Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» – самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё – на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд – на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества – «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска – и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя – повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой – никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, – рассуждает он, – данное место никакого интереса для археологов уже не представляет – археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и – нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение – это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно – одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога – по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки – предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы – большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента – это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, – развивает свою мысль автор-поисковик, – не имеет практически никакой ценности для археологии – они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики – это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время – в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке – какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство – милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять – тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи – доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст – и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить – нет ответственности. Нет ответственности – нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, – благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек – это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки – академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» – голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист – разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней – на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

2K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Николай
Николай
11 года (лет) назад

Господин Клейн!

Раз уж Вы обвиняете поисковиков в разрушениях памятников, будте добры, выложить доказательства. Например, отчёт об оценке состояния объектов культурного наследия и памятников археологии за 2011 год. Вот и почитаем вместе, от чего памятники разрушаются.
В противном случае, Ваша статья – пустозвонство, и враньё, о чём излагал выше.

Аноним
Аноним
11 года (лет) назад

Уважаемый Лев, на основании чего Вы утверждаете, что при голосовании на Демократор.ру была проведена “фейк-атака”? Вы обладаете списком ip-адресов голосовавших либо другими весомыми доказательствами, или Ваше утверждение основано лишь на догадках и предположениях?

Евгений
Евгений
11 года (лет) назад

1. Уважаемый Л. Клейн! Из Вашей статьи получается, что все любители приборного поиска являются хорошо вооруженным, организованным преступным сообществом? Так давайте в таком случае объявим на всей территории России режим черезвычайного положения, на борьбу с любителями приборного поиска направим армию и начнем всех без суда и следствия уничтожать! Ведь все мы особо опасные преступники и вина наша уже доказана!

2. Вы всех за клеймили “Черными археологами”! Только извините, но мы законы не нарушаем! Если у Вас имеются сведения о разрушении кем либо памятников археологии передайте их в правоохранительные органы, и пусть данное конкретное лицо понесет установленную законом ответственность! Или сделайте эту информацию доступной, поверьте они понесут более суровое наказание.

3. Люди во все времена селились и селятся в наиболее благоприятных к проживанию местах. В настоящее время все земли, наиболее интересные с археологической точки зрения, застроены, заселены, находятся на правах собственности у отдельных юридических и физических лиц. Культурный слой на данных землях либо уже уничтожен, либо безжалостно уничтожается! Почему Вы этого не видите, или не хотите видеть? При этом, Вы считаете преступниками граждан своей страны, которые на поле, которое десятилетиями заливалось и засыпалось химикатами, собирают предметы, которым осталось там лежать до полного уничтожения максимум лет пять.

5. Выступайте в качестве законотворцев, защищайте наше наследие, сотрудничайте с гражданами своей страны, но не надо предлагать необдуманных и более того – нелепых законов!
В таких начинаниях мы всегда вам поможем!

mik
mik
11 года (лет) назад

уважаемые архи чего вы добиваетесь что б запретили и вам копать,все равно родина больше денег вам не даст и белых листов больше не получите а вот проблем с копарями вы можете получить если мы будем в тини то многие как раз то и будут по акрам ходить и будующим акрам,а вы себе репутация зарабатываете прогибаетесь перед властью скандалы устраиваете продвигаете законы которые против вас и переделуют же власть дайте только повод и будете неугодные нужно быть ближе к копарям ибо мы вам не враги можем поделится интересными местами и находками для музеев но нет из музеев нас гонят с проклятьями но мы ведь не работу у вас отнимать приходим а поделится знаниями в общем вы сами загоняете нас в нехорошее место метод запрета уже не поможет люди поняли что коп это жизнь и веселая жизнь и откажутся макс 30% копарей а остальные будут в лесах и селищях ибо в поля им уже нельзя запрет значит будут рыть в акрах и прочих местах ибо выбора не будет у копарей то есть вы добьетесь обратного эффекта закону разграбления акров и памятников.

Самсамыч
Самсамыч
11 года (лет) назад

Уважаемый Лев! Прежде чем, писать о атаках на сайт демократора, со стороны поисковиков, необходимо было узнать информацию от администраторов данного сайта. В данном случае, по научению своих младших научных сотрудников, вы собственно, в этой статье нанесли удар по имиджу сайта, который помог многим простым людям решить проблемы. Со своей стороны обязуюсь сообщить об этом администрации сайта “демократор” о данном нарушении. Так же прошу всех поисковиков присоединиться.

Abst
Abst
11 года (лет) назад

…к сожалению, приходится констатировать,что в российской археологической науке, полный беспорядок! Видимо в руководстве археологии собрались или не здоровые люди, или готовится серьёзное преступление.
Уважаемый Л.Клейн, обьясните пожалуйста, где дорогостоющие экспонаты районных, областных краведческих музеев? Где выставлены находки археологов за последние четверть века?
Отвечу за Вас: Находки и экспонаты разворованы и проданы археологами в частные коллекции.
Сознайтесь честно – Вы и вам подобные, просто хотят монополизировать рынок находок и всю прибыль положить себе в корман.
….не обижайтесь, но так сейчас все делают и Вы не исключение….

Habarov
Habarov
11 года (лет) назад

http://www.mngz.ru/ugra/people-events-incidents/85461-na-territorii-pustozerska-arheologi-nashli-unikalnie-artefakti.html
http://video.yandex.ru/#search?id=27901264-06-12&where=all&text=%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B5
В Пустозерске археологи нашли уникальные артефакты! А теперь посмотрите, какие такие уникальные артефакты были найдены(“Фрагмент донца сосуда керамического, бондарная клепка – фрагмент стенки деревянной бочки”.) Кто-нибудь заметит на видео хоть одну монету? Не нашли ни одной? Пусть археологи не звиздят, в Пустозерске есть места , где на КАЖДЫЙ мах катушки металлоискателя по 1-3 монетных сигнала!Сложно даже представить, что в глубине! С такой напряженностью монет у них в палатке должна стоять 200 литровая бочка, куда они эти монеты складывают. Однако в находках мы видим деревяшки, черепки и кости….Где монеты, честные и принципиальные борцы за сорханение культурного наследия????

Ирод
Ирод
11 года (лет) назад
В ответ на:  Habarov

Воистину, у России две проблемы. И вы – типичный представитель второй.
Сколько раз объяснять, что археологов интересуют не только монетки, в отличии от вас, а всё, что скрыто в памятнике? И копать они должны всё, а не только “одно место”, где металлоискатель пищит. Потому что это и называется наукой, а то чем вы – воровством.

Старый Док
Старый Док
11 года (лет) назад
В ответ на:  Ирод

Так все-таки обьясните народу- то, почему уникальными названа деталь бочки- клепка, а действительно ценных экспонатов-ни одного. Ведь они копали, как вы выразились, все! Это кладоискатель может пропустить сигнал или не поймать его на 20 см глубины. Археологи то копают до материка, грунт мнут в руках, просеивают…Где монетные кружки? при такой напряженности монет в грунте!
Представитель второй проблемы в России скорее все таки вы, если считаете других этими представителями и думаете , что их легко одурачить…..

Ирод
Ирод
11 года (лет) назад
В ответ на:  Старый Док

“Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад” (с) Так?
Никто вас не обманывает. Это вы себе в больном воображении думаете, что ценными только монеты, да золото с бруллиантами в памятниках являются. А уникальные предметы они на то и уникальные, что редкие. Что дают возможность изучить гончарное искусство, сопоставить черты различных культур, увидеть взаимовлияние. Но нет! Вас только драг.металлы волнуют. Потому как на за них вам валюту отвалят, а не за какую-то там бондарную клепку. Вы, прям, одержимы монетами да золотом. Вот от таких алчных людей и надо арх.памятники беречь. В поисках мифической монеты вы все вокруг уничтожить готовы.

Старый Док
Старый Док
11 года (лет) назад
В ответ на:  Ирод

Меня волнует то, что в сюжете на полках с находками отсутствуют предметы имеющие мало-мальскую материальную составляющую, а я прекрасно знаю, что они там есть. Если вещающий в телеэкран археолог, глядя своими честными глазами из-под козырька гансовской кепки в обьектив, заявит, что таковых они не нашли, то я его уверенно назову лгуном и пройдохой. Уникальными названы предметы, не имеющие материальной ценности,( пусть так!) потому что археологи их посчитали уникальными. Затем эта деревяшка оn бочки поступит в музейные фонды и будет выставлена, возможно, в экспозиции музея, потому что, теперь музейщики , посчитают ее уникальной. И будет народ приходить в музей в надежде увидеть что-то необыкновенное и будет тупо рассматривать поры на рассохшейся деревяшке , а дети в музее будут задавать один и тот же вопрос: “на что тут смотреть?”

ivan
ivan
11 года (лет) назад

“Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл”
Лев, откуда такая конкретная информация? Вы в этом бизнесе?

Владимир.
Владимир.
11 года (лет) назад

Вопрос к Клейну,а почему археологи не добавляют в закон такой пунктик.Если попался
археолог на продаже или утаивании находок с раскопок лет так 15 строго режима.
Может тогда не только черепки и щепки будут в отчётах фигурировать?И про частные
музеи г.Третьяков собирал свою коллекцию наверное не для того,чтобы её сейчас с
успехом распродавали.

С.Е.Г.
С.Е.Г.
11 года (лет) назад

Уважаемый Л. Клейн. Не могу и не соласиться с Вашими доводами , и не могу сказать что доводы Ваши меня устраивают.Археология как наука стала сама по себе. а школьные музеи , по поводу которых Вы посмеялись,остались единсттвенным местом, где детей ещё чему то учат.Сам помогаю такому музею.Его стаж жизни – 40 лет.Основатель-учитель истории давно умер.Юные археологи потихоньку перетекают в профессионалы, но ещё больше тех, кто купив МД не знает и не умеет им работать в помощь археологам.И Вы сами в этом виноваты.Извините, но АМАТОРЩИКОВ я профессионально за адекватных граждан не воспринимаю.Вы и я знаем , что академик Герасимов именно на основе разрозненных находок установил торговые пути Киева.Что мешает археологам пойти по английскому пути и занятбся выдачей “прав” “открытых листов №5” любителям с известными ограничениями.Только не “раскоопками”.За “раскопки” статьи уже есть.Предлагаемые поправки содержат юридические колизии, на которых споткнётся и полиция и суд.Вы можете этого не понимаете в силу оторванности от общества, а мне совершенно ясны последствия очередного эксперимента.Потому что пришлось и с пьянством бороться и много с чем ещё….Понимаю, что Вам не к лицу говорить в защиту законопослушных владельцев металлодетекторов.Но и меня не усраивает авторитет и дела главного археолога Москвы .

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...