Эдуард Гирш: «Мы берем тех, кто способен к научной работе»

Эдуард Гирш: «Мы берем тех, кто способен к научной работе»

Всегда приятно узнавать о появлении сильных научно-образовательных центров, а тем более помогать этим центрам находить сильных студентов. В своем интервью ТрВ-Н математик Эдуард Гирш рассказывает о двухгодичной магистратуре по современной информатике, которая была создана в Санкт-Петербургском академическом университете (СПбАУРАН). Гирш работает там заместителем заведующего кафедрой математических и информационных технологий [по научной работе]; кроме того, он — ведущий научный сотрудник лаборатории математической логики Санкт-Петербургского отделения Математического института (ПОМИ РАН). До этого больше десяти лет преподавал на матмехе СПбГУ. Беседовала Наталия Демина.

— Эдуард, какова история появления в Санкт-Петербургском академическом университете магистратуры по компьютерным наукам? Какие направления специализации сейчас существуют?

— В 2008 году Ж.И.Алферов решил к уже существовавшим в университете физическим направлениям (университет тогда назывался АФТУ — Академический физико-технический университет) добавить информационные технологии. Тогда была открыта магистратура по теоретической информатике и разработке программного обеспечения (хотя это довольно разные области, но традиционно и у нас, и в мире они идут вместе). В этом году добавилась алгоритмическая биоинформатика, что постепенно заполняет имеющийся в России пробел между фундаментальной наукой и программированием.

— Как происходит отбор студентов в магистратуру?

— Студенты, обучавшиеся по профильным специальностям, проходят собеседование, по непрофильным — сдают экзамен (таких прецедентов, впрочем, было исчезающе мало). Основной принцип собеседования: мы берем тех, кто нам подходит (т.е. способен к научной работе), и не берем тех, кто не подходит. Собеседование начинается с письменной части, где мы проверяем, не забыли ли абитуриенты математику, умеют ли доказывать теоремы (для теоретической информатики) и способны ли формулировать свои алгоритмические мысли в виде программ (для разработки программного обеспечения). В устной части собеседования мы стараемся понять мотивацию студента — как он учил то, чему его учили до нас, и к чему он стремится, — и, конечно, его способности к самостоятельной научной работе. Собеседование можно пройти в апреле, мае или июле (подробности см. на http://Logic.pdmi.ras.ru/aptu/admission2011).

— Обучение является платным или бесплатным?

— Для тех, кто имеет диплом бакалавра и не проходил ранее обучение в магистратуре, обучение бесплатное. Стоит уточнить, что кроме поступления после бакалавриата есть законная возможность переводиться к нам после 4-го курса обучения на специалиста (и тогда это тоже бесплатно).

Для лиц, имеющих диплом специалиста, обучение в магистратуре с 2011 г. считается получением второго высшего образования и потому является платным. Специально для таких случаев в университете установлена минимальная плата за обучение — 10 тыс. руб. в семестр для граждан России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В исключительных случаях стоимость обучения и стипендия могут быть покрыты спонсорским грантом.

— Как проходят занятия? У вас дневная или вечерняя форма обучения? Может ли студент совмещать работу и учебу?

— Занятия проходят так же, как и в любом другом университете. Разница состоит в том, что студентов мало, а преподавателей много, поэтому занятия более индивидуальные. Это обычная дневная форма обучения; как правило, расписание укладывается в четыре дня. Однако предполагается, что оставшееся время студенты посвящают научно-исследовательской работе, а не подрабатывают где-то — как показывает опыт, из попыток совмещать учебу у нас с работой в другом месте ничего хорошего не выходит.

Эдуард Гирш: «Мы берем тех, кто способен к научной работе»
Здание нового университета. Фото с сайта СПбАУ

— Предоставляется ли общежитие? Платится ли стипендия? Можно ли прожить на стипендию?

— Да, общежитие за символическую плату предоставляется всем иногородним. Стипендия, как и везде, невелика, но лучшие студенты получают повышенную стипендию от Яндекса — вот на нее уже прожить можно.

— Несколько слов о направлении, которое возглавляете Бы. Что такое «теоретическая информатика»? Какие предметы студентам предстоит изучить?

— Теоретическая информатика — очень широкая наука, и у меня не получится рассказать сразу обо всех ее областях. Наверное, всем, интересующимся наукой, знаком список из семи «проблем тысячелетия», за которые CLay Mathematics Institute объявил награды. В этом списке есть проблема о равенстве классов P и NP — одна из важнейших проблем теоретической информатики, кратко формулируемая так: верно ли, что если ответ в задаче можно проверить быстро (полиномиальным по времени алгоритмом), то его можно и найти быстро.

Теория сложности вычислений — одна из главных (хотя и далеко не единственная) областей теоретической информатики, которой занимаются многие на нашей кафедре. Причем вычислительную трудность можно рассматривать и как препятствие (когда нужен эффективный алгоритм для решения задачи), и как ресурс (когда нужно предотвратить взлом шифра или обеспечить честность какого-нибудь интерактивного протокола, например электронного голосования). В этой науке еще очень много открытых фундаментальных вопросов, не все базовые понятия адекватны их приложениям: например, теоретические знания о сложности взлома криптосистем ничего не говорят о практической возможности взломать криптосистему для ключей конкретной длины; в общем интересно.

На кафедре преподаются как базовые курсы (алгоритмы, дискретная математика, теория формальных языков), которые по-хорошему должны изучаться в бакалавриате (но почти нигде не изучаются или изучаются плохо), так и более сложные предметы (сложность вычислений и доказательств, криптография, машинное обучение). Мы поощряем участие студентов в спецкурсах Computer Science клуба при ПОМИ РАН (http://Logic.pdmi.ras.ru/cscLub), где преподают приглашенные специалисты со всего мира. Но главное всё равно — научные исследования под руководством действующих ученых. Список основных курсов можно посмотреть на сайте кафедры http://Logic.pdmi.ras.ru/aptu/courses.

— Чем учеба на направлении «разработка программного обеспечения» в СПбАУ отличается от учебы в других вузах по этому направлению?

— Как говорят мои коллеги с этого направления, отличительной особенностью СПбАУ является использование элементов «проектного» подхода к обучению. Ни для кого не секрет, что в подобного рода деятельности существует огромное количество специальных знаний, которые невозможно почерпнуть из лекций и книг. Эти знания приобретаются только в процессе профессиональной деятельности (т.е. при разработке программного обеспечения). Для восполнения этого пробела студенты большую часть времени занимаются разработкой реальных программных проектов под руководством профессионалов. На первом курсе магистратуры эти проекты индивидуальные и довольно простые, а на втором это — командные проекты, предлагаемые компаниями, с которыми установлено сотрудничество, или проекты с открытым исходным кодом (open source).

— Как среди специализаций появилось направление биоинформатики? Будут ли студентов учить биологии?

— Поскольку в СПбАУ по «мегагранту» Павла Певзнера была создана лаборатория алгоритмической биологии, а также с сентября прошлого года читались лекции по биоинформатике для вольнослушателей, поддерживавшиеся компанией JetBrains, то было естественным создать и соответствующее направление магистратуры. Основам молекулярной биологии студентов, разумеется, научат, но все же это направление — скорее прикладная информатика, чем прикладная биология: надо разрабатывать алгоритмы для решения биологических задач и реализовывать их.

— Магистратура по компьютерным наукам существует уже четвертый год. Кем работают ваши выпускники? Многие ли уехали за рубеж?

— На самом деле сейчас проводится четвертый набор, и это значит, что выпуск был только один, «пилотный». Пока так получается, что «теоретики» делятся пополам между аспирантурой ПОМИ РАН и лучшими американскими университетами: в первый год один студент уехал в Penn State, другой остался в ПОМИ РАН, с уже определившимися выпускниками этого года та же ситуация. Выпускники по направлению разработки программного обеспечения работают в Яндексе, JetBrains, Транзасе, других IT-компаниях.

— Расскажите немного о своих научных исследованиях. Чем Бы лично занимаетесь, какова область вашей научной специализации?

— Я занимаюсь теорией сложности вычислений, о которой уже немного рассказал выше. Конкретно сейчас меня интересует связь между теорией сложности доказательств, эвристическими алгоритмами и криптографическими задачами. Получается, что эвристические алгоритмы и доказательства и криптографические задачи- одно и то же, и это открывает большие перспективы: те математические задачи, что не решались для обычных алгоритмов, решаются для эвристических, и получается даже более стройная теория. А кто из студентов у нас на теоретической информатике учится и чем занимается, можно отчасти посмотреть вот здесь: http://Logic.pdmi.ras.ru/aptu/csstudents.

— Насколько в новом учебном заведении удается решить проблему «голосовой нагрузки»: необходимости для преподавателей совмещать преподавание и собственную научную деятельность?

— Конечно, это не так просто. Но в этом смысле магистратура без бакалавриата — большой плюс для научных работников, поскольку преподавать приходится более серьезные предметы, которые не столь далеки от современной научной деятельности.