Доказательность Филиппова

Василий Власов (polit.ru)
Василий Власов (polit.ru)

С моим эпидемиологическим прошлым я последние тридцать лет тесно связан с продвижением доказательной медицины — варианта медицинской практики, отличающегося сознательным и последовательным применением врачом вмешательств, эффективность и безопасность которых доказана в доброкачественных исследованиях. Из-за того, что врачей традиционно не учат в мединститутах методам научных исследований (нет у них ничего подобного «технике физического эксперимента»), многие из них только позднее в своей профессиональной жизни обучаются распознавать доброкачественные исследования. Естественно, приходится с нуля изучать дизайны исследований, статистический анализ данных, осмысление возможных смещений (bias). Дело это очень увлекательное, и многие врачи пришли к научным исследованиям через изучение доказательной медицины. Да и в целом в мире качество медицинских исследований заметно улучшилось за последние двадцать лет. Приятно еще и то, что стремление к научной обоснованности, доказательности в принятии решений распространяются много дальше медицины. О нем говорят политики, экономисты, а психологи и педагоги уже давно создали Кэмпбелловское сотрудничество 1 по образцу нашего Кокрейновского 2.

Естественно, участвуя в этих увлекательных процессах, я помню про то, что сохраняется там и тут — про плагиат, про фальсификацию и про то, что многим людям ученая степень нужна при полном отсутствии интереса к научным исследованиям. Поэтому они покупают диссертации или делают их по примеру товарищей и «Пособию полного дурака по получению ученой степени». Для обслуживания интересов этих людей существует целая индустрия, в наиболее ярком виде — диссертационные фабрики типа Стандартинформа. Они существуют не в воздухе самодеятельности, а опираются на основной способ функционирования Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Есть ли у меня доказательства этому утверждению? Есть. Но самое яркое подарил нам В. М. Филиппов, научно отредактировавший текст группы авторов «Методические рекомендации „Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании“». Текст, пафосно изданный Российской академией образования под государственным гербом России, общедоступен 3. Более того, он размещен на сайте ВАК с очевидной целью просвещения искателей ученых степеней.

leonardo.ai
leonardo.ai

Вы не могли не обратить внимание сразу на то, что Филиппов и Ко пишут о диссертационных исследованиях. То есть про исследования с целью наполнения диссертации. Но позиционируют авторы цель своего текста как «методологическую и методическую помощь при подготовке и оформлении диссертаций, не влияя на научное творчество исследователя» (стр. 2). Выглядит это как неловкая маскировка, ибо в действительности весь текст посвящен именно обучению тому, как «методологически и методически грамотно проводить исследования и оформлять результаты в соответствии с требованиями доказательности к диссертационным исследованиям» (стр. 3).

Соответственно, далее авторы пишут про то, как выбрать тему исследования и обосновать ее актуальность, оценить научную разработанность в исторических рамках и выявить противоречия и сформулировать исследовательский вопрос. Авторы советуют, как найти объект исследования и сформулировать предмет. Да, поясняют они, «объект выбирается, а предмет формулируется» (стр. 8). Далее кратко описано, как определить цель и сформулировать задачи и гипотезу. Пропуская планирование и исполнение исследования, авторы объясняют, откуда берется новизна, теоретическая и практическая значимости.

На стр. 15 авторы добираются до этапов исследования: «Последовательная реализация этапов должна приводить к достижению цели исследования. При этом целесообразно наличие возможности проверки достижения результатов на каждом этапе диссертационного исследования». Методологию авторы умещают на одну страницу, а методам, включая статистические, уделяют почти две. Вот эти две страницы — самое яркое отражение темной бездны российской гуманитарной науки и безраздельно в ней правящих филипповых. Авторы этого пособия даже не называют современным языком ни одного дизайна исследований. Соответственно, они не дают ссылок на международные стандарты написания статей и отчетов об исследованиях, а их собственный текст по содержанию соответствует руководству «как изготовить и защитить диссертацию за три месяца» 4. Еще две страницы толкуют «корректно организованную опытно-экспериментальную работу». И в ней тоже преобладают полубессмысленные утверждения вроде: «Общая схема опытно-экспериментальной апробации, используемые методы сбора и обработки исходной информации должны обеспечивать валидность эксперимента».

Как все начетчики, авторы любят иностранные слова. Особенно «апробацию». Они упоминают «апробированные технологии и инструментарий», апробацию выводов «путем представления экспертному сообществу», апробацию как «обсуждение результатов исследования на научных мероприятиях», как проверку гипотезы в эксперименте и как «процесс опытной апробации (методики) (в экспериментальной выборке)».

Дремучесть текста и, очевидно, дремучесть составителей и научного редактора не будут удивительными для тех, кто наблюдает диссертационный процесс в России. Скорее удивительно, как через возглавляемый В. М. Филипповым дремучий ВАК вообще проходят нормальные диссертации, выполненные физиками, химиками и биологами современными методами, с современным дизайном, статистическим анализом и обсуждаемые в современном контексте.

Василий Власов,
доктор мед. наук


1 campbellcollaboration.org

2 cochrane.org

3 vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1&name=92648971002&f=20893

4 Reporting Standards for Research in Psychology. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2957094/; Equator. equator-network.org/reporting-guidelines/; Guidelines for anthropological research. journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1466138119843312; Standards for Reporting on Empirical Social Science Research in AERA Publications. aera.net/Publications/Standards-for-Research-Conduct/

Подписаться
Уведомление о
guest

9 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Лёня
Лёня
7 месяцев(-а) назад

«врачей традиционно не учат в мединститутах методам научных исследований»

Вот именно традиционно, поскольку главная заповедь врача — не навреди! Характерно, что в преамбуле статьи автор как бы оправдывает интерес врачей к получению научных степеней, однако оправдание явно не вытанцовывается.

Alеx
Alеx
7 месяцев(-а) назад

«психологи и педагоги уже давно создали»

В принципе это могло бы и насторожить… Станет ли лженаука доказательной, если будет правильно использовать статистику?

Лёня
Лёня
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  Alеx

Правильное использование статистики сделает её основательной лженаукой.

res
res
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  Лёня

Наблюдение состоит в том, что мало когда теория согласуется с экспериментом, удовлетворяя статистические тесты. Т.е. удовлетворяет, но уровень согласия хреновый ;)
А так на глазок отличное согласие ))
Особенно при сравнении многоканальных распределений. Степеней свободы много, вот распределение хи-2 и узкое …

Последняя редакция 7 месяцев(-а) назад от res
Лёня
Лёня
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  res

Всё гораздо хуже, чем на самом деле. ;)
Широко используемые статистические оценки обычно не учитывают корреляции данных и прочие интимные нюансы, поэтому удовлетворение ”статистическим тестам” совсем не гарантирует реального удовлетворения.
Однако, хреновый уровень согласия с экспериментом можно компенсировать повышением уровня согласия между учёными, путём создания упомянутых в статье “сотрудничеств”.

Последняя редакция 7 месяцев(-а) назад от Лёня
res
res
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  Лёня

Соглашусь. Не всегда эти корреляции, уменьшающие обычно число степеней свободы, можно вытянуть …

Лёня
Лёня
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  res

Даже когда можно хотя бы частично ”вытянуть” корреляции, предпочитают упрощённую статистику, дающую большее ”удовлетворение”.
Научный люд он такой – ему подавай и степени и свободы, да побольше и без ограничений! ;)

res
res
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  Лёня

К сожалению, теперь в НЖ-х всё чаще требуют наведение статистических тестов. Чаще там, где это излишне. Как только сравниваешь теорию с данными, сразу требуют наведения статистической «зеленой повестки». ;)

Лёня
Лёня
7 месяцев(-а) назад
В ответ на:  res

Да, во многих случаях применение упрощённых статистических тестов может быть даже вреднее сравнения «на глазок», поскольку такое «подкрепление результатов» создаёт необоснованную иллюзию корректности. Однако, если сравнение не проходит даже упрощённый стат-тест, значит оно реально не может считаться значимым.

Последняя редакция 7 месяцев(-а) назад от Лёня
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...