О многотомной истории Российского государства Бориса Акунина в ТрВ-Наука уже писали1. Тема понимания истории нашей страны вновь затребована обществом. Борис Акунин ставит своей целью писать честно, «как было», и частенько удивляется: почему этому деятелю так повезло и он стал национальным героем, а другой — вроде даже и более достойный — незаслуженно забыт. Борис Акунин выражает свое недоумение по целому ряду таких ситуаций. Ниже предлагается возможное объяснение парадоксам эпохи «ордынского периода».
Напомню общепринятую трактовку этого периода, как она дана и у Акунина. Благодаря численному и организационному преимуществу татары легко разбивают армии всех своих противников от Китая до Египта и Западной Европы. Благодаря использованию китайского опыта нет проблем и со штурмом хорошо укрепленных городов. У разоренной России нет иного выбора, как понравиться победителю. И окончательный выбор делает князь Александр Невский: полной покорностью Орде, подчинением ей непокоренного Батыем Новгорода, жестоким подавлением антитатарских восстаний он покупает благосклонность Орды и возможность дальнейшего существования страны. Такова общепринятая версия. В эту версию, однако, не вполне укладывается, что не менее разоренные Батыем Польша, Венгрия и даже некоторые западные русские княжества не подпадают под татарское иго и сохраняют независимость. Отсюда можно предположить, что альтернатива протатарскому выбору Александра Невского всё же существовала.
Обсуждая период татарского ига, Акунин с удивлением отмечает, что существенно более значимые в политическом и военном отношении победы Довмонта Псковского, Ярослава Всеволодовича Переяславского над Орденом меченосцев или русских полков, впервые в генеральном полевом сражении разбивших татар в 1362 году у Синих Вод, почти забыты. Напротив, существенно более скромные победы Александра Невского представляются потомкам образцами национального триумфа. Не касаясь сколь-либо детально вопроса об относительной скромности обеих известных побед Александра Невского (вполне известной специалистам), напомним только пару аргументов. В шведских источниках не найдено упоминаний о походе, соотносимом с Невской битвой. Отсюда (и по некоторым другим соображениям) можно предположить, что это был, собственно, и не поход, а набег одной из ватаг шведских разбойников. Летопись пишет про ранение князем Александром шведского полководца Биргера: «Самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Однако этот эпизод подозрительно напоминает аналогичный случай при победе одного из конкурентов Александра на полководческую славу, а короля или даже князя с таким именем (на год Невской битвы) шведские хроники не указывают2. Что касается победы на Чудском озере, то на скромность ее военно-политического значения указывает число погибших рыцарей — 26 человек. В других битвах, проведенных в близкое время другими русскими или литовскими князьями, количество убитых рыцарей бывало в разы бо́льшим.
Александру Невскому (кстати, Невским его назвали потомки, а не современники) столь повезло в памяти потомков из-за особой предрасположенности к нему православной церкви. И причины такой благосклонности, на первый взгляд, не вполне ясны. Действительно, Александр Невский за веру Христову не пострадал, он первым из русских князей водил отряды «поганых татар» на православных. Победы его над шведами и немцами были заметно менее значимы, чем некоторые победы других русских князей. Татарам князь служил верно. Однако уже сразу после кончины князя в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где он был похоронен, начинают почитать его как святого. Там же предположительно написана и первая редакция «Жития князя Александра Невского». Автор этой первой редакции неизвестен, но, судя по всему, он принадлежал к окружению митрополита Кирилла и был современником Великого князя.
Отметим, что «Житие князя Александра Невского» несколько необычно. Оно представляет собой не стилизованную биографию прославляемого святого (как это обычно делалось), а набор отдельных сюжетов, призванных сформировать образ героического князя-воина и идеального князя-христианина. Такое изменение стиля может быть связано с тем, что при обычном подходе «Житие» бы не сложилось; при более полном описании биографии князя неизбежно пришлось бы касаться целого ряда совсем не выигрышных эпизодов его биографии.
Решению задачи возвеличивания роли и политики князя Александра служат красочные описания побед князя над шведами на реке Неве и над немецкими рыцарями на Чудском озере. Напомним, что победы других князей, современников Александра, даже намного более значимые, подобными восхвалениями отмечены не были. Князь Александр сравнивается в «Житии» красотой с Иосифом, силою с Самсоном, а мудростью с Соломоном. Каждый свой шаг князь освещает молитвой и упованием на помощь Господа. И из «Жития» можно понять, что Господь не оставляет доброго князя без поддержки. В особенную конкретную заслугу князю ставится отказ от военно-политической помощи Рима (связанной, естественно, с определенными преференциями католицизму). «От вас учения не примем», — резко отказывает князь папским посланникам.
Такое благорасположение церкви к князю Александру Невскому заметно контрастирует с позицией церкви во многих иных случаях. Так, например, князь Михаил Черниговский в 1246 году умирает в Орде мученической смертью, отказавшись поклониться идолам и сознательно приняв смерть за идеалы православия. Однако церковь отнюдь не спешит воздать ему почести и причисляет к лику святых лишь в 1547 году.
Аналогично и в других случаях. Батыев погром красочно описывается в летописях. Уже под 1239 годом в Лаврентьевской летописи появляется настоящий гимн убитому татарами в битве на реке Сити великому князю Юрию Всеволодовичу. Великий князь предстает столь же славным князем-воином, как и Невский в своих «Житиях». При этом Юрий Всеволодович пал от рук неверных, что должно дать ему в глазах церкви явные предпочтения. Однако канонизация князя затянулась. Только в 1645 году, много позднее канонизации Александра Невского, патриарх Иосиф формально инициирует канонизацию великого князя Юрия Всеволодовича.
Несомненно, церковь особенно благосклонна именно к Александру Невскому. Почему же так?
Можно предположить, что дело в нестандартном политическом выборе, общем и для князя Александра, и для русской православной церкви. Известно, что татары были хладнокровно жестоки к завоеванным народам и особенно стремились уничтожать представителей их военно-политической элиты. Тем самым они старались не допустить появления в покоренных странах потенциально опасных лидеров. К религиозным лидерам отношение было мягче. Шаманов Чингизхан, видимо, слегка опасался и старался неведомые ему силы без необходимости не раздражать. Именно в этом исходно и состояла знаменитая «веротерпимость» монголов.
Подчеркиваемый Акуниным переход монголов от политики уничтожения покоренных народов к их планомерной максимально возможной эксплуатации проявился и в их отношении к православной церкви. Церковь получила особые привилегии, с тем чтобы духовенство «молилось о хане и всем его племени безпечально». Считается, что уже в 1252 году митрополит Кирилл получает от хана ярлык, которым русское духовенство освобождалось от всех податей и повинностей. В сравнении с безжалостным выжиманием соков из остального населения такая политика ставила церковь в весьма выгодное положение.
Легко понять, как виделся в такой ситуации политический выбор русскому православному духовенству. Подчинение хану обеспечивало более чем привилегированное положение в стране. Принять же помощь от Запада, даже если и удастся освободиться от татарского ига, неминуемо означало уменьшение своего влияния и подпадание под влияние римского папы и католицизма. К чему приводит ситуация сосуществования православия и более организованного католицизма, русское духовенство видело на примере Литвы, где католицизм медленно, но неуклонно вытеснял православие.
Аналогично протатарский выбор был естественен и для князя Александра. Самонадеянное выступление против татар его старшего брата великого князя Андрея и его разгром дали ему все шансы получить верховное княжение из рук хана. При этом подчинение новых областей Руси татарам одновременно означало и рост власти князя. Можно, конечно, считать, что князь Александр, покоряя татарам Великий Новгород и другие северные города, спасал их от разрушительного массированного нашествия. Но одновременно князь при этом увеличивал и собственное могущество.
На современном политическом языке это значило, что татары успешно сформировали на Руси компрадорскую верхушку. Но это в современном понимании, а в те века это смотрелось иначе. Национального единства как такового еще не существовало. При отсутствии общенационального рынка и постоянных связей тверичи и москвичи были немногим более едины, чем те же тверичи и татары. Летописи того времени неоднократно отмечают, что от войска соседнего русского княжества разорение претерпели еще более жестокое, чем от татар.
Не было, видимо, чувства национального единства и у духовенства. Мало того, до момента окончательного принятия татарами ислама оставалась надежда на православную христианизацию безбожных степняков. Можно полагать, что отношение к мукам русского народа у духовенства могло быть таким же, как через много веков у большевиков. Известно же, что разорение России, если бы такой ценой удалось зажечь «мировую революцию», рассматривалось многими большевиками как вполне желательный вариант развития событий.
И надежды на крещение татар были небезосновательны. Имелись довольно многочисленные примеры обращения татар в христианство. Православие принимали даже отдельные представители ханской семьи. А в 1261 году в столице Золотой Орды Сарае была даже учреждена православная епархия.
В такой трактовке находит естественное объяснение и другой исторический парадокс. Акунин недоумевает: как так вышло, что более сильная православная Литва в лице своего великого князя заключает брачный договор с католической Польшей… и постепенно становится католической. Но ведь это было предрешено политико-идеологической слабостью московской церковной власти. Русская православная церковь молилась о здравии татарского хана. Можно ли ожидать, что такая церковь выиграет идеологическое соревнование с католической, которая ратовала за конфессиональное единство против безбожных татар?
В том же 1252 году, когда митрополит Кирилл получает от хана освобождение церкви от податей и повинностей, Александр Невский получил ярлык на владимирское княжение вместо брата Андрея Ярославича. Митрополит торжественно встречает возвратившегося из Орды Александра Невского и благословляет его на великое княжение. В свете вышесказанного такая поддержка вполне понятна. И князь Александр Невский, и митрополит Кирилл избрали путь поддержки власти монголов и противостояния западному влиянию.
Приведем пару цитат, подкрепляющих вышеприведенную трактовку. «Одним из достопамятных следствий татарского ига было возвышение нашего Духовенства, размножение монахов и церковных имений», — пишет Карамзин. «Платой за богатство и политическое возвышение церкви стал тяжелый духовный кризис», — добавляет Акунин.
Проиллюстрируем этот тезис неожиданным в этом контексте геофизическим аргументом. Одной из задач сейсмологии является исследование длинных временных рядов сейсмической активности. Одними из наиболее разрушительных в районе Балкан являются глубокие землетрясения маленькой (около 100 на 50 км) зоны Вранча в современной Румынии. Но в окрестности этой зоны возможны и другие, в частности и мелкие, землетрясения. Поэтому летописные данные по району Балкан не позволяют надежно выделять именно глубокие землетрясения зоны Вранча. Это возможно, однако, по летописным данным, для территории России. Дело в том, что сейсмические волны от разрушительных глубоких землетрясений зоны Вранча хорошо распространяются на восток и северо-восток в пределах Восточно-Европейской платформы. Местных сильных землетрясений здесь нет. Поэтому если находится одновременное упоминание о (слабом) землетрясении, например, во Владимире и Москве или Киеве, то это почти с гарантией будет отголосок сильного глубокого землетрясения зоны Вранча. А по силе его проявления в пределах Древней Руси можно оценить магнитуду землетрясения; соответственно, и получить данные по сейсмической опасности Балканского полуострова. На рисунке приведены данные о таких землетрясениях по русским летописям. Видно, что наметившаяся вполне регулярная регистрация землетрясений прерывается после татарского нашествия и восстанавливается только уже ближе к XVIII веку. Рисунок показывает, какой колоссальный урон в своем культурном развитии понесла Русская земля. Обращает на себя внимание и то, что культура летописной регистрации была утрачена не мгновенно, в момент Батыева нашествия, а через непродолжительное время и восстанавливалась удивительно долго. Россия перестала быть «страной городов», а письменная культура на несколько веков оказалась ограниченной исключительно сферой духовенства. По-видимому, только в этой ситуации князь Александр Невский, деятельность которого явно неоднозначна и, возможно, даже несет черты национального предательства, мог стать идеалом национального героя.
1 См. Кузнецов А. Не ищите в нем высшего взгляда… // ТрВ-Наука. № 144 от 24 декабря 2013 года.
2 Лет через восемь после Невской битвы ярл Биргер в Швеции появляется (Биргер становится ярлом), он будет довольно знаменит, его жизнь хорошо известна, но по шведским источникам он никогда не бывал на Неве и не был ярлом в год Невской битвы.
Чесно говоря, статья дает двойственное ощущение. с одной стороны Михаил, Вы довольно живописно даете расклад того что ожидало русских после нашествия, с другой прикручиваете осторожно Александру Невскому «черты национального предательства». При этом видимо Вы считате что для монголов расстояния не имели значения, и им бить что в польше что по москвой одинаково?
Вы говорите «Победы его над шведами и немцами были заметно менее значимы, чем некоторые победы других русских князей.» — перечислите пожалуйста эти победы. Насколько мне известно пришествие Батыя ознаменовалось полным и тотальным поражением всех русских князей которые посмели выйти с ним на бой, и в восточной европе было не более успешно, их спасли только внутриполитические проблемы Орды. я ошибаюсь?
Вы ставите в пику Александру Невскому забытую битву аж 1362года — это немножко через 100лет после тотального погрома, и эти сто лет надо было както пережить и собрать войско, и стоило упомянуть что к этому времени и русский князь не особенно считался с ордой.
А за напоминание, спибо.
Раковорская_битва (1268) была больше
Сражение на Омовже (1234)
Битва при Сауле (1236)
Война со Шведам и Немцами к истории Северо-Восточной руси отношения почти не имеет. Главным врагами ордена были великое княжество литовское (его историю обычно считают не совсем Российской) и Псковское княжество (Москвичи не считали его частью русских земель, более того периодически объединялись с орденом, против него).
Пробую ответить: я ставлю вопросы, а не выношу вердикта, я не судья. Победы других — посмотрите ссылки по тем полководцам, что я дал в статье. Или почитайте Акунина и других. Здесь нет места это описывать. Что касается Невского, то я еще совершенно не касаюсь его роли в Неврюевой рати (погром был сравнимый с нашествием Батыя), ряд историков (правда, без полной достоверности) указывают, что татар тогда на Русь «привел» именно князь Александр. Место темное, летописи странно «проглатывают» эту тему. Удивительно, однако, что Невский не только получил стол после своего мятежного брата, но и отмолил его у татар. Те не возражали, что князь Александр потом дал Андрею Ярославичу удел. Обычно татары резали всех родственников восставшего владыки
Добавка: интереснее другое. Меня (автора) удивила ширина «зоны молчания» на рисунке. Вроде нет упоминаний о землетрясениях аж чуть ли не до 1700 года. А ведь формально Иго свергнуто было в 1480? Но … два факта: 1) Иван 3-й официально признавал себя «холопом хана» и 2) ежегодную выплату Крымскому хану дани ( изящно именуемой в посольском приказе «поминками») по указу Петра 1 прекратили только в 1700 году. Так что не исключено, что давление Ига на культуру Руси продолжалось заметно дольше, чем мы привыкли считать
Не, ну это уже извините.
Это что за сюрреализм? Давайте уж Фоменко приглашать сюда с аналитическими материалами по истории. Академик РАН все-таки — не прикопаешься. «Аффтару» следовало бы задаться одним простым вопросом: каков был результат деятельности Довмонта, Михаила Черниговского, Даниила Галицкого и прочих? Или проще: где их потомки? А вот что касается Александра Невского, то ВСЕ Рюриковичи на московском престоле (впрочем, как и многих других) вплоть до Федора Ивановича — его прямые потомки. Решение вопроса о значении Александра Невского и причинах значимости памяти о нем хотя бы на этом основании может считаться очевидным.
А еще проще — ну стыдно канд. физ-мат. наук так грубо лезть не в свое дело. Слишком уж известны, печально известны, примеры активности его коллег на поприще исторической науки.
Вот меня всегда интересовало, куда исчезли все Рюриковичи на территории ВКЛ? Ко времени Хмельницкого не осталось уже, кажется, никого.
Свидомые украинцы еще в домайданные времена воспринимали этот вопрос как провокационный. Хотя мне, на самом деле, просто интересно.
Во первых, Рюриковичи в Литве были на правах удельных князей соответственно оказывались, часто вовлечены в мятежи. Если не успевали убежать, то судьба была такая же как у Московских Рюриковичей при Иване Грозном. При неудачных мятежах они как правило бежали в Москву, например Одоевские(1494), Друцкие (1508), Путятины (1422 и 1505). Впрочем обратный поток тоже был, например польская ветвь Шуйских.
Во вторых, во времена Хмельницкого, Рюриковичи в ВКЛ были: Вишневицкие (Михаи́л Корибу́т Вишневе́цкий, король Польши с 1665 по 1673), Мосальские (Михаил Юзеф Масальский, Гетман великий литовский), Огинские, Пузына (епископ Афанасий Пузына поддерживал востание Хмельницкого).
В третьих, во времена Хмельницкого не знали, что есть такая нация украинцы деление было по религиозному принципу католик — поляк, православный — русский. Соответственно Рюриковичей, живших на Украине в то время и не ушедших в Москву, следует искать не среди украинцев, а среди поляков.
Во-первых, в Московии, несмотря на весь террор Ивана Грозного, сохранилось множество родов Рюриковичей, последним Рюриковичем на троне был Василий Шуйский, а Михаил Скопин-Шуйский мог бы спасти династию, если бы его не отравил Василий со своим подлым братцем. Во-вторых, Вишневецкие — Гедиминовичи. В-третьих, принявший католичество Рюрикович окончательно рвал связь с Киевской Русью (поскольку православие было важной частью древнерусской идентичности) и терял право считаться ее наследником, что, как мы видим, до сих пор политически актуально.
Вообще-то скорее наоборот, Александра Невского рассматривают потому, что победили его Московские потомки. И заслуга Невского в этом минимальная. Московская ветвь Рюриковичей стала правящей благодаря женитьбе Юрия на сестре Узбек-хана.
Московского княжество при Александре Невском не существовало. Оно появилось только после его смерти, как удел его малолетнего сына.
Победили бы тверские князья вместо Куликова поля мы бы праздновали Бортеневскую битву и вместо Александра Невского был бы его брат Ярослав Ярославович. А могли победить и князья Нижегородские.
Это не говоря о том, что Никаких оснований считать, что именно Русь Залесская (Великое княжение Владимирское) заново объединит Русь не было. Первые претензии на власть над всей Русью из московских Князей заявил Иван III в 1470-ых. А реальное подчинение последних альтернативного центров произошло только при Романовых.
Уважаемый, из того, что Вы пишете, очевидно, что именно стратегический союз с татарами позволил в итоге сформироваться России с ее масштабами и самобытностью. А те князья, которые выбрали западный вектор, в лучшем случае стали поляками.
Следствие происходит от причины, а не наоборот.
А причем тут «было бы»? Реально стало именно так, что потомки Невского создали Московское царство. Поскольку основатель этой ветви Рюриковичей именно Александр, а об этом не забывали никогда, то его память и возвеличивали его потомки, постепенно по тем или иным причинам усиливавшие свои позиции на Руси. При этом брак Юрия не более значим, чем многие другие события.
Вообще-то первый князь московский и основатель московской ветви его сын Даниил Александрович (четвёртый сын Невского). Обычно Александра Невского выделяют как последнего князя Владимирского после него князья перестали перезжать во Владимир.
А с точки зрения кто правил Северо-Восточной Русью, то с тем же успехом можно выделять Ярослав Всеволодович (отец Невского) его потомки правили без перерывов с 1248, а потомки Невского расправились с соперниками только в 1327.
Брак Юрия единственное обоснование для претензий Москвы на великокняжеский трон. Юрий Данилович и Иван Калита имели прав на русский трон не больше, чем Василий Шуйский. Без поддержки татар спор вели бы Тверские князья потомки Михаил Ярославовича (младший брат Невского) и суздальские князья потомки Андрея Ярославовича (третий сын Невского).
Следует отметить, что последним Рюриковичем на русском троне Василий IV Шуйский потомок Суздальских князей, а не Московских.
Ok, NickName! Выражусь проще. Какая разница, кто, что, кем, почему и т.д.? Я говорю, что было именно ТАК не потому, что это хорошо или плохо, а потому что именно так, в итоге, случилось. Вы говорите Даниил. Спасибо, но это должен знать каждый 4-классник. Однако не я придумал выделять как основателя ветви Александра. И придумали даже не историки XIX в. Так сложилось в самом роду правителей Москвы. И, кажется, для этого были не только политические, но и генетические основания. Причем тут Шуйский не пойму. А к какой ветви Рюриковичей принадлежал Борис Годунов? А к какой Лжедмитрий? А к какой королевич Владислав? А ведь все они как-то обосновывали свое присутствие во главе Российского Государства. Я, кажется, ясно ограничил эту ветвь Александром, с одной стороны, и Федором Иоанновичем, с другой. По-моему, так делают все историки. После прекращения прямой линии династии даже случайно попавшие на трон представители ее боковых ветвей с предыдущими правителями не объединяются.
1) В обычной классификации Александр Невский не относится к Московской ветви Рюриковичей.
2) Шуйские более старшая ветка потомков Александра Невского, чем московские князья.
Что непонятного?
Вы про войну Алой и Белой розы читали, там тоже была борьба потомков третьего сына короля (Ланкастеры, в нашем случае князья суздальские и нижегородские, в том числе Шуйские) и четвертого (Йорки, в нашем случае князья Московские).
В нашем случае ситуация усугблялось тем что у нас было не Английское наследование, где у Йорков были права на трон, а Лествичное право не дававшая никаких оснований князьям Московским претендовать на трон, более того с точки зрения права московские князья должны были быть изгоями.
Йорки для урепления своих позиций женились на Анне Мортимер внучке второго сына короля Эдуарда.
А Московский князь Юрий Данилович, чтобы не лишится княжеского престола женился на сестре Узбек-Хана. Соответственно и претензии на власть на Руси Московские князья обосновывали не тем, что они Рюриковичи наследники Невского (наследники Невского князья Суздальские), а родством с ханом.
Вы — скрытый «фоменковец» или «тролль»?! Больше вариантов предложить не могу. Я не собираюсь спорить о старшинстве, войне роз, звездных войнах, битве престолов, европейской или азиатской генеалогии. Будь московские князья трижды младшей ветвью, но именно они объединили Русь и ею правили. Однако речь в принципе не об этом, а о поразительно дилетантской статье докт. физ.-мат. наук. Только и всего.
Кроме московских понтов, что то ещё есть? Слабо посмотреть когда Русь был занова объединенна?
Московские князья объединели Вел кн. Владимирское, Новгородскую землю и Вел кн. Рязанское. С некоторыми натяжками можно считать, что присоединели Смоленское.
Первые претензии на титул государя всея Руси сделал Иван Калита. А вообще этот титул большую часть времени относился к князьям литовским.
Значит, «тролль». Я живу не в Москве и даже не в Центральном ФО, поэтому никаких «московских понтов» у меня нет и быть не может. Впрочем это не имеет никакого значения. Повторюсь, дискутировал я по поводу статьи и безграмотно поданного в ней материала. Нюансы альтернативной истории, предлагаемые Вами, мне недоступны.
Это не нюансы это учебники или wikipedia.
Впрочем да вы не москвич, так как вы не только не образованный, но и не культурный. Использовать ярлыки в воспитанном обществе не принято, странно что вы меня еще не обозвали ватником или укропом.
Прошу прощения за описку. Автор все-таки доктор физ.-мат. наук, но это еще больше увеличивает его ответственность за то, что он, если это не стеб, пишет.
«Принять же помощь от Запада, даже если и удастся освободиться от татарского ига» — это Вы о чём?
Отталкиваться от Акунина, как историка — это уже сильно
Неудивительно, что возникают такие перлы, как «К чему приводит ситуация сосуществования православия и более организованного католицизма, русское духовенство видело на примере Литвы, где католицизм медленно, но неуклонно вытеснял православие.»
Какое вытеснение православия католицизмом в Литве в начале 13-го века? Они были язычниками
Тоже был удивлен этой фразой, однако пришел к выводу, что подразумевался не 13-й век, а 16-й — время канонизации, а не начала почитания.
»
Легко понять, как виделся в такой ситуации политический выбор русскому православному духовенству. Подчинение хану обеспечивало более чем привилегированное положение в стране. Принять же помощь от Запада, даже если и удастся освободиться от татарского ига, неминуемо означало уменьшение своего влияния и подпадание под влияние римского папы и католицизма. К чему приводит ситуация сосуществования православия и более организованного католицизма, русское духовенство видело на примере Литвы, где католицизм медленно, но неуклонно вытеснял православие.
Аналогично протатарский выбор был естественен и для князя Александра. Самонадеянное выступление против татар его старшего брата великого князя Андрея и его разгром дали ему все шансы получить верховное княжение из рук хана.»
нет, никак 16-й век не получается
Критикам: автор не берется точно оценивать влияние язычества и ветвей христианства в Литве в 13 веке, не моя сфера. Но: » По замечанию современного литовского академика З. Зинкявичюса, восточнохристианская волна в Литве в XI—XIV веках «…была чрезвычайно интенсивной и оставила глубокие следы в истории всего литовского народа. (…) До Литвы она дошла намного раньше, чем западная волна христианства. (…) Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуру литовского народа задолго до официального крещения Литвы. (…) Видимо, и инициаторы введения в Литве христианства западного обряда, великие князья Ягайло и Витовт, до того также были крещены по восточному обряду». Католическое крещение Литвы в конце XIV века З. Зинкявичюс называет «в принципе, уже повторным» «. Т.е., в 11 веке уже не были полностью язычниками, и если в 14-веке перекристились по католическому обряду, то естественно предположить, что уже в 13 веке католицизм теснил православие. Так что, если я и ошибался, то несущественно.
От автора. Я ожидал упреков в непрофесстонализме. Но … с указанием на конкретные ошибки в приведенных утверждениях. А именно этого у критиков и НЕ нашел. И при чем здесь Фоменко? Есть много примеров эффективного участия физико-математиков в иных науках. Гм, из того, что Александр стал зачинателем «татарской ветви русской власти» — следует только поддержка моим построениям. Отнюдь не опровержение. Почитание Александра и его потомками и РПЦ — тоже вполне ожидаемо, но … это не свидетельствует о заслугах его перед народом и страной.
Прям клип какой-то газетный, а не статья.
«Страна городов» — это же про территории юга Урала и Зап Сибири, когда там проживали тюркские племена. Это про них.
Есть хорошее академическое издание «История градостроительства» в 4-х томах. Почитайте.
———————
Как-то знакомая объясняла (оправдывая) свое татарское происхождение:
— Россия же 300 лет была под татаро-монгольским игом.
— А с какой стороны были твои предки?
Критику «страны городов»: разрешите процитировать, например, Википедию: «скандинавское название Руси, известной викингам в Средние века переводится как «страна городов».Варяги называли Гардарикой (страной городов) северные русские земли.» Не уверен, что аналогично называли земли Зап Сибири и Урала, где жили не оседлые земледельческие племена а кочевники.
Страна городов — это о территориях Южного Урала и Зап Сибири 2 — 3 тысячи лет назад. Города и городища были, да еще какие. Просто строились не на века.
Процесс регулировался не только кочевниками.
Называли когда-то торговые дороги из Азии в Европу Шелковый путь, но можно назвать и Хлопковый путь. Хлопок азиатский был вне конкуренции. Пушнина, рыба в Сибири ценных пород, хлопок, бумага из Азии и т.д. Это еще в те давние времена.
Лет 5 — 7 назад была статья про мэра одного из крупнейших городов России с примерным названием «Контроль путей и потоков». Это про территории Сев Урала, но средних и далее веков.
Если почитать историю строительства церквей на Руси — можно проследить и историю развития городов на Руси. Как учились строить из камня, как не получалось, приглашали зарубежных мастеров.
Историю можно изучать и через историю земельного права. Тоже интересные версии получаются. Кто где раньше стоял и т. д.
Ваша статья, конечно же, интересна.
«это о территориях Южного Урала и Зап Сибири 2 — 3 тысячи лет назад. » — если это и не сказка (а очень похоже), то какое отношение это имеет к представленному сюжету про равноапостольного Святого князя Александра и РПЦ ?
Заметим также, что — де-факто — позиция автора смыкается с позицией евразистов. Так Л.Гумилев обосновывает, что выбор князем Александром Невским протатарской ориентации был не вынужденным, а добровольным. Это полностью соответствует моей позиции. Что касается аргументации в пользу отсутствия тяжелого татарского ига, то Л.Н.Гумилев указывает на формирование в результате новой этнической общности из славян и тюрок. Да, он прав. Однако вряд ли кто будет отрицать, что сейчас в Южной Америки сформировались этнические общности из индейцев, и потомков белых переселенцев и черных рабов. Но вряд ли кто и будет настаивать, что процесс этот изначально был сугубо добровольным.