«Если бы директором был я…»

По следам «Литературки» 1970-х

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада

В «Литературной газете» в ее лучшие годы существовала рубрика «Если бы директором был я…». В ней публиковались суждения читателей о том, как улучшить работу разных учреждений, от прачечных и булочных до министерств и ведомств. В нынешних школах учителя предлагают иногда учащимся тему сочинения «Если бы я был директором школы…». Остальные категории граждан, пользуясь возможностями Интернета, отводят душу в сослагательном наклонении на самых разнообразных площадках, в основном на форумах и в соцсетях. Там утонуло уже немало полезных соображений об организации научно-образовательной сферы. В приводимом ниже тексте использовано кое-что, выловленное из Сети, из ряда публикаций в ТрВ-Наука, но в первую очередь систематизированы итоги многолетних размышлений авторов о том, как привести в порядок нашу изрядно истоптанную российскую научную территорию. Авторы заранее готовы к упрекам в прожектерстве, поскольку никаких предпосылок для реализации представленной программы не просматривается сейчас даже на горизонте. Однако если они вдруг когда-либо появятся, поздно будет систематизировать — надо будет действовать, причем последовательно и быстро. Авторы также отдают себе отчет в том, что в нашем сообществе существуют совершенно иные взгляды как на происходящее, так и на необходимые «реформаторские» действия. Нам было бы интересно узнать, сколь представлена в сообществе позиция, общие черты которой изложены ниже. Этот текст — не долгосрочная программа, а программа первого этапа с комментариями о возможностях и трудностях реализации. Возможно, он инициирует не только дополнения, но и появление альтернативных текстов. Полезно уточнить, что в упомянутую рубрику «Литературки» писали вовсе не те, кто хотел «стать директором», — вот и сейчас такой же случай.

Михаил Гельфанд
Михаил Фейгельман
Галина Цирлина
Борис Штерн

Наука и образование в России: как им помочь?

1. Характеристика текущего состояния

В 1960–1970-е годы наука в СССР была более-менее сплошной, т. е. (по крайней мере в области точных наук) развивалось большинство существовавших в мире научных направлений. Около 30–40 лет назад в СССР/России это качество профессиональной научной среды было утеряно. Сейчас на современном уровне работают некоторые научные группы/лаборатории в сфере фундаментальной науки (в основном в институтах РАН и нескольких классических университетах) и возникшие в постсоветский период сильные группы в исследовательских центрах отдельных компаний. Очень значительная часть сотрудников научных учреждений либо производит рутинную продукцию в форме статей, не влияющих на дальнейшее развитие каких-либо научных направлений, либо просто имитирует деятельность. Соответственно, в технологической сфере практически некому решать научно-прикладные задачи, а в сфере высшего образования растет разрыв между передаваемыми знаниями и знаниями, необходимыми для работы в современном исследовательском секторе.

Непоследовательные и непрофессионально реализованные псевдореформы в сфере науки и образования в течение 25 лет лишь усилили имитацию деятельности в государственных научных учреждениях. В высшем образовании из-за «реформ» ведущая роль перешла от действующих ученых к чудовищно разросшейся бюрократии. Основным методом распределения значительной части средств на науку и образование по факту стал административный сговор, и растет уже второе поколение научных работников, не представляющих, что дело может обстоять иначе. В последние годы к руководству научными учреждениями приходит первое такое поколение. Оно проникает и в разнообразные «научные советы» при власти, в которых наряду с действительно авторитетными учеными заседает немало научных администраторов.

Механизмы, которые в течение десятилетий составляли основу внутреннего саморегулирования науки в развитых странах, в России уже фактически не работают. Замкнутый цикл имитации и вранья включает разветвленную сеть «институтов»:

  • национальные журналы, зачастую реально не рецензируемые;
  • Высшую аттестационную комиссию (ВАК), не выполняющую своих экспертных функций;
  • внутрироссийскую базу публикаций РИНЦ с не отвечающими реальности «данными»;
  • разнообразные конъюнктурные «олимпиады», подменяющие нормальную систему отбора в вузы;
  • и подобные конструкции регионального масштаба.

Карьерное и материальное положение руководителей крупнейших вузов и научных институтов никоим образом не связано с реальными успехами возглавляемых ими организаций.

Период быстрого разрушения российской научной среды совпал с периодом существенных и отчасти неблагоприятных изменений в общемировом устройстве науки. Исследовательская профессия стала массовой, 

а скорость коммуникаций резко увеличилась (лавинообразно растет число научных изданий и число публикаций, соответственно снижается их среднее качество). Поэтому имитация в научной сфере является международным феноменом, пусть и проявляющимся в разных странах в разной степени. Российская специфика всё еще определяется, кроме прочего, наследием эпохи «закрытой науки», предоставлявшей благоприятные условия для профессиональной бесконтрольности и имитации как минимум с 1970-х годов.

2. Характеристика переходного периода и предлагаемых действий

Весь комплекс необходимых мер нельзя описать до проведения детального анализа конкретного состояния научной и образовательной среды, на который потребуется время (ориентировочно один год при плотной работе). Поэтому ниже изложены только общие принципы и очевидные действия, которые нужно осуществить немедленно, а также дан список направлений анализа, результаты которого позволят спланировать более систематические меры.

3. Общие принципы

  1. Фундаментальная наука и соответствующее образование не приносят быстрого дохода, их не стоит описывать в экономических терминах в режиме текущего времени. Они оказываются той сферой, в которой обеспечивается преимущественно государственная поддержка. Поддержка должна осуществляться на основе отбора, проводимого по профессиональным критериям. Попытки измерять успехи фундаментальной науки автоматизированными «наукометрическими методами» ведут к искажению сути научной работы и не добавляют научного авторитета стране. То же относится и к «рейтингам вузов», составляемым по крайне грубым и конъюнктурным критериям.
  2. Прикладная наука и соответствующее образование имеют конкретные бизнес-приложения и должны находиться в сфере ответственности и управления соответствующих профильных ведомств и бизнеса — им должно быть виднее, каких «фундаментальных» ученых привлечь к тому или иному делу. Исследования оборонного назначения должны быть жестко отделены от гражданской науки (далее здесь они не обсуждаются).
  3. Необходимо рассматривать объемы средств, выделяемых на (1) и на (2), раздельно и прекратить исчислять «госсредства на науку вообще», так как эти данные не имеют никакого конкретного смысла и служат лишь для дезинформации руководящих органов и общества.
  4. Увеличение финансирования науки и образования в РФ является одним из приоритетов, но должно проводиться вместе с изменением систем управления в этих сферах. Главная задача этого изменения — избавляться от всех видов лжи и, в частности, от подмены профессиональных критериев бюрократическими.
  5. Необходимое условие восстановления и развития науки и образования — возвращение к жизни «института репутаций» и основанных на нем профессиональных систем экспертного анализа.
  6. Важнейшее условие развития — открытость и международная кооперация, но прямолинейный «импорт ученых» из-за рубежа вовсе не гарантирует оздоровления.
  7. Для любых действий в сфере науки и образования критична организация компетентной и внеконъюнктурной научной экспертизы, причем обязательно международной, поскольку репутаций в стране сохранилось мало, а во многих узкопрофильных направлениях исследователи крайне малочисленны.

4. Первоочередные действия

4.1. Минимизация вреда от неадекватного администрирования

  1. Отмена финансирования «приоритетных направлений развития науки и техники» (ввиду крайне субъективного способа формулировки и отбора этих «направлений» и отсутствия механизма контроля за результатами проводимых работ).
  2. Отмена всех мероприятий по «реструктуризации» в отношении научных организаций, не прошедших процедуру оценки характера и качества их работы по профессиональным критериям (см. ниже в п. 4.3).
  3. Отмена существующего ныне порядка сбора «сведений о деятельности научных организаций» для Минобрнауки и тому подобных ведомств ввиду бессмысленности набора этих сведений, которые в лучшем случае просто не используются, а в худшем используются для обоснования неадекватной «реструктуризации».
  4. Ликвидация Рособрнадзора как организации, не имеющей шансов на реформирование.
  5. Ликвидация диссертационных советов, наиболее отличившихся в производстве фальшивых диссертаций, запрет их руководителям занимать впредь управленческие должности.
  6. Отмена всех репрессивных мер в отношении специалистов, пораженных в правах за «передачу технологий за рубеж», прекращение деятельности любых спецслужб и «первых отделов» в научно-технических организациях гражданского назначения.

4.2. Первоочередные действия по развитию

  1. Увеличение «базового финансирования» всех государственных научных организаций на 30–40% сроком на один год для целевого повышения зарплат научных работников (при жестком запрете на повышение зарплат руководителей организаций и при условии подготовки в течение трех месяцев конкретных содержательных материалов о результатах работы организации в последние десять лет).
  2. Создание нового научного фонда, финансирующего фундаментальные исследования, или полное переформатирование имеющегося Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Цель — обеспечить альтернативность и конкуренцию в системе научных фондов (в настоящее время гранты Российского научного фонда (РНФ) многократно больше основных грантов РФФИ, и никакой конкуренции между фондами нет и быть не может). Именно поэтому сферы компетенции фондов должны пересекаться.
  3. Создание сети целевых ведомственных исследовательских центров для помощи индустрии и бизнесу в поиске исполнителей НИОКР и в организации их работы над конкретными актуальными задачами (аналог, например, Общества Фраунхофера в Германии).
  4. Создание системы сбора и анализа сведений о реальных результатах научной и образовательной деятельности учреждений на основе материалов п. (1), отчетов по поддержанным ранее крупным научным проектам, а также независимой научной информации из международных баз научных публикаций.
  5. Снижение обязательного минимума учебной нагрузки на полную ставку во всех университетах на 30% от текущей (огромной) величины, с правом найма профильных преподавателей на любые доли ставки, при соблюдении равноправия в оплате штатных сотрудников и совместителей.

4.3. Направления первоочередного анализа (необходимый период анализа — около одного года)

  1. Список научных организаций, ведущих фундаментальные исследования на (а) достойном или (б) приемлемом уровне, а также уникальных организаций, поддерживающих научные исследования (библиотеки, архивы, музеи, научные коллекции, гео- и биостанции).
  2. Список научно-технических, медицинских и сельскохозяйственных организаций, требующих ведомственного финансирования.
  3. Ревизия функций и структуры Минобрнауки и подведомственных ему органов, а также ФАНО.
  4. Анализ фактических результатов работы классических университетов с обязательным делением по факультетам (карьеры выпускников последних десяти лет, научные достижения).
  5. Анализ фактических результатов работы отраслевых вузов (сферы работы выпускников последних десяти лет, участие в НИОКР).
  6. Выборочный анализ динамики развития средних школ (новые учительские кадры, программы по базовым предметам, учебники), широкие консультации с организаторами специализированных школ и систем неформального внешкольного обучения.
  7. Анализ работы российских научных изданий, их репутации, наличия их международных аналогов.
  8. Анализ опыта развитых стран (а также стран бывшего СССР и стран примыкавшего «советского блока») в (ре-)организации сферы науки и образования.

5. Ожидаемые результаты мер из п. 4.

  1. Формирование профессиональной системы научного анализа и экспертизы (в первом приближении — за один год, в стационарном состоянии — на третий год).
  2. Формирование групп авторитетных профильных специалистов для участия в анализе состояния дел в разных направлениях фундаментальной и отраслевой науки, а также временного органа, координирующего работу этих групп, на условии представительства каждой группы.
  3. Разработка среднесрочной программы (~5-7 лет) восстановления науки и образования.
  4. Появление оптимизма у действующих научных сотрудников и большой обеспокоенности значительной части «научных управленцев», не представляющих себе работы иначе как в системе имитации деятельности.

В российском научном сообществе в последние 10-15 лет возникали различные внегосударственные инициативы, связанные с организацией аналитической и экспертной работы. В рамках этих инициатив накоплена и систематизирована разнообразная информация, разработан ряд дееспособных регламентов сформулированы подробные и обоснованные предложения о конкретных организационных решениях. Все эти разработки могут быть предоставлены вменяемым политикам и экономистам, заинтересованным в развитии науки и образования как важнейшей части развития государства.

Мы проводим опрос читателей по поводу приведенного выше текста. Те, кто “в целом” разделяет высказанные соображения, приглашаются нажать на “+”, те же, кто решительно не разделяет их, приглашаются нажать на “–”. После ответа показываются текущие результаты. Итоги будут подведены к 20 октября.

К 20 октября (т.е. за 10 дней) проголосовало 306 читателей, из них 235 в целом поддержали тезисы статьи, а 71 высказался против. Голосование закрыто. Благодарим читателей за проявленную активность.

100 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
individ
6 года (лет) назад

Коротко смысл в том, что есть свои правильные доценты. Все остальные бяки и вообще надо их ликвидировать. Создать правильную систему надзора и наказания – абсолютно подконтрольную правильным доцентам. Концентрация всех ресурсов, имущества и средств у них же. Ну и потом они нам объяснять как надо будет потом жить, вести себя и думать. Они же умные. У него борода есть….
Меня больше волнует другой вопрос. Сейчас вроде к Американским СМИ будут применять меры как к иностранным агентам. Будут ли применять меры к “Троицкому варианту” как к иностранному агенту?

Vlad
Vlad
6 года (лет) назад

Идея широкого обсуждения перспектив реформы науки хорошая.
Только вот как ее реализовать??
Полагаю, что этим д. заниматься Уч Советы академических НИИ. Они д. подавать предложения , прошедшие обсуждения в научном коллективе. Если директора и председателя не будут этим заниматься, все будет пустой маниловшиной.
Голова-то “гниет””.
Так что давайте на уровне Уч советов и поставим вопрос!!
А через ТрВ дадим инфо, что , где и как пошло или застопорилось.
И пусть директорам будет “стыдно”!!!!
Пишите, что там у вас конкретно вашем институте!!
У нас, в ИФА им Обухова РАН, пока полный “молчок”.

Ash
Ash
6 года (лет) назад

1. “Однако если они вдруг когда-либо появятся, поздно будет систематизировать — надо будет действовать, причем последовательно и быстро.”
Абсолютно верно.
2. “Очень значительная часть сотрудников научных учреждений либо производит рутинную продукцию в форме статей, не влияющих на дальнейшее развитие каких-либо научных направлений, либо просто имитирует деятельность. Соответственно, в технологической сфере практически некому решать научно-прикладные задачи, а в сфере высшего образования растет разрыв между передаваемыми знаниями и знаниями, необходимыми для работы в современном исследовательском секторе.”
Рафинированный идеализм. Экономика работает строго наоборот.
Исходно на основе работы реального сектора экономики возникают научно-прикладные задачи, которые и формируют “области повышенного интереса” для фундаментальной науки.
Сейчас у нас очень мало высокотехнологичных производств, а потому мал платёжеспособный спрос на научно-прикладные задачи и уже только поэтому плохо работает фундаментальная наука.

Ash
Ash
6 года (лет) назад

1. Фундаментальная ошибка авторов данного материала, к огромному сожалению, очень распространена среди учёных-естествоиспытателей и связанных с ними математиков в тех случаях, когда они обращаются к гуманитарным проблемам.
Люди привыкли работать (каждый в своей области), полагаясь на более-менее нормальное состояние данного научного направления в целом. Например, человек, занимающийся течениями жидкости в комнатных условиях, исходит из того, что с законами Ньютона никаких проблем нет.
2. Наука же является неотъемлемой частью экономики, а научный подход к организации экономики в целом отсутствует почти начисто. В результате регулярно проходят обсуждения вопроса о реформах науки, полностью оторванные от понимания места, которое занимает наука в экономике вообще и в нашей экономике в частности.
3. Авторы данного материала совершенно не представляют себе ни то, какую экономическую конструкцию мы имеем сейчас в нашей стране, ни что с ней нужно делать в будущем.
———–
В итоге получилась очередная теория того, как модернизировать отдельный агрегат механизма, структура и назначение которого неизвестны.
До тех пор, пока не будет реализован научный подход к реформированию науки, толку не будет.

Вадим
Вадим
6 года (лет) назад

“Очень значительная часть сотрудников научных учреждений либо производит рутинную продукцию в форме статей, не влияющих на дальнейшее развитие каких-либо научных направлений, либо просто имитирует деятельность.”
Последнее время всплывающая на страницах в моем браузере реклама предлагает “публикации” в каких-то “левых” журналах, повышение рейтинга в РИНЦ и т.д. и т.п. Похоже, отечественная наукометрия способствует появлению целого нового бизнеса. Впрочем, как мне говорили, можно купить и Scopus…
Вопрос: на что полагаться, вырабатывая критерии разделения работающих и неработающих коллективов? И это я говорю о естественных науках, ситуация с “противоестественными” для меня вообще покрыта мраком…

Михаил Фейгельман
Михаил Фейгельман
6 года (лет) назад
В ответ на:  Вадим

Вадим,

сделать это безусловно можно. Но это работа не проста, и требует мозгов и квалификации. Авторы сего текста имеют опыт
того, как это можно делать, и даже могут описать довольно подробные методики. Но автоматическим чисто компьютерным методам это действительно не поддается, и потому непригодно для чиновников нынешнего качества.

Михаил

Ash
Ash
6 года (лет) назад
В ответ на:  Вадим

Беседа:
– На что полагаться, вырабатывая критерии разделения работающих и неработающих коллективов?
– Авторы сего текста имеют опыт того, как это можно делать, и даже могут описать довольно подробные методики.
———–
В чём состоит цель работы? С какой стати наши налогоплательщики должны её финансировать, если результаты соответствующих прикладных исследований в форме конечного продукта они покупают так, как если бы никакого финансирования науки не было вовсе? Какой смысл реформировать нашу науку, если наши предприятия не пользуются намного лучше функционирующей западной?
Действительно, зачем обсуждать все эти неудобные вопросы? Любому же учёному ясно, что наука – это очень хорошо и поэтому население просто обязано выделять на неё деньги.
И если не выделяет, то это только потому, что указанное понимание “непригодно для чиновников нынешнего качества”.
А вот когда качество чиновников (читай – “населения”) повысится (очевидно, путём нежного перевоспитания), тогда всё и расцветёт.

Александр
Александр
6 года (лет) назад

В целом предложение представляет большой интерес. Для меня особый интерес представляет п.2 раздела 4.2. Я имею в виду, например, конкретное направление в области целевых отраслевых центров по биотехнологиям. Не вдаваясь в подробности, надо отметить и полное непонимание руководителей страны в части перспектив в области ГМО – растений, животных и микроорганизмов в качестве штаммов-продуцентов. Причем, если на парламентских слушаниях в Госдуме в 2012 году представители всех государственных ведомств, включая Роспотребнадзор (Онищенко), Минсельхоз, РАН, РАСХН и РАМН выступали дружно за широкую разъяснительную работу по обеспечению внедрения ГМО, то сейчас поддались на мнение некомпетентности и запрете.

Ash
Ash
6 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

1. “…полное непонимание руководителей страны в части перспектив в области ГМО…”
Они думают (если вообще думают) в других категориях.
2. “…сейчас поддались на мнение некомпетентности и запрете.”
Важно – будет ли от ГМО выгода отечественным сельхозпроизводителям при нынешнем положении дел и, в особенности, при нынешней стоимости кредитов? Указанные Вами деятели в конце-концов решили, что нет.
У нас сейчас в стране сформировалось вполне приличное сельскохозяйственное лобби, которое даже смогло кое-что пробить через экономический блок правительства, состоящий прочти сплошь из монетаристов. Это очень сложно.
Поэтому судьба “области ГМО” в нашей стране зависит, в основном, от решения вопроса – принесут ли ГМО пользу на коротком горизонте (один-два-три года) нашему сельскому хозяйству?
Если ответственные деятели полагают что нет, то ГМО автоматически оказывается жутко вредной вещью.

Максим Кирчанов
Максим Кирчанов
6 года (лет) назад

со многим согласен
вот в качестве иллюстрации состояния на сегодняшний день: не далее как вчера пытался оформить стимулирующие выплаты по эффективному контракту – в 2016 / 2017 годах у меня набралось шесть скопусовских публикаций – распечатал список, заверил в библиотеке и отправился в инстанцию, которая должна принять решение… нет, не проректор по науке и не управление НИР, но планфин, откуда меня благополучно послали, сославшись на то, что публикаций много и чего все на английском и проч., и проч.

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Максим Кирчанов

Прошлый век кокой-то. У нас база данных, которая заполняется даже без непременного участия самих сотрудников. Никто никуда ничего не носит. И общий расклад вывешивается ежегодно на всеобщее обозрение.

Максим Кирчанов
Максим Кирчанов
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

у нас заполняет зам. зав. кафедры по науке
потом я сбиваю три отчета в один
один экземпляр несу в научный отдел
второй в библиотеку
то есть три или четыре человека занимаются одним и тем же

Ash
Ash
6 года (лет) назад
В ответ на:  Максим Кирчанов

А на скрижали в двух экземплярах, как Моисей?

Alexandru
Alexandru
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

А у нас вообще ничего не дают. Но списки исправно заполняются.

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Alexandru

Так бывает и у нас. Такие выплаты идут из фондов экономии и прочего. Если контора в финансовой ж… , то денег на выплаты просто нет. Но институтам часто подкидывают денежку в конце года аккурат на поощрение. Сколько дадут сверху, столько мы и распишем.

Денис
Денис
6 года (лет) назад

А давайте, товарищи, сделаем из ентой фанеры яроплан и улетим отседова к известной матери… (с)

Борис Саломонович Вайнштейн
Борис Саломонович Вайнштейн
6 года (лет) назад

Статья напоминает знаменитые “Апрельские тезисы” приехавшего в столицу Российской империи во время войны в пломбированном вагоне из Германии великого экспериментатора в области социологии и политологии, опубликованные (как и большинство других работ) под псевдонимом “Николай Ленин”. В этой работе были впервые сформулированы основные положения, которые впоследствии были обозначены как “ленинизм”. По замыслу и последовавшему масштабу практического внедрения и исполнения этот эксперимент в области социологии и политологии был действительно великим по своим последствиям (как в отрицательном, так и положительном смысле). Результаты этого эксперимента в области социологии и политологии до сих пор актуальны для нашего времени. Первый аспект – о системах учета научного цитирования. К сожалению, в современных рекомендуемых наукометрических базах (elibrary.ru, Web of Science) вышеупомянутого автора как под его настоящей фамилией, так и под официально признанным псевдонимом нет. Отсутствуют и показатели цитирования его работ. В отличие от этих официально рекомендуемых систем цитирования (elibrary.ru, Web of Science) в наукометрической базе Академии Google (scholar.google.com) его работы и цитирования широко представлены. Это еще раз указывает на ограниченность и статистическую нерепрезентативность как отечественной (elibrary.ru), так и официально рекомендуемой (Web of Science) систем учета научного цитирования, а также на более объективную (статистически репрезентативную) работу системы Академии Google. К сожалению, я не смог найти в Академии Google общее число цитирований и индекс Хирша В.И. Ленина (автор, по понятным причинам там не зарегистрирован, поэтому там приводится количество цитирований его отдельных работ), однако, мне кажется (и многие со мной согласятся), что показатели индекса Хирша и общего цитирования этого автора и великого специалиста в экспериментальной социологии и политологии, будут примерно соответствовать представлениям о них вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец в ее речи 3 июля 2013 г. на заседании Государственной Думы РФ при рассмотрении в первом чтении Проекта федерального закона № 305828-6 “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (см. стенограмму заседания… Подробнее »

Илья Гинзбург
Илья Гинзбург
6 года (лет) назад

1)В целом поддерживаю.
2) Важный аспект упущен – большие проекты, российские или международные. Примеры – большие ускорители, астрономические проекты, …
Они требуют прямых государственных решений.
3) Длительное разделение фундаментальных и прикладных исследований вряд ли возможно.

Михаил Фейгельман
Михаил Фейгельман
6 года (лет) назад
В ответ на:  Илья Гинзбург

Илья, спасибо за комментарий.
про 2) – согласен.
Относительно 3) – фундаментальные и прикладные исследования не должны быть разделены, конечно, на практике.
Но они должны управляться по-разному, в соответствии со своей природой. Иначе бардак и безответственность.
Для того, чтобы между ними было содержательное взаимодействие, требуется создать удобные каналы для такого взаимодействия, сделать его материально выгодным, и после этого не приставать к людям.
Михаил.

Ash
Ash
6 года (лет) назад

1. “Но они должны управляться по-разному, в соответствии со своей природой.”
А это зависит от структуры экономики.
В СССР было централизованное управление промышленностью и потому централизованное управление наукой.
Централизованное управление прикладными исследованиями осуществляли профильные министерства при активном участии РАН, которая занималась как фундаментальными, так и прикладными оборонными исследованиями.
А сейчас?
2. “Для того, чтобы между ними было содержательное взаимодействие, требуется создать удобные каналы для такого взаимодействия, сделать его материально выгодным, и после этого не приставать к людям.”
Если не будет прикладной науки, то не будет и фундаментальной, потому что в этом случае она не нужна налогоплательщикам.
Поэтому сейчас и отсутствуют стабилизирующие механизмы, которые раньше позволяли учёным относительно спокойно заниматься своим делом.
А абстрактные проповеди о пользе науки можно читать до второго пришествия.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (307 оценок, среднее: 0,54 из 5)
Загрузка...