Аллигатор с палочкой, тираннозавр с косточкой

Болотный крокодил Crocodylus palustris в Мадрасском зоопарке приманивает птиц. Авось кто-нибудь прельстится веточкой для гнезда (Dinets et al., 2013)
Болотный крокодил Crocodylus palustris в Мадрасском зоопарке приманивает птиц. Авось кто-нибудь прельстится веточкой для гнезда (Dinets et al., 2013)

Еще недавно крокодилов и аллигаторов считали вечно сонными, недалекими рептилиями, пережитком далекого прошлого. Затем оказалось, что интеллект этих рептилий недооценили: у них сложная коммуникация, они охотятся скоординированной группой и заботятся о потомстве. А недавно ученые выяснили, что крокодилы используют орудия — охотятся с приманкой, что для хищников — исключительная редкость.

Сведения о том, что крокодилы подманивают жертву, поступали давно. Описано несколько случаев, когда гребнистый крокодил Crocodylus porosus ловил птиц на остатки рыбы, но неясно было, преднамеренно ли такое поведение или всё получилось случайно.

В 2007 году Владимир Динец, российский биолог, работающий в Теннесийском университете (США), изучал поведение болотных крокодилов Crocodylus palustris в больших прудах. Наблюдения он проводил в Мадрасском зоопарке, а также на герпетологической станции вблизи Ченнаи (штат Тамил Наду, Индия).

На деревьях, растущих у водоемов с крокодилами, обычно гнездятся птицы. Возможно, они рассчитывают, что присутствие рептилий защитит их от лазающих по стволам хищников: змей, енотов и обезьян. За охрану приходится платить: птенцы, выпавшие из гнезда, попадают прямо в пасть крокодилу. Но этот риск, очевидно, себя оправдывает. Берега крокодильего пруда в Мадрасском зоопарке не исключение, их занимают несколько видов белых цапель, и в период наблюдения они как раз вили гнезда.

В. Динец неоднократно наблюдал, как огромные рептилии часами неподвижно лежат на мелководье у берега, бревно бревном, с маленькими палочками и веточками на морде (фото вверху). Если они меняли позу, то старались, чтобы палочки не упали. Наконец одна цапля (Egretta intermedia), увлеченная гнездостроительством, приблизилась к крокодилу и потянулась за палочкой. Крокодил бросился на птицу, но промахнулся. И, опять-таки, неясно было, намеренно ли C. palustris положил палочки себе на морду, чтобы привлечь добычу, или они случайно нападали с деревьев. Служители зоопарка не замечали, чтобы рептилии таким образом приманивали цапель.

Зато сотрудники одного из парков аллигаторов в Флориде, проработавшие там 13 лет, много раз видели, как аллигаторы Alligator mississippiensis плавают с палочками, привлекают таким образом цапель и успешно их ловят. В пик гнездостроительного сезона подобные случаи происходят ежедневно.

Приманка сработала! Миссисипский  аллигатор поймал цаплю (Dinets et al., 2013)
Приманка сработала! Миссисипский
аллигатор поймал цаплю (Dinets et al., 2013)

Заинтересовавшись таким поведением рептилий, Владимир Динец продолжил наблюдения за птицами и аллигаторами на нескольких больших прудах в Луизиане. На берегах этих прудов птиц очень много, в период устройства гнезд они остро нуждаются в строительном материале и отчаянно за него конкурируют. Любую палочку, плавающую на поверхности, немедленно подхватывает цапля. Всё приходится делать быстро, и неудивительно, если птица не заметит под вожделенной веточкой аллигатора (фото выше). Молодые рептилии длиной менее полутора метров приманкой не пользуются, возможно, потому, что их морды слишком узкие и веточки на них не держатся. На приманку ловят только взрослые животные; причем аллигаторы, живущие вблизи скоплений птиц, охотятся таким образом гораздо чаще, чем рептилии, обитающие в том же водоеме, но вдали от мест гнездования. При этом веточки они используют только в период размножения птиц. Какие факторы стимулируют подобное поведение аллигаторов, пока неизвестно. Неясно также, инстинктивное ли это поведение, доходит ли каждый аллигатор до этого своим умом или же обучается охоте с палочкой, глядя на старших. Это первый доказанный случай применения орудий рептилиями и первый же случай использования хищниками приманки сообразно с сезонным поведением жертвы. Эти открытия интересны не только потому, что показывают, как легко недооценить интеллект даже относительно знакомых животных, но и потому, что крокодилы в родстве с летающими рептилиями и динозаврами. Любопытно, каким было поведение древних ящеров. Трудно составить о нем исчерпывающее представление, однако можно утверждать, что хищные динозавры играли.

Игрушка тираннозавра — шейный мыщелок  цератопса со следами зубов хищника.  Он покусывал круглую косточку для  собственного развлечения (Rothschild, 2014)
Игрушка тираннозавра — шейный мыщелок цератопса со следами зубов хищника. Он покусывал круглую косточку для собственного развлечения (Rothschild, 2014)

О поведении динозавров можно судить по следам зубов, оставленным на костях. Поедая добычу, хищники обгладывают и грызут кости, на которых много мяса или внутри много костного мозга. При этом на костях остаются характерные следы: трещины, спиральные переломы, глубокие прокусы. Американский исследователь Брюс Ротшильд (Bruce Rothschild), работающий в Канзасском университете и Северо-Восточном медицинском университете Огайо, проанализировал следы зубов тираннозавров, найденные на многочисленных ископаемых костях, хранящихся в музее Канзасского университета и Королевского Тиррелловского палеонтологического музея в Канаде. Среди находок много отдельных костей, которые, безусловно, грызли, но явно не во время еды. Чаще всего среди этих костей встречаются затылочные мыщелки (отростки затылочной кости, служащие для сочленения головы с первым позвонком) растительноядных динозавров трицератопсов. Мяса на них нет, никакой питательной ценности эти кости не представляют, и, тем не менее, тираннозавры охотно их глодали. На мыщелках нет следов заживления, следовательно, тираннозавр грыз кость мертвого животного, причем ему пришлось предварительно хорошенько потрудиться, чтобы вычленить ее из скелета. По мнению Брюса Ротшильда, тираннозавры глодали эти косточки исключительно для своего удовольствия, то есть играли с ними. Возможно, их привлекла круглая форма мыщелка. Конечно, специалисты видели эти кости и раньше, но полагали, что динозавр грыз их во время трапезы, не обратив внимания, что в этом случае на костях остались бы совсем другие следы. Теперь мы знаем, что это просто игрушка монстра. Итак, игровое поведение возникло у рептилий еще 65 млн лет назад. Погрызенных мыщелков находят много, так что тираннозавры любили играть.

Наталья Резник

V. Dinets, J.C. Brueggen & J.D. Brueggen (2013). Crocodilians use tools for hunting, Ethology Ecology & Evolution, DOI: 1080/03949370.2013.858276

M. Rothschild (2014): Unexpected behavior in the Cretaceous: tooth-marked bones attributable to tyrannosaur play, Ethology Ecology & Evolution, doi:0.1080/03949370.2014.92865

Подписаться
Уведомление о
guest

4 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
доктор Брейн
доктор Брейн
9 года (лет) назад

А мне вот что интересно: и крокодилы и динозавры, относятся к более древней группе архозавров. Современные рептилии, ящерицы, змеи, черепахи, такого сложного поведения не демонстрируют. Получается, в результате эволюции, не обязательно выживает самая продвинутая форма жизни.

Amperion
Amperion
9 года (лет) назад
В ответ на:  доктор Брейн

нет конечно. выживают наиболее приспособленные.

Виктор Сорокин
Виктор Сорокин
8 года (лет) назад
В ответ на:  Amperion

Все существующие в какое-то время формы жизни «приспособлены» одинаково хорошо. Иначе бы не существовали.
Другое дело, что условия постоянными не бывают, и в каждом конкретном изменении условий у каждой конкретной формы жизни бывают различные (конкретные)возможности вымереть или измениться. Подчеркиваю: конкретные.
ИМХО, никаких особых «тормозов» для дальнейшей эволюции нет (никаких там «гиперспециализированных видов», принципиально тупиковых, и т.д.). В принципе, любая форма жизни может эволюционировать… да во что угодно.
Единственно, что для этой эволюции «во что угодно» для разных форм жизни могут потребоваться условия разной вероятности.

trackback

[…] Источник: Газета «Троицкий вариант» […]