогает понять скептическое отношение отдельных масс к электронному голосованию.
Эту форму придумал явный недруг народа и власти — всем известно, что электроны имеют отрицательный заряд. Даешь ионное голосование!
Ядерный электорат ионным голосованием не прошибёшь.
Ну, против нейтронной формы ядерный явно не устоит)
Что касается вообще честных выборов (почитал ниже), то опыт показывает, что 86 процентов — некая, видимо, электоральная константа — голосует за того, кого этой массе предлагает власть. Первые голосовалки как раз были более-менее честными — тогда и победила ЛДПР. Минимум для начала нужно убрать голосование по партийным спискам.
Организовать нефальсифицируемое (настолько же насколько банковские операции) электронное голосование возможно при небольшом числе участников, с помощью известных криптографических алгоритмов разделения секрета. При некоторых дополнительных условиях прозрачности процедуры, в качестве агентов проверяющих результаты могут выступать представители партий (кандидатов). Когда утверждают, что каждый участник массового электронного голосования может лично убедиться в его честности — это заведомая ерунда.
Остаётся только надеяться на квантовый компьютер с искусственным интеллектом — может хот он, в конце то концов, обеспечит нам настоящую демократию и соответствующее светлое будущее.
Сомневаюсь, что будущее с настоящей демократией будет светлым. Скорее таким какого мы заслуживаем.
А без демократии, стало быть, есть шанс добиться чего-то незаслуженно светлого?
Кстати, первый электродвигатель таки крутился, несмотря на выявленную впоследствии тенденциозность интерпретаций эфира того времени.
Прекрасное замечание о роли теории в развитии физики.
Теоретик это провокатор, претендующий на роль пророка.
Один учебник работает несильно. Но систематически внедряемые нарративы очень сильны.
Конечно. На Украине за 30 лет вообще другой народ создали. Можно еще вспомнить наших комсомольцев, проводивших коллективизацию с раскулачиванием и с изъятием всего, хунвэйбинов китайских…
Да.
Не сильно лучше российского, увы.
«Действительно, имеется фундаментальное отличие физики от истории и вообще естественных наук от гуманитарных.»
Главное отличие состоит в том, что пока ещё в естественных науках исследователь не подвергается гонениям, если результаты его исследований оказываются в противоречии с ожиданиями/предвидениями Отца/ов Нации/Отечества.
Хотя, в недавнем прошлом это наблюдалось в отдельных суверенных государствах.
Уже писал по сему поводу (первые абзацы авторского текста):
https://www.trv-science.ru/2025/10/vihri-efirnye-veyut-v-pisme-dzhoni-gamova-tovarishhu-stalinu/#comment-1266783
Как мне представляется (опечатки исправимы по смыслу), вполне (себе) корректно.
Имхо.
Л.К.
«А как же понимать статью Гессена об эфире в БСЭ? Насколько праведным был гневный смех молодых ленинградских физиков?
Некоторые основания для смеха у них были. В статье Гессена читаем, что «целый ряд попыток объяснить посредством движения и деформаций в эфире также и явления тяготения не дал пока никаких результатов», что «проблема эфира является одной из самых трудных проблем физики», а «основной методологической ошибкой общей теории относительности является то, что она рассматривает эфир как абсолютно непрерывную среду»»
Во времена моих детства, юности, молодости в литературе о теории относительности вовсю использовали термин «континуум пространства-времени», который в научпопе иллюстрировали натянутым резиновым полотном, в котором лежит шар, искривляя масштабную сетку на полотне континуума. Континуум вообще означает как раз сплошную непрерывную среду, и ее введение Эйнштейном (после отмены им эфира — среды то ли газа, то ли жидкости) было необходимо для введения кривизны как ПРИЧИНЫ (а не следствия) тяготения. Квантовая гравитация требует квантов, передающих взаимодействие, но это не волны уже готовой кривизны (последние — это то, что мы называем гравитационными волнами, возникающими при смещении центра кривизны.
Возвращаясь к т.зр. Гессена. Сегодня термин Континуум» в отношении к пространству-времени считается (по умолчанию) архаизмом, и не используется. Т.е. сплошная непрерывная среда Эйнштейна выведена из обращения его верными последователями.
Но , как ни крути, а прав был старик Аристотель — природа не терпит пустоты. И, как ни называй эту непустоту — эфир, континуум, физический вакуум (пустота лат.:)) — она есть, как та Ж… из анекдота, которая, несмотря на все запреты, существует, и в которой, в свою очередь, существует весь наш мир:)
Приветствую, И.А., уважаемый!
Так чтож как в ещё одном анекдоте, типа «сидеть и не чирикать» (супротив энтузазиздофф-диаматчикофф, линии Партии и т.п.), так что ли?
Или всё же пыпаться осмыслить, куда попали, и как выбираться?
Или «физики дошутились» (заголовок третьего «рассыпанного в наборе» юморного сборника)?
Не хочется (в это) верить!
Ваш Л.К.
Континуум пространства-времени в ОТО — это (псевдо)риманово многообразие, основа математического аппарата ОТО. Такой континуум предполагает,что физикам устройство пространства-времени известно до сколь угодно малых масштабов, и, в частности, что имеет смысл говорить о значении гравитационного поля (метрики) в точке пространства-времени. Матвей Бронштейн в 1935 году показал, что это предположение не выдерживает физ-мат анализа
Дело в разделении фаз — как масла от воды:) Т.е. физики от математики. Математика описывает некую физзику, но если физику не понимают, предпочитают о ней вообще забыть. Я говорю именно о модели пространства-времени, которое либо искривлено тяготеющей массой, либо искривляются мировые линии — пути матточки в пространстве-времени под воздействием силы — следствия,предположим, как Бронштейн, неких квантов, летящих сквозь простое прямое пространство (чем оно заполнено, здесь уже второй вопрос).
Т.е. вопрос стоит ребром — кривизна как следствие энергии-импульса, или энергия-импульс как следствие кривизны?
Пример — изгиб русел рек под действием кориолисовой силы есть следствие вращения Земли. Наблюдателю на Земле, не знающему о вращении, кажется, что реки текут по заранее изогнутым руслам, изгиб которых определен метрикой земной поверхности.
Я, однако же, предлагаю, и даже словесно (а хотелось бы, чтобы и мысленно), напрочь отделять опытный (= экспериментальный) чисто физический базис в виде массива опытнх фактов — от иногда по счастию адекватных, но чаще далеко за рамками «адеквата и естественных границ применимости» чисто математических умозрительных моделей
(типа цикла Карно, максвелловской системы уравнений классической электродинамики и т.п.).
Смешение реального с идеальным не приводило и не приведёт ни к чему основательному.
«Да, смешивать два эти ремесла
Есть тьма охотников,…»
Л.К.
И, переходя к матмоделям, надо далее речь вести сугубо в математической терминологии. Явно выделяя моменты подключения физической интуиции и / или физического контроля.
Имхо.
К.
Континуум — это просто среда (в широком смысле), не имеющая структуры. Например, сплошная среда в механике — континуум, а кристалл — нет.
Отвечаю сразу на несколько комментов.
История — не естественная (неестественная, по Ландау) наука, и уж точно не физика, где воспроизводимые и воспроизведенные опыты устанавливают факты убедительно (иногда с оговоркой, в каких пределах точности).
А в истории некоторые факты, установленные на основе документальных свидетельств, могут радикально измениться или вовсе отмениться, если обнаружится еще один документ. И документы могут врать не хуже очевидцев.
Историческое расследование подобно судебному (даже правосудному) следствию, которое, бывает, убеждает присяжным, но лет через N оказывается судебной ошибкой.
Однако другого правосудия и другой истории просто не может быть.
Историк выдает результат своего расследования перед присяжными-коллегами и старается их убедить всей совокупностью своих косвенных, уязвимых, противоречивых (на первый взгляд) доводов.
А рассказывая о своем результате читателям, не погруженным в эпоху, в биографии героев и т.п., историк выбирает минимум доводов, чтобы читатели дочитали до конца.
Всё хорошо, уважаемый Г.Е., окромя «минимума доводов» в самом конце.
Ибо противоретчит Бахрушинской ремарке в адрес А.Н. Колмогорова (ещё застал его).
Довод, что якобы «могут не дочитать», этот Ваш довод позволю себе
считать откровенно слабым.
Имхо.
Л.К.
А есть ли, кроме истмата и гумилевской физикализации Истории, еще попытки построить теорию Истории, которая не только объясняла, но и предсказывала?
Конечно, была — марксизм-ленинизм-сталинизм, а также научный коммунизм, экзамен по которому был обязателен на физфаке МГУ (по крайней мере в 1970-е годы).
Я и упомянул про истмат) . Т.е. других попыток сделать из летописи науку не было. Что ж, будем работать).
Если не пытаться объять необъятное, то предсказывать однотипные исторические события вполне возможно.
Вот пример: Россия в интервале 1787-2014г участвовала в 76 военных событиях. Средняя длительность события равна 4 года плюс минус 1 год. Продолжительность мирной паузы между военными событиями такая же.
Прогноз: российская СВО, начатая в 2022 году, закончится в 2026, — скорее, в 2027 году, — затем мирная пауза, после которой в 2031 -2032 году следует ожидать очередного военного события с официальным участием России.
Любопытно, — максимальная продолжительность мирной паузы не превышает длительности поколения.
Поколение — ключевое слово. Я на основе возрастного биоцикла гомо сапиенс прошерстил российскую историю с известных истоков, обнаружил четкий — четырехтактный цикл с дословными повторами. Но интересно, что войны, если не гражданские, имеют другую цикличностьь — длину исторической волны. У Гумилева циклы глобальные — с 3300 до 1200 лет, у меня фракталы все мельче, но резонансы. Пример — 300-летний государственный цикл делиться на разные натуральные, но и на сто лет делится — 1725 закончил свой срок Петр Первый, в 1825 — Александр Первый,в 1924 — Владимир Ульянов-Ленин…
Это 3 на 100. А вот 4 на 75:
1725 — Петр, 1801 — Павел, 1881 — Александр 2, (отклонение 5-6 лет от прямой апроксимации), 1953 — Иосиф Сталин (дельта = 3 года), 2025 — точка на графике, но неизвестно отклонение…
Конечно, большие циклы имеют погрешности плюс минус пару-тройку лет…
«Средняя длительность события равна 4 года плюс минус 1 год. Продолжительность мирной паузы между военными событиями такая же.» 76*8 (продолжительность плюс пауза) дает 608 лет. А у Вас интервал 250 лет.
Мои оценки средней длительности приблизительные, — получены для 41 события, выбранных из 76 отбрасыванием событий длительностью 10 и больше лет и длительностью 1 год и меньше (рисунок). И оценки округлил вверх до целого.
В комментариях к заметке «Высшие умы» в ТрВ я привел график всех 76 событий.
https://www.trv-science.ru/2022/11/vysshie-umy/
Ей-богу, какие-то у Вас странные события с Россией происходили. Поясните, например, что там было в начале 19 века. Какое-то событие начинается примерно в 5 году и длится 7 лет. Это что было? Затем идут еще какие-то, которые явно внутри первого. Это что было-то? Как считаются перерывы, если события могут перекрываться и вообще находиться одно внутри другого?
ЗЫ. Если отбросить короткие и длинные события, останутся средние. Есть в Ваших цифрах что-то кроме этого простого факта?
«Странные события» — это войны и вооруженные конфликты из русскоязычной вики-статьи «Список войн и вооружённых конфликтов России»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD_%D0%B8_%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Оценки средней длительности по моей ручной статобработке списка практически совпадают с полученными GPT-4o на основе этого списка и других доступных ему источников. Его статанализ выглядит более аргументированным и дифференцированным по группам войн и мирных пауз, но слишком велик, чтобы приводить его здесь.
Вообще-то, Вы сами или с помощью ИИ можете проверить мои оценки.
И не подумаю проверять. Прочитанного вполне достаточно, чтобы убедиться, что это полная чушь. Для этого надо просто знать несколько элементарных вещей. Война 12 года не вошла, поскольку в один год. Война третьей коалиции (1805) тоже выпадает. А война четвертой коалиции нет, поскольку приходится на 2 календарных года (1806-1807). Хотя длилась она не дольше (с осени 1896 по лето 1807). И мир между ними не заключался. Война 12 года отделена как отдельное событие от похода 13-14 годов. Хотя никакой мир между ними не заключался.
Дальше эту туфту можно не разбирать.
Вообще, этот так называемый анализ зависит только от характера разбиения. Который совершенно произволен.
Словом, примитивные игры в цифры без тени понимания.
Спасибо, — мне интересно ваше мнение.
Браво!
Л.К.
Ну, какой сталинизм в 70-е годы?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Письмо_двадцати_пяти
Да, даже, помнится, выдающаяся балерина госпожа Майа Плисецкая подписала.
Л.К.
Впоследствии появилось знаменитое «в узких кругах математиков» Письмо 99.
К.
Вы, простите, передергиваете. Мало ли кто какие письма писал или подписывал. Это же было такое хобби интеллигентское… Сахаров вон писал про необходимость всемирного правительства из ученых. Солженицын призывал жить не во лжи (или не по лжи?)… сразу после публичного упоминания 60 миллионов невинно убиенных в ГУЛАГе…
Я спрашивал, какие именно проявления сталинизма были обязательны для изучения на физфаке в ваши студенческие времена. Вопрос мой был вызван тем, что высшее образование мы получали примерно в одно и то же время. И в моих воспоминаниях научный коммунизм есть, а сталинизма нет. Может, я что-то позабыл, за древностию лет. Или вы просто кокетничаете в стиле поздних восьмидесятых — ранних девяностых.
То, что инициатором письма был Э.Генри (Ростовцев), говорит обо всем:
«Карьера Генри в советской разведке длилась полвека, начиная с положения нелегала ОГПУ в промежутке между двумя мировыми войнами и заканчивая работой в Пятом управлении КГБ при Андропове»…
А что, Майя (сейчас последняя буква правильная, ранее я ошибся! — Л.К.) Плисецкая вместе с недавно ушедшим (кстати, в Германии) композитором музыкантом Родионом Щедриным, они, что, тоже по-Вашему (были) нелегалы?!
«Это всё придумал Черчилль в 18-м году!».
Так, что ли?!
Вот уж не ожидал от боевого офицера-вертолётчика дешёвой конспирологии откровенно просталински-брежневского толку: сильно, видно, промыли мОзги на ППР (партполитработа, кто не в курсах).
Не гоните, право, обрыдлевшую чепуху!
Лучше физику-«теоретику» в смысле Ландаффа и Гамова делайте, как и сколь умеете — больше проку станется.
Имхо.
Уважающий Вас Л.К.
А где я тут развиваю просталинскобрежневские настроения?) Видите ли, дорогой Л.М., спецагенты с древности работали с потенциальной «диссидой» — выявляли, объединяли, классифицировали, кого могли — вербовали, — словом, работали, как тот агент Клаус у Штирлица. А тов. Генри успел и в пятом отделении поработать у Бобкова, где как раз и формировался образ нашей либеральной интеллигенции. И время, начиная с 60-х, было временем надежд нашей властной элиты на конвергенцию, — после Сталина чиновники захотели войти в мировую элиту и насладиться, наконец, теми благами, которые были сосредоточены в их руках, но руки были связаны идеологией. Как они эти путы сбросили — мы были свидетелями.
Знаете, Контора, она большая и далеко (слава Богу!) не монолит, люди там разные, и Вольф Мессинг по слухам отвечал господину Джугашвили, что, дескать, «в мозги не влезть».
Да, и Армада разная, там и люди были с большой буквы как, например, Александр Иванович Лебедь (вообще говоря, жизнью ему обязан!) в отрочестве переживший Новочеркасский расстрел на Электровозном заводе и помнивший этот кошмар (пуля попала ему в ногу).
Так что всё подряд относить на «хотелки властной элиты» не советовал бы: остальные вне ея не пальцем деланы, и свои интересы знали и знают.
А вот что «экономист Федоренко» и возглавляемые им институтские цэмишные кадры «загодя готовились», так в это поверить по ряду причин вполне готов, но в тотальную конспирологию сверху — извините, демонизировать «верхи» и сакрализовать их «хотелки» не соберусь.
Увольте.
Л.К.
Да, вот ещё источник подоспел, любопытный, имхо:
https://www.mk.ru/politics/2025/11/11/opasnye-igry-so-stalinym-kakoy-signal-posylaet-vozvrashhenie-otca-narodov-v-sovremennuyu-rossiyskuyu-politiku.html
К.
Согласно вашим аргументам история наукой не является, как не является никакой наукой судебное разбирательство, которое вы приводите в пример. Поскольку не позволяет объективно выбрать одно или несколько правильных мнений из множества имеющихся. Просто согласно некоторым необщепринятым правилам отдельные группы историков (присяжных, судебных заседателей) выбирают и интерпретируют факты. Да и функция предсказания истории совершенно неподвластна. То есть, все-таки, история — это то, что мы о ней думаем, согласно многократно и разнообразно обруганному Мединскому.
Вопрос — кто такие «мы»: пропагандисты, их легковерные клиенты или профессионалы-историки, посвятившие жизнь собиранию и сопоставлению разнородных свидетельств.
И те, и другие, и разнообразные третьи. И почему вы разделяете пропагандистов и историков-профессионалов? И почему пропагандист не может посвятить жизнь собиранию и сопоставлению разнородных свидетельств? Довольно часто это одни и те же люди. Или профессионалами у историков принято считать только своих единомышленников? Вот академик Рыбаков — он кто, профессионал или пропагандист? А Шлиман — он историк и археолог или легковерный клиент? А академик Тарле?
Третий абзац, считая сверху вниз, здесь:
https://zavtra.ru/blogs/kniga_v_tisyachu_vol_t?ysclid=mhi31n43gf196341479
Л.К.
«Мойте руки с мылом перед…!»(Санпросвет — копирвйт)
К.
С вашей стороны было негуманно заставлять меня читать весь этот бред по вашей ссылке. Вы меня извините, но мне сдается, что Проханов — это ваше отражение в зеркале… В том смысле, что убеждения у вас симметричны, но там, где у вас плюс у него минус, и наоборот.
Поставил лайк, памятуя знаменитое «иосифобродское»:
«Если Евтушенко — против колхозов, то я — за (них)!»
Л.К.
Спасибо.
PS. А не пробовали собственный головной мозг употребить? Не опираясь на идеи Евтушенко, Бродского или двадцатого съезда. Иногда помогает.
Снова поставил лайк.
Помятуя ответ Литлвуда на письмо то ли Марселя, то ли Фридьерша (могу врать в написании) Рисса.
То есть — больше лайков не дождётесь типо.
От слова «никогда».
Л.К.
Даже не знаю, как я это смогу пережить.
Сочувствую.
Л.К.
Но ничем помогать не стану.
К.
Не по-христиански это и даже не по-авраамически…
Оптимизм Проханова преждевременен. Уже состоялось заседание Правления, где был составлен список рекомендуемых тем для современных писателей. Темы — ерунда, главное, каковы будут требования к методам их раскрытия. И нельзя сравнивать то и это времена — социальный заказ оформляет и возглавляет государство. Тогда руководство в лице И,С. держало руку на пульсе культуры — литература, кино, театр, музыка. Нынешнее руководство глубоко, мягко говоря, а-культурно — сам выбор нашего историка на роль предводителя литературного дворянства свидетельствует об этом, поскольку он воспитан как историк и как литератор на литературе о «попаданцах». Тогда делали ставку на культуру в воспитании нового человека, теперь делается ставка на деньги в возвращении старого. Впрочем, это закономерно, литература как воспитатель уже умерла, ее место заняли соцсети, компьютерные игры, — вот куда желающим укреплять скрепы и патриотизм нужно направить свои взыскующие взоры, а не на труп бывшего воспитателя-халдея.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Л.К.
Из письма Эдварда Теллера Геннадию Горелику: » Георгий Гамов был полон идей, большинство из которых ошибочны.»
Геннадий, — дайте, пожалуйста, список ошибочных идей Георгия Гамова, высказанных в частном порядке или в его работах.
Улам в своей автобиографической книжке тоже пишет, что у Гамова во времена атомного проекта было несколько странных идей, и какую-то из них описывает подробно.
Спасибо.
По мне, список ошибочных, — по мнению его современников, — научных идей Георгия Гамова интересней «письма Сталину».
Да, ясновельможный пан Аксайскый!
Из писем «к Сталину» (обобщённый адресат, имхо) я — так предпочитаю составленное (и отосланное! и даже, о, ужас, тиражированное!!), составленное (лично) литератором Юзом Алешковским:
«Товарищ Сталин!
Вы — большой учёный,
В языкознаньи знаете Вы толк,…»
Л.К.
https://yandex.ru/video/preview/11556182356875085458
К.
Ну, это ваш выбор, он гармонирует… Мне лично больше всего нравятся письма П. Л. Капицы. Я их иногда перечитываю.
Леонид Коганов, — мне нравится ваше неравнодушное, бурлящее эмоциями, восприятие мира.
По мне, Юз, — тезка Сталина, — точен в каждом слове своего четверостишия:
Товарищ Сталин, вы большой учёный —
В языкознаньи знаете вы толк,
А я простой советский заключённый,
И мне товарищ — серый брянский волк.
Любопытно, — Георгий Гамов, 28-летний молодой человек, согласно Геннадию Горелику пишет «письмо Сталину», выражающее его, Гамова, уверенность в справедливом мудром решении вождем эфирной проблемы в рамках квантовой физики и теории относительности в СССР.
… мне нравится ваше неравнодушное, бурлящее эмоциями, восприятие мира.
Как трудно оставаться леди, поевши горохового супа. Елизавета Вторая.
Кто же мог составить список ошибочных идей, которые Теллер забраковал, а Гамов согласился с критикой? Припоминаю одну опубликованную заметку Гамова, в которой тот предположил, что гравитон (спин 2) составлен из двух нейтрино (спин 1/2).
1/2+1/2=2?
Да, в пределах 50% погрешности. Для Истории это норм. Скажите спасибо, что не минус два.
Мне ИМХО представляется, что Гамов был по психотипу — т.н. генератор идей. Этот процесс в его первичном срезе обычно имеет КПД существенно ниже единицы. Этим возможно объясняется ремарка Теллера, тем более, что в рамках МП таким людям как Гамов было не очень уютно. Многих очень известных теоретиков туда приглашали, но далеко не все подошли.
МП — Манхэттэнский Проект, нет?
Л.К.
О, неизбывный типаж Ильи Файнзильберга и Катаева-мл.!
О, ребусы и шарады!!
Зачем??
К.
Конечно, другого тогда и не было ;)
Ну, да, эпигон Лаврентий Палыч — не в счёт и в незачёт.
Каанешна.
По Вашей «логике», Сэр!
Л.К.
Когда приглашали Гамова, у нас еще конь не валялся. Гонка пошла после первого испытания.
Гамов не принимал участия в Манхеттенском проекте по «соображениям безопасности». Поэтому не очень понятно, куда его приглашали. Только в 1948 г. он получил допуск к секретной работе и смог принять участие в разработке водородной бомбы. В то время конь уже успел поваляться…
Гамова приглашали в в 1931-33 годах на чисто научные конференции. В 1931 с пленарным докладом на 1-ю международную конференцию по ядерной физике в Риме. До взрывоопасных открытий (1939).
Сами вы… За Лаврентий Палычем много чего числится… негигиеничного. За что ему положен соответствующий котел в аду. Но если бы не его работа, на месте Москвы и Нижнего с большой вероятностью было бы радиоактивное стекло как на полигонах в Казахстане и на Новой Земле.
4 года — 1945-49 — у США была монополия на ядерное оружие. Почему-то Москва и Нижний уцелели. Почему?
С.С.С. ещё не успел родиться.
Дурная шутка, извините!
Л.К.
Не скромничайте. Это далеко не самая плохая.
Попробуйте сами угадать с трех раз. Если не получится — я подскажу.
Целью агрессивных политиков (не считая самых отмороженных фанатиков) является не уничтожение, а подчинение других государств. Соответственно, супероружие нужно для запугивания, а не превращения противника в радиоактивную пыль.
Отнюдь. Полный здравого смысла Гарри Трумэн думал и поступал иначе. Как и исполненный праведного гнева Бенджамин Нанатиаху… А с вопросом, который задал г-н Горелик, все гораздо проще. Американцам нужно было десятка четыре-пять бомб. Чтобы наверняка… Материал нарабатывался довольно медленно. Своих фон Ардене у них не было. Методы, которые он в свое время поставил, работают до сих пор. Американцы же обогащают материал иначе.
По словам Харитона, которые я сам слышал, американцы начали развозить бомбы по аэродромам только в 48 году.
Чего хотел Трумэн здесь уже обсуждали. Недотёпу Натаниаху просто жалко.
Как написано в википедии, первое успешное испытание Р-7 произошло 21 августа 1957 года. До этого можно было безнаказанно бомбить.
Отнюдь. В центре Европы стояла самая мощная по тому времени армия мира. Пришлось бы бомбить не только советскую территорию, но и ФРГ, Францию и прочих Бенилюксов. Да и американцы, повторяю, собирались не ракеты с ядерной начинкой запускать, их не было, а по-простому бомбить с самолетов типа В-29, устроить несколько десятков Хиросим с Нагасаками. А поскольку в бомбардировщиках у США было явное преимущество, наши сосредоточились на ПВО. Она у нас была вполне. Основные чувствительные районы были прикрыты довольно надежно. Не было никогда этого самого безнаказанного преимущества, о котором вы пишете. Или было, но очень недолго. Примерно год-полтора. Его просто реализовать не успели.
Это да, тут Вы правы.
Однако, похоже, никто вне Европы не будет сильно огорчен, если Россия, Великобритания и натовские страны ЕС взаимно уничтожат друг друга в ограниченном военном ядерном конфликте.
Китай тогда останется один против США. Огорчится. Да и не хватит сил у Европы ни на какое уничтожение России. ЕвроНАТО и Россия в разных весовых категориях.
Интернет почти убедил меня, что средний россиянин с радостью нажал бы на красную кнопку и только безмерное человеколюбие вашего вождя спасает Европу от расплаты.
Интересно, что этот Интернет говорит Вам о среднем европейце и его вождях?
Кстати, что такое средний человек весьма наглядно демонстрирует ИИ — там как раз на усреднениях, сглаживаниях и прочих экстраполяциях всё основано, как я понимаю.
К сожалению, не владею европейскими языками, поэтому ничего не скажу про среднего европейца. «Средних» американцев как минимум два (двумодальное распределение по большинству вопросов допускающих более или менее непрерывный спектр ответов).
Ну да, и один из двух «средних» нажмёт на кнопку с радостью, а другой — без радости.
Не согласен. Каждому из средних американцев мешает жить прежде всего второй средний американец. Здесь кнопка не поможет.
Кнопка естественно не поможет, поскольку она не для помощи, а для отвлечения внимания от того, что реально мешает жить. И усреднение — для того же отвлечения.
Американцам не свойственно обвинять в своих жизненных проблемах других людей. Они в большинстве своем крайние индивидуалисты и стараются решать свои проблемы сами. Очень упрямые.
Уверяю вас, процент воинственных идиотов в США не слишком отличается от других стран. Ну, может быть, кроме стран Ближнего востока. Там вообще процент психически нормальных мизерный.
Уверяй, но проверяй. А на поверку, дин из «средних» нажал на кнопку сброса Малыша, а другой — Толстяка. На сколько процентов они были воинственнее других это вопрос риторический.
Война была. Все дело не в нажимавших кнопки военных, а в отдававших соответствующие приказы политиках. А мелкий торговец галантереей Трумэн был очень крутой… Вроде нынешнего Трампа, как я понимаю.
Кнопка это лишь образ, а политиков, отдающих приказы, выбирает «средний» гражданин. И Трумэн и Трамп — оба торговцы и оба крутые. Приятель В.П. Интернет меня регулярно убеждает, что сейчас тоже война идёт — типа гибридная. Трансформация гибридной в грибовидную, при нынешнем политическом бардаке, не представляется чем-то сильно невероятным. В общем, исторических параллелей предостаточно.
То, что средний гражданин выбирает — это в очень большой степени иллюзия. Приятелей у политиков не бывает. По крайней мере, среди других действующих политиков. А насчет войны — да, конечно и увы…
Приятелем В.П. я назвал Интернета, а не Трампа, и это не В.В.П., а здешний комментатор, которого «Интернет почти убедил» ;)
Средних американцев ровно столько, сколько их, американцев, живет в США.
Пощадите среднего американца уважаемого Геннадия Ефимыча, советского в душе (и теле, увы!) человека.
Слёзно прошу. Умоляю, типо!!
Иначе следующей «саги о Гамове» типо «не дождётесс!». Нипокакому (одно слово).
Имхо.
Л.К.
Ну, что делать… Пушкина, вон, тоже на дуэли убили… Жизнь такова, какова она есть, и больше никакова. Автора, простите, не помню.
PS. Стать средним американцем можно только отучившись в американской мидл и хай скул. Те, кто приехал в более взрослом возрасте, несут на себе неизгладимый отпечаток России или СССР.
Не читайте советских газет. Я уже писал как-то, что интернет был предсказан еще Петром Великим, вместе с рентгеном из известного неприличного анекдота, и его назначение было им определено как «дабы дурость каждого видна была».
Неповторяйтис! (литовск. с воскл)
Л.К.
Ну, что поделать, склероз…
Простите, но «пикейножилетные стансы».
Не более того.
Типа «отставничков за гаражами», имхо.
Л.К.
Это одно и то же. Легкая форма графомании. Общественно не опасна.
Тут бы хорошо причинно-следственные связи разобрать. Мог бы кто-то более гигиеничный сделать ту же работу? Мог ли сам Лаврентий Палыч принести ту же пользу без своих негигиеничных деяний?
Нам ведь (по крайней мере мне) сам Лаврентий Палыч не особо нужен. Но хочется знать, есть ли связь между негигиеничностью и возможностью сделать важную работу.
Иными словами, нужно ли принимать негигиеничность как необходимое сопутствующее большой работе?
Конечно, связь была. Но очень такая, опосредованная. Берия был человек, который решал проблемы. Всякие, какие поручали решать. В том числе, и такие, о которые нормальный человек рук марать не захочет. До Берии, как известно, атомным проектом руководил Молотов. У него, по воспоминаниям дедов, каждая бумага на подписи вылеживалась месяц. А Берия решал все очень быстро и правильно. Среди ветеранов проекта полно было воспоминаний о разбитых лично им в кровь мордах вместо арестов и приговоров. Лаврентий Палыч был дитя своего века, который прошел. Хочется надеяться — навсегда. Но эта самая негигиеничность в более умеренных дозах каждому большому начальнику необходима. Нельзя быть хорошим парнем и крупным политиком или администратором. Обязательно кого-то обижать придется. Об этом как-то, но в его обычной мягкой форме, говорил Путин. Мой школьный приятель, который некоторое время заведовал большим федеральным фондом, раздающим деньги ученым, говорил, что старается держать процент обиженных не больше 15. Говорил, что меньше никак не получается. Так что, да, необходима. А уж политика, она по-прежнему делается железом и кровью, как во времена Бисмарка.
Да, согласен (более или менее). О деталях спорить неохота.
Поражает свирепость расправы с М.П. Бронштейном, молодым физиком — теоретиком. Арест и практически сразу расстрел. На всякий случай, избежать возможных родственных связей с Л.Д. Троцким?
А как их можно было избежать? Разве что еще до рождения, контрацепцией.
Ходят слухи, что он был племянником Троцкого. Если да, то шансов у него не было.
Это — ложь.
Имхо.
В шутливой открытке до «пакта Риббентропа — Молотова» то ли к Гамову, то ли к Ландау (а может, и — к Пайерлсу) в Европу — спародировано нацистское приветствие.
И было достаточно (для очистки от «гнилой интеллихэнцыи»).
Заступничество тестя в лице литератора Корнея Ивановича Чуковского, напротив, оказалось явно и сильно недостаточным.
Троцкий (высланный и приговоренный командой Судоплатова — Эйтингона с «сочувствующими» скульпторами и Каридад Меркадер, матерью Рамона) здесь совершенно не при делах, никаких не при.
И не будем заниматься «флюстерпропагандой» (целенаправленным тиражированием слухов).
Л.К.
Да, из Л.Д. Ландау «выбили» в «стойке» доппоказания, но выбить можно было вне сна всё, что угодно: в вину Л.Д. этот «выбивон», строго говоря, поставить нельзя никоим образом. Под пыткой оговаривают любого.
К.
…приговоренный командой Судоплатова — Эйтингона с «сочувствующими» скульпторами и Каридад Меркадер, матерью Рамона…
Диего Ривера был художник-монументалист, стены домов революционными фресками расписывал, жена его Фрида Калло, за которой ухлестывал Троцкий, тоже была художницей. Кто из скульпторов Троцкого убить пытался?
<<В шутливой открытке до «пакта Риббентропа — Молотова» то ли к Гамову, то ли к Ландау (а может, и — к Пайерлсу) в Европу — спародировано нацистское приветствие.>>
Это — новое слово в бронштейноведении. Интересно, откуда Вы его взяли.
Вычитал, не помню где.
А что, конкретно, вменялось «в вину»?
Л.К.
Неужто заговор с Яковом Исидоровичем Френкелем во главе якобы?
К.
Яков Исидорович — это Яков Ильич?
И да, я уже выше писал и повторю: я не историк-профи, тем паче, никакой вовсе не биограф покойного злодейски убитого физика господина М.П. Бронштейна.
Здесь не научный диспут, а свободное высказывание собственных (надеюсь) мнений в свободной же форме.
И я могу ошибаться и, выражаясь высоким слогом, имею право на добросовестную не злонамеренную ошибку.
И на благодарность всем тем, кто, не кичась (своей осведомлённостью, звериной серьёзностью, псевдоучёностью и пр. лишними, имхо, атрибутами) корректно и точно меня поправит.
Заранее этим лицам большое спасибо.
Л.К.
Так я уже ответил (без звериной псевдо-учёности) Вам и другим, не знакомым со следственным делом МПБ. Гляньте на соседние комменты
М.П. Бронштейн «удостоился» попасть в списки ~40 000 человек, которых отправили на смерть с собственноручным автографом Сталина https://youtu.be/-Ii2zpVJVD0.
В следственном деле МПБ нет ничего о его «родственных связях с Троцким». Брата МПБ, его сестру и родителей чекисты не тронули. Физика-теоретика обвинили в том, что «он являлся участником фашистской террористической организации и был завербован в нее в 1930 году ФРЕНКЕЛЕМ. … в период 1930–36 гг. вел систематическую контрреволюционную работу, пропагандируя идеи о свержении Советской власти и установлении в СССР фашистского строя «.
«Вербовщик» — членкор АН СССР и зав. теоротделом ЛФТИ Я.И.Френкель не подозревал о той роли, которую ему придумали сталинские чекисты.
Подробнее см. https://www.litres.ru/book/matvey-petrovich-bro/solnechnoe-veschestvo-i-drugie-povesti-a-takzhe-zhizn-27352040/
Родственных связей не выявили, но на всякий случай расстреляли.
Очень по большевистски. Идея о фашистcком перерождении СССР в те времена была, судя по всему, была хорошо известна интеллигенции тех времён. См.,например, https://diletant.media/articles/39499523/
Вот и старались заткнуть всем рты.
Просто для справки: в те времена эта самая европейская интеллигенция именно в коммунистах видела единственный способ спастись от фашизма.
Из письма же Павлова следует только, что в 70 лет уже не стоит писать письма на политические темы. По крайней мере, Павлову не стоило. Претенциозно и наивно получилось. Единственное, что можно написать в его пользу — фашизм тогда еще не расцвел махровым цветом. Хотя Дранг нах Ост, Лебенсраум, Нихт фюр Юден и прочие замечательные идеи уже владели умами.
Павлов вообще был интересный дедушка. Всю дореволюционную жизнь был ярым атеистом, вдрызг разругался с отцом-священником, а после революции уверовал истово, молился, причащался и исповедовался регулярно и демонстративно. Считал, что интеллигент по определению должен фрондировать, и чем больше тем лучше.
Не могу не привести очередной раз мои любимые стишки на эту тему:
Бог не любит умных и ученых, предпочитает тихих дураков, не уважает новообращенных и с любопытством чтит еретиков.
«Павлов вообще был интересный дедушка. Всю дореволюционную жизнь был ярым атеистом, вдрызг разругался с отцом-священником, а после революции уверовал истово, молился, причащался и исповедовался регулярно и демонстративно.»
В этом нет ничего удивительного: научный атеизм в СССР был настолько примитивен, воинственен и прямолинеен, что де-факто являлся новой формой религии. Так что поведение Павлова является всего лишь демонстрацией неприятия проводимой в те годы политики большевиков.
Своё неприятие он начал демонстративно показывать сразу после октябрьского переворота, см.: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM
https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/bppe_2009_n3_27572.pdf
…поведение Павлова является всего лишь демонстрацией неприятия проводимой в те годы политики большевиков.
Спасибо. Я именно это и написал. Извините если непонятно.
У физиологов бытует анекдот
— Как звали собаку Павлова?
— Иван Петрович!
«Волка на собак в помощь не зови!»
(А.И. Солженицын «В круге первом», редакция А.Т. Твардовского, ныне раритет).
Л.К.
Стишки в конце слабые (кощунственные и просто дрянь стишки, имхо).
К.
Не очень понимаю, кто в случае Павлова волк, а кто собаки. Вот в случае Солженицына с этим яснее… Стихи это не мои. Нравиться вам они должны не обязательно.
Вы свой пассаж перечитайте, будьте так любезны!
На который я ответил.
Л.К.
К покойному первому русскому нобелиату господину Павлову И.П., ученику проф. Циона (личности весьма специфической, но специалиста высококлассного по отзывам физиологов) поговорка, цитированная в одном из центральных произведений господина Солженицына (так же нобелиата, но по литературе) касательства не имеет решительно никакого.
Что видно из перечтённого Вами Вашего же контекста.
Имхо.
Л.К.
Я дико извиняюсь, как говорят на моей исторической родине. Но причем тут тогда волки и собаки — пусть останется маленькой тайной.
Это я так — о «тоталитарных» (в смысле философа госпожи Х.АрЕндт) режимах и о сответствующих «борцах за власть (без руля и ветрил)». Точнее, без сдержек и противовесов, в том числе и в первую очередь — моральных.
Л.К.
Да может, в следственном деле другой Френкель фигурирует, например, небезызвестный Нафталий…
Следственное делом МПБ я читал полностью и самые важные места привел во второй части указанной книги 2017 года «Солнечное вещество… «. Год «вербовки» — это год поступления на работу в теоротдел ЛФТИ, которым заведовал Я.И.Френкель.
Я просто пытался пошутить. Извините.
Оффтоп.
Прошу Коллег хотя бы бегло проглядеть следующий пост:
https://t.me/khokhlovAR/1112
И ведь что поразительно — придерживаясь практически противоположных взглядов, спорили спокойсно, без напряга, и, Бог мой, даже страшно подумать: давали неоднократные рекомендации в высший типо ареопаг — в саму матушку Академию.
Сравнение явно не в пользу наследников по этой самой Академии уже в советские достославные времена. Тогда стремились подсидеть (дело Н.Н. Лузина) или вовсе исключить с «волчьим билетом».
Л.К.
Вспоминается грандиозная поэма Наума Моисеевича Коржавина «Наивность»:
«Не зря привыкли — в ожиданье
Своей несбывшейся судьбы
Считать на верность испытаньем
Жестокость классовой борьбы…»
И ниже, в другой строфе:
«Они — войдя в азарт борьбы,
Спокойно сами предрешили
Извивы собственной судьбы.
Кто б встал за них — от них же зная,
Что совесть гибкой быть должна…
Живой страны душа живая
Молчала…»
И, наконец, про себя (-любимого):
» Но — не сужу…
Я сам причастен.
Я это тоже одобрял…»
Это, конечно, как говорится, по-Божески, не судить.
Но, увы, придётся.
Не кладя в долгий ящик. Не «воскрешая» Гамова, со товарищи, позорно выставленного из Академии и почти тайком в ней же самОй восстановленного. Придётся гонителей судить и поимённо назвать.
Придётся, ибо «по делам их…».
К.
А избы все скачут и скачут, а кони горят и горят…
Особенно «в вакууме и сферические-феерические».
Имхо.
Л.К.
Нет, обыкновенные, у Коржавина…
Оффтоп 2.0,
требующий самой тщательной перепроверки:
https://t.me/rtvimain/118553
А как же реликтовый фон, Пензиас, Вильсон (= Уилсон) энд Ко?!
А разнообразные, прошу пардону, (Ш)НобелЯ?
Л.К.
Я не физик, и уж тем паче не спец в этой области. Могу врать, исправления желательны.
К.
Нормально). Космические телескопы пробили бреши в корабле стандартной модели, он тонет. Первые умные животьные побежали с корабля, — спешно надуваются плоты для писания новых статей и диссеров — иеперь про нестандартность свеч, замедление расширения и вообще про неверность старых методов строительства лестницы расстояний.
Ну, микроскопом я как-то гвозди забивал, а вот телескопы, пробивающие брешь в корабле, звучит как инновационное оружие на новых физических принципах. Кстати, если я ничего не путаю, при строительстве того самого корабля, гвозди тоже телескопами забивали. Подумать только, какой универсальный инструмент!
…а первые телескопы пробили бреши в предшествующей «стандартной модели», и потом уже забивали гвозди, сколачивая новую. Так что, преемственность соблюдается.
Т. е. телескоп Галилея пробил брешЬ в космографической схеме Птолемея? Я правильно вас понял?
За метафоры поэтов и писателей критиковать — грех.
Чуть было не написал — «греф», но вовремя очнулся.
Л.К.
Если телескоп слишком мощный, то при забивании им гвоздей есть риск пробить брешь.
«Врёшь, не про(п)бьёшь!!»
Л.К.
Теория Коперника еще много лет боролась с птолемеевской, и телескоп Галилея как раз оказал коперниканской модели неоценимую экспериментальную поддержку.
Кстати, в прошлой ветке я Вам ответил предварительным комментарием с обещанием подробно изложить ошибки СМ — с моим видением проблемы и пути ее решения — на своем сайте с последующей ссылкой на материал. Тот коммент так и не появился — то ли был слишком большим, то ли ветка закрылась. Однако сейчас делаю материал — пришлось довольно много считать, писать формулы, — но получилось весьма интересно, спасибо Вам за стимул:)
Так поддержку или пробил брешь? Когда-то в школьном курсе астрономии проходили последовательность событий и имен: Коперник, Кеплер, Галилей.
Что касается трудностей LCDM, то это не фунт изюма. И своё «видением проблемы» лучше излагать не здесь, а в статьях в рецензируемых журналах.
Извините, Вы дали мне ссылку на энциклопедию, предложили навести критику, я добросовестно ее изучил, написал, посмотрел, что по объему в коммент не входит, поэтому дам ссылку. Думаю, результат получился интересный, можно и про статью подумать.
Насчет фунта идюму — даже не знаю, тянет ли на фунт или всего одна изюминка, но в самом начале, уже в выборе одного из трех вариантов Фридмана, — там непонимание на уровне простой математики рождения гиперболы из окружности через прямую, и, соответственно, возникновение физической путаницы, приведшей к нынешним барахтаньям.
Тогда тем более в журнал, в ApJL, например! А для начала на сайт препринтов arxiv.org
Спасибо за ссылки. Посмотрел Архив — надо попробовать. Хотя, теперь буду думать, стоит ли посылать космологию — это последняя, пятая, глава монографии, она естественным образом вытекает из разработанной в первой главе модели пространства-времени, просто Вы своими ссылками дали мне новые опытные данные и сведения о кризисе, — чем стимулировали взять и написать пятую главу, когда третья и четвертая еще в черновике. А в тот же Архив требуется оформление, а слепому это не так просто сделать (работаю чисто на слух) — из-за этого и так затянул с беловым оформлением. Тем не менее, буду думать над Вашим советом, спасибо!
Сайт препринтов arxiv.org имеет широкую тематику. Вам, возможно, больше подойдет раздел
Популярная физика
Да, я уже понял. Теперь надо перевести полсотни чертежей в их требуемые форматы, ну и формулы, надеюсь, в вордовском конструкторе сделанные, их удовлетворят. Надо требования изучить.
Скажите, если не затруднит, как Вы относитесь к теории Ф.Хойла, особенно к пункту роста массы Вселенной? Не могу найти его научных работ по его космологической теории, вдруг Вы подскажете, где искать.
Вот, в ТрВ в этом году:
https://www.trv-science.ru/2025/05/potomok-zvezdnoj-pyli
Спасибо. Жаль, нет, как я понял, его работ по космологии в русском переводе, а английский потыкал — не нашел. Интересна его идея о постоянном рождении материи в расширяющейся Вселенной. Сорок лет назад в своей кандидатской (тема «Квантово-релятивистские аналогии физики металлов») задумал главу о рождении материи из кривизны пространства-времени — по аналогии рождения точечных дефектов и дислокаций при изгибах и кручениях образца, т.е. решил закинуть безумную идею о возможности поменять лошадь материи и телегу кривизны местами. Со стороны научного руководства эта идея была встречена с большим непониманием, что сыграло не последнюю роль в «неокончании» той пьесы:) Не знал я тогда о хойловской модели.
Забейте на это всё. И сразу!
Л.К.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Но, разорвало ствол…
Эк, вас заносит. Сразу всё ломать. Нет, дудки-с ;)
Идущие по ящику Хроники русской революции, очевидно, будоражат умы)
Не смотрел и не слушал ни одной серии. Взгляды на русскую историю АНдрона давно мне известны, время терять не намерен.
Да, потеря времени — там сплошные взгляды и картонные персонажи, но снято богато.
Господина Кончаловского «изделие», нет?
Л.К.
Первым в титрах идёт Усманов ;)
https://rg.ru/2025/10/09/konchalovskij-v-oktiabre.html
Без комментариев.
Л.К.
Официоз-толстушка за прошлую среду 5 ноября, 28-я полоса, много там всего (в бумаге).
К.
Любопытно, — почему Андрей Кончаловский в своих кинохрониках назвал революцию русской?, — ведь точнее было бы — российской.
https://www.mk.ru/culture/2025/11/11/khroniki-russkoy-revolyucii-konchalovskogo-vyzvali-burnye-spory.html
Кино = полное… (мамонта — Д.Б.Т. — копирайт).
Л.К.
Заметка Александра Мельмана любопытная, особенно концовка-загадка: он в День 7 ноября — красный день календаря! поздравлял родных и близких с национальным праздником и сам выпил по такому поводу… томатный сок, тоже очень красный. Потому что кошерное вино почему-то не открылось.
И ещё, — сегодня начал «мичуринский» эксперимент: мне интересно, что будут вспоминать и смотреть россияне через 10 лет — хроники революции Андрея Кончаловского или, например, вот этот клип Земляне «Трава у дома» (1983)
https://www.youtube.com/watch?v=C4Pajis7OOU&list=RDC4Pajis7OOU&start_radio=1
Ариадну даже чахотка не взяла ;)
Зато теперь у Русской революции есть секс-символ.
Для пожилых…
Нет, пожилые, вроде меня, читают вот это (с хорошим коллажиком в виде фейковой «фотки»):
https://www.ng.ru/politics/2025-11-05/3_9373_kprf.html
Л.К.
Вы об этом?
Предстоит ли слияние всех лютеран России
Вот в вашу тему красивая песня в исполнении вождей, умеющих видеть мир сквозь линзу истории…
https://pikabu.ru/video/story/ya_vizhu_mir_skvoz_linzu_istorii_12957591/1351805
Я имел в виду купание Ильича в озере Разлив. Меня оно так поразило, что я написал комментарий, который здесь забанили.
!
Л.К.
Фокич всегда «давал выпить и прикурить» типо! Он же — Лукич.
К.
С Ильичём у меня больше ассоциируется символ его купания в мавзолее.
Он он же там одетый лежит… Не то, что в Хрониках…
Это что же, батенька, вождю потом в мокрых подштанниках ходить?
Конечно, нет. Тем более, что рядом в кадре Зиновьев и Сталин сидят в сухих штанах… Но к нам, зрителям, и к товарищам по партии Ильич тылом сверкает, а к проплывающей по кадру лодке с дамами — фронтом… Не знаю, произвел ли он на них впечатление, тема Кончаловским не раскрыта…
И слава Богу, что не!
Л.К.
Ну, почему же. Дамы в лодки смущенно хихикали.
«…Тревогу забила участковый врач Сергеева, бежавшая домой с дежурства. Она вызвала милицию и заявила, что повидала в жизни всякого, но такого безобразия еще не видела!…» ;) (с) С. Альтов
Для полноты раскрытия темы там явно не хватает Ариадны, с вожделением ожидающей в шалаше: когда же Ильич закончит наконец купание своего красного коня и продолжит надиктовывать ей эпохальный труд «Государство и Революция».
«Б’гоневичок — п’годать! Всенеп’геменнейше! Но не забыть вынуть «Ап’гельские тезисы»! Ещё п’гигодятся!!».
Л.К.
https://t.me/polstavochki/3692
И всё п’гедыдущее! Всенеп’геменнейше!»
Л.К.
https://lgz.ru/article/geroi-i-vyrodki/
Нет слов — сплошной Мендельсон — Бартольди.
Л.К.
Это не Мендельсон, это Бах, фантазия и фуга До минор… Практически, отчет перед Богом, главный кадр фильма.
Вы мне напомнили блаженной памяти Ираклия Луарсабовича Андроникова в качестве конферансье в Большом Зале Московской КонсЫ:
«До минор — это Це моль, а Це моль это До минор. Это я вам говорю, чтоб перевести с Латыни — на латинский язык!!».
Л.К.
Уверяю вас, я совершенно не похож ни на одного из Андронниковых или Андроникашвили. Я просто написал о своих впечатлениях от кадра с парализованным и полубезумным Лениным в обсуждаемом сериале. У меня довольно часто возникают музыкальные ассоциации от услышанного или увиденного. В этом смысле я несчастье своей семьи, которая должна их слушать в моем исполнении. Вокал у меня очень так себе, хотя музыкальный слух хороший.
Не смею скрещивать Андрона Кончаловскиса (лит.) с Ираклием Андрониковым (груз.)
Ибо как ежа с ужом в итоговом результате.
Имхо.
Л.К.
Ну да. Особенно офицеры в мундирах с воротником-стойкой без подшитых подворотничков и в штанах цвета хаки, введенных в Советской Армии в оборот в 1970 году. Когда русским офицерам «смирно» командуют, тоже впечатляет. Это вместо принятого чуть не со времен Петра «господа (товарищи) офицеры». У Кончаловского все-таки дядя был генерал-лейтенант, мог бы и поднабраться деталей в детстве…
Но в целом вы правы — богато.
Да, там даже и не до деталей, там, как говорил полотёр в известном фильме: «правды характеров нету». Когда режиссёр вместо создания художественных образов начинает продавливать свои (а то и не свои) мысли, взгляды и идеи, так и получается — по форме богато, а по содержанию шляпа Как армейская мудрость гласит: «Главное — форму содержанием не запачкать».
Ну да. Это как персонаж Шукшина говорил в «Они сражались за Родину»: в этом деле, как в любви, некоторой глубины достигать надо, а ты все норовишь по поверхности елозить.
Ещё один шедёвр подошедши (незаметно типо): https://t.me/NTravkin/5065 Постараюсь представить полностью в авторской «редакции», кавычки далее опущу (Л.К.). Вот и в Екатеринбурге собираются памятник Сталину ставить. И никто уже не вздрагивает. Привыкли. А пять лет назад, помнится, вышел сериал, прославляющий Л. Берию и общественность очень волновалась. КАК ЛАВРЕНТИЙ БЕРИЯ БОМБУ ДЕЛАЛ «Бомба»— мощный сериал. Смотрится, не оторваться. Патриотический. Но в то же время без приукрашиваний. Правдивый до пронзительности. В конце каждой серии живые участники на чёрно-белой плёнке подтверждают: «Да, да! Именно так всё и было!» Сериал про то, что нет нерешаемых задач для нашего народа, ежели вертикаль власти хорошо отлажена. Великого Кормчего на экране нет, но незримо он присутствует, будто откуда-то из бункера с прищуром смотрит и ему время от времени тов. Берия докладывает о строительстве атомной бомбы. Вообще, кино про ГБ и Лаврентий Берия — главный герой. Пожалуй, впервые образ его не искажён лживой демократической пропагандой в угоду Западу. Перед телезрителями предстаёт выдающийся организатор производства, благодаря которому и была заложена атомная отрасль промышленности Советского Союза. Строг, но справедлив. Тонкая и отзывая душа просвечивает в образе Л.П.Берии, иногда и шутку юмора может отпустить. Но времена трудные, Америка уже сформировала планы бомбить Союз и шутки Лаврентия таковы, что тот, в адрес которого они отпущены, может сразу и обосраться. Под стать Лаврентию Павловичу и другие сотрудники ГБ — подтянутые, деловые, конкретные, с пониманием относящиеся к нуждам людей, которые выделены в их распоряжение. Морально чистоплотны и когда среди них обнаруживается один подлец-насильник в лице начальника женского лагеря, тогда товарищ полковник бьёт его по морде. Потом выпивает стакан водки и бьёт ещё два раза. Да и в самом женском лагере не привычная лживая чернуха, типа ужас-ужас!, а весёлые разбитные бабёнки в платочках частушки озорные поют. Красной, как говорится, нитью проходит через все 8 серий мысль — главное для советской власти это жизнь и безопасность… Подробнее »
В оценках исторических личностей мне ближе всего китайский подход. Он заключается во-первых в вычислении неких процентов их вредности и полезности (про Мао — 40% вредного и 60% полезного), а во-вторых — прошло слишком мало времени для выставления оценок, давайте обсудим это лет через сто. И посмотрите, где сейчас Китай, а где Россия…
Пока что я вижу совершенно чудовищное нагромождение лжи с обеих сторон этой неуважаемой мною дискуссии. Она напоминает мне общедворовый деревянный сортир с четырьмя очками, которым я должен был пользоваться в детстве. Там зимой вокруг этих самых очков намерзал слой продуктов жизнедеятельности толщиной (или высотой) до полуметра.
PS. …Америка уже сформировала планы бомбить Союз.
Я это слышал от людей, вызывающих гораздо большее доверие, чем автор вашей цитаты. Только не про планы, а про то, что они уже атомные бомбы по военным аэродромам развозили.
Агентство ОБС = «Одна Баба Сказала» -копирайт?!
Л.К.
Флюстерпропаганда, имхо.
Типа «Плана Даллеса» и «Протоколов (блаженной памяти) сионских мудрецофф».
К.
Ну, зря вы меня по своим меркам меряете. Хотя других-то у вас нет. Это Харитон говорил. А Александров сидел рядом и не возражал.
А еще Анатолий Петрович шутки шутил. По поводу состояния советских-российских персональных компьютеров. Говорил, что для решения этой проблемы нужно Лаврентий Палыча выкапывать. Я думаю, он знал, что надо делать.
https://www.mk.ru/culture/2025/11/18/aktrisa-natalya-samsonova-sygrala-krupskuyu-v-seriale-konchalovskogo-bez-grima.html
Без комментариев.
Л.К.
И что? Я думаю, что мы в нашем возрасте тоже можем сыграть Крупскую без грима.
Ладно уж, разрешите бредущему по обочине изредка показывать факи несущимся мимо лимузинам мейнстрима:)
Как учили меня старшие товарищи — обочина от мейнстрима отличается глубиной проработки предшественников ;)
Оффтоп 3.0 (почти, см. чуть выше):
https://t.me/khokhlovAR/1114
Последний абзац считаю важным (для читателей и знаковым для автора поста).
Имхо.
Л.К.