Рождество в Ниневии

Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН
Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН

Когда мы говорим социолингвистических проблемах и о том, как с лингвистической карты мира исчезают те или иные языки в результате депортации или истребления различных этнических групп, мы редко задумываемся о том, как это выглядит «изнутри». Но за любыми социальными, демографическими и лингвистическими изменениями стоят живые истории обычных людей, которые и сами не рады, что оказались в эпицентре исторических событий. Близится Рождество, и христиане многих конфессий готовятся встретить его в ночь с 24 на 25 декабря. Для некоторых это прежде всего семейный праздник, вкусный стол и подарки, для других — церковное празднество, а для христиан Ирака нынешнее Рождество стало не столько радостью, сколько испытанием на прочность. Летом этого года мы уже писали о положении ассирийцев Ирака, чье физическое выживание в результате очередной войны оказалось под угрозой [1]. С тех пор, увы, мало что изменилось в лучшую сторону.

169-0065

7 августа, когда ассирийские диаспоры по всему миру поминали мучеников, пострадавших во время геноцида 1915 года, боевики Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) заняли Бахдиду, город, который до того считался одним из оплотов христианства в Северном Ираке. Курдские войска отступили и сдали город противнику. К счастью, большинству жителей удалось спастись: они с минуты на минуту ждали наступления боевиков и были готовы к экстренной эвакуации. На момент сдачи города в нем находились в основном вооруженные мужчины: женщины, дети и пожилые люди еще в июле были отправлены в Эрбиль, Дохук, Алкош и другие безопасные города на севере Ирака. Увы, несколько семей по неизвестным причинам не прислушались к сигналам тревоги и остались в Бахдиде. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Защищать город своими силами мужчины не могли: хоть они и были вооружены, горстка добровольцев с автоматами не могла бы противостоять хорошо обученной армии, оснащенной новейшей боевой техникой.

Точно так же соседние ассирийские города и деревни опустели и были заняты исламистами. Из близлежащих деревень бежали езиды и другие представители религиозных и этнических меньшинств.

Ассирийские беженцы разместились кто где: в съемных жилищах, в домах родственников, церквях, школьных классах. Летом многие ночевали под открытым небом или в палатках, но уже осенью такие ночевки стали опасными для здоровья: обильные холодные ливни превратили палаточные городки в болота, многие палатки оказались затоплены. Жить в таких условиях чем дальше, тем сложнее, тем более детям. Зимы на севере Ирака хотя и короткие, но довольно суровые. В горах часто выпадает снег, и температура воздуха порой доходит до минус десяти градусов. Понятно, что в таких условиях в палатке зимовать невозможно.

169-0063Разумеется, многие, особенно молодежь, рады были бы покинуть страну и отправиться на заработки в Западную Европу или Новый Свет. Однако для выезда из страны необходим паспорт, и не у всех граждан Ирака он имеется. Очереди на получение паспорта приходится ждать месяцами. Кроме того, шанс зацепиться в другой стране есть прежде всего у тех, чьи родственники уже обосновались и прижились за границей. Так, Франция приняла у себя ограниченное число ассирийских беженцев. Но только тех, чьи родственники уже имеют французское гражданство.

На фоне общемирового кризиса безродные беженцы никому не нужны. Несмотря на то что ассирийцы в большинстве своем квалифицированные специалисты во многих областях, включая медицину, и владеют как минимум английским языком, а иногда к нему прибавляются еще один-два европейских, чем дальше, тем меньше у них возможности получить работу в странах Западной Европы. Уровень безработицы растет, своим гражданам не всегда хватает рабочих мест, а содержать толпу безработных становится всё труднее. Так, после иракской войны 2003 года Швеция не только принимала у себя беженцев, в том числе и ассирийских, но и выделяла такие щедрые пособия, что на них можно было жить, не работая. Теперь такой возможности содержать иностранцев за счет налогов своих граждан нет, и уехать в Швецию и жить безбедно, как раньше, практически невозможно.

169-0064При этом многие политические и религиозные лидеры ратуют за то, чтобы ассирийцы, несмотря на все трудности, оставались в Ираке: массовая эмиграция может привести к тому, что со временем ассирийцы ассимилируются и постепенно растворятся в других народах, исчезнет и язык, и сам этнос. При этом многие бывшие жители Ниневийской равнины разделяют эту точку зрения и весьма болезненно воспринимают перспективу ассимиляции.

Автору этих строк довелось этим летом пообщаться с ассирийцами, пострадавшими в результате действий ИГИЛ. Счастливые обладатели паспортов смогли приехать в Тбилиси по приглашению тамошней ассирийской диаспоры. Однако найти работу в Грузии оказалось нелегко, и для некоторых пребывание в спокойной и безопасной стране стало лишь передышкой перед возвращением на родину. По их словам, далеко не все, оставив свои дома, оказались в бедственном положении: некоторых приютили родственники, многие состоятельные семьи смогли снять неплохое жилье.

«Основная наша проблема не бедность, а безработица. Сейчас мы можем себя обеспечить, но если не начнем зарабатывать, то попросту потратим все деньги и окажемся в нищете, — так оценивают ситуацию жители Бахдиды, находящиеся сейчас в Анкаве, пригороде Эрбиля. — Больше всего нам хотелось бы вернуться в родной город. Но даже если удастся выбить оттуда боевиков, нам придется восстанавливать его из руин. На это уйдет не меньше года, да и будут ли у нас средства на восстановление?»

169-0062Прогнозы строить сложно: ситуация может измениться в любую сторону. Сейчас боевики под давлением войск международной коалиции начали отступать, но до освобождения Ниневийской равнины, где еще полгода назад компактно проживали ассирийцы, далеко. Впрочем, одно лишь отступление войск не делает освобожденные территории пригодными для жилья: они могут оказаться заминированными, и гражданским лицам в таком случае невозможно сразу же возвращаться в родные дома из эвакуации. Да и дома не всегда оказываются целы… Тем не менее в последние месяцы беженцев уже не называют беженцами, для них есть новое определение: «временно перемещенные лица». Эта временность вселяет некоторую надежду, но «перемещенные» никаких иллюзий не строят: «После всех этих событий мы никому не доверяем. Кому выгодно нас защищать и заниматься нашими проблемами? Как это ни печально, мы можем надеяться только на себя и свои силы».

Мировое сообщество, с одной стороны, шокировано преступлениями ИГИЛ, с другой — слишком занято множеством более важных для себя социальных проблем: экономический кризис затронул интересы многих стран Европы, и трагедия собратьев по вере где-то там далеко на Востоке меркнет по сравнению с собственными драмами. Конечно же, религиозные деятели оказывают по мере возможности моральную поддержку. Папа Римский не раз подбадривал иракских католиков. Делегация французских священников во главе с епископом Лионским прибыла в начале декабря в Эрбиль и устроила праздник света. Французы привезли гуманитарную помощь и тысячи свечей в знак солидарности и надежды, а также утешающее видеопослание Папы. Возможно, праздник получился прекрасным, но общая ситуация не изменилась.

169-0066Как и сто лет назад, оказавшись в бедственном положении, ассирийцы обратились к помощи России. Именно Российская империя в свое время помогла многим ассирийцам Турции и Ирана спастись от геноцида и предоставила убежище. С тех пор существует российская ассирийская диаспора, у многих обывателей ассоциирующаяся с артелью чистильщиков обуви. Современные представители диаспоры, многие из которых социально весьма успешны, делают всё возможное, чтобы поддержать иракских соплеменников.

В конце октября в Эрбиль отправилась делегация Императорского православного Палестинского общества, в составе которой был и представитель ассирийской диаспоры Роланд Биджамов. Делегация доставила гуманитарную помощь и встретилась с ассирийскими политическими лидерами. Одним из важных последствий этой поездки, кроме помощи «временно перемещенным лицам», стало впервые прозвучавшее на центральных телеканалах и в центральной прессе название этноса. Если раньше в сводках новостей говорили о безликих «христианках Ирака» без роду и племени, то на сей раз дикторы говорили об ассирийцах Ирака. Может быть, со стороны это по-кажется мелочью, но употребление этнонима для народа, который журналисты долгое время не называли своим именем, вызвало большой резонанс в диаспоре.

Совсем недавно, 8 декабря, делегация, состоящая из представителей нескольких ассирийских политических партий, посетила российское консульство в Эрбиле и была принята генеральным консулом РФ Виктором Симаковым и вице-консулом Евгением Аржанцевым. Темой обсуждения стало нелегкое положение ассирийцев и будущее Ниневийской равнины. Каким будет результат этих встреч, покажет время.

Пока же ассирийцы Ирака готовятся к Рождеству, наряжают елки и ставят вертепы. Несмотря ни на какие испытания, праздник должен быть, как обычно, волшебным и радостным. Дети ждут подарков от местного Деда Мороза, а взрослые ищут утешения в молитве, поскольку больше пока ничего сделать невозможно.

Благодарим A Demand For Action за любезно предоставленные фото. Больше снимков здесь: www.ademandforaction.com/?page_id=156

1. Ассимиляция или смерть? // ТрВ-Наука № 158, 2014 год.

Подписаться
Уведомление о
guest

50 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Иосиф
Иосиф
9 года (лет) назад

Читаю я комменты и просто поражаюсь дискриминационному настрою «прокурдских» читателей. Это значит нас, ассирийцев, можно называть христианами, а курдов – курдами. Может тогда по аналогии курды могли бы себя называть суннитами или просто мусульманами, и довольствоваться едиными правами для суннитов, как они нам, ассирийцам предлагают довольствоваться теми правами, что предоставляются для нас как для христиан. Здесь уже чувствуется нескрываемый шовинизм в отношении некурдских этнических групп. Уже такой тон разговора считаю оскорбительным, и все же выскажу некоторые соображения, чтобы читатель не был введен в заблуждение подобной демагогией. Кстати, по поводу того, почему пешмерга оголила фланг с некурдским населением – ассирийцами и езидами, можно долго спорить. И недостаток ресурсов, и нежелание перенапрягаться для защиты «неугодных» этноконфессиональных групп могли иметь место. Но известно, что именно езиды на встрече с руководством ООН предоставили данные о том, что «подстава» в отношении меньшинств имела место. Можно долго спорить, так это или не так, но сам факт рассмотрения вопроса на столь высоком уровне говорит о том, что к подобному мнению следует отнестись серьезно. Кстати, курдское руководство не поддержало в свое время предложение, чтобы в соответствии со статьей 125 Иракской конституции ассирийцы, как коренной народ, реализовали право на федеральную автономию. Почему, несложно догадаться. Боялись прецедента. Курды даже готовы были поддержать право на самоуправление ассирийцев в Ниневии, с условием перехода пока не курдской провинции в состав Курдистана, но на подконтрольных ему территориях в подобных правах ассирийцам на свои исторические земли неизменно отказывают. То есть просто хотят использовать ассирийцев в своих интересах. Курдская государственность действительно опирается на реалии демографического характера, но в историческом плане ее опереть вглубь веков почти не на что. Упомянутый востоковед Лазарев, к сведению упомянувшего его автора комментария, писал, что название Курдистан – условное, речь идет не о существовавшей в прошлом стране, – такой страны никогда раньше не было, а о территории, на которой расселились кочевые… Подробнее »

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Иосиф

Ваша цитата.Но Стамбул, принадлежащий сегодня Турции, исторически не перестанет быть греческим городом. Также и старые города Северного Ирака, доставшиеся курдам, исторически имеют некурдское происхождение. Поэтому вполне резонно в историческом контексте не называть их курдскими. Читайте серьезные источники — Г. Асатряна, Я больше скажу не только Стамбул, чуть ли не вся Турция кому только не принадлежала, допускаю что некоторые греки получают огромное удовольствие осознавая что запад Турции принадлежал им, только Турцию это не волнует. Асатрян конечно большой ученный, только его усилия это капля в море. Ваша цитата. Кстати, курдское руководство не поддержало в свое время предложение, чтобы в соответствии со статьей 125 Иракской конституции ассирийцы, как коренной народ, реализовали право на федеральную автономию. Почему, несложно догадаться. Боялись прецедента. Курды даже готовы были поддержать право на самоуправление ассирийцев в Ниневии, с условием перехода пока не курдской провинции в состав Курдистана, но на подконтрольных ему территориях в подобных правах ассирийцам на свои исторические земли неизменно отказывают. То есть просто хотят использовать ассирийцев в своих интересах. Курды будут руководствоваться интересами курдистана, почему это кого то удивляет, разве это не правильно с точки зрения курдов? Ваша цитата. Курдская государственность действительно опирается на реалии демографического характера, но в историческом плане ее опереть вглубь веков почти не на что. Даже не буду это обсуждать, скажу лишь одно, если подходить к этому вопросы с вашей точки зрения то половина государств не должно существовать вообще. Там не только реалии демографического характера но есть ещё воля народа, (что и другим желаю) было время когда курды имея только автоматы воевали за свои земли. Ваша цитата.Во Время Первой мировой войны курды под руководством многих племенных лидеров приняли активное участие в геноциде христианских народов (ассирийцев, армян, греков и езидов, которые хоть и говорят на «курманджи», себя курдами в целом не считают, даже если имеют схожее генетическое происхождение, хотя и тут спорный вопрос).… Подробнее »

Христофор Кешаниди
Христофор Кешаниди
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Прошу прошения. Окончательный вариант:
Легче всего критиковать кого-то. Курды молодцы! Голодные или оборванные, но не щадя своего живота, борятся за свои ЗЕМЛИ. Они нашли шанс теперь отталкивать всех других автохтонных народов, в том числе и Эллинов -ромеев Понта из региона, чтобы укорениться самим. Курды всех стран болеют за свой Курдистан, помогают и содействуют, чем могут. Они этим создают свое будущее, чего нельзя сказать о Греках-Ромеях Понта, проживающих в разных странах, в том числе и в Греции и в странах бывшего Советского пространства. Смотрите как националисты Украины их вытуривают вместе с русскими. Они нужны только своей исторической земле Понту. Где не только земля пропитана ими, каждый клочок земли излучает не курдское и турецкое или армянское и мегрельское, а культурно-историческое наследие понтийского автохтонного народа данного региона. На этой земле было ЦАРСТВО ПОНТА, ТРАПЕЗУНДСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ. Везде православные храмы: в городах и селах. Когда посещаю мою родную САНТУ, где снежные вершины гор рукой подать, так мне и кажется, что призраки моих предков где-то здесь, рядом, на вершине этих гор, откуда смотрят на меня. Во мне кровь ударяет в голову! Поэтому моя душа там, а смертное тело бродит по Афинам. Мне под 80, времена другие, я сторонник создать ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ СТАРЕЙШИН ГРЕКОВ ПОНТА -христиан и мусульман наших братьев и добиться мирного возвращения, решения ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЭЛЛИНИЗМА ПОНТА.
Нигде в мире нет столько нашей крови, сколько ее течет в жилах современного турецкого народа – Миллет (по тур. Millet). Поэтому он и похож на нас. Надо именно с ними решать все вопросы! Это альтернатива решения всех проблем. Почему-то мои современники пока это недопонимают(?!). Когда добьются своего нагло другие, очевидно, будет поздно! Это мое личное мнение, Христофор Кешаниди.

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Иосиф

Кстати, курд — название собирательное , по-видимому, означавшее изначально кочевник, или разбойник.
Что именно вы хотите этим сказать?

Joseph
Joseph
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Ваша цитата: “Я больше скажу не только Стамбул, чуть ли не вся Турция кому только не принадлежала, допускаю что некоторые греки получают огромное удовольствие осознавая что запад Турции принадлежал им, только Турцию это не волнует”. Так и вас тогда, насколько я понимаю, не волнует, кому раньше принадлежали земли, вошедшие в новообразованный Курдистан. Зачем тогда так нервничать по поводу исторических экскурсов, разрушающих неофмифологию молодого государства, зачем ее создавать так активно? Берите пример с турок. Греки подивятся такому вашему заявлению, поскольку думают, что их помощь Курдской рабочей партии и защита прав курдов в Турции предполагала больше симпатий курдов по отношению к правам греков. Ваша цитата: “Курды будут руководствоваться интересами курдистана, почему это кого то удивляет, разве это не правильно с точки зрения курдов?” побуждает задать вам вопрос: “Так чего же вы так волнуетесь, что автор статьи для русскоязычного читателя исходил не из сугубо курдских интересов, а из общих, как они ему представлялись, а ассирийцы исходят из своих интересов? Пусть курды придерживаются своих интересов, но не надо требовать от других, чтобы они тоже придерживались курдских интересов. Это уже курдоцентризм получается. Вам никто не мешает придерживаться чего вы хотите. Но ассирийцы имеют право требовать от курдов таких же прав, какие курды требуют от других окружающих народов: арабов, турок и т.п. Но наши требования этих прав всегда вызывают почему-то у курдов подозрения в плохом отношении к курдам. Даже при всех демографических проблемах мы вправе требовать свои права, тем более, что, к сожалению, в геноцид ассирийцев внесли вклад курды и уже исходя из этого могли бы не хвастаться тем, что предоставляют ассирийцам убежище, чтобы нам лишний раз не приходилось об этом напоминать. Да и вы же сами говорите, что делаете то, что в ваших интересах. Соответственно и принимаете наших беженцев, не потому, что благотворительностью занимаетесь, а потому что это вам пока кажется интересно, Думаете, что… Подробнее »

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Joseph

Ваша цитата. Зачем тогда так нервничать по поводу исторических экскурсов, разрушающих неофмифологию молодого государства, зачем ее создавать так активно? Берите пример с турок.
Вы абсолютно правы, тем более действительность не изменить ни какими историческими экскурсами.
Ваша цитата: «Курды будут руководствоваться интересами курдистана, почему это кого то удивляет, разве это не правильно с точки зрения курдов?» побуждает задать вам вопрос: «Так чего же вы так волнуетесь, что автор статьи для русскоязычного читателя исходил не из сугубо курдских интересов, а из общих, как они ему представлялись, а ассирийцы исходят из своих интересов?
Курды кроме всего прочего не забывают и о других коренных народах, вот армяне например в Курдистане их ну слишком мало, но есть депутат а так же язык армянский признан официальным языком, то же самое с другими языками.
Ваша цитата. Но ассирийцы имеют право требовать от курдов таких же прав, какие курды требуют от других окружающих народов: арабов, турок и т.п.
Только для начала нужно было требовать эти права от арабов, турок и т.п. и только после этого от курдов. Курды всегда будут руководствоваться общемировыми стандартами в этом вопросе. Что и делают на практике.
Ваша цитата. В геноцид ассирийцев внесли вклад курды и уже исходя из этого могли бы не хвастаться тем, что предоставляют ассирийцам убежище, чтобы нам лишний раз не приходилось об этом напоминать……. Или ваша цитата, и помнят, что здесь нашли спасение от турецко-курдского геноцида.
Я вам так отвечу. Это не правда. Я не верю тому что вы говорите. Никакого (вклада курдов) геноцида не было. И нет курдского геноцида. Чего вы добиваетесь такими неконструктивными заявлениями, очевидно ничего хорошего это не принесёт, тем более я так понимаю именно в Иракском Курдистане как раз живут те к которым вы обращаете свои претензии.
То что вы пишите, что это исторические уточнения, это просто Ваши умозрительные заключения.
Всего хорошего! С уважением

Joseph
Joseph
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Уважаемый Борис,отвечаю на ваш пост. Ваша цитата: “Вы абсолютно правы, тем более действительность не изменить ни какими историческими экскурсами”. Хорошо, оставим вопрос в стороне, и почему тогда вы так нервничали – ваше личное дело. Ваша цитата: “Курды кроме всего прочего не забывают и о других коренных народах, вот армяне например в Курдистане их ну слишком мало, но есть депутат а так же язык армянский признан официальным языком, то же самое с другими языками”. Ну вы сами ответили, что делаете то, что вам выгодно. Курды претендуют в дальнейшем и на земли армян и греков в Турции и надеются что при развале Турции эти земли получат, поэтому им выгодно поддерживать христианские меньшинства в том состоянии, в каком они не смогут претендовать на реальные политические права, а позднее показать, что курдская государственность всегда включала христиан и приписать все христианское наследие создаваемому и расширяемому курдистану как якобы законное наследие. Поэтому вместо политических прав коренному народу – ассирийцам вы хотите предложить обозревать терпимость к христианам, состоящим из разных народов, к которым прибавятся и христианизированные курды, и убрать национальную составляющую с повестки дня. Но сами имеющимися правами мусульман, гораздо большими чем у христиан,в той же Сирии или Турции не хотите довольствоваться. здесь и проявляется шовинизм. Себя считаете за людей одного сорта, других за людей другого сорта. Кроме того у армян есть государство, армия, политическое влияние, поэтому вам выгодно показать себя заботящимися о небольшом числе армян там, где они не требуют политических прав, с тем. чтобы отказать армянам в правах там, где они имеют исторические права и могут на них претендовать благодаря наличию государственности и очень сильной по региональным масштабам армией.Вы призываете быть реалистами. Но реалистические ответы на запросы об отказе в политических правах ассирийцам сами редко готовы давать, сами начинаете уходить из реалистической плоскости в идеологическую пропаганду. Впрочем реальные причины мы и так знаем, и… Подробнее »

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Joseph

Так же как и Ваша болезненная реакция или болезненное отношение к названиям курдский, я бы ещё понял если б писали ассирийский город Эрбиль, но так как это будет звучать не много как бы сказать ну не совсем нормально или адекватно сегодня, хотя ещё понять можно почему ассириец будет его так называть, То лучше говорить Северо иракский город. Все с этого и началось, или писать курды нас не защитили хотя у нас то же есть мужчины правда только с автоматами. Но все же город мы оставили. Опять курды виноваты. Да курды почти всегда только автоматами и добивались своих прав. Разве не так?
Мне просто не интересно комментировать тот бред про курдский геноцид, какой геноцид? Кто это признал? Знаете мой прадед то же спасая жизнь своих близких уехал с родины и переселился в Армению и он много рассказывал как продажные представители нац меньшинств на службе или не на службе как стукачи у турков совершали все то же самое и это были не турки или курды.

Muhammad
Muhammad
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Если курды Эрбиль Ираком уже не считают, то, спрашивается, какого рожна президентом Ирака второй раз подряд становится курд, как представитель курдского субъекта Ирака? То есть президентское и другие кресла курдам в Ираке дай как субъектам единой страны, они свою выгоду получат, но в ответ никаких обязательств не чувствуют, свободны от федеративных договоров, к Ираку не имеют отношение! Если курды так нечестно относятся к солидным шиитским партнерам, представляю, как они относятся к христианским меньшинствам. А тут еще на форуме некоторые пытаются сравнивать отношение курдров и других народов к христианскому меньшинству! Мало кто до такой дерзости может дойти, поверьте!Не надо всех, арабов и курдов в одну кучу мешать, как шиит, имеющий много друзей среди христиан и ассирийцев тоже вам заявляю!
Мухаммад

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Muhammad

Ну конечно Ваше отношение к христианам это конечно пример для подражания.Прямо смешно. И почему это большинство христиан ассирийцев армян евреев (которые ещё остались)как раз бегут из Багдада, и других городов где большинство шииты суниты, и находят убежище в Курдистане.
Курдистан пока действительно входит в состав Ирака, не буду касаться тех полномочий которыми обладает Курдистан. Тут речь шла о другом.
Да больше половины территории Ирака не контролируется Ираком. Курды юридический конечно же входят в состав Ирака несостоявшегося государство, а фактический являются независимым субъектом, тем более независимость Курдистана это дело времени. Можете успокоится так и будет,

Muhammad
Muhammad
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Путаете своих единоверцев суннитов, прославившихся жестокостью еще во времена Саддама, кстати, не только к курдам, но и к шиитам (о наших страданиях вы часто забываете), и к христианам, и теперь продолжающих всех терроризировать, с нами, мирными шиитами. Не советую так поступать! Не думаю, что выиграете от своего сепаратизма. У вас мало друзей, а нашу дружбу не цените. Покидая Ирак, не забудьте забрать с собой своих родоплеменных лидеров – президентов и прочих высокопоставленных лиц иракского правительства – курдов. А то мы за их судьбу не ручаемся. Уж очень много плохого людям сделали, занимая высокие посты. А со своими мы сами разберемся.

Иосиф
Иосиф
9 года (лет) назад

Приношу извинение. Спешил, когдла писал, м допустил несколько серьезных опечаток:

1) Вместо: “У курдов не было своей письменности, они пользовались алфавитом ассирийцев и армян в Средневековье, а что до этого было — мы не знаем смутно по некурдским источникам…” читайте, как я задумывал: “У курдов не было своей письменности, они пользовались алфавитом ассирийцев и армян в Средневековье, а что до этого было — мы знаем смутно по некурдским источникам…”
2) Вместо: “Важно, чтобы эта тенденция не была прервана…” читайте: “Важно, чтобы эта тенденция была прервана..”
Вместо: “к.и.н., ведущий редактор жцрнала «Преполдавание истории в школе» Иосиф Зая” читайте: “к.и.н., ведущий редактор журнала «Преподавание истории в школе» Иосиф Зая

Елена
Елена
9 года (лет) назад
В ответ на:  Иосиф

Спасибо за содержательный комментарий. Прочитала с огромным интересом.
Думаю, что эта статья и дискуссия помогут многим шире посмотреть на ситуацию и узнать много полезного.

Анна Мурадова
9 года (лет) назад
В ответ на:  Елена

Елена, мне кажется, что дискуссия между Иосифом и Борисом своей содержательностью и остротой затмила мою статью.
Это очень показательное столкновение полярных точек зрения – иллюстрация того, как сложно добиться компромисса и мирного сосуществования даже на в виртуальном пространстве. Что уж говорить о реальной жизни…

Анна Мурадова
9 года (лет) назад

Уважаемый Иосиф, спасибо за Ваше мнение и отсылки к источникам, в том числе и архивным. Это ценное дополнение к моей статье. Я не обладаю достаточной квалификацией для исчерпывающего анализа ситуации на Ближнем Востоке, но, на мой взгляд, передать свидетельства очевидцев, с которыми удалось пообщаться вживую, тоже важно.

Лятиф
9 года (лет) назад

Уважаемый Иосиф Зая! Вы относительно этнонима курдов, их этногенеза, ареала расселения, взаимоотношений с соседними народами изложили существующие тенденциозные взгляды. Ваша цитата: “Сегодня курдские историки пытаются приписать едва ли не все иранское и индоевропейское наследие региона курдам, фантазируют о «медийском» прошлом, также беззастенчиво приписывают себе не только иранское, но и шумерское и ассирийское, и армянское и прочее наследие. Но все это не основано ни на каких источниках, кроме «материальных» — финансирование молодого государства, нуждающегося в идеологическом обосновании своего существования. В таких фантазиях курды уже обошли турецких националистов” Этой цитатой вы тем самым наотрез отказываетесь слушать, принимать и внимать к любым доводам с курдской стороны. А в чем тогда заключается ваша ученость, не способной или утративший критически мыслить? Я готовь с вами дискутировать, только просьба, выберите сами какой либо вопрос, чтобы мы по очереди их рассматривали. По ассирийцам и их связи с айсорами меня также интересует много вопросов: 1. На сколько обосновано что исторические ассирийцы являются предками современных айсор. 2. Язык ассирийской клинописи понятен современному айсору и в какой степени? 3.Почему современные айсоры, если они наследники древних ассирийцев с их тысячелетней историей и культурой: 1) Почему не продолжили письменную традицию клинописи? 2) Почему айсоры по большей части исполняют и поют курдские песни и танцы, а не наоборот, исходя их ваших утверждений, под воздействием курдской культуры? Источник 1: Лалаян Е. Айсоры Ванского Вилайета. С. 7. Тифлис, 1914 г. «Народная песня айсоров по большей части находится под влиянием курдской; народные песни их очень малочисленны, так как существует обычай петь курдские песни и рассказывать курдские сказки». Е. Лалаян написал эти слова в 1913-14 гг. Источник 2:ЛАВО Роза Сулеймановна . ЭТНОМУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АССИРИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ. А вот спустя почти 100 лет, на эту же тему мнение современного исследователя: «К основным музыкально-песенным жанрам, бытующим в современной фольклорной традиции российских ассирийцев… Подробнее »

Joseph
Joseph
9 года (лет) назад
В ответ на:  Лятиф

Здравствуйте! Ваша цитата:Этой цитатой вы тем самым наотрез отказываетесь слушать, принимать и внимать к любым доводам с курдской стороны. А в чем тогда заключается ваша ученость, не способной или утративший критически мыслить?” Приведенная вами цитата как раз свидетельствует о достаточно критическом подходе, а никак не наоборот. Ваша цитата: “На сколько обосновано что исторические ассирийцы являются предками современных айсор”. Я не знаю. кто такие современные айсоры. Слово “айсоры” происходит от армянского “ассори”, означающего “ассирийцы”. В русском есть свое слово “ассириец”. Русские контактировали с ассирийцами через армян, отсюда неудачная калька с армянского, которая является устаревшим вариантом в русском языке. Сами ассирийцы так никогда себя не называли. Более того, в первые десятилетия советской власти, отмеченные дружбой большевиков с кемалистами, советские органы использовали активно именно это название, чтобы не возникало ассоциаций между пережившими геноцид ассирийцами, вопрос которых в контексте споров за нефтеносный Мосульский вилайет поднимали англичане, и Месопотаией. Поддерживавших турок большевиков слово “айсор” устраивало, так как не вызывало ассоциаций с исторической родиной ассирийцев. Ассирийцы могут называть себя не только ассирийцами, но и сирийцами – “сурайи”, “сурйойо”(просьба не путать с арабами Сирии, традиционно называвшими Сирию Шам). Дело в том, что коренное население Месопотамии и Приморской Сирии говорило на семитском арамейском языке (кстати, языке Христа, что во многом обусловило апостольскую древность ассирийского христианства!). Этот язык в качестве официального распространялся из Ассирии и Вавилона еще до их падения, и современные ассирийцы – потомки тех коренных народов, которые на всей этой территории восприняли ассирийский диалект арамейского. Говорящие сегодня на модификатах арамейского, уходящего корнями к ассирийскому (сирийскому) диалекту арамейского языка, и есть современные ассирийцы (сирийцы), потомки коренного населения Месопотамии и прилегающей Сирии. На греческом весь регион назывался Сирией (отличали Сирию Месопотамскую – Ассирию и Вавилонию и Сирию Приморскую, т.е. часть территорий нынешней Сирии). На Востоке, в Парфии, у персов, у армян, вся эта территория (и Междуречье и Сирия)… Подробнее »

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Joseph

Дело в том. что когда представители народа, не обладающего, например, развитой письменной культурой в Древности и Средневековье, начинают приписывать произведения или иные достижения чужой культуры собственной истории, это выставляет их же народ не в очень хорошем свете. На самом деле такому народу нечего стесняться. При отсутствии письменной литературы или иных культурных достижений у курдов действительно существует очень богатая и во многом уникальная традиционная культура, включая фольклор. Поэтому курдам не стоит выставлять себя на осмеяние, приписывая чужое, когда имеется интереснейшее собственное наследие, которым тоже вправе гордиться.
Уважаемый Иосиф! Если я почитаю какие то сказки про армян ассирийцев и т.д. это не значит что они (армяне, ассирийцы и т.д.) себя выставляют на осмеяние. А этих сказок просто куча макулатуры.Я многое слышал даже повторять смешно… Каждый пишет в интернет в газеты на форумах и т.д. Это проблема тех кто пишет. Курдов это не выставляет как вы говорите в нехорошем свете, и у курдов фантазий не больше и не меньше чем у других, я это знаю точно, потому что всякое действительно пишут и причем все, так что переводить акценты не нужно. Просто нужно уметь отделять науку от хобби. А если кто не умеете то это его проблема. Вот когда люди связанные с наукой и признанные в науке исследователи будут писать небылицы (пока вроде каких то вопиющих фактов нет) а после каким то образом публиковать в научных журналах вот тогда есть о чем спорить, критиковать и т.д., и можно говорить что это не красит. Нам действительно нечего не только стесняться, а нам можно только гордиться своими предками историей культурой, тем более будущее работает

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Хотел докончить у курдов отличные перспективы и будущее.

Joseph
Joseph
9 года (лет) назад
В ответ на:  Борис

Уважаемый Борис! ваш комментарий: “Если я почитаю какие то сказки про армян ассирийцев и т.д. это не значит что они (армяне, ассирийцы и т.д.) себя выставляют на осмеяние. А этих сказок просто куча макулатуры.Я многое слышал даже повторять смешно… Каждый пишет в интернет в газеты на форумах и т.д. Это проблема тех кто пишет. Курдов это не выставляет как вы говорите в нехорошем свете, и у курдов фантазий не больше и не меньше чем у других, я это знаю точно, потому что всякое действительно пишут и причем все, так что переводить акценты не нужно. Просто нужно уметь отделять науку от хобби. А если кто не умеете то это его проблема”. Я и сам подчеркнул, что таких авторов, пишущих сказки, предостаточно далеко не только у курдов. Ассирийцы и армяне тоже не исключение. В отличие от вас, мне например бывает стыдно за тех непрофессиональных ассирийских авторов, которые приписывают ассирийской истории то, чего не было. Но вы меня успокоили, постараюсь спокойнее воспринимать, как это делаете вы. Я с вами в целом согласен и в том, что это личное дело этих авторов, и в том, что их фантазии не должны переноситься на весь народ, но, в работах подобных авторов народ предстает как несамодостаточный, нуждающийся в присвоении себе чужой истории. Я не имел в виду, что работа автора-фантазера действительно компрометирует народ. Но я имел в виду, что подобные авторы выставляют свой народ в нелучшем свете в своих работах, хотя народ здесь, конечно, непричем, он может быть весьма далек от фантазий подобных авторов. Но ведь несведущие читатели воспринимают несостоятельные претензии именно так, экстраполируя их на весь народ. Вы говорите. что это проблема самих читателей, не способных отличить профессионала, от того,для кого история – хобби. Я бы хотел подчеркнуть, что на форумах и в чатах встречается много не только фантазеров-писателей, но читателей, не готовых вникать в… Подробнее »

Борис
Борис
9 года (лет) назад
В ответ на:  Joseph

Я писал выше кого считаю профи, и по каким критериям, возможно не упомянул старых классических курдоведов, но я думаю кто в теме о них и так все знают. Так же уважаю тех кто интересуется темой и пишет свои соображения но принимать или не принимать… Вы знаете в науке есть чёткие критерии. Тут речь шла не об этом изначально, а речь шла о том что не нужно к курдам относиться с предвзятостью и игнорировать то что делают курды, в том числе и для безопасности региона. А иногда мне кажется что некоторые представители разных народов просто банально завидуют.
Ваша цитата. Но по форумам, в том числе в какой то мере и по этому, видно,что активность таких курдских непрофессиональных авторов в сравнении с подобными авторами других национальностей, очень высокая.
Почитайте соседние форумы в том числе и на этом сайте и все Вам станет ясно. Активны ли курды или нет. И где у кого больше лженауки.

АГХ
АГХ
9 года (лет) назад
В ответ на:  Joseph

Не зная всей глубины вопроса, можно просто посмотреть классификации семитских языков. Древние ассирийцы были аккадоязычными, современные – говорят на новоарамейских. Совершенно разные семитские языки. Языковой преемственности между современными и древними ассирийцами нет. Конечно, современные ассирийцы должны бы быть преемственны населению древней Ассирии, но вот потомки ли они тех самых аккадоязычных “истинных” ассирийцев?

Анна Мурадова
9 года (лет) назад

Уважаемый Лятиф, я, конечно, не Иосиф, но еще до того, как он ответит, позволю себе маленькое уточнение. Айсоры – устаревший вариант этнонима, сейчас он не употребляется и воспринимается современными ассирийцаии как оскорбительное прозвище. Во времена Лалаяна этот этноним еще употребляли, но с тех пор сто лет прошло. Сейчас его употребление нежелательно, он может быть воспринят как … с чем бы сравнить? Ну это как если бы в научной дискуссии стали употребляться такие “термины” как “итальяшки”,”фрицы” и так далее. Надеюсь на Ваше понимание.

Лятиф
9 года (лет) назад

Уважаемая Анна!

Почему раньше эти айсоры так не обижались на свой этноним и представлялись как “айсоры”? К примеру, курды всегда с гордостью знали себя как “курды” в ее “мужественном”, “храбром” и с другими ее синонимами значении и не иначе.
Мне интересно еще знать, это с какого года айсоры стали себя считать потомками исторических ассирийцев? Кто и когда первым этот вопрос поднимал на научной основе?

Лятиф
9 года (лет) назад

Анна, думаю, это Вам будет интересно.

https://archive.org/stream/vocabulariesengl00grearich#page/n5/mode/2up

Анна Мурадова
9 года (лет) назад

Уважаемый Лятиф! Извините, немного запоздала с комментарием, по поводу этнонима Иосиф Вам уже ответил. К сказанному хочу добавить только, что довольно часто в научной литературе происходит пересмотр терминологии в сторону уточнения и использования более корректных обозначений. Так, например, в старой научной литературе валлийцев называли уеэльсцами, сейчас так жителей Уэльса обозначат не принято. Так что, когда мы имеем дело с источниками столетней давности, необходима некоторая поправка на время их издания. За ссылку на букинистическую книгу спасибо.

Лятиф
9 года (лет) назад

Joseph,

в вашем ответе никакой конкретики, хотя я вас просил ответить на конкретные вопросы, но кроме набора высокомерия, – одно зазнайство.

Также предложил выбрать любой вопрос, чтобы мы с вами могли ее обсудить. Но, вы уверенный на своей правоте по стереотипам, уходите от ответа.

Так что можете и дальше находиться в плену своих иллюзий.

Анна Мурадова
9 года (лет) назад

Уважемый АГХ, Вы правы, современные ассирийцы говорят на новоарамейских диалектах.
Но этнонимы далеко не всегда соответствуют языковой классификации (на мой взгляд, этноним – вообще некая условность, опирающаяся подчас больше на традицию, чем на научные данные). Так, с лингвистической точки зрения этноним “француз” – дичайшая нелепость. Француз – это потомок франков, германского племени, говорящего на германском языке. Однако французы говорят на романском языке, они в большей степени наследники галло-римлян, чем в франков, и в лингвистическом и в культурном плане. И таких примеров немало.
Я не считаю себя достаточно компетентной, для того, чтобы углубляться в поиски ответа на вопрос о том, насколько правомерно утверждать о культурной преемственности и выносить суждение о том, являются современные ассирийцы наследниками ассирийской культуры или нет, представлю это семитологам и ассириологам.
Однако то, что современные арамеозычные ассирийцы (ранее называемые сирийцами) являются носителями древней христианской традиции, богатой письменной культуры, не вызывает сомнений. И собственно, писала я эту статью не для того, чтобы вызывать очередной холивар народов Ближнего Востока :), а привлечь внимание к тому, что носители этой уникальной культуры и языка в который раз оказываются вынуждены покинуть места компактного проживания. В результате и язык, и культура оказываются под угрозой исчезновения, а сами люди думают о том, как выжить и обеспечить себя самыми необходимыми вещами.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...