Когда кто-нибудь говорит «древний буддизм», в первую очередь у нас обычно возникают ассоциации с чем-то достаточно далеким: Индия, Тибет, Китай, Япония… Индонезия с ее Боробудуром, наконец. Но никак не СНГ или, для тех кто постарше, — СССР. Традиционные для наших краев древности — христианские или мусульманские. В буддийской Калмыкии классических буддийских древностей нет.
Однако на самом деле для того, чтобы посмотреть буддийские храмы и ступы, фрески или скульптуры, не обязательно получать визу. Достаточно сесть на самолет и прилететь на юг Узбекистана, в Термез — столицу Сурхарндарьинского вилоята.
Какое-то время, до придания Кушке статуса города, Термез был самым южным городом СССР. И самым жарким.
Одна из современных знаменитостей близ Термеза — печально знаменитый мост, по которому наши войска сначала вошли в соседний Афганистан, а затем вышли. Сам Термез — тоже город вполне новый. Руины старого Термеза стоят несколько в стороне: как это часто случалось — с нашей Рязанью, к примеру, или с узбекским Самаркандом, после захвата города монголами от него мало что осталось, и уцелевшие построили город с таким же названием в стороне от пепелища.
Пожалуй, ближе всего к Термезу из буддийских древностей — пещерный буддийский монастырь Кара-Тепе (Черный Холм). Его высекла в скале община буддистов в самом начале I тысячелетия нашей эры. Раскопки монастыря начались в 1930-х годах и продолжаются до сих пор.
Увы, к сожалению, Кара-Тепе находится в пограничной зоне, и попасть туда без специального разрешения невозможно. Когда автор этих строк приехал в Термез и связался с руководителем раскопок, тот тоже ничем уже не смог помочь: время оформления разрешения — примерно месяц.
Поэтому мне пришлось только бросить взгляд на Кара-Тепе через телеобъектив от музея другого монастыря, Фаяз-Тепе. Кстати, назван он был так по фамилии руководившего его раскопками уже в советском Узбекистане человека.
Этот монастырь был создан в I-II веках, спешно покинут и разрушен в III веке. Перед уходом монахи для того, чтобы сохранить ступу — главную святыню, замуровали ее в кожух из сырцового кирпича. Когда раскопанный монастырь уже в современном Узбекистане музеефицировали, реставраторы, очевидно, вдохновившись поступком древних монахов, заключили древнюю ступу в ее увеличенную копию, а подлинные руины можно увидеть через специальное окошко. Есть при монастыре и музей — с найденными при раскопках артефактами и фресками.
Недалеко от Фаяз-Тепе, среди частных участков высится самое высокое буддийское сооружение Термеза — башня Зурмала. Это всё, что осталось от крупного буддийского комплекса, который, судя по размерам ступы (а «башня» некогда представляла собой именно это священное сооружение), занимал особое положение в буддийском мире Сурхана. Диаметр ступы составляет почти 15 метров, а высота когда-то достигала почти 16. Сейчас она заметно ниже, а на месте всего остального комплекса уже в средние века были поля.
Конечно, на фоне великих памятников буддизма Индии и Индонезии, Китая и Японии древности Узбекистана выглядят бедно. Тем не менее отрадно, что они сохраняются, изучаются и хотя бы отчасти доступны нам.
[…] Оказывается, для того, чтобы посмотреть буддийские храмы и ступы, фрески или скульптуры, не обязательно получать визу. Достаточно сесть на самолет и прилететь на юг Узбекистана, в Термез — столицу Сурхарндарьинского вилоята. Там можно полюбоваться на уникальный пещерный буддийский монастырь Кара-Тепе (Черный Холм), который высекла в скале община буддистов в I-II веках нашей эры. Фотографии и история сооружения — в репортаже Алексея Паевского. […]
У меня эти фото вызывают чувство таинственности и безысходности. Наверное потому, что небольшим краем свое жизни коснулся таких пейзажей. А в детстве зачитывался описаниями путешествий по Гоби и вообще по Центральной Азии. Интересно!