У каждого вида млекопитающих свои брачные обычаи. Одни образуют постоянные пары на долгий срок или на всю жизнь, другим свойственны множественные кратковременные связи. Человек среди млекопитающих — исключение, среди Homo sapiens можно встретить и однолюбов, и сильно полигамных особей. Между этими крайними точками существует множество вариантов. Степень, в которой люди предпочитают неразборчивые связи со множеством партнеров (промискуитет) или долговременные отношения, называется социосексуальной ориентацией.
То, что по этой ориентации человечество неоднородно, известно с незапамятных времен, но пока никто не демонстрировал с цифрами на руках наличие внутри вида не одного, а двух репродуктивных фенотипов. Эту задачу поставили перед собой британские ученые: профессор Оксфордского университета Робин Данбар (Robin Dunbar), его сотрудник Рафаэль Влодарски (Rafael Wlodarski) и профессор Нортумбрийского университета Джон Мэннинг (John Manning) [1]. При этом ученые судили о социосексуальной ориентации людей по значению их пальцевого индекса.
Пальцевой индекс, который в англоязычных статьях обычно обозначают 2d:4d, представляет собой отношение длин указательного и безымянного пальцев. Он свидетельствует об уровне половых гормонов, действовавших на человека в период внутриутробного развития. Половые гормоны регулируют формирование не только мочеполовой системы плода, но и скелета его конечностей, а также определяют некоторые аспекты поведения взрослого человека. Высокий уровень мужского гормона тестостерона и, соответственно, низкий уровень женского эстрогена способствуют формированию мужского плода и увеличивают длину безымянного пальца по сравнению с указательным, низкий уровень тестостерона или малое количество рецепторов к нему уменьшают относительную длину безымянного пальца — плод получается женский. В результате у мужчин пальцевой индекс на обеих руках ниже, чем у женщин.
Профессор Мэннинг — давний исследователь пальцевого индекса. За последние полтора десятка лет он выяснил, что у людей, страдающих нарушениями развития, связанными с повышенным уровнем мужских гормонов и общей маскулинизацией, пальцевой индекс понижен. У больных с низкой чувствительностью к тестостерону, которые по набору половых хромосом мужчины, а внешне женообразны, пальцевой индекс выше нормы. Принято считать, что низкий пальцевой индекс связан с маскулинными чертами поведения, в том числе агрессивностью и склонностью к промискуитету.
За эту особенность с энтузиазмом ухватились антрополог Эмма Нельсон (Emma Nelson) из Ливерпульского университета и Сьюзан Шульц (Susanne Shultz) из Оксфорда. Исследовательницы проверили соотношение между пальцевым индексом и поведением обезьян Старого и Нового Света. Оказалось, что у обезьян Старого Света — павианов и макак-резусов, которые отличаются агрессивным поведением и склонностью к множественным кратковременным связям, — длина безымянного пальца больше, чем указательного. У обезьян Нового Света, в том числе гиббонов, пальцевой индекс выше, чем у обезьян Африки, конкуренция между животными не так остра, и они образуют постоянные пары. Что же касается крупных человекообразных обезьян, то у агрессивных шимпанзе Pantroglodytes, которые держат гаремы и третируют самок, соотношение длин указательного и безымянного пальцев ниже, чем у гораздо менее агрессивных бонобо P. paniscus. Пальцевой индекс указывает также на полигамность орангутанов и горилл. Значения пальцевого индекса соответствуют действительному брачному поведению обезьян. Ободренные этим результатом, исследовательницы вместе с коллегами из университетов Калгари и Саутгемптонского определили пальцевые индексы вымерших гоминид [2]. Промерив сохранившиеся в музеях концевые фаланги указательного и безымянного пальцев, а также воспользовавшись литературными данными, они предположили, что древние гоминиды испанопитек Hispanopithecus laietanus, пиеролапитек Pierolapithecus catalaunicus, живший в Европе около 13 млн лет назад, и ардипитек Ardipithecus ramidus, чьи кости старше 4 млн лет, были агрессивными и полигамными созданиями. Очевидно, уровень пренатальных мужских гормонов у них был выше, чем у более позднего австралопитека Australopithecus afarensis — этот оказался склонен к моногамии. Неандертальцы и люди из пещеры Кафзех, анатомически сходные с современными людьми, вернулись к полигамным отношениям.
Профессор Мэннинг и его коллеги из Оксфорда, исследуя репродуктивное поведение современных людей, определили соотношение длин второго и четвертого пальцев на правой руке у 1314 белых жителей Великобритании. Мужчины по этому признаку четко разделяются на две группы, причем полигамных среди них больше, чем склонных к моногамии, — около 62%. У женщин разница недостоверна, однако исследователи полагают, что и у них можно выделить полигамный и моногамный типы, распределенные примерно поровну. Кроме того,ученые оценили социосексуальную ориентацию нескольких сотен белых жителей Британии и Северной Америки в возрасте от 18 до 63 лет,используя индекс SOI-R — sociosexual orientation inventory. Это психологический показатель, который позволяет определить позицию человека на шкале от моногамии до полной сексуальной неразборчивости. SOI-R определяют с помощью специальных опросников. Оказалось, что в обеих выборках — британской и американской — и среди мужчин, и среди женщин четко выделяются два фенотипа: один с низкой социосексуальностью, другой с высокой. Соотношение особей, склонных к промискуитету и моногамии, у мужчин 57:43, у женщин — 47:53.
Среди людей много и «гулен», и мечтающих о единственной любви до гроба. Исследователи подтвердили это статистически, чем и гордятся. Они также подчеркивают, что впервые обнаружили такое разделение у женщин. Все-таки принято было считать, что полигамность свойственна главным образом мужчинам. Но оказалось, что две стратегии поведения присущи каждому полу, причем примерно в равной пропорции. Странно, что пальцевой индекс и SOI-R ученые определяли в разных выборках. Возможно, они приложат оба критерия к одной группе людей и докажут, что между этими показателями существует связь. Хотя, конечно, уровень тестостерона у плода не единственный фактор, определяющий половое поведение взрослого человека. Кроме того, исследователи пока не могут ответить на вопрос, какая польза человеку от существования двух репродуктивных фенотипов с эволюционной точки зрения.
А теперь о грустном. Связь пальцевого индекса со склонностью к промискуитету или моногамии — статистическая, она дает возможность определить группу людей с донжуанскими идеалами, но не позволит угадать, будет ли верен ваш избранник или избранница.
1. Wlodarski R., Manning J., Dunbar R.I.M. Stay or stray? Evidence for alternative mating strategy phenotypes in both men and women // Biol. Lett. 2015, 11: 20140977.
2. Nelson E, Rolian C, Cashmore L, Shultz S. Digit ratios predict polygyny in early apes, Ardipithecus, Neanderthals and early modern humans but not in Australopithecus // Proc. R. Soc. B, 2011, 278, 1556–1563.
ОБРЕТАЯ БЛАГОДАТЬ «Пусть это будет сколь угодно болезненно – какая разница, если получится хорошая книга?» Д. Сэйерс «О сексе и смерти нельзя даже упоминать. Как только поднимается одна из тем, что-то внутри нас начинает дрожать» (Ошо), ибо смерть и сексуальность, двое близнецов, кладут на мир печать зверства» (Преп. Ефрем Сирин). «Закон не освящает секс и не проклинает его. Но открывая человеку истину о сексе, его неизбежную трагическую двойственность, он помогает ему сохранить внутри себя понимание своей истинной природы и бороться за ее целостность или, другими словами, искать благодати…» (А. Шмеман). Однако, «индивидуумы… испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения» (З. Фрейд), поэтому «радость обретенного спасения доступна лишь тому, кто погибал» (Архидиакон Роман, Тамберг). «Неоткуда ждать помощи. Человек, спаси себя сам!» (А. Мень). АННОТАЦИЯ Я знаю, что вам давно хочется меня прервать и крикнуть: довольно гадостей. З. Фрейд «Цитата – высший авторитет» (А. Минкин). «Цитатами можно передать любую мысль, если у тебя достаточно цитат» (Д. Мюррей). «Человек – бездна, что творится в этой бездне, неведомо даже ему самому» (И. Шевелев). «Чуть ли не все самое интересное в жизни происходит ниже пояса» (Д. Мортимер). «Как прекрасна презренная плоть, коль ее выбирает душа» (А. Болеславский). «Любовь – это лотос, похоть – грязь, из которой вырастает лотос» (Ошо). «В исследовании похоти значение имеют не сами действия, а мысли, которые за ними стоят» (С. Блэкберн). «Мужское влюбление пугает» (Л. Толстой). Сексуальность – голос промежности. «Анальный, уретральный – это эротические формы ненависти» (Р. Столлер). «Едва ли возможно преувеличить патогенное значение всеобъемлющей связи между сферами сексуального и экскрементального». «Я привез вам чуму» (З. Фрейд). «Нельзя поверить, чтобы кто-нибудь делал это без ощущения греха» (В. Розанов). «Стыд – чувство существа высшего порядка» (Спид-инфо). «Любовь – лишь маска желания, ложь, которой тешат себя люди, прикрывая собственную похоть» (П. Брюкнер). «Брак – это контракт, позволяющий супругам пользоваться гениталиями… Подробнее »
На целый ряд вопросов о любви и верности ответили помогли ответить мыши-полевки. Эти обитатели степей — относятся к тем 3% млекопитающих, которые, по наблюдениям ученых, ведут моногамные отношения. Ухаживание у степных полевок — захватывающее дух «действо», продолжающееся целые сутки. После этого они заключают со своим избранником союз на всю жизнь.
Полевки, разлученные со своими партнерами, скорбят, как скорбят люди из-за утраты любви и смерти любимого.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение»
Супруги — полевки предпочитают проводить время совместно, часами чистят друг друга и живут в одной норе. А после рождения детенышей супруги становятся нежными и заботливыми родителями. Полевки избегают контактов с другими потенциальными партнерами. Самец становится агрессивным сторожем самки, если одинокий конкурент начинает проявлять активность.
А вот близкий родственник степной полевки — полевка горная не проявляет интереса к долговременным отношением с партнером, т.е. являются полигамными животными. Ученые, изучающие жизнь полевок сделали гипотезу, что моногамия одних и полигамия других в определенной мере связана с количество синтеза гормонов окситоцин и вазопрессин по которым эти родственные мыши существенно различаются. Существует 24 вида мышей и только полевки степные моногамны.