Всерьез о судьбах марксизма

Всерьез о судьбах марксизма
 

В Молдавии есть Высшая антропологическая школа — очень современный вуз с преподаванием на русском языке, в нем кафедра антропологии и социальных технологий, которой заведует Леонид Авраамович Мосионжник, романтик и человек энциклопедически образованный. В 2011 году из-под его пера вышел объемистый труд «Классический и современный марксизм». На обложке — Маркс за компьютером.

Это детальный анализ марксизма как системы научных взглядов, с характеристикой выдающихся деятелей марксизма, написанное с позиций его почитателя. В то же время Мосионжник по своей природе демократ и человек либеральных взглядов. Он сугубо критически относится к сталинизму и не закрывает глаза на огрехи марксизма, хотя и считает его потенциал далеко не исчерпанным.

Всерьез о судьбах марксизма
 

Хотя марксизм в целом относится больше к теории социологии, сегодня можно наблюдать всплеск интереса к «практическому» применению некоторых его постулатов.

Книга Мосионжника написана чрезвычайно образованным и знающим человеком, поэтому ее интересно читать и с автором интересно спорить. На мой взгляд, именно такая книга хорошо демонстрирует главные «слабости» марксизма, которые делают это учение утопическим, а его реальные «приложения» — столь кровавыми.

В частности, возьмем вопрос частной собственности. Ее отмена кажется Мосионжнику необходимой и неизбежной (даже на своем труде он поставил не значок копирайт, а противоположный — свободы пользования). Необходимость и неизбежность мотивируются марксистской философской истиной: коренное противоречие между общественным характером труда и частным характером присвоения. Ладно, уничтожим частную собственность (это уже бывало), исчезнет частный характер присвоения, но частный характер потребления же останется! Значит, останется коренное противоречие! С ним-то что делать? Потреблять коллективно? Это, кстати, понимает и сам Мосионжник. В главе «Научный коммунизм» он рассматривает общество будущего как коммунистическое — без частной собственности. Он понимает, что при современном человеке оно существовать не сможет. И Маркс это понимал, потому планировал это общество не для себя. Маркс ставил задачу воспитания нового типа человека. Эту задачу рассматривает и Мосионжник, говоря о построении новой морали, новой этики, о сходстве марксизма с религией. Уж куда ближе: священное писание, жития святых, ереси, инквизиция, списки запретных книг, требования покаяний, казни несогласных, обращение неверных…

Но Мосионжник совершенно упустил один из основных пороков теоретического марксизма: Маркс сводил человека к узлу социоэконо-мических связей, полностью игнорируя его биологическую природу. У человека есть наследуемые биологические качества, неотъемлемые и не поддающиеся переделке: исключительная любовь к своим детям, любовь и забота о своих родителях и братьях-сестрах — куда большая, чем об остальных людях, чувство солидарности с узкой общиной, ряд инстинктов. Отменив частную собственность на средства производства, мы убираем важнейший стимул к труду — адекватной замены ему нет, это показала вся советская практика. Чтобы создать равенство, нужно отменить право наследования. Это еще более дезорганизует труд.

Всерьез о судьбах марксизма
 

Если позволить успешным работникам потреблять больше и лучше других, создавать лучшие возможности для их детей (не обязательно с теми же задатками), мы вынуждены нарушать идеальные нормы, необходимые для коммунизма. Нарушение этих норм убивает коммунизм в зародыше, но это дань, которую мы платим капиталистам и другой элите за прогресс всего общества.

В одной из глав автор разбирает по косточкам «российские варианты марксизма: большевизм и сталинизм». Он старается вывести все беды сталинизма из локальных особенностей России — из влияния православия, незрелости рабочего класса и т.д. Но ведь везде, где коммунисты приходили к власти, было то же самое. В России — ЧК, ГУЛАГ и массовые расстрелы, в Камбодже тяпками отрубали головы значительной части населения, в Китае — хунвейбины, в ГДР — всевластие штази и самострелы на Берлинской стене. И везде потрясающие контрасты между убогим и нищим населением и роскошью верхушки с сакральным культом властителей — от Кремля до Чаушеску, от династии Кимов в Корее до золотостатуйного Туркмен-баши. Почему везде одно и то же? Если «виноват не Маркс, а неправильное употребление его идей» (с. 76), то почему за полтораста лет где бы ни применялись его идеи, они всегда применялись неправильно? Может, виноваты всё-таки сами идеи? Если эксперимент не удался раз — виноват эксперимент, если два раза — экспериментатор, если три — теория. Марксистский эксперимент над человечеством провалился десятки раз.

Автор начинает эту главу со споров Ленина с Карлом Каутским, но забывает отметить главное: что в споре с Каутским по основному вопросу — о природе социалистического государства — прав оказался как раз Каутский. Ленин считал (или по крайней мере утверждал), что демократический централизм позволит диктатуре пролетариата служить народу, а Каутский предсказывал, что диктатура пролетариата неизбежно сведется к диктатуре партии над пролетариатом, а та — к диктатуре ЦК над партией, а в конечном счете – к диктатуре одного вождя над всеми, к произволу и бесчинствам. Как и произошло.

Интересно, кстати, что в главе «Марксизм на Западе» автор хочет противопоставить со в етс ко му до гм ати ч е -скому марксизму свободные трактовки на Западе (еврокоммунизм и прочие течения). Это любопытно, но не производит большого впечатления. За исключением левацких авантюр, это идеология социал-демократических партий, боровшихся за улучшение экономического положения трудящихся без покушений на строительство коммунизма.

Пытаясь определить позиции коммунистов в современном постиндустриальном мире, где первенство переходит от индустрии к информации, автор называет главными противниками марксизма «неолибералов», причем почему-то анализ ограничивает делами Пиночета и совершенно умалчивает об экономике Тэтчер и Рейгана. Вообще вопросам экономики в книге уделено мало места, а вопрос о месте государственной регуляции в капиталистической экономике надо бы рассмотреть со всей серьезностью — ведь здесь капиталистический менеджмент как раз вторгается в ту сферу, в которой марксист чувствовал себя единственным знатоком. Возможно ли достичь нужного эффекта без введения жесткой плановости (мы хорошо знаем ее последствия), и способен ли государственный капитализм конкурировать с новыми типами капиталистической экономики — вот в чем сейчас решение судьбы марксистской политэкономии.

Само название завершающей труд десятой главы формулируется вопросом: «Есть ли будущее у марксизма?». На этот вопрос мы оба отвечаем утвердительно. Но Мосионжник — потому, что верит в осуществимость утопии, а я — потому, что не верю ни в трезвость народных масс, ни в скорую ликвидацию неравенства на земле. 

Лев Клейн

Подписаться
Уведомление о
guest

51 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
E-ehidna
E-ehidna
11 года (лет) назад

Ради объективности не стоит забывать, что в ИСТОРИИ есть и другие примеры успешных коммунистических проектов. Скажите, а такие быстро развивающиеся страны как Вьетнам и Китай разве отказались от коммунистических идей развития? Это одна из самых молодых идей (чуть больше 100 лет) и у неё большое будущее (если Америка раньше не установит глобальный фашистский режим). Не спишите с “окончательным” диагнозом. Христианство, например, тоже не сразу завоевало “место под солнцем” – столетия гонений и репрессий.

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад

Маркс действительно игнорировал природу человека.
.
“Классовый подход”, “диктатура пролетариата” и т.д. не учитывают многие социально-психологические факторы.
.
1. Классовый подход и революция. Он не учитывает, что у представителей одного и того же класса (например, пролетарии) совершенно различные целевые установки при совершении революции (одни мечтают о “всеобщем благе”, другим хочется пробиться в “богатенькие”, чтобы иметь деньги, третьих гонит в борьбу властолюбие и т.д.). Отсюда при победе “революционного класса” неизбежно возникают проблемы власти(келейная борьба лидеров за власть), которая продолжает кровопролитие.
.
2. Теория Маркса не учитывает изменение понимания ценностей и соответствующих целевых установок людей при смене поколений. То, что для одного поколения было мечтой, для другого – реальность, а для третьего “анахронизм”.
.
Есть и еще проблемы, но о них позже.

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад
В ответ на:  Виктор Кулигин

“Классовый подход” это критериальный подход, которых проводит размежевание “свой-чужой”. Сознание человека, его нравственные принципы и целевые установки определяются не сколько “наличием средств производства”, сколько воспитанием.
Этот подход принес много вреда и ненужных жертв.
Только близкие нравственные принципы и общие целевые установки могут служить критериями объединения.

владислав
владислав
11 года (лет) назад

Как-то автор узко понимает общественную собственность, и стимулы к труду.
При любой форме собственности на средства производства- стимулы- дело правильной организации.
Плати по труду (по создаваемой стоимости) и порядок. Стимул есть.
А вот стремление к тому, чтобы будучи хозяином. брать 95% создаваемой стоимости- это зло!!

Кроме того, Клен зря иронизирует по поводу идейной близости социалистической (не будем говорить- коммунистической, это нереально) морали и церковных заповедей.
Церковь- это впержде мораль.
А все ритуалы и “праведный гнев”- это издержки религии.
(религия и Церковь- разные вещи!!!)

Но в главном я согласен- “хомо сапиенс” не может построить и жить в коммунизме.
И воспитать его нвозможно.
А вот при помощи генной инженерии- это (в будущем) реально!!!

E-ehidna
E-ehidna
11 года (лет) назад
В ответ на:  владислав

Ага, давайте тогда население в пробирках выращивать – с нужным набором генов, моральными качествами и идейными установками! И если что – то сокращать, как поголовье кур! Вы настоящий патриот (амерканский, по-видимому) и гуманист!

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад
В ответ на:  E-ehidna

Генная инженерия может привести к непредсказуемым следствиям.
ВОСПИТАНИЕ нравственных основ и правильных целевых установок, выявление профессиональной пригодности и способностей.

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад
В ответ на:  владислав

До этого далеко, причем могут возникнуть непредвиденные следствия, негативные для человечества. Я вижу выход в правильном последовательном ВОСПИТАНИИ нравственных основ и целевых установок, начиная с детского возраста.
.
Для этого должна существовать ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ. Эта идея сейчас сводится к воспитанию ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА (Путин, Фурсенко, Медведев). Потребительство воспитывает эгоизм (личный – я выше других и общественный – я есть Я, а государство для меня дойная корова) и т.д. Отсюда развал семей, пренебрежение родителей их воспитанием и прочие “негативы”.
.
Идея потребительства направлена на подавление воспитания ТВОРЧЕСТВА, СОЗИДАНИЯ,
Такова сейчас идеология. Кто (какой “специалист” (Дворковичи, Чукбайсы….?)) разрабатывал эту вредоносную концепцию? И почему РАН, Ак. Пед Наук и другие организации столь пассивно реагируют на “реформы” образования всех уровней?

E-ehidna
E-ehidna
11 года (лет) назад
В ответ на:  Виктор Кулигин

Для того, чтобы реализовывать идеи (в государственном масштабе) нужна идеология.
Государство не может существовать без идеологии. А в нашей стране государственная идеология запрещена конституцией (ст. 13, п. 2). Насколько я знаю, этого нет ни в какой другой стране мира (запрет на государственную идеологию). Не секрет, что нашу Конституцию РФ (1993 г) писали на американские гранты и под присмотром американских советников. Комфортные туалеты и “потреблядство” – не может быть национальной идеей.

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад
В ответ на:  E-ehidna

Браво!
Согласен!

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

В обсуждение моей рецензии на книгу Мосионжника, как и следовало ожидать, втянулись сторонники коммунистической идеи: E-ehidna, Виктор Кулигин, Владислав. Большей частью они повторяют аргументы, на которые уже приведены возражения в моей рецензии. Но есть и дополнительные аспекты. У Ехидны сквозит традиционный для коммунистов и ультра-патриотов анти-американизм. Между тем, главная страна капиталистической цивилизации США – единственная крупная держава, с которой Россия никогда не воевала и часто бывала союзником, которая не имеет к России никаких притязаний и в ментальности которой Россия занимает исчезающе малое место. Народ которой Россию врагом не считает. Россия для нее конкурентом ни в коей мере не является, как бы это ни было печально для нас. Ведь силы несоизмеримы. Их тревожит только одно: чтобы наше ракетное и атомное вооружение не попало в руки безответственных радикалов. Владислав считает, что когда 95% создаваемой стоимости попадает в руки хозяина, это зло! Ни в одном капиталистическом предприятии доля того, что достается собственнику, даже отдаленно не приближается к такому проценту, а из того, что достается, значительная часть вкладывается в дальнейшее развитие производства. Конкуренция вынуждает к этому. Иначе обстоит дело в так называемых социалистических предприятиях, где доля забираемого государством чрезвычайно велика, и распределяется она в интересах партноменклатуры и в значительной части разворовывается. Все высказавшиеся сторонники коммунизма считают, что нужна государственная идея, национальная идея, идеология, и она состоит в воспитании нового человека, который будет нацелен на творчество и созидание, а не на потребительство. “Комфортные туалеты и “потреблядство” не могут быть национальной идеей”. Таково отношение коммунистических идеологов к повседневной жизни обычных людей. Это мы уже проходили. Идейное воспитание начиналось в детском саду, продолжалось в школе и вузах, на политинформациях и партсобраниях, на демонстрациях, где нам вручали портреты далеких маразматических вождей, завершалось в казарме и лагерях – и каков результат? Развилка между совком, вертухаем и диссидентом. Владислав пришел к логичному выводу: Маркс не учел природы человека, нужно… Подробнее »

Леонид Мосионжник
Леонид Мосионжник
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Да, всё это очень верно. И в книге резко проводится граница между тем, чего требовал Маркс, и тем, что из этого вышло в СССР. Равно как и о причинах этой разницы – прежде всего о соединении идей социальной справедливости с русским бюрократическим стилем их воплощения, идущим ещё от Петра Великого. Назовите мне хоть одну бюрократическую систему, лидеры которой не могли бы с пеной у рта утверждать, что их главная цель – именно социальная справедливость! Отсюда и тот уровень эксплуатации, который даже в системе Форда был бы немыслим. Опять попытаемся строить что-нибудь с помощью просвещённого начальства – опять то же самое выйдет. Но советский вариант – ещё не весь марксизм и не единственно возможная его форма, и в этом, как мне кажется, основной пафос книги.

Равным образом нигде в ней нет призывов к оружию, более того – нет призывов воспитывать нового человека искусственно. Зато каждый раз подчёркивается, что такой новый человек возникает ЕСТЕСТВЕННЫМ путём, что новый мир (информационный) требует именно таких людей. И этот “новый человек” – личность прежде всего творческая. Не случайно в качестве самой разработанной картины коммунистического общества я ссылаюсь на романы И.А.Ефремова – своего рода утопию для научных сотрудников.

Впрочем, готов признать, что прошлое для меня понятнее будущего.

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад

Цитата: “Все высказавшиеся сторонники коммунизма считают, что нужна государственная идея, национальная идея, идеология, и она состоит в воспитании нового человека, который будет нацелен на творчество и созидание, а не на потребительство. «Комфортные туалеты и „потреблядство“ не могут быть национальной идеей». Таково отношение коммунистических идеологов к повседневной жизни обычных людей.

Это мы уже проходили. Идейное воспитание начиналось в детском саду, продолжалось в школе и вузах, на политинформациях и партсобраниях, на демонстрациях, где нам вручали портреты далеких маразматических вождей, завершалось в казарме и лагерях — и каков результат? Развилка между совком, вертухаем и диссидентом”

Мах (позже Эйнштейн) сделал грубую ошибку. Он явление отождествил с сущностью. Отсюда проистекают корни махизма. В приведенной цитате проглядывает все тот же махизм: явление отождествлять с сущностью!
Как легковесно это: “мы уже проходили!”
И еще не один раз наступим на эти грабли, если будем явление отождествлять с сущностью, если не будем искать “глубинных корней” саморазвития общества!

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад

“Назовите мне хоть одну бюрократическую систему, лидеры которой не могли бы с пеной у рта утверждать, что их главная цель — именно социальная справедливость! Отсюда и тот уровень эксплуатации, который даже в системе Форда был бы немыслим. ”
.
Власть отбирает все, что ей позволяют люди и обстоятельства. Бюрократия вещь полезная. Она организующее начало. НО!!! Она должна быть под жестким контролем! Без этого всегда будет возможность злоупотребления властью.
.
Чем выше должность, тем жестче контроль. Руководители должны понимать, что высокая должность это высокая ответственность. И чем она выше, тем больше над ним контроля, тем меньше у руководителя остается для личной жизни. Здесь должны работать одержимые.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Не могу оставить без ответа комментарий самого автора рецензируемой книги. Если сводить причины провала социалистического эксперимента к российской бюрократии, то чем объяснить причины провала в Кампучии, Северной Корее, Кубе и всех остальных странах “победившего социализма”? Мне могут привести в пример Китай, но Китай вернулся к рыночной экономике, сохранив коммунистическую тоталитарную власть. И еще не вечер.
Надежда на возникновение “нового человека” естественным путем чрезвычайно наивна. Через творчество? Я знаю много творческих людей. Абсолютно бескорыстный и свободный от заботы о семье из них один – Григорий Перельман. Я полон уважения к нему, но – это “новый человек”? Что-то Маша Гессен в книге о нем намекала на проявления аутизма, свойственные гению. В социальной жизни он не участвует. Социум, состоящий из одних перельманов, представить не могу.
Еще более наивны призывы Кулигина принимать в бюрократию одних одержимых и поставить ее под контроль. А контролировать будет кто? Компартия? Левый фронт? Всё это уже было. А разделение властей, гражданские свободы и прочие проявления либерализма убивают в зародыше идею коммунизма. Идея коммунизма до сих пор насаждалась (и в принципе может насаждаться) только силой.

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад

Еще Ленин писал: “Социализм это учет и контроль”.
Он прав! Ничего нового здесь нельзя придумать.
Чем выше должность, тем больше ущерба руководитель может нанести при неконтролируемом управлении. Это очевидный факт. В СССР была недооценка роли личности (лидера) в истории. Лидерство необходимо, но оно опасно узурпацией власти при отсутствии должного контроля.
Вопрос: кто будет контролировать? – относится к вопросу организации и реализации при ЛЮБОМ строе. Путей здесь много. Но главный путь есть ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ качеств с “пеленок”.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Когда Женни фон Вестфаллен упрекнула своего мужа в том, что он полон буржуазных привычек и не сможет жить при коммунизме, Маркс ответил, что он и не будет жить в коммунистическом обществе – это же далекие планы для будущих поколений… Хрущев ожидал наступления коммунизма в 1980 году, да Брежнев помешал (за что и получил свои четыре звезды Героя). Я еще более, чем Маркс, уверен, что жить при коммунизме не буду. Как, впрочем, и следующие поколения моей семьи.
Но займемся теми, кто верит, что коммунистический рай наступит на земле. При всех коммунистических/социалистических режимах тратились огромные усилия и средства на воспитание нравственных качеств, необходимых для человека коммунистического общества. “С пеленок”. Нигде и никогда это не удалось. Какие природные качества человека нужно отбить начисто, чтобы получился “новый человек”, годный для коммунизма? Может, лучше не отбивать, а просто сменить планы?

Виктор Кулигин
11 года (лет) назад

У человека есть всегда естественные инстинкты.
Инстинкт к самосохранению.
Инстинкт к продолжению рода и т.д.

“Бороться” с ними бесполезно. Но можно “утихомирить” их воспитанием.
Воспитание уменьшит трагедии и общественные проблемы, хотя и не смогут их полностью ликвидировать.
Маркс был плохим психологом. Он не учитывал НРАВСТВЕННУЮ установку человека. У него разделение людей фактически свелось к обладанию (не обладанию) средств производства, а не по нравственным признакам.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...