Музыкальный интеллектуал

О вкусах, как известно, спорить сложно. Они, в частности, не поддаются классификации по социальным группам. Аудитории читателей ТрВ-Наука тоже свойствен плюрализм. Но всё-таки правило «Подобное тянется к подобному» еще никто не опроверг. Скажем, если вы не безразличны к музыке, то, будучи действующим ученым, вряд ли отдадите предпочтение попсе перед… Да перед чем угодно. По моему личному наблюдению, интеллектуалы и музыку предпочитают соответствующую, причем вне зависимости от жанра.

Музыкальный интеллектуал
Троицкий центр культуры и творчества, 5 февраля 2012 года. На сцене Тимур Шаов и Михаил Махович (фото Натальи Козлинской, Троицкое информагентство)

Автор-исполнитель Тимур Шаов является ярким представителем именно интеллектуального направления. Что, впрочем, не отменяет его прочих достоинств. Кому по удивительному зигзагу судьбы не доводилось слышать Тимура, рекомендую заглянуть хотя бы в Интернет. Там его песни ни в коем случае не являются дефицитом. Я знаю репертуар Шаова почти полностью, но вот концерт его посчастливилось посетить впервые. В Троицке, где это произошло, полный зал собирается с большим скрипом, но тут — яблочку негде было упасть. И зрители явно внакладе не остались: интеллект интеллектом, но надо же еще и музицировать уметь, и репертуаром соответствующим обладать.

Формулируя научно, хорошая песня (в любом абсолютно жанре) — это гармоничный синтез исходного материала и качественного исполнения. В первый ингредиент входят мелодия и текст, во второй— вокал и инструментальная аранжировка. Так вот, рискну высказаться почти безапелляционно. В России мало найдется равных Тимуру Шаову по интегральной составляющей творчества.

Шаов сочиняет мелодии от приятных до прекрасных и пишет к ним неизменно великолепные стихи. Он отлично узнаваем, можно даже сказать, неподражаем в своем исполнении, а благодаря сотрудничеству с виртуозными музыкантами его песни профессионально «сделаны» и поданы. Гитарой Тимур тоже владеет на уровне, как говорится, «чтоб я сам так играл». К тому же песен у него хорошо за сотню, и среди них практически нет тех, которые не хочется слушать второй раз.

Несомненно, имеются и строгие критики творчества Шаова. Фу, бард, скажут одни, вкладывая в это определение нелюбовь к спетым у костра мимо нот на три блатных аккорда насквозь вторичным по тексту «произведениям самодеятельной песни». Ну да, некоторые вещи Шаова вполне традицион-ны по мелодике. Гитара в руках опять же акустическая, аранжировки явно не оркестровые, музыка в целом не громкая… Притом, что истинные ревнители чистоты жанра нередко отказывают Тимуру в праве считаться «чистокровным бардом», о чем сам он неоднократно и со свойственной иронией творчески отчитывался.

Но Шаов — это совсем не тот несчастный случай, когда артист застревает между жанрами в позе «ни нашим, ни вашим», а как раз наоборот — олицетворяет собой замечательный тезис: хороши все жанры, кроме скучного. Уж чего-чего, а скучными песни Шаова нельзя назвать ни в коем случае. В них можно уловить какие угодно стили и направления современной музыки: и рок-н-ролл, и блюз, и шансон, и реггэй, и фрагменты классики. Особо продвинутые знатоки заметят, что это, дескать, уже сыграно, а то — не раз сказано. На что возражу: немудрено — нот всего семь, букв тридцать три, повторы неизбежны, зато масштаб музыкальной и поэтической культуры позволяет Шаову изящно избегать тупых плагиатов, а если что-то где-то слышится знакомое — то исключительно как «цитаты к месту».

И, наконец, главное. Как-то так повелось, что в российской песенной традиции сочинители, владеющие Словом, занимают особое, не побоюсь пафоса, культовое положение. Причем это касается практически всех музыкальных поветрий — от хард-рока до шансона, от рэпа до КСП. Сказать, что Шаов умеет писать стихи — по сути, ничего не сказать. Такого плодовито-многословно-витиеватого баснописца еще поискать. Но при всех внушительных размерах его песенных текстов практически никогда не хочется сказать: «лучше меньше — да лучше». Развернутые Шаовым поэтические полотна увлекательны в своей фантазии, разнообразны по тематике и точны в терминологии. Нетривиальные размышления о вечных истинах сменяются узнаваемыми бытовыми зарисовками и продолжаются не занудными лекциями о текущем политико-экономическом положении. Интеллектуальность и народность в текстах Шаова смешаны в причудливых, но практически всегда в идеальных соотношениях.

Яркая особенность Тимура в том, что он — один из немногих авторов, которые уверенно называют вещи своими именами, и это воспринимается совершенно без напряга. С полным пониманием. Ну не бывает у него так, как в анекдоте — «жопа есть, а слова нету». Шаов, например, совершенно не стесняется в песнях сам себя именовать чучмеком/басурманином, и поэтому можно смело утверждать: таких настоящих россиян бы побольше. Остается только удивляться и восхищаться, насколько свободен и богат (когда надо утонченно-изыскан, когда надо — утрированно осовременен) поэтический язык у человека, родившегося и существенную часть жизни проведшего в далеко не самом русскоязычном районе нашей страны. Впрочем, достаточно почитать краткую автобиографию Шаова, чтобы понять — во всем «виновата» семья. В такой семье просто обязан был появиться «народный поэт».

На сцене Шаов со товарищи (Михаил Махович с мандолиной и мультиинструменталист Андрей Кудрявцев — просто волшебники) провели два отделения, более чем по часу каждое. На выходе я услышал мнение, под которым готов подписаться: «Это всё что угодно, но не «самодеятельная песня»». Тимур активно и остроумно общался со зрителями, пел по заказам из зала и воздал должное программному «мумузиклу» «О чем молчал Герасим». А еще была автограф-сессия человек на 50, и съемки ТВ до концерта, и разговор с пишущей прессой после… Ну, мы сильно мучить столь профессионально и доброжелательно отработавшего товарища не стали. Буквально несколько вопросов с подспудной возможностью эксклюзивного интервью. А то — как ни поговорить по душам с автором слов из песни: «Ты знаешь, Петя, я зауважал науку…»

Но самое замечательное, что, слушая произведения «из первых рук», можно с высокой долей вероятности понять жизненные установки человека: его отношение к семье, близким, друзьям, недоброжелателям, Родине, творчеству, к хорошим и, наоборот, рискованным привычкам, футболу, сексу, политике и даже (редкий случай!) к науке… И осознать, что эти установки весьма близки твоим собственным. Тогда и без того хорошие песни слушать становится еще приятнее.

Илья Мирмов