Покаянное (заметки об экспертизе проектов в РНФ)

3ТрВ-Наука продолжает публиковать развернутые мнения ученых о первом конкурсе Российского научного фонда по проведению фундаментальных и поисковых исследований отдельными научными группами.

Получилось совершенно как всегда, по крайней мере в ча­сти химии и наук о материалах. Среди поддержанных есть достойные руководители проектов, но их не сра­зу заметишь на фоне привычного хи­мического политбюро. Наиболее оди­озные личности видны по названиям проектов в стиле «Создание <разра­ботка> научных <физико-химических> основ…». Не столь явно одиозные, а также директорско-академические приближенные заметны по более тон­ким признакам. Особенно впечатляют ИОНХ и ИФХЭ. Как будто звонили ди­ректорам и спрашивали — кого изво­лите поддержать? А может, интуитивно угадали, или просто дурная привычка. Эти нюансы, впрочем, не существенны в разговоре об экспертизе, решающей две задачи: чтобы ни один недостой­ный проект не оказался поддержан, а ни один достойный не был отвергнут. Иное есть нарушение профессиональ­ной морали и нецелевое расходова­ние госсредств.

Мне ужасно стыдно. Я лично вино­вата в том, что получилось в резуль­тате первого конкурса РНФ, и столь же лично виноваты все эксперты и члены экспертного совета. Никто ведь не завопил своевременно о том, что уже в первых конкурсах РНФ допу­щено грубейшее нарушение зафик­сированного в документах порядка экспертизы. Или, может быть, кто-то вопил шепотом.

…Какими мы были наивными…

Надо было, черт возьми, до послед­него слова читать все бумаги — каки­ми бы бюрократическими они ни были. Если бы я с самого начала, несмотря на свалившуюся гору проектов и срок в 2 недели, внимательно читала доку­мент «Порядок проведения экспер­тизы научных, научно-технических программ и проектов, представлен­ных на конкурс российского науч­ного фонда» [1] … Там в п.12 напи­сано «…В оценках экспертов Фонда используется балльная система». А в экспертных анкетах не было никаких баллов — лишь предоставлялась воз­можность выбрать тот или иной зара­нее фиксированный вариант ответа. Довольно часто ни один из предла­гаемых вариантов не соответствовал ситуации, и приходилось в текстовых окнах писать комментарий. И откуда в моем возрасте такая наивность? — думала, что раз просят написать про каждый пункт «до 1 страницы», то на­писанное как-то учтут… Об эквива­лентности выбранных пунктов тому или иному числу баллов и об учете в балльной оценке комментариев (ча­сто вынужденных) я спросила только в конце мая, направив на безликие адреса @rscf.ru довольно обширное письмо с разбором недостатков ан­кет двух первых конкурсов.

Даже получение этого письма до сих пор не подтвердили, несмотря на повторную его отправку. Зато присла­ли на экспертизу проект третьего кон­курса — пришлось от него отказаться и воспользоваться окошком для объясне­ния причин отказа, чтобы в очередной раз попросить ответить на вопросы…

Кто бы ни ставил баллы за экспер­тов — человек или автомат, — нару­шение совершенно очевидно, и все мы его прошляпили.

Коды есть — а координаторов-то нет

С экспертами взаимодействует какой-то коллективный разум, явно не развившийся еще до уровня отве­тов на нестандартные вопросы. Или просто автомат (технически, следует признать, сделанный очень прилич­но). И пытается назначать экспертов путем сопоставления кодов проек­тов и экспертов. А коды — из класси­фикатора РНФ, каковой есть откро­венная компиляция на основе далеко не современных источников. Степень дробности для разных разделов со­вершенно разная, ряд формулиро­вок допускает двойное толкование.

В физической химии (03-400) обра­зовались совершенно немыслимые сочетания «03-405 Наноструктуры и кластеры. Супрамолекулярная химия. Коллоидные системы» или «03-406 Хи­мическая термодинамика. Физическая химия поверхности и межфазных гра­ниц. Адсорбция». При моторном спо­собе подбора адекватные эксперты отказываются от многих предложен­ных им проектов из-за несовпадения специализации, а неадекватные экс­перты лихо рецензируют какие угод­но проекты в сжатые сроки.

Физической химии еще, пожалуй, повезло — пусть устройство ее не по­нято, но хоть право на существование признано. А вот, например, атомной физики в классификаторе вовсе нет- хотя в России она очень даже есть, и во всем мире является сейчас бур­но развивающейся областью, с ре­гулярными нобелевскими результа­тами. Такие пенки получаются, если свой экспертный совет фонд собира­ет по статусным признакам, а не по очевидному принципу равномерной представительности специализаций. Но там же есть, среди статусных, впол­не достойные профессионалы… что б им не пригласить профильных ко­ординаторов для разбора завалов?

Google как инструмент научной экспертизы

Анкета эксперта включает подпун­кты, выбор которых в принципе не­возможен на основании сведений из заявки. Ответы требуют в буквальном смысле следственно-разыскной ра­боты. Даже тщательный эксперт да­леко не всегда может найти нужную информацию в открытых источниках. В то же время невозможно просто пропустить какой-либо пункт: чтобы завершить экспертизу, приходится вы­бирать вариант «…или информации недостаточно для оценки», который явно отвечает самому низкому (воз­можно, нулевому) баллу. Вот, напри­мер, какая конструкция:

1.3. Наличие опыта руководства и выполнения научных проектов.

Руководитель за последние 5 лет имеет опыт успешного руководства:

  • несколькими значимыми научно- исследовательскими проектами,
  • одним значимым научно-иссле­довательским проектом,
  • не осуществлял научного руковод­ства проектами, или достаточная для оценки информация отсутствует.

В соответствующих пунктах за­явки перечисляются проекты, но не предусмотрено никаких сведений об их содержании и результативности («успешности»). Поэтому приходится искать Acknowledgements в статьях, отчеты на сайтах фондов и органи­заций, а также просто использовать Google. Приведу пример результатов такого розыска по одному из направ­ленных мне проектов (цитата из экс­пертного заключения):

«Легко убедиться, что указанным в заявке проектом МНТЦ руководил представитель <совсем другого> ин­ститута N <сетевая ссылка>. На веб­странице, посвященной участию в про­екте Института NN <сетевая ссылка>, какие-либо конкретные сведения о роли этого соисполнителя отсутствуют (пустые поля). Фамилия руководите­ля рецензируемого проекта> нигде не упоминается. Руководителем проекта РФФИ № NNN является <другой чело­век>, а не <руководитель рецензируе­мого проекта> <сетевая ссылка>. Срав­нивая содержание отчета по проекту

РФФИ № NNNN <сетевая ссылка> (ру­ководителем которого действитель­но был руководитель рецензируемого проекта>) со списком статей авторов заявки по Scopus, можно найти две пу­бликации по результатам этого про­екта РФФИ, на основании чего услов­но признать его успешным».

Не искать нельзя — уровень наших заявителей, увы, таков, что привирают нередко… К сожалению, даже Google не скажет, что такое тут «значимый» — имеется в виду объем, статус фонда, значимость результатов (о которой нет сведений) или?.. кроме того, вариан­ты ответов предполагают почему-то только или успешное руководство — или отсутствие проектов. Казалось бы, куда важнее обоснованно опре­делить, сколько было проектов, руко­водство которыми не было успешным. Или они это вычитанием выясняют?

С оценкой реального вклада в об­разование дело обстоит еще хуже. Варианты ответов с подсказками в п.1.4 анкеты совершенно не учиты­вают специфики сопряжения научной и образовательной работы:

  • активно участвует в образователь­ной деятельности (руководит несколь­кими аспирантами, разрабатывает и читает новые образовательные кур­сы в российских и зарубежных вузах),
  • участвует в образовательной де­ятельности (руководит одним-двумя аспирантами и читает новый обра­зовательный курс в российских и за­рубежных вузах),
  • руководит несколькими аспиран­тами или читает новый образова­тельный курс,
  • участвует в образовательной де­ятельности в незначительной сте­пени, или достаточная для оценки информация отсутствует.

Первой формулировке фактиче­ски удовлетворяют только имитаторы- администраторы, часто приписанные сразу к нескольким вузам и кафе­драм и осуществляющие «номиналь­ное» руководство аспирантами. Науч­ный работник обычно не может тянуть более одного курса, тем более ново­го. И почему, кстати, речь идет только о новых курсах? Традиционные фун­даментальные курсы и спецкурсы в исполнении действующих ученых ничуть не менее важны. А ключевая функция руководства дипломными ра­ботами, трудоемкое проведение семи­наров и практикумов попадают в по­следний пункт вместе с «недостатком информации» (и, возможно, оцени­ваются нулевым баллом). Если фонду важно оценить вклад в образование, не проще ли сразу попросить указать открытые сетевые ресурсы? Вопреки распространенной российской прак­тике полагаю, что в современном образовании отсутствие таких ресурсов просто сразу означает отрицательную оценку (хотя их наличие вовсе не гарантирует положительную).

На выходе имеем два крайних случая: несправедливое занижение оценки заявителей, которые могли бы предоставить нужную информа­цию при наличии соответствующих требований в форме заявки, или не­справедливое завышение оценки экс­пертами, не тратившими времени на проверку и руководствовавшимися просто числом указанных проектов или читаемых курсов.

Зато мы делаем ракеты

Не буду расходовать газетную пло­щадь для подробного разбора разде­лов «Научная обоснованность проек­та» и «Значимость результатов». Там есть проблемы разной степени тяже­сти. Наиболее бездарно, по моим наблюдениям, заявители излагают «Со­временное состояние исследований по тематике проекта», зато очень бодро заполняют анекдотический пункт заявки «Основные мировые научные конкуренты»… IBM, General Motors и BASF уже просто дрожат от числа рос­сийских конкурентов, можно дальше их не пугать, а пункты эти слить и переформулировать так, чтобы совре­менное состояние дел отражалось со ссылками на ключевые работы и эксперт оценивал бы не болтовню, а кон­кретику. Это помогло бы минимизиро­вать стресс при переходе к пункту 3.1:

Запланированные результаты проекта:

  • имеют высокую значимость для мировой науки,
  • имеют высокую значимость для российской науки, значимость для ми­ровой науки ограничена,
  • имеют ограниченную значимость для российской науки,
  • не будут востребованы, или ин­формации недостаточно для оценки.

Варианты ответов явно намекают на второсортность российской науки, а может, написаны и в расчете на поддержку спецтематики. Если речь идет о результатах, важных для региона, то это вопрос не о российской науке, а о региональной специфике объекта исследования. Классифицировать зна­чимость можно по масштабу резуль­тата, по его возможному влиянию на дальнейшее развитие, но безусловно не по национальному признаку. Как-то выразив эти простые соображения в комментарии (до 1 страницы, кото­рые потом, видимо, никто не читает), эксперт нарывается на пункт

3.2. Возможность практического использования запланированных ре­зультатов осуществления проек­та в экономике и социальной сфере.

Этого нельзя учитывать при срав­нительной оценке проектов! — поскольку в большой части проектов фундаментального характера ника­кого практического использования в ближней перспективе быть не может и не должно. Сама постановка вопро­са провоцирует голословные заявле­ния. В конце списка вариантов отве­тов (видимо, как негативная оценка):

  • востребованность российской экономикой или социальной сферой не очевидна.

Но ведь эта же формулировка стро­го применима как раз к разработкам очень высокого уровня, которые в Рос­сии не могут быть востребованы из-за низкого уровня технологического развития. Не поддерживать проекты, результаты которых переросли рос­сийский технологический стандарт — это самый безнадежный тупик. В ан­кете нет никаких вариантов ответов, позволяющих обозначить и позитив­но оценить эту нередкую ситуацию.

Не комментирую подробно 3.3. Обя­зательства по количеству и качеству публикаций — нелепость, глубоко проникшую в документы фонда. План по валу может быть выполнен многими коллективами, и с большой вероятностью — в ущерб качеству. Куда по­лезнее было бы попросить у авторов примерный тематический план публи­каций, который действительно может быть объектом экспертной оценки — а иначе мы оцениваем шустрость, а не квалификацию. Валовые показатели предлагается оценивать и в разделе 3.4 Обязательства по привлечению к работе по проекту молодых исследо­вателей, хотя ответ следует просто из анкетных данных в заявке, и его впол­не могут получить клерки. И никаких вариантов ответа по существу — то есть о функциях молодежи в проекте. Есть ли для них хорошие задачи, разум­ный план работы, продумано ли руко­водство их работой, или они «вписа­ны» в проект и будут в лучшем случае привлекаться для лаборантских опе­раций? — соображения по этому по­воду опять попадают в коментарий…

Экспертная анкета РИФ пригодна для отсечения совсем безграмотных проектов. Однако она категорически не позволяет отличить сильный со­временный проект не только от сред­него, но даже и от «ниже среднего» по уровню. Так возникает дыра, че­рез которую без напряга пролезает привычное «как всегда».

Как латать дыру

Сомневаюсь что получится, но пытаться надо. Всё равно же РНФ не закроют.

Прежде всего, для сохранения хоть какой-то репутации фонда необходи­мо опубликовать не только аннотации и ожидаемые результаты всех поддержанных проектов (хорошо, что это наконец сделано, хотя и го­раздо позже объявления результатов конкурса), но и списки исполните­лей. Возможно, это увеличит уверен­ность в том, что в ряде случаев рабо­та действительно может быть сделана, несмотря на некомпетентность руко­водителя. Убедит нас в том, что про­ект составлен квалифицированными людьми, остающимися пока за кадром. К сожалению, даже выборочный про­смотр аннотаций показывает, что не все «высокопоставленные» проекты составлены таким образом.

Одновременно нужно в срочном порядке скорректировать эксперт­ную анкету и снабдить ее баллами, твердо сформулировав принцип ис­пользования этих баллов при при­нятии решения. И немедленно заменить классификатор.

Нужно также понять, кто эксперты, лучше всего просто опубликовать их полный список с указанием кодов. В письме, которое я получила в февра­ле, было написано «По рекоменда­ции экспертного совета Российского научного фонда (далее — Фонд) приглашаем Вас к участию в экс­пертизе проектов…» Вероятно, экспертный совет видит очень ограни­ченный круг специалистов. Ведь весь май РНФ криком кричал, что экспер­тов не хватает, хотя огромное число авторитетных и высококвалифициро­ванных ученых не удостоились приглашения. Принцип подбора, конеч­но, должен быть рекомендательным и/или основанным на экспертной истории, а раз он не сработал, зна­чит, неверно выбраны рекомендатели. И это совершенно не повод объ­являть, как сделано сейчас, «призыв экспертов-добровольцев» с планкой по числу статей — призыв нужно пре­кратить, а то еще хуже будет.

Затем необходимо скорректировать сроки экспертизы (при предлагаемом сейчас одному эксперту количестве проектов две недели — бессмысленно короткий срок). Для заявок на круп­ные проекты необходима обратная связь с авторами и двухступенчатая экспертиза, то есть сроки конкурсов должны быть еще больше.

Очень надеюсь на то, что коллеги, проводившие экспертизу для РНФ, тоже сформулируют свои впечатле­ния и сообщат о них как фонду, так и друг другу. При тиражировании пе­речисленных проблем в следующих конкурсах РНФ российская грантовая система обречена на имитацию экс­пертизы, и все мы уже вынужденно поспособствовали движению в этом направлении. Это наша общая вина, и не надо утешать себя поговоркой про первый блин — все последующие бли­ны тоже будут комом, если мы сейчас продолжим обсуждать итоги конкур­сов РНФ на форумах и в ЖЖ, а не там, где принимаются решения.

1. www.rscf.ru/fonddocs

Подписаться
Уведомление о
guest

73 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Denny
Denny
10 года (лет) назад

Респект. Критика по существу, а не хай и лай.

Я бы добавил, что основной порок анкеты — смешение целевых и нецелевых показателей. Целевых показателей на самом деле всего ДВА: значимость предполагаемых результатов и возможность их достижения. Все остальное — вспомогательные характеристики, позволяющие в той или иной степени обосновать выводы эксперта по основным целевым показателям.

Тихонов Денис

Елена
Елена
10 года (лет) назад

Я с другой стороны, я тот, кто получает отзывы экспертов. Я сегодня получила 2 отзыва полностью противоположных. Первый эксперт написал весьма положительный отзыв и написал и что проект реально будет реализован, второй поставил 0 баллов и написал, цитирую
«Тематика проекта не соответствует научным направлениям,поддерживаемым фондом поскольку не отличается научной новизной, ориентируется на западные школы и полностью игнорирует отечественные направления фундаментальных исследований в данной сфере» и это фактически все. Я могу написать, что у меня шедевр и что второй рецензент полностью не прав. Но дело не в этом. Как происходит рецензирование, если мнения экспертов полностью не совпали? Как получается, что один эксперт поставил очень высокую оценку, а второй 0(ноль) баллов?

Denny
Denny
10 года (лет) назад
В ответ на:  Елена

Дело в том, что в приличных конкурсных системах есть системы модерации экспертных рецензий. Это особенно важно при высокой конкуренции, когда даже одна отрицательная рецензия гробит проект. Процедура модерации запускается тогда, когда между мнениями экспертов существует серьезное расхождение. Осуществляется обычно членами экспертных советов, которые беседуют с рецензентами, а бывает, что рецензентов вызывают на ковер и заставляют прилюдно свое мнение отстаивать. И если рецензия безграмотная или пристрастная, то бывает весьма больно. Это весьма дисциплинирует рецензентов. К сожалению, на Российских просторах о таких изысках мало знают. У нас рецензенты обычно действуют по принципу «что хочу, то и ворочу». Зная, что отвечать и краснеть не придется. Именно поэтому наши «эксперты» так часто не любят наукометрию. Им противна сама мысль, что надо еще с кем-то или с чем-то считаться помимо собственного мнения. Поэтому у нас конкретные личности рецензентов значат куда больше, чем на западе.

ГЦ
ГЦ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Елена

Это нужно сюда:
http://onr-russia.ru/content/%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%BA-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B5-%D1%80%D0%BD%D1%84
— иначе все сведения такого рода трудно будет собрать и обобщить.

Оценка 0 и краткий комментарий — это не экспертное заключение. На первом шаге они эксперту еще не показывают анкету, а задают вопрос о соответствии проекта условиям конкурса. Если он говорит «не соответствует», то просят кратко обосновать, и все на этом кончается. Думаю, именно это Вы и получили от поклонника отечественных направлений. А если эксперт говорит «соответствует», то открывается ему вся анкета, из которой неизвестным нам образом появляются потом баллы.

Разумеется в нормальной системе при наличии двух столь полярных оценок проект был бы послан третьему, четвертому… N-му эксперту. И это отдельная тема для обсуждения, должно быть учтено в предложениях по изменению их регламента.

АПА
АПА
10 года (лет) назад
В ответ на:  Елена

Отзыв второго рецензента я бы не учитывал, т.к. в нем отсутствуют доказательства высказанной точки зрения.

Olan
Olan
10 года (лет) назад

Немного не в тему, но похожие проблемы с рецензированием статей в отечественных научных журналах. Лично у меня бывали случаи статей с отрицательными рецензиями, многократного рецензирования с конечным отрицательным результатом, принимаемые»сходу» в других (в том числе и англоязычных) журналах. К сожалению и среди рецензентов журналов очень много пристрастных людей, болезненно относящихся к умным мыслям, высказанных не ими. Невысокие импакт-факторы отечественных журналов лишь усугубляют ситуацию, вынуждая авторов писать сразу по-английски.

Ольга
Ольга
10 года (лет) назад
В ответ на:  Olan

Год назад мой аспирант, весьма толковый парень, опубликовал за первым авторством работу в нормальном таком англоязычном журнале, однако для защиты в местном совете надо было иметь три публикации, поэтому небольшой кусочек работы, не вошедший в основную статью, но очень изящный, отправили в местный ВУЗовский вестник. Как мы все смеялись над рецензией. Ее писал человек из 70х, не имеющий представления ни о современной науке, ни о современных методах, но, прозябающий в своем местечковом прохфессорстве с гордо поднятой головой (и кучей амбиций). Впрочем вторая рецензия вообще напомнила историю «корчевателя». Самое интересное, что статью в итоге опубликовали исходным текстом без внесенных правок (на основе рецензий).

Антон
Антон
8 года (лет) назад
В ответ на:  Ольга

Ольга) первый автор это не престижно пора бы знать

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад

Очень и очень полезная статья, которая помогает проникнуть в тайну конверсии полностью положительных рецензий в низкие баллы и, соответственно, отрицательный результат.

Не вполне понятно, зачем нужны 3 эксперта, если 1 отрицательного заключения достаточно для того, чтобы угробить проект (например, одна заявка, в которой я не участвовал, но помогал писать получила 2 отличных и один негативны отзыв)? По логике, либо нужно использовать схему, при которой решение принимается большинством, либо в случае конфликта оценок привлекать 4-го эксперта. Иначе 1 рецензии достаточно.

У меня возникло довольно много соображений по поводу того, что можно было бы с этим делать. Если получится, напишу короткую статью в ответ.
В одном месте, однако, я не понял идею Галины Александровны заменить данные о преподавательской деятельности ссылками на ресурсы в сети. Какого рода ресурсы? Требования вывешивать, например, программы всех учебных курсов на каких-либо саятах пока, кажется, не вводилось. Я даже не знаю, где мне искать ссылки на курсы, которые я действительно читал и продолжаю читать в разных ВУЗах.

ГЦ
ГЦ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

Андрей, речь идет не о формальных требованиях вузов к преподавателям. Речь о том, что если фонд считает нужным учитывать в конкурсе научных проектов образовательную составляющую, и предлагает делать это экспертно, то должен быть материал для оценки. Названия курсов таким материалом не являются, даже и программы не всегда годятся, нужно смотреть конспекты. Далее было написано мое субъективное суждение, основанное на немалом педагогическом опыте: эффективное взаимодействие со студентами по смыслу требует размещения в интернете конспектов лекций, описания практикумов, а также задач. И если сайты вузов для этого не приспособлены, то приходится размещать где-то еще (например, один мой коллега размещает аж в сети «В контакте», мне кое-что приходилось некоторое время размещать просто на ftp, а есть еще тактика на основе dropbox для сбора и проверки решений задач, да мало ли возможностей). Если кто-то умеет эффективно преподавать без таких ресурсов — ок, надо прикладывать образовательные материалы к заявке в виде файла, это как раз в РНФ предусмотрено…

Николай
Николай
10 года (лет) назад
В ответ на:  ГЦ

Статья действительно хорошая и полезная. Единственное замечание к авторской позиции — преподавание курсов НЕ должно быть определяющим в НАУЧНОЙ заявке. Все-таки финансирование дают не за чтение лекций, а за науку. Поэтому вывешены там лекционные курсы или не вывешены, глобальной роли, для меня, как рецензента, это не играет, если проект слабый и статьи с хорошим импактом отсутствуют.

ГЦ
ГЦ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Николай

Ответ Андрею ниже посмотрите пожалуйста. Я тоже не считаю необходимым (хотя считаю допустимым) учитывать образовательную составляющую в научных проектах, но это вопрос не наш, а фонда. Дело эксперта, если он уже согласился что-то делать для этого фонда — точно отвечать на все поставленные вопросы. Если окажется возможным корректировать разбивку баллов (нам не известную до сих пор) по разделам, то конечно основные баллы должны быть по научным разделам, тут нет сомнений.
Поводом для учета образовательной составляющей может быть, в моем понимании, страшное отставание образовательного процесса от реальной науки даже в самых главных классических университетах. Ну и вот чтобы стимулировать… Однако не исключаю, что у РНФ резоны другие, это было бы интересно понять.

Евгений
Евгений
10 года (лет) назад

Выдержки из ЭЗ по одной из заявок: Количество баллов: 33 Общее заключение: Авторы совершенно верно утверждают, что «исследование направлено на создание эффективных инновационных технологий повышения нефтеотдачи и селективной водоизоляции». Они предполагают, что проблема может быть решена с использованием новых реагентов на основе наночастиц полиакриламида и основное внимание в работе уделяют получению таких наночастиц. За кадром остается главное — в какой степени эти новые реагенты позволят увеличить маленькую, по сравнению с западными странами, нефтеотдачу в нашей стране. Мне представляется, что задачи такого плана позволительно ставить и решать только в том случае, если ожидаемые результаты действительно являются новыми и превосходят все существующее в мире. Если это не так (а авторы не приводят ожидаемых результатов), то правильным было бы для нефтяников купить более прогрессивную уже известную технологию, а свои усилия направить на решение действительно уникальных, с точки зрения мировой, а не отечественной науки, проблем. В данном случае должна работать экономика. Степень поддержки проекта — 0%. Количество баллов: 90 Общее заключение: Данное исследование направлено на создание эффективных технологий повышения нефтеотдачи с использованием реагентов на основе наночастиц полиакриламида и его производных. Во-первых, будут проведены сравнительные исследования процессов получения наноразмерных частиц сшитого полиакриламида методами эмульсионной полимеризацией и полимеризацией в обратной миниэмульсии. Важно, что в качестве инициаторов полимеризации и сшивания будут использованы как химические соединения, так и радиационное и ультрафиолетовое излучения. Во-вторых,разрабатываемые реагенты относятся к «умным» полимерным системам. Благодаря возможности изменения соотношения гидрофобных и гидрофильных звеньев, свойства сополимеров можно менять в зависимости от преследуемых целей.Так, для селективной водоизоляции требуется сополимер с меньшей концентрацией гидрофобных звеньев, включение которых в сетчатую структуру полиакриламида необходимо для увеличения водопоглощающих свойств. В-третьих, создание сшитых полимерных реагентов с размером частиц в диапазоне от 40 нм до 2 мкм позволит в равной степени эффективно обрабатывать как низкопроницаемые, так и среднепроницаемые коллекторы, представляет несомненный интерес. Важно, что такие суспензии обладают достаточной стабильностью для предотвращения… Подробнее »

Даниил
Даниил
10 года (лет) назад
В ответ на:  Евгений

Интересно, где авторы возьмут ожидаемые результаты, если предполагаемая работа как раз направлена на их получение.

Нам также было отказано. И один эксперт также поставил 33 — за «методический уровень заявки и менеджмент проекта». Ну так да, заявку писали исследователи, а не менеджеры.

Владимир
Владимир
10 года (лет) назад

Получили оценки 97-89-28. Первая рецензия содержательная. Вторая: «Реализация проекта будет способствовать закреплению мирового приоритета
отечественной науки. Рекомендуется поддержать.»; третья: «обоснование в заявке отличается эмоциональностью, но это не делает
необходимость поддержки проекта очевидной.» И это всё обоснование.

влад
влад
10 года (лет) назад

Статья Класс! — в точку.
Я давно говорил, что экспертиза- это диалог автора и эксперта.!!!
Поэтому полностью согласен с автором заметки:
нужна
«.. обратная связь с авторами и двухступенчатая экспертиза..»
Кроме того: надо убрать массу лишних, просто повторяющихся пунктов:
актуальность(2 или 3 раза),
ож. рез-ты(2 или 3 раза)
и
пухлое состояние вопроса.
Последнее д. звучать просто как список задач, не освещенных в литературе, но важных для понимания. И эксперт на беглый взгляд д. это понять.
Если не понял- он не эксперт!!!!!!!
Кроме того, о прикладном значении и важности!
Экспертиза требует деталей и описания важности ож. результатов????.
Но они еще не получены! Какие детали? Какое ож. применение???
Это м. б. только в прикладных задачах, типа ФЦП,
которых, кстати, наберется 70% среди поддержанных проектов.
Так, с недостатками все ясно!
А что делать?????
Автор написала как латать дыру! Но как ставить баллы- никто не знает!!!
Уж точно не машина. как сейчас!
Кстати, для написания экспертизы мне было бы достаточно 2-3 часа на проект!
Одна аннотация говорит сама за себя- там 90% все инфо.
Давай сравним аннотации и экспертизы- и ты увидишь, что в «отказанных» проектах меду ними нет никакого соответствия.
Усек проблему??
Так что ребята,
Объявляю конкурс на проект «как писать экспертизу в РНФ!!!
пусть дадут 3,6 млн в год, но работы там на 1 месяц. Итого 300т.р.
Вперед!!!

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад

Галина Александровна, здесь с вами согласиться я не могу. У всех свои подходы к преподаванию, разные особенности аудиторий, наконец, разные объемы соответсвующих курсов. Некоторые курсы (особенно те самые новые) должны быть прочтены какое-то число раз, чтобы имело смысл делать методички. Наконец, многие из тех, для кого преподавание не основная работа, не имеют возможности тратить на это столько времени помимо подготовки лекций и их чтения. В российских реалиях лекторы часто используют в презентациях картинки из различных статей. Это хорошо с точки зрения педпроцесса, но публиковать такие материалы нельзя т.к. это нарушает авторские права. Вобщем, если ввести такое требование, как вы предлагаете, это будет нечестный ход, поскольку мысль, что он-лайн ресурсы являются необходимыми для каждого учебного курса пока не стала общепринятой. Получится перемена правил во время игры.

Сам факт вовлеченности ученого в преподавательскую деятельность имеет значение незвисимо от качества методических материалов по его курсу. Если человек активно общается со студентами, будучи при этом активным исследователем, это дает много плюсов обучающимся. Для конкурса научных проектов этого, по моему мнению, достаточно. Оценка качества учебных курсов по большому счету за рамками мандата экспертов РНФ и их компетенции (ведь при подборе экспертов учитывался только их научный, а не преподавательский опыт).

ГЦ
ГЦ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

Андрей, не будем сейчас обсуждать проблемы образования (я не считаю возможным начинать преподавать без методических материалов, Вы это допускаете, отдельная тема).
Мы говорим об экспертизе проектов. Точно не мы с Вами — а этот фонд — решили вдруг, что участие в образовании важно для этого конкурса, это их дело. А наше дело — не допускать двойных стандартов: экспертно оценивается содержание, а не перечисление. При оценке научного задела мы обязаны посмотреть все указанные в заявке статьи, при оценке успешности проектов — отчеты и статьи по этим проектам, ну и при оценке образования что-то надо изучить, иначе это поддержка имитации. Липовые курсы граждане себе приписывают еще чаще, чем проекты… Или не липовые, но не курсы — типа «образовательный видеокурс» (реально — рекламный ролик). Не могу подписаться под утверждением «читает новый курс», не увидев содержания курса, ну ничего не могу с собой поделать, такая вот вредная привычка.

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад
В ответ на:  ГЦ

Галина Александровна, а откуда берется тезис про содержание, а не перечисление? Теоретически критерии по принципу наличие-отсутствие могут иметь право на существование. Разумеется, эксперт должен иметь возможность оценить, насколько наличие достоверно. Как это сделать с образовательными курсами — сложный вопрос. К слову, наличие методички в «вконтакте» не обязательно означает реальное чтение такого курса. В идеале было бы правильно опубликовать на сайте фонда какие-то соображения о том, как должны подтверждаться курсы, руководство проектами и пр. И начать применять эти критерии не менее, чем через год. Кроме того, инструкции фонда должны быть доведены (и быть обязательны) для экспертов. В частности, в FAQ на вопрос что писать о научных конкурентах фонд ответил, что требуется их перечислить и привести несколько, 2-3, их основные публикации за последние 5 лет. Никакого анализа, в чем именно конкуренция состоит, не просили.

Все перечисленные вами в статье проблемы идут не от экспертов, а от фонда. Примеры дурного качества экспертной работы тоже есть, но это отдельная тема.

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад

влад, обзор состояния вопроса — вещь необходимая. Во-первых, эксперт редко занимается той же самой узкой областью, что и заявитель, во-вторых, эксперт должен понимать, владеет ли заявитель литературой по проблеме и адекватно ли он представляет себе состояние проблемы.

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад

Переношу сюда для информации текст, оставленный мной на сайте ОНР, по ссылке ГЦ. Претензии к экспертизе по личному опыту: 1) По моему проекту получено 3 положительных рецензии. Все рецензии неглубоки, фактически бессодержательны, в двух из трех открытым текстом рекомендовано проект поддержать. Ни одного (совсем ни одного!) явного замечания не сормулировано. При этом баллы 73, 71, 76. Единственный мессидж, который можно извлечь из подобной обратной связи — как хорошо ни пиши проект, а все равно не дадим т.к. рылом не вышел. При этом, повторяю, претензий по качеству рыла (публикаций, преподавательского опыта, руководства проектами и пр.) в явном виде не высказано. Привожу худший из трех отзывов (остальные совсем позитивные): Количество баллов: 71 Общее заключение: В работе планируется изучить несколько систем фаг-хозяин. Для изучения выбраны фаги ALT-63 и G7C, а также планируется выделить новые изоляты фагов. Основное направление исследования — совместное культивирование фагов и бактерий в разных условиях выращивания и наблюдение за их коэволюцией с помощью методов метагеномики. Данная модель представляется достаточно интересной как для понимания процессов эволюции, так и для лучшего понимания взаимодействия фагов с бактериальной клеткой. Публикации коллектива заявителей неплохие, но в основном за счет одного из исполнителей. Хотя область исследования достаточно узкоспециализированная, результаты работы могут быть интересны специалистам в смежных областях. К слову, сущность работы изложена экспертом не вполне точно. Я прекрасно понимаю, что эксперты были загружены и, если проект нравится, рецензия может быть короткой и без особого анализа. Но при этом баллы должны быть высокими. Если эксперт за что-то их снижает (выбирает не самые высокие пункты меню оценки) — это должно сопровождаться критическим замечанием, по-моему. Иначе для дальнейшей работы рецензии бесполезны и честность конкурса вызывает сомнения. К слову, названные экспертами пост-фактум в сети типичные погрешности заявок, как, например, неконктетное, без ссылок, изложение состояния проблемы, произвольное указание конкурентов и пр. нашей заявке были не свойственны. Так что я в… Подробнее »

ГЦ
ГЦ
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

Андрей, я прочитала что пишут на сайте ОНР и послала сейчас Вам, АК Цатуряну и ВА Еремееву текст, который — если есть на то желание — можно выложить там с целью структурирования дискуссии. Копирую здесь.

*****
Предоставление рецензий авторам заявок является еще одним трюком (или очередным проявлением недомыслия), а вовсе не «ОГРОМНЫМ шагом вперед», как выразился В.В. Поройков.

В анкете имелось 19 текстовых полей, по числу пунктов. В каждом таком поле можно было написать до 1/2 страницы, а в конце, в разделе 5, под заголовком «Общая характеристика. Отдельно укажите слабые стороны проекта», предлагалось написать заключение рекомендуемым объемом 3000 знаков. Отдельно указать сильные стороны тут почему-то не предлагалось.

Конечно вряд ли 19*1/2, т.е. в общей сложности 9.5 страниц, мало кто писал наверное. Я безусловно писала меньше, и не всегда во всех полях. Но во многих таких полях остались содержательные частные ремарки, написанные именно для авторов. Трудно было предположить, что авторам пошлют только заключение — скорее возникало предположение о том, что сильно перегруженная панель может ограничиться чтением только этого заключения.

Если коллеги из ОНР хотят конструктивных результатов на выходе, то проблему надо структурировать, мне кажется, так.
1. Коррекция формулировок в экспертной анкете.
2. Расклад баллов по разделам анкеты.
3. Процедурные вопросы для отражения в документах фонда:
(А) исправление классификатора
(В) ограничения полномочий экспертного совета при принятии решений
(С) дополнительная экспертиза в спорных случаях
(D) взаимодействие с авторами заявок (обратная связь, предоставление полных заключений)
4. Персональный состав экспертного совета и приглашение координаторов по каждому разделу.

Николай
Николай
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

Андрей, я потрудился посмотреть в Pubmed Ваши публикации. У Вас пограничный вариант: 7 зарубежных статей и 2 Acta naturae. Проходным было бы наличие как минимум 8 статей в зарубежных журналах с пристойным импактов (от 2-3х и выше) и 3-4 РИНЦевских, или парочка-тройка в Acta naturae, который все-таки российский журнал и имеет низкий импакт — 0.4. К тому же большинство статей сделано в содружестве с иностранными коллегами и в трех из них Вы не первый или последний автор. Так что нужно немножко подтянуть показатели.
Хотя я знаю, были варианты, когда давали гранты ученым с показателями, намного хуже, чем у Вас. Короче, советую не обижаться на весь свет, а напечатать еще парочку статей в 2014 году и подаваться в следующий заход.

Ольга
Ольга
10 года (лет) назад
В ответ на:  Николай

В моем институте среди поддержанных грантов у двоих руководителей вообще нет публикаций (например, за последние 5 лет 5к статей в местных вестниках+1! зарубежная публиация в журнале с импактом меньше 2х!). У другого чуть получше, но две стоящие статьи не имеют отношения к тематике лаборатории, поскольку подаватель гранта стал в них цатым соавтором паровозом, палец о палец не ударив (политический вопрос). Зато знакомому того же профиля не дали грант, несмотря на 10к публикаций, в т.ч. первым-главным автором в журналах с импактами 12-30, оригинальную идею и реальный практический выхлоп через цать лет на основе планируемых изысканий. После этого все разговоры об экспертах, экспертных оценках, сложностях экспертизы и т.д, совершенно теряют всякий смысл. Гранты дали не ориентируясь на экспертные заключения вообще, какими бы кривыми они не были. И точка.

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад
В ответ на:  Ольга

Ольга, а как же авторы с публикациями только в вестниках преодолели входной ценз? Там же требовалось n статей в WoS.

Ольга
Ольга
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

«местные вестники» это для меня российские журналы. Вполне вероятно, что они индексируются Базой. Но для нашей области науки вообще, и для институтов данного профиля нашего отделения, в частности, такие публикации — «ни о чем». Даже средний уровень публикаций намно-ого выше.

Denny
Denny
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

Баллы 73, 71, 76 как раз очень точно отражают суть. Во-первых, все три рецензента дают очень близкие оценки. У экспертного совета нет никаких оснований не доверять совпадающему мнению трех рецензентов. Судя по баллам, Ваш проект неплох (резкой критики нет), но не дотягивает по уровню до порога при высокой конкуренции. Этот вариант очень распространен в мире.

Андрей Летаров
Андрей Летаров
10 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Николай, если бы подобные рассуждения привел эксперт, а не вы, это можно было бы принять за вариант нормы (правда, оставалось бы удивление, почему имеются победители с показателями гораздо ниже). Кроме того, по этому конкурсу учитывались публикации не только руководителя, но и членов коллектива. Однако ни один из экспертов не написал ничего похожего на «слабой стороной проекта является то, что у руководителя не наберется 8 публикаций в пабмед, удовлетворяющих таким-то дополнительным критериям, за такой-то период».

Denny, мои рассуждения про контрастные оценки были не про этот проект. Ваше рассуждение про хорош, но не дотягивает я, разумеется, сам сгенерировал. Однако мое глубокое убеждение в том, что в 99% проектов есть какие-то недостатки. Поэтому это «недотягивает» можно и нужно артикулировать. Экспертами это сделано не было (двое из трех написали, что рекомендуют поддержать). Замечания не должны обязательно быть резкими, но полное отсутствие внятных замечаний по сути означает, что эксперт считает научное содержание проекта идеальным (?), что должно, наверное, отражаться в более высоких баллах.

Denny
Denny
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Летаров

Думаю, это чуток из другой оперы. Как уже говорилось здесь, авторам выдали не полный текст рецензии, а только заключение. Вполне вероятно, что некоторые недостатки были указаны в конкретных полях. Поэтому и получилось, что при общей положительной оценке баллы оказались недостаточны.

К слову, это довольно часто бывает. Например в журналах. Рецензент заполняет несколько полей, а авторам посылают только его «комментарии для авторов». И среди заполняемых полей бывает рейтинг (топ 5%, топ 10%, топ 25% и топ 50%). Куда рецензент отнес работу, автору не сообщают.