Ринг для интеллектуалов

Гости еще не подозревали, что перевоплотятся в фотоны, атомы углерода и клетки сетчатки

В столице постепенно приживается традиция научных боев. Они проходят более чем мирно. Физик с лазерной пушкой не целится в химика с пробиркой, полной зловредной кислоты. Нет, просто несколько молодых ученых популярно рассказывают о своих изысканиях, не прибегая к помощи проектора со слайдами, а на пару минут перевоплотившись в кого-то вроде кавээнщиков. Алексей Огнёв и фоторепортер Игнат Соловей побывал на пятых боях под эгидой Политехнического музея, прошедших 15 мая на дизайн-заводе «Флакон».

На сей раз в сражениях приняла участие еще и публика: гостям предложили оперативно распределиться на команды и сыграть в любительское «Что? Где? Когда?». Первый тур прошел перед началом шоу, пока завершались последние приготовления, второй тур в самом конце, во время подсчета голосов. Публика отличалась остроумием и бодростью духа: кто-то окрестил команду «Лисий ворс», кто-то – «Северный олень», кто-то – «Больше, чем секстет» (видимо, туда затесался лишний участник).

В жюри вошли сотрудницы Политеха и Михаил Бурцев, специалист по эволюционной кибернетике

На редкость каверзные вопросы из разных областей знания придумали сами участники боев. Например, знаете ли вы, что в организме способно увеличиться в пять раз за одну секунду? Наша импровизированная команда с оптимистичным названием «Фонарь» решила ответить «объем легких» и была поднята на смех: оказалось, речь идет о глазном зрачке. Буквально всех поставил в тупик вопрос: «В каких солнечных часах тень будет двигаться против часовой стрелки?». Первое, что приходит в голову – солнечные часы в южном полушарии, однако ясно, что солнце и там исправно двигается с востока на запад; экстравагантный вариант «на Луне» тоже оказался неверен. Как выяснилось, правильный ответ – вертикальные солнечные часы, например, висящие на стене. Другие вопросы оказались попроще. Скажем, об одном из районов Твери: если верить местному фольклору, его абсолютно советское название появилось еще триста лет назад, когда Петр Первый объяснял местным жителям, как строить мосты; район был назван по двум элементам моста. Нам понадобилось меньше минуты, чтобы ответить: Пролетарка.

Дмитрий Фатеев знает, как  увеличить КПД солнечных батарей
Дмитрий Фатеев знает, как увеличить КПД солнечных батарей

Федор Сенатов воспел полиэтилен

Первым выступал Федор Сенатов, канд. физ.-мат. наук, защитивший диссертацию на кафедре физической химии МИСиС. Она была посвящена композитам на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена, получившим применение в медицине. Федор исполнил целую оду полиэтилену, без которого невозможен ни поход в продуктовый магазин, ни кораблестроение. Привычный нам полиэтиленовый пакет легко рвется, потому что молекулы в нем хаотически переплетены, однако если их ориентировать, то из полиэтилена можно плести прочные канаты и тросы. Именно такими тросами поднимали потерпевший крушение лайнер «Коста Конкордия»: стальные оказались не впрок. По словам Федора, в МИСиС прочность полиэтилена научились увеличивать почти в 100 раз. Он даже применяется для изготовления бронежилетов, а также для протезирования. Полиэтилен – единственный полимер, разрешенный для протезирования суставов. Новые технологии в этой области весьма востребованы: каждую минуту в мире делается три операции на суставе, в России – около 300 тыс. операций в год. Чаще всего операции проходят на колене или на тазобедренном суставе.

Дальше на сцене появились молекулы полиэтилена собственной персоной: Федор пригласил народ из зала изображать атомы углерода и раздал им яблоки – молекулы водорода.

– Если мы продлим эту линию еще на десять тысяч человек, получится обычный полиэтилен, – воскликнул ученый. – Если продлим на сто тысяч людей, получится сверхвысоко молекулярный полиэтилен.

Сам Федор перевоплотился в квант излучения:

– Одет я в синее – значит, у меня длина волны 450 нанометров! Я иду облучать полиэтилен! Хочется разорвать связи – но не могу, я слабенький. Можно яблочко? Нельзя? Видите, не хватает сил.

Дальше Федор стал квантом гамма-излучения и в манере рэкетира забрал желанные яблоки. Тогда статисты взялись за руки: структура полиэтилена стала сшитой. Из такого полиэтилена уже можно делать протезы.

В МИСиС научились увеличивать износостойкость протеза в два раза. Раньше протезы надо было менять через каждые 10 лет – они изнашивались на целый миллиметр, начинали расшатываться. Теперь они могут служить в течение 20 лет.

Никита Сушенцев, студент Сеченовки, рассказал, как непрерывная учеба может увеличить качество жизни в старости. По его словам, болезни Альцгеймера тем труднее взять свое, чем больше мы учимся. В ходе болезни Альцгеймера умирают нейроны коры больших полушарий головного мозга. Отчасти виной тому мутация белков: они сворачиваются в клубки, как наушники в кармане, тем самым затрудняя передачу нервного импульса в нейронных сетях.

– Болезнь Альцгеймера коварна и хитроумна, она преподносит ученым множество сюрпризов каждый год, методы ее лечения найти трудно, – посетовал Никита. – Как тут может помочь обучение? Грубо говоря, оно усложняет нейтронную сеть. В простой сети при гибели одного нейрона нарушается проведение потенциала действия у всей сети. В сложной сети даже гибель множества нейронов не мешает проведению нервного импульса.

9.4

Тезис проиллюстрировало мигание лампочек на елочной гирлянде.

– Также смерть нейронов может наступить из-за отсутствия питания. Они питаются с помощью кровеносных сосудов. Грубо говоря, в головном мозге необучающегося человека капилляры не ветвятся, закупорка одного из них приводит к печальным последствиям. В мозге того, кто обучается, выключение одного сосуда могут компенсировать другие.

В Сеченовке как раз создают обучающие программы, которые могли бы помочь больным на клинической стадии.

Татьяна Фёдорова изучает, как комплекс белковых субъединиц плавает по морю хромосом

Выступление Никиты, по всей видимости, многих задело за живое, ибо вызвало град вопросов. В жюри даже поинтересовались, не поспособствует ли поумнению человечества отключение телевидения на всей планете. В итоге пришли к выводу, что такой меры будет далеко не достаточно.

Марианна Иванова, кандидат медицинских наук, рассказала о генетической диагностике глазных заболеваний. В ее выступлении яблоки символизировали уже не водород, а фотоны; в то же время зрительный зал превратился в глазную сетчатку: первый ряд – ганглиозные клетки, второй и третий – биполярные, четвертый и пятый – фоторецепторы, на галерке разместились пигментные клетки, защищающие сетчатку от избыточного попадания света. Под бодрую музыку зрители по цепочке передавали фотоны с задних рядов на передние – так информация о внешнем мире попадает в наш мозг.

Марианна Иванова поведала о слепоте

Не менее ярко, хотя несколько экзальтированно выступили Дмитрий Фатеев, выпускник Бауманки (он рассказал, как увеличить КПД солнечных батарей) и Татьяна Фёдорова, сотрудница Института биологии гена РАН (она изучает регуляцию работы половых хромосом).

Айрат Багаутдинов обеспокоен судьбой Шуховской башни

Айрат Багаутдинов, выпускник Казанского архитектурно-строительного университета, рассказал о Шуховской башне, недавно угодившей в новостные ленты: как известно, Минкомсвязи решило ее «цивилизованно разобрать» и собрать где-нибудь на новом месте. По словам Айрата, башня страдает от щелевой коррозии и находится в предаварийном состоянии, но в ближайшие 10 лет ее еще можно реставрировать, а затем шанс будет упущен. По оценкам автора проекта реставрации башни, она обойдется в 400 млн рублей. Разборка стоит 100 млн рублей, а на сборку вряд ли удастся потратить меньше, чем на реставрацию. Таким образом, реставрация выгоднее даже с приземленной экономической точки зрения, не говоря уже о том, что башня напоминает о высотах отечественной инженерной мысли: повторить опыт Шухова и построить гиперболоидную башню за пределами России смогли лишь в 1963 году в японском порте Кобе.

В финале публика заполнила наноблюллетени, где следовало указать два самых ярких выступления: таковыми признали рассказ о болезни Альцгеймера и о Шуховской башне. Финалиста объявило жюри: победил Никита Сушенцев из Сеченовки – кстати, самый молодой участник.

kfmn

Предложенный ответ, что солнечные часы идут против часовой стрелки в Южном полушарии, был совершенно правильным. Солнце, конечно, по всему земному шару встаёт на востоке и садится на западе, но вот только в южном полушарии оно в полдень кульминирует на севере, а не на юге. Так что тень в течение дня там указывает на запад — на юг — на восток, т.е. против часовой стрелки. А в вертикальных солнечных часах тень там будет двигаться как раз ПО часовой стрелке.