Беспозвоночные на освещенных улицах

По ночам городские улицы за­ливает электрический свет. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень. Тысячи поко­лений людей и животных приспо­сабливались к определенному световому режиму: его периодичности, длительности и интенсивности. И те­перь, когда адаптация, наконец, до­стигнута, всё пошло прахом, ночью светло, как днем! Ночное освеще­ние пагубно сказывается на здоро­вье человека и влияет на поведение и размножение животных, населяю­щих города. Иллюминация мешает им ориентироваться и отыскивать про­питание, сбивает суточные и сезонные ритмы. Не случайно специалисты называют яркое ночное освещение световым загрязнением. А недавно специалисты Института окружающей среды и устойчивого развития Уни­верситета Эксетера (Корнуолл, Ве­ликобритания) установили, что световое загрязнение влияет не только на жизнь отдельных видов, но и на структуру экосистем.

Беспозвоночные на освещенных улицах
Уличные фонари с натриевыми лампами заливают всё вокруг ярким оранжевым светом
(http://powerlines.seattle.gov)

Исследователи изучали наземных беспозвоночных города Хелстон (Кор­нуолл). Его улицы освещены натрие­выми фонарями высокого давления. Натриевые лампы представляют со­бой один из самых эффективных, а потому распространенных источни­ков света для городских улиц. По ночам они сияют уютным оранжевым светом. Фонари стоят в 35 м друг от друга. На газоне прямо под фонаря­ми и между ними исследователи расставили 28 ловушек, освещенность которых составила 19-20 и 3 люкса соответственно. (Ночи были облач­ные, луна в первой четверти.) Дело было в августе, самом обильном на беспозвоночных месяце. В течение трех суток за полчаса до заката и рассвета, ученые просматривали ло­вушки, регистрируя всех, кто попадал туда ночью и днем, под фонарем и в темном месте. Их добычей стали 1194 экземпляра наземных беспо­звоночных, относящихся к 60 так­сономическим группам: разнообраз­ные пауки, жуки, муравьи, улитки и слизни, клещи, ногохвостки, мокрицы, крошечные рачки-амфиподы, сверч­ки и кузнечики.

Оказалось, что уличное освещение повлияло на качественный и коли­чественный состав беспозвоночно­го сообщества. В ловушки под фона­рями попало больше животных, чем под затененные, в среднем по 24 су­щества против 19-ти, разница досто­верна. Причем под фонарями лю­били собираться пауки-сенокосцы, муравьи, жужелицы, мокрицы и ам­фиподы, т.е. хищники и падальщи-ки. Травоядных, поедателей детри­та и паразитов и в освещенных, и в затемненных ловушках было при­мерно поровну. Оба эффекта не за­висели от времени суток, ученые наблюдали качественные и количе­ственные различия и ночью и днем, следовательно, животные не просто сбегались ночью под фонарь, а утром расходились. Плотоядные беспозвоночные предпочитали и днем нахо­диться на участках, которые хорошо освещаются ночью, образуя там по­стоянные сообщества.

Уличные фонари ставят и ставят. Ис­кусственная освещенность мира воз­растает на 6% в год, что приводит к изменению условий в местах обита­ния беспозвоночных. Как это повли­яет на функционирование экосистем и жизнь человечества, пока не ясно. Однако зафиксированная под фо­нарями повышенная концентрация хищников и падальщиков указывает на то, что из-за светового загрязне­ния экосистемы могут скатиться на более низкий трофический уровень. Каким образом световое загрязне­ние влияет на сложные пищевые вза­имодействия в экосистемах, пока не ясно, ученые надеются это выяснить. Исследователи из Эксетера доказа­ли, что натриевые фонари высокого давления влияют на состав беспозво­ночного сообщества. Но технологии не стоят на месте. На смену натрие­вым лампам могут прийти металло-галогеновые или светодиоды. У них более широкий спектр излучения, и они могут влиять на экосистемы как-то иначе. Пока из-за нехватки инфор­мации масштаб проблемы трудно оценить. Работа корнуоллских уче­ных — лишь первая ласточка.

Thomas W. Davies, Jonathan Bennie and Kevin J. Gaston «Street lighting chang­es the composition of invertebrate com-munities», Biol. Lett. (2012) 8, 764–767; doi:10.1098/rsbl.2012.0216