Французский художник Фредерик Базиль (Jean-Frédéric Bazille; 1841-1870) погиб на Франко-прусской войне в расцвете сил: с момента его признания до его гибели прошло всего семь лет. Базиль оставил около 60 законченных работ, которые впервые были показаны публике на Осеннем салоне в Париже в 1910 году.
Недавно в музее Орсе в Париже состоялась большая выставка Базиля. Ее задачей было как можно более полно показать наследие художника и очертить его место во французской живописи — прежде всего в становлении импрессионизма. Поэтому экспозиция включала как работы старших современников Базиля (Делакруа, Курбе), так и картины его друзей и коллег — Моне, Ренуара, Сислея и др.
Жан-Фредерик Базиль родился в 1841 году в Монпелье в семье крупных землевладельцев. Его родители были образованными людьми; среди друзей семьи был, в частности, Альфред Брюйас (Alfred Bruyas), владелец значительной коллекции французской живописи.
В 1859 году Базиль получил степень бакалавра и намеревался посвятить себя живописи; родители же настояли на том, чтобы он выбрал медицину. Вплоть до 1862 года Базиль мог рисовать только в свободное время. Наконец родители согласились на то, чтобы в дальнейшем он учился в Париже. Это дало Базилю возможность оставить медицину и полностью посвятить себя живописи.
В Париже Базиль начал посещать мастерскую известного художника и педагога Шарля Глера (Charles Gleyre), где он познакомился со своими ровесниками: Ренуаром, Сислеем и Моне. В дальнейшем Базиля и Моне связывали близкие дружеские отношения; они вместе арендовали студию; Базиль помогал Моне деньгами, как, впрочем, и другим художникам.
Базиль страстно любил музыку; и это было отнюдь не поверхностное увлечение — он некоторое время успешно учился фортепиано у Габриеля Форе; страсть к музыке Базиль разделял со своим другом, музыкантом и коллекционером Эдмоном Мэтром (Edmond Maître), портрет которого он нам оставил.
Базиль успешно работал в разных жанрах — это пейзаж, портрет, натюрморт, жанровые сцены. Замечательно его умение передавать пространство, световоздушную среду.
На выставке в музее Орсе совмещены два способа экспозиции живописи — тематический и хронологический. Это позволяет показать работы Базиля вместе с работами его знаменитых современников, в том числе старших — Делакруа, Курбе, — и картинами его друзей и ровесников — Моне, Ренуара, Мане, Сезанна, Сислея.
Примечательна подготовительная работа, проделанная организаторами. К выставке в музее Орсе были сделаны по меньшей мере три документальных фильма — трехминутный анонс, 10-минутное введение и подробная часовая лекция о Базиле и его окружении (всё это доступно в Сети). Разумеется, сначала была разработана концепция выставки — заметим, задача с неочевидным решением: попробуйте показать взаимовлияние внутри круга авторов, давно имеющих статус классиков.
Фильм-лекция мне показался очень удачным: в нем нет ничего лишнего; авторы счастливо избегли сентиментальности, которую прямо-таки провоцирует трагическая судьба Базиля. Остается неясным, что побудило художника записаться в корпус зуавов; известно, что погиб он в сражении при Бон-Ла-Роланд, пытаясь защитить женщин и детей, укрывавшихся от атаки прусской армии.
Ревекка Фрумкина
Я не совсем по теме. Просто адрес проф. Фрумкиной мне неизвестен. „Бесхитростный роман“, вдохновивший несколько поколений советских ученых Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется… Когда мне было лет 14, в пестрой библиотеке своего дяди я обнаружил книгу Митчелла Уилсона (Mitchell Wilson) «Жизнь во мгле». Трудно передать, какое впечатление она на меня произвела! Вот это – жизнь, вот это – настоящее дело для настоящего человека! Нечего и говорить, что я нашел и по много раз прочел другие книги этого автора – «Брат мой, враг мой», «Встреча на далеком меридиане». И в своем матклассе, и в университете я нашел немало таких же преданных почитателей этих книг. Все же я считал свое впечатление достаточно уникальным до тех пор, пока не стали появляться интереснейшие воспоминания ученых, пока — несколько более старшего, по отношению ко мне, — поколения. О том, какую роль сыграла книга Уилсона в их жизни, писали Р.Г.Баранцев, Р.М.Фрумкина, В.И.Бабицкий. Оказывается, она вдохновила не одно поколение советских ученых (и не только ученых)! Между тем, как справедливо отмечает Фрумкина, эти книги не слишком высоких художественных достоинств. Да и в США, как мне доводилось читать, Уилсон – малоизвестный писатель. Но она оказалась правильной книгой в правильном месте и попала в резонанс с тогдашними настроениями в обществе. Вера во всемогущество науки была всеобщей, причем не только в советском обществе. Как сказал мне мой нынешний заведующий кафедрой в университете г.Ахен проф. Вайхерт: «Тогда все думали, что наука решит в ближайшее время все проблемы, в том числе социальные. Сейчас наступила негативная реакция на те мало обоснованные ожидания». Интересно, что практически одновременно с книгой Уилсона появилась гранинская «Иду на грозу», поднятая на щит официальной критикой. По ней даже был снят фильм. Но меня она совершенно не «зацепила», и, как я вижу по воспоминаниям, других тоже. Я думаю, что люди, столь впечатленные в молодости книгой Уилсона, в… Подробнее »