Кто не брезгует случайными связями

Защищая человека от болезней и инфекций, природа вложила в него отвращение к грязи, различным выделениям организма и тесным телесным контактам. А размножаться-то надо! И люди как-то умудряются это делать, не только не испытывая отвращения, но и находя порой удовольствие в занятиях сексом.

Под защитой тройного отвращения

Особы, нацеленные на создание долгих прочных отношений, тщательно выбирают партнера, выясняют его бытовые привычки и состояние здоровья, постепенно свыкаются друг с другом. Но есть люди, и их довольно много, которые предпочитают сексуальное разнообразие, партнеров меняют часто и порой ложатся с ними в постель всего через несколько часов после знакомства. Для человека брезгливого такое поведение практически невозможно, однако оно достаточно распространено. Почему?

Дэвид Басс (фото с сайта youarenotsosmart.com) — привлекательный мужчина
Дэвид Басс (фото с сайта youarenotsosmart.com) —
привлекательный мужчина

Чтобы ответить на этот вопрос, психологи исследовали природу отвращения и факторы, на нее влияющие. Существует немало работ, авторы которых доказывают, что сильное сексуальное возбуждение помогает преодолеть физическую брезгливость по отношению к незнакомому партнеру, а сексуально возбужденная женщина кажется более привлекательной (или менее отталкивающей), чем спокойная. Однако эти исследования касаются поведения человека в определенной ситуации в данный момент времени, а предпочтение многочисленных кратковременных связей — не сиюминутное явление, а социосексуальная ориентация. Профессор эволюционной психологии Техасского университета Дэвид Басс (David M. Buss) предположил, что люди, склонные к полигамии, вообще отличаются пониженной брезгливостью.

Выдвинул он и другую гипотезу, согласно которой на социосек-суальную ориентацию мужчин, но не женщин, влияет их физическая привлекательность. Логика у него такая. Хотя и есть среди женщин особы, настроенные на легкие, не обязывающие ни к чему отношения, всё же с эволюционной точки зрения для них выгоднее один надежный партнер, который поддержит во время беременности и разделит заботы о детях. Краткосрочные связи имеют для дам гораздо больше отрицательных последствий, чем для мужчин.

А мужчины стремятся к полигамии, которая, теоретически, позволяет иметь больше детей от разных матерей. Физическая привлекательность повышает популярность человека как полового партнера, поэтому внешне приятные люди имеют больше возможностей навязать другим удобную им стратегию поведения. И поскольку краткие отношения изначально создавали репродуктивные преимущества именно мужчинам, их привлекательность должна, с эволюционной точки зрения, сочетаться со склонностью к полигамии.

Эти гипотезы Дэвид Басс и стал проверять со своими аспирантами [1]. Ученые провели онлайн-опрос 144 женщин и 103 мужчин от 18 до 51 года. Прежде всего участники эксперимента ответили на вопросы, позволяющие учесть разные аспекты их сексуального поведения, например: «Сколько сексуальных партнеров у вас было за последние 12 месяцев?»; «Как часто вы испытываете сексуальное возбуждение при общении с персоной, с которой не имеете романтических отношений?»; «Можете ли вы представить, что наслаждаетесь случайным сексом с разными партнерами?». Каждое утверждение надо было оценить в баллах, которые потом суммировались. Считалось, что чем больше баллов, тем более человек склонен к случайным связям.

Во втором тесте участникам предложили оценить собственную физическую привлекательность: «имею приятное телосложение», «привлекаю внимание противоположного пола» и т.п.

Ученые использовали представления о структуре и функциях брезгливости, предложенные психологом Амстердамского университета Джошуа Тайба (Joshua M. Tybur) и его коллегами из других университетов [2]. Кстати, в 2007 году Джошуа стал одним из игнобелевских лауреатов в области экономики, обнаружив, что профессиональные исполнительницы приватных танцев получают больше чаевых в период овуляции. Так он доказал, что значение эструса («течки») в жизни человека не утеряно в ходе эволюции, в современном мире он продолжает играть не только сексуальную, но и экономическую роль.

Джошуа Тайба (фото с сайта www.unm.edu) — привлекательный мужчина

Итак, по Тайба, чувство отвращения, брезгливости помогает людям решать три важные проблемы: избегать патогенов, выбирать полового партнера и взаимодействовать с обществом. Соответственно существуют три формы брезгливости, различных по причинам, их вызывающим, и результатам, к которым они приводят. Отвращение к патогенам (pathogen disgust) заставляет человека избегать контакта с болезнетворными микроорганизмами, больными, увечными и бродягами, некоторыми животными — переносчиками заболеваний, продуктами жизнедеятельности организма и телесными жидкостями. Ему отвратительны грязь, гниющие продукты, разлагающиеся тела.

Сексуальная брезгливость (sexual disgust) имеет целью защитить от контакта с негодящим половым партнером (больным, слабым, родственником и т.п.). Людям неприятен сексуальный интерес со стороны таких персон. Кроме того, секс сам по себе может вызывать отвращение, потому что напоминает людям об их животной природе. Моральная брезгливость (moral disgust) вызывает антипатию к лентяям, ворам, лжецам, нарушителям других общепринятых норм поведения, она исключает подобных людей из социума, тем самым защищая остальных его членов.

Чтобы выяснить, насколько людям неприятны случайные связи из моральных соображений, опасения заразиться и сексуальной брезгливости, им предложили оценить степень отвращения к разным ситуациям по 7-балльной шкале, от 0 баллов (не совсем противно) до 6 баллов (чрезвычайно отвратительно). Для определения сексуальной брезгливости они высказывали отношение к незнакомцу противоположного пола, который гладит ваше бедро в лифте, или к занятию оральным сексом и т.п.

Отвращение к патогенам определяли по тому, насколько были неприятны человеку заплесневевшие остатки пищи или бегущий по полу таракан. Показателем моральной брезгливости служило отношение к студенческой лжи ради хорошей оценки или заведомому обману на деловых переговорах.

«Непостоянная у них любовь»

Как ученые и предполагали, склонность к мимолетным связям, неразборчивость в выборе партнеров сочеталась у обоих полов с низкой брезгливостью, причем именно сексуальной. Женщины оказались существенно брезгливее мужчин. Отвращение к патогенам и моральная брезгливость заметного влияния на социосексуальную ориентацию людей не оказывали. Сначала профессор Басс и его коллеги сочли это странным, ведь риск заразиться чем-нибудь при случайном контакте достаточно высок.

Но потом ученые решили, что причина кроется в структуре теста: вопросы, которые призваны выявить степень отвращения к патогенам, касаются в основном отношения к насекомым, грызунам, некачественной пище, то есть к аспектам, не имеющим отношения к сексуальной сфере.

Вопросов об инфекциях, которые передаются половым путем, мало, поэтому и вклад их в общий результат невелик. Тот факт, что любителей случайных связей не беспокоят моральные соображения, психологи обсуждать не стали.

Подтвердилась и гипотеза о том, что физическая привлекательность мужчин, но не женщин, определяет стиль их поведения. Исследователи даже нашли косвенную связь между мужской привлекательностью и пониженной сексуальной брезгливостью.

Чтобы убедиться в правильности своих выводов, психологи повторили исследование на другой выборке, столь же представительной, и тут их ожидал сюрприз. Все результаты первого исследования подтвердились и во втором, за единственным исключением: обнаружилась связь между привлекательностью женщин и их сексуальным легкомыслием. Ученые предположили, что красивые девушки привлекают внимание, у них больше нетерпеливых, напористых кавалеров, как следствие, они раньше начинают половую жизнь. Вот и выходит, что у них больше связей, чем у менее симпатичных подруг.

Однако физическая привлекательность влияет исключительно на поведение женщины, а не на ее социосексуальную ориентацию. Она и не стремилась вовсе ко всем этим связям, так случайно вышло! Интересно, что у таких девушек сексуальная брезгливость достаточно высока.

Моногамии брезгливость не препятствует, возможно, она развилась как раз для того, чтобы противодействовать случайным связям. Эта проблема ожидает более подробного исследования, а пока Дэвид Басс и его коллеги выяснили, что о степени сексуальной брезгливости человека и его социосексуальной ориентации можно судить по пищевым предпочтениям: если он избегает новых и необычных продуктов, то и случайных связей не одобряет [3].

Любители кратких связей не обращают внимания на тонкую талию, нехватку ног и отсутствие усиков. Рисунок с сайта bradsneed.com/blog1/portfolio

«Испытай неизведанное вместе с ириской»

Пищевая неофобия — это защитный механизм, а не отсутствие любознательности. Новые продукты надо пробовать с осторожностью, чтобы не отравиться или не заразиться. Пищевая неофобия свойственна большинству животных с разнообразным рационом; виды, которые питаются однообразно, например коала или летучие мыши-вампиры, неофобией не страдают. Что касается людей, то они больше опасаются незнакомых животных блюд, чем растительных.

Многие исследователи полагают, что пищевая неофобия связана с брезгливостью, в данном случае с опасением заболеть. Существование этой связи стали доказывать Басс с соавторами, причем на той же самой выборке (203 женщины и 80 мужчин), на которой повторно тестировали сексуальную брезгливость и склонность к полигамии. Для калибровки пищевой неофобии надо было оценить в баллах высказывания: «Я никогда не ем незнакомую пищу», «Я постоянно пробую что-то новое» и им подобные.

Как исследователи и ожидали, пищевая неофобия положительно коррелирует с отвращением к патогенам, у женщин эта связь достоверна, у мужчин нет, но заметна тенденция. Совершенно неожиданно оказалось, что пищевая неофобия достоверно связана и с сексуальной брезгливостью. Естественно, после этого ученые проверили корреляцию неофобии и склонности к полигамии и получили разные результаты в зависимости от способа обработки данных. В одном случае боязнь новой пищи связана с социосексуальной ориентацией обоих полов, в другом такую зависимость обнаружили только у мужчин. Чтобы установить истину, нужны дальнейшие исследования, но с мужчинами, во всяком случае, всё ясно.

Исследователи полагают, что готовность пробовать новые необычные продукты свидетельствует о хорошем здоровье, в частности о благополучии иммунной системы, что делает такого человека привлекательным сексуальным партнером. Но вполне возможно, что среди мужчин, обладающих отменным здоровьем и пробующих незнакомую пищу, есть люди, настроенные на долгосрочные отношения.

Возможно, обнаруженная склонность неофилов к полигамии на самом деле показывает, что они готовы вложить в отношения с противоположным полом много сил. Но в любом случае готовность мужчины попробовать новый вкус характеризует его как перспективного полового партнера. Хорошо бы еще и долговременного.

1. Al-Shawaf L., Lewis D.M.G., Buss M. Disgust and mating strategy // Evolution and Human Behavior. 2014

2. Tybur J. M., Lieberman D., Kurzban , & DeScioli P. Disgust: Evolved functionand structure // Psychological Review. 2012. 120, 65–8.

3. Al-Shawaf L., Lewis D.M.G., Alley R., Buss D.M. Mating strategy, disgust, and food neophobia // Appetite. 2015. 85. 30–35.