Сложившаяся в России порочная практика незаслуженного присвоения ученых степеней видным политическим деятелям, бизнесменам, мошенникам различного масштаба, использующим дипломы кандидатов и докторов наук для быстрого продвижения по карьерной лестнице, настолько глубоко пустила свои корни в общественной жизни, настолько прочно вошла историю страны, стала настолько массовым явлением, объединив в своем цеху значительную часть видных представителей науки и образования, что, несомненно, это явление в дальнейшем станет предметом детального исторического исследования. Особое место в таком исследовании займет школа липовых диссертаций по экономике из Санкт-Петербурга.
В 2012 году в результате объединения нескольких вузов, в том числе Университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН), возник Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). За деятельностью ФИНЭК и ИНЖЭКОН сообщество Диссернет наблюдало с большим интересом. Дело в том, что в этих двух вузах возникли родственные друг другу фабрики фальшивых диссертаций. Часто защита проходила в ИНЖЭКОНе, а отзыв ведущей организации писали в ФИНЭК или наоборот, как, например, в докторской диссертации Т. А. Голиковой [1]. На сегодняшний день в базе сообщества Диссернет значится уже 82 липовых диссертации, защищенных в ИНЖЭКОН, и 37 — в ФИНЭК. Эта значительная разница в цифрах, скорее всего, говорит не о различном масштабе бедствия, а о различии в подходах к производству наукообразной липы. Если в инженерно-экономическом вузе тексты заказных диссертаций грубо набивали большими кусками учебников и чужих, защищенных ранее диссертационных работ, что позволяет быстро и легко их идентифицировать, то в финансово-экономическом чаще старались избегать использования хрестоматийных и общедоступных текстов. Диссертации из ФИНЭК чаще напоминают подборку журнальных статей. При этом копирование чужого текста практиковалось небольшими кусками. Очень показательна в этом плане докторская диссертация профессора Игоря Анатольевича Максимцева [2].
Защита этой диссертации прошла за несколько месяцев до того, как И. А. Максимцев занял пост ректора вуза. Стоит обратить внимание, насколько филигранно исполнена эта работа. Около сотни текстов различных журнальных и газетных статей были использованы для компиляции этого колоссального по затратам труда произведения. Никакая система «Антиплагиат» не способна раскусить такой крепкий орешек. Другой особенностью Университета экономики и финансов стала традиция не посылать экземпляр диссертации в Российскую государственную библиотеку, что по положению ВАК является грубым нарушением процедуры защиты. Вообще, такой прием крайне редко встречается в диссертационной практике российских вузов. ФИНЭК в этом отношении скорее исключение. Еще бы! Ректор вуза, обладатель вышеуказанной докторской диссертации, — сам член президиума ВАК. Конечно, не все диссертации ФИНЭК таинственным образом исчезали по дороге в центральную российскую библиотеку, но десятки из тех, к которым у Диссернета на основании изучения авторефератов возникали претензии, так до библиотечных фондов и не добрались.
Вместе с ректором И. А. Максимцевым в новый питерский университет СПбГЭУ перебрался и метод изготовления диссертационных работ на заказ с использованием текстов, невидимых для коммерческой программы «Антиплагиат». Пример такой работы, защита который прошла в 2013 году, представлен ниже на рисунке [3].
Основные источники текста диссертации Сергея Викторовича Нестрогаева — чужие публикации из издаваемого университетом журнала «Инновации». Похоже, что рекомендованная Министерством образования и науки система «Антиплагиат» в этом случае была использована как инструмент тонкой настройки. При прогоне через нее текста новой диссертации в первую очередь необходимо было убедиться в том, что система эти публикации не видит.
Когда-нибудь в будущем ученые примутся исследовать устройство наших общественных отношений, используя огромный объем накопленных данных по фальшивым диссертациям. Историки буквально под лупой будут изучать творчество профессоров, обладателей высоких титулов и государственных наград, создававших индустрию научного фальсификата. А пока мы можем, хотя и весьма поверхностно, знакомиться с этим явлением на страницах проекта «Российские вузы под лупой Диссернета» [4], в антирейтинге которого, кстати, СПбГЭУ занимает почетное второе место.
1. http://www.dissernet.org/expertise/golikovata2008.htm
2. dissernet.org/expertise/maksimtsevia2006.htm
Очень хотелось бы провести экспертизу некоторых деятелей ВШЭ в СПБ:
Гордин Валерий Эрнстович, д.э.н.
А также двух работников УМО (они-то точно писали не сами по пед. наукам)
Васильева Юлия Сергеевна (2011)
Малышева Марина Александровна (2008)
а не из этих ли универов выпорхнули наши славные реформаторы греф Кудрин и Миллер да и Чубайс
Вики в помощь. Кудрин не из этих, он закончил экономфак ЛГУ(=СПБГУ),Греф вообще закончил юрфак в Омске(а потом был аспирантом в том же ЛГУ, но на юридическом).
А вот Миллер как раз закончил ЛФЭИ(=ФИНЭК), а Чубайс ЛИЭИ(=ИНЖЭКОН).
[…] до вищезазначеного Ігорю Максимцеву, разом з яким, на думку «Диссернета» , в СПбГЭУ “перебрався метод виготовлення […]
http://insider.org.ua/ce-lykavstvo-i-ce-nezakonno-uristi-pro-chleniv-vak-iaki-virishili-zalishitisia-na-tretii-termin/