Между прочим, ботанике в школе учила меня Фаина Львовна Герман. Седая, с провисшими, словно усталые бельевые веревки, морщинами, в больших круглых очках, которые делали ее глаза меньше природного размера, она смахивала на пожилую сову, залетевшую не по адресу. Чуть ли не на самом первом уроке Фаина Львовна решила продемонстрировать пятиклассникам вред курения. «Хоть это нехорошо, попросите знакомого мужчину засунуть ватку в мундштук папиросы и выкурить ее. А ватку принесите в класс. Только не курите сами!» Я попросил квартирного дядю Стёпу, он с удовольствием подымил, ватку отдал мне. Действительно, она приобрела отвратительный желто-бурый окрас. Двумя пальцами, брезгливо, будто она держала использованную туалетную бумагу, Фаина Львовна взяла ватку и грозно произнесла: «Вот и ваши легкие станут такими же!»
Опыт вышел убедителен, я пристрастился к табаку много позже. Но всё равно я был о Фаине Львовне мнения среднего — уж больно строга и нетерпима, на лето задала, между прочим, заготовить огромный гербарий — а то летом делать больше нечего! Но потом, уже в десятом классе, когда мы уже давным-давно превзошли всю ботанику, она произнесла фразу, после которой я стал думать о ней по-другому.
У меня к тому времени отросли длинные неопрятные волосы — не потому, что я так фасонил, а просто потому, что не любил дотошных парикмахерских рук. И вот по своему обыкновению мы гоняли мяч на большой перемене в школьном дворе. Фаина Львовна выдернула меня из потной игры и, глядя в сторону, явно стесняясь, произнесла: «Зачем тебе такие длинные волосы — теперь, когда это стало модно? Вот кончится мода, тогда и отращивай». В то время многие однокашники и вправду «косили» под битлов. Я вернулся в игру, потом постригся и с тех пор разучился пребывать в большинстве. При взгляде на меня сегодняшнего Фаина Львовна, будь она жива, осталась бы, возможно, довольна. Своим же студентам я повторяю: «Всех слушайте, но никого не слушайтесь». Но Фаину Львовну я все-таки послушался.
* * *
Это было в ту пору, когда мне было худо. Почва уходила из-под ног, сердце колотилось, голова раскалывалась, я чувствовал себя так, будто отравился грибами и пользовался работой как антидотом. Буддийский монах XIV века, которого звали Ёсида Канэёси, изо всех сил помогал мне выжить. Он утверждал, что при игре в шашки следует играть не на выигрыш, а просто каждым ходом отсрочивать проигрыш. Я принял это как к руководство к действию и писал несколько книжек сразу. Решил тянуть лямку, пока не разорвется. Заодно придумал и автоэпитафию: «Он жизнь свою прожил не как хотел, а сколько смог».
Отношение Канэёси к жизни и смерти оказались настолько близки мне, что я решил перевести его главное сочинение наново. До этого времени оно было известно в переводе В. Н. Горегляда под названием «Записки от скуки». Книга вышла еще в 1970 году. В названии, к которому склонился переводчик, явно ощущается влияние того удушливого времени, которое потом назвали «эпохой застоя». Я же назвал книгу «Записками на досуге», что, как мне мнится, точнее передает замысел автора. Работая над переводом, я выпивал вместе с Канэёси на па́ру. Ставил на стол с рукописью две рюмочки, опрокидывал — сначала за себя, потом за него. Канэёси про это не знал, но зато мне доставалось больше. Но я всё равно ощущал, что он видит мои художества. Поэтому старался переводить так, чтобы он остался доволен. Мне не хотелось, чтобы он относился ко мне без уважения.
Горегляд переводил по-научному и с комментариями, мне же хотелось сделать внятный всякому человеку художественный текст. Разница вышла большой. После выхода моего перевода одна внимательная читательница вопрошала в Интернете: «Неужели Горегляд с Мещеряковым одну и ту же книгу переводили?» Научный перевод Горегляда был широко известен советской интеллигенции; мой, художественный, читали лишь отщепенцы. «Записки на досуге» вышли в 2009 году, когда интеллигенцию уже перестали интересовать мудрые и чудаковатые люди. Это означает, что сама интеллигенция перестала к этому времени существовать.
Впоследствии я написал по меньшей мере четыре текста в духе Канэёси: «Записки на обочине», «Записки прошлого человека», «Записки дачного человека» и «Записки предпоследнего возраста». Сочинил и такие строки, обращенные к Канэёси:
Как дела, дружище? Так же всё печально?
Вижу: кисть твоя летает над бумагой рыхлой.
Будто бы слезинка пробежала,
На скуле соляной развод оставив.
О тебе немало знаю. Ты же
В чашке сберегаешь лишь чаинки,
В чарке же — губами ловишь
Лунный свет, настоянный на туши.
* * *
Молодой и талантливый испанский теннисист Карлос Алькарас боготворил великого сербского теннисиста Новака Джоковича, тянулся за ним и считал за учителя. Когда великому Джоковичу было уже ближе к сорока, в одном из турниров девятнадцатилетний испанец победил своего кумира, который годился ему в отцы. Как Карлос ликовал, как радовался, как обнажал в восторге белоснежные зубы и сжимал победный кулак! А я в это время вспоминал прошлую Японию: там считалось, что ученик не может и не должен превзойти учителя. В лучшем случае он может в глубокой старости достичь его уровня. Но в нынешнем мире ученик рассчитывает превзойти учителя как можно скорее и не стесняется раструбить о своем успехе. В этом есть что-то мелочное и гадкое. И этому гадкому Алькарас научился у своего кумира, потому что и он — из того же инкубатора, где победитель получает всё и не подлежит осуждению.
* * *
О, благословенное средневековье! Тогда ученик искал учителя, а тот мог с порога завернуть молодого человека. Не нравишься ты мне — и всё тут! Других резонов не требовалось. А если ученика все-таки взяли, ему следовало быть благодарным учителю всю оставшуюся жизнь. Это и называется феодальной верностью. Теперь же преподаватель благодарит студента за то, что тот купил образовательную услугу. Нынешнему учителю не нужны верные ученики.
* * *
В Москву приехала делегация ниндзя — прямых потомков средневековых разведчиков и лазутчиков. Конкретные японские мужики и тетки показывали незамысловатые фокусы, ползали по-пластунски по пыльной сцене, плевались из трубочки бутафорским ядом, притворялись, что стали невидимками. И вот кульминация: самый крепкий ниндзя стал колотить со всей силы почтенного главу клана палкой по яйцам. А тот даже не морщился. Я было подумал, что это какая-то палка особая или что у главы между ног железная прокладка положена, но оказался неправ. После окончания представления главный ниндзя переоделся в костюм с галстуком и после первой же банкетной рюмки признался, что во время трюка втягивает яйца внутрь. После второй спросил меня: «Хочешь и тебя научу?» Но я не захотел. Японцы к нашей водке непривычные.
* * *
Шведская девочка Грета Тунберг выступила в ООН: вы, взрослые гады, считаете себя моими учителями и при этом испоганили своими нечистотами родную планету Земля, на которой нам, молодым, предстоит жить. Взрослые дяденьки и тетеньки устроили ей овацию. А ведь речи Греты — это доведенный до абсурда культ молодости и невинной жертвы, презрение к родителям, ненависть к старикам. «Зачем вы нас родили?! Мы вас об этом не просили!» Настоящая большевичка. Взрослые дяденьки и тетеньки как-то подзабыли, сколько горя и слез принес миру большевизм, когда он объявил об отречении от старого мира и приступил к его уничтожению. Но новый мир вышел у них сильно хуже прежнего. А Грета Тунберг получила премию «За гуманизм». И в ее честь восторженный арахнолог Петер Егер назвал неизвестный доселе науке вид паука, обитающего на Мадагаскаре. Теперь он называется Thunberga greta. Хорошо, что паук этого не знает. Что до меня, то я предлагаю переименовать этот сказочный остров в Mudakaskar.
Александр Мещеряков
«Нынешнему учителю не нужны верные ученики».
Верные ученики это счастье для пожилого научного работника, особенно если они продолжают и развивают твою тематику. Это подарок судьбы.
Для пожилого научного работника, счастье — это сохранение, хотя бы частичное, когнитивных и аналитических функций головного мозга. А подарок судьбы — отсутствие или замедление развития склероза сосудов его же, мозга. Какое вам удовольствие от того, что другие «развивают вашу тематику» если сами вы этого делать уже не в состоянии? Назначьте себе правильные жизненные ориентиры.
У меня еще не шибко большой опыт по части учеников. Но меня самого учили не так. Не продолжать копание в том, чем шеф занимался 30-50 лет, а уметь находить и развивать свои интересные и продуктивные тематики. Тех, кого я учу последние лет 20, я не рассматриваю как своих верных последователей. Наоборот, я был бы горд и счастлив быть промежуточной ступенькой для их самостоятельного развития. Интересно, изменится ли мое отношение лет через 20…
У меня нет тут никакого личного опыта.
«Не продолжать копание в том, чем шеф занимался 30-50 лет, а уметь находить и развивать свои интересные и продуктивные тематики.» Думаю это зависит от масштаба проблемы в которой копался «шеф». Допустим группа занималась и занимается исследованием механизмов малигнизации… Так там, при наличии грантов и фантазии, можно развиваться по мере появления новых методов — пока живо человечество :)
Конечно. Но в масштабных и «вечных» проблемах тоже меняются приоритеты, методики, точки роста и пр. Всегда есть выбор своего вектора для развития. А с другой стороны, всем, наверно, приходилось встречать «верных учеников», которые именно что «продолжают копание» без всяких своих идей. Зрелище обычно самое жалкое.
«встречать «верных учеников», которые именно что «продолжают копание» без всяких своих идей. Зрелище обычно самое жалкое.» — ну это у кого как. Сам видел как человек достиг академических высот именно выступая «верным учеником». Вы, думаю согласитесь, что карьера мешает научной работе (хотя совсем без карьеры и с наукой будет худо), соблюдать баланс трудно и каждый находит свой.
Я как раз не об «академических высотах». Тут, ессно, «верным ученикам» куда проще. ИМХО, это тоже жалкое зрелище.
Но баланс действительно у каждого свой.
Я знаю двоих таких учеников, аспирантов всем известного академика-теоретика. Они оба американские академики, а один из них еще и академик российский. Занимаются всю жизнь тем, чем начали заниматься в аспирантуре. Так что, все от масштаба личности учителя зависит. Тривиально.
Разумеется, бывает всякое. Тут не может быть строгих правил. Только статистические закономерности.
Тут важно, чтобы “продолжение копания” обеспечивало достижение реально и ощутимо большей глубины.
Конечно. Но по моему опыту (в своей ограниченной области) это редкий случай.
Сейчас вообще редко кто копает вглубь – в основном вширь, или как в армии ”отсюда и до вечера” ;)
Тем ценнее.
Конфликт между административной карьерой и профессиональной деятельностью удачно, на мой взгляд, разрешен в американской медицине. У них врач вообще не может быть администратором. Администрированием занимаются nurses. Это нечто среднее между медсестрой и фельдшером, но для этого нужно получить соответствующее высшее образование. Степени ПиЭйчДи у них тоже свои. То есть врач должен лечить, а ученый заниматься наукой.
Мне кажется когда дело касается медицины совсем удачных решений нет ни у кого :). Насколько я понял степень MD считается научной и стоит выше Ph.D. , но врачи иногда завидуют ученым занятым в исследованиях ful-ltime.
Там все гораздо сложнее. Невозможно изучать, как лечить людей, будучи отделенным от практики этого дела. Невозможно внедрять новые методики лечения, будучи отделенным от исследований в этой области.
Да всегда все сложнее любой схемы. Речь идет о разнесении административной и любой профессиональной (лечебной) деятельности. При таком раскладе администрация занимается просто обеспечением работы профессионалов, но не говорит им что и как им делать. Для этого у профессионалов есть свое начальство. В случае медицины это главврач (освобожденный полностью от администрирования) и завотделениями. Я бы лично помечтал о таком разделении властей в фундаментальной науке.
Ох, бойтесь сбычи мечт. Ну как администратор будет заниматься обеспечением работы профессионалов, если он сам этого профессионального поля не знает? Такой эффективный менеджер вам наобеспечивает…
Конечно, он должен знать это самое поле. Поле обеспечения научной работы.
Ученик не должен быть подмножеством (в смысле научных интересов и компетенций) своего учителя. Конечно ученикам действительно крупного учёного трудно достичь уровня учителя, но каждый состоявшийся в науке ученик должен добавлять нечто своё уникальное, чего учитель сделать не мог. Иначе действительно жалкое зрелище.
Да, 100%.
“Подмножество” – какие, однако, изысканные ругательства может дать математика ;)
Умение культурно обгадить оппонента — одна из основных способностей настоящего интеллигента.
Не вижу никакой трагедии в ослаблении когнитивных функций и в том, что моя научная деятельность заканчивается. Эта участь никого не минует. Всему свое время — время жить и время умирать. Глупо в старости изображать из себя полноценного ученого, не замечая, что твое время в науке истекло. Видел много таких стариков, уверенных, что они все еще великие ученые. Это было глупо и смешно.
«Не вижу никакой трагедии в ослаблении когнитивных функций…»
А я вижу. У меня в этом году три статьи в журнале Q1. Две статьи с американским соавтором, тоже пенсионером, а в третьей я единственный автор. Мне 73 года. И еще много чего успеть надо.
Преподаватель отличается от учителя примерно так же, как врач — от целителя. В реальном образовательном процессе нужны и те и другие в разумных пропорциях, поскольку разные студенты и дисциплины требуют разных подходов. Теперь же, действительно, наблюдается перекос пропорции в сторону преподавателей.
Примерно так. В лаборатории по отношению к нашим аспирантам и молодым сотрудникам я выступаю как учитель. Это мальчики и девочки нашей команды. А на лекциях — как преподаватель. Это просто студенты. Совершенно разный уровень взаимоотношений.
Учителя нужны и ”просто студентам” – в основном на семинарах и практикумах, но для этого, кроме знания предмета не понаслышке, нужно иметь особый талант, артистизм, да и мотивацию.
Это, конечно, спор об определениях, кто есть учитель, а кто преподаватель. Но в моем представлении разница не в таланте, артистизме и мотивации. Оно и преподавателям нужно.
В моем понимании различие именно в типе взаимоотношений.
Преподаватель-студент — массовые и достаточно обезличенные взаимоотношения. У студента бывает много преподавателей по разным дисциплинам, а у преподавателя — поток студентов, который тоже постоянно новый. Курс пройден и сдан, у студента новые преподаватели, у преподавателя новые студенты.
Учитель-ученик есть отношения личностные индивидуальные. Не ограничены рамками курса или практики. Преподавателей может быть очень много, а учителем обычно назовут одного-двух людей. И часто это как раз не преподаватели, а просто старшие коллеги.
А с тем, что преподаватель и учитель — это разные принципиально роли, я полностью согласен.
«Ученик это тот, кто считает вас своим учителем». Не помню кто сказал …
Согласен. Хорошо сказано.
Я к тому, что личное общение не всегда необходимо, хотя желательно. Иной раз чей-то текст оказывает сильнейшее воздействие и хочется что-то сделать на его основе. Автора(ов) такого текста я бы отнес к моим учителям. Понимаю, спорно …
Это персональная трактовка «учительства». Поскольку точного определения нет, то вполне допустима, хотя и не совпадает с моей собственной. То есть я бы такого автора учителем не назвал. Но мне понравилась именно свобода выбора того, кого считать учителем- учеником.
Кто есть учитель, а кто преподаватель определяется самой этимологией. Преподаватель препарирует и подаёт информацию, а учитель учит (методам и стратегиям достижения результатов). Тип взаимоотношений естественно разный, поскольку разные цели.
Да, но грань в реальности токая, и часто роли смешиваются.
Да, грани чёткой нет. Учительство с преподаванием может и должно сочетаться – тогда будет реальное образование, а не формальная образовательная услуга.
Старость, по моим собственным наблюдениям, начинается примерно в 60 лет и далее ускоряется после 65-67. Человек становится похожим на Windows XP: перестаёт поддерживаться производителем. Протекает очень индивидуально. Примерно половина моих сверстников, я приближаюсь к 70, уже покинула этот свет. Значительная часть оставшихся, около 30-40%, приобрела серьёзную инвалидность.
На мой взгляд, научные работники и профессора должны лет 65-67, как в Европе, уходить на пенсии. Пенсии, естественно, должны быть достаточными, что бы не быть нищими, примерно остаток прежних окладов после вычета налогов. При желании, они могут продолжать исследования, писать статьи, монографии, быть консультантами, читать лекции, … если есть желание и силы, но должны терять право быть руководителями. Всему своё время.
В сегодняшней России, по очевидным причинам, в главном всё это невыполнимо.
Для НР старость, это когда не хочется работать. Или ничего уже не получается. Вернее уже не хватает сил бороться за достижение результата. Спорно, понимаю …
«..старость, это когда не хочется работать...»
Если это взять за критерий, то, боюсь, большая часть наших сограждан древние старики: мечтают кутить и веселиться, вызывая приступы зависти друг и друга. Это — социальная, не биологическая, старость. Причём самого общества. Умирание не исключается.
Увы, не все способны адекватно оценивать свои результаты. Особенно в пожилом возрасте, особенно если всё ещё хочется.
Дык на это рецензенты журнальные есть. Если я правильно понимаю, чего именно вам все еще хочется.
Да, правильно. Если научный работник не начальник, то нет проблем. У начальников есть рычаги заставлять других делать, что им кажется нужным и публиковать в российских изданиях, что им кажется важным.
Разговор не про статьи, а про руководящие должности.
Ничего умного я вам тут поведать не могу. Не был, на состоял, не привлекался.
Если первое, то я с детства старый. Просто больше ничего толком делать не умею… А кушать хочется каждый день…
Мой Учитель так и поступил. Совершенно по доброй воле, поскольку его авторитет был непререкаем. Я потом лет 10 страдал от страха — стать человеком, развалившим дело своего учителя. Потом прошло и постепенно сменилось новым страхом — не суметь вовремя сделать то, что сделал он.
Занятие наукой и есть преодоление страха в самом широком смысле. Страха перед неизвестным, кажущимся достаточно долгое время необъяснимым, по крайней мере для тебя лично.
Да ладно, можно руководить и в старости. Главное, это знать, чего нельзя делать, т.е. быть мудрым. Но не все, не все …
Конечно можно. Но нужно ли?
А чтобы молодые не напортачили ;)
Да, старый конь борозды не испортит… но и глубоко не вспашет!
А ему не нужно пахать. Он следит, чтобы молодые кони не испортили борозды ;)
Бывает так, что старая борозда мешает прокладыванию новых путей.
Крайне редко. КРАЙНЕ!
Интересно. Мой опыт совершенно противоположный. Я очень часто вижу, что утратившие кураж старые руководители реально мешают развиваться и реализовываться следующему поколению, которое оказывается верными учениками поневоле. Не по злобе, а просто по причине возрастной усталости, апатии и невосприимчивости к новому.
И когда наконец наступает срок людей следующего поколения, они уже тоже старые, уставшие, разочаровавшиеся и выработавшиеся — то есть тоже уже не способные реально руководить и развивать.
И получается геронтократия и застой.
Аналогично. У нас это ещё усугубляется ограниченностью ресурсов, мобильности и пространства для развития. Масштаб явления зависит, наверное, от области науки, но тем не менее.
Если у НР есть доступ ко всей нужной ему информации, то мобильность не так важна. Другой вопрос, что в ряде дисциплин всю информацию утаивают. Т.е. в статье по соображениям коммерческим или секретности говорится не всё. Ну так можно и додумать …
Вот именно, ЕСЛИ. Реальная практика намного сложнее и разнообразнее того, что публикуется. Додумать можно, но далеко не всегда. А кроме информации в практической работе нужна инфраструктура, материальные и людские ресурсы – чего ”на местах” может не хватать или не быть вовсе.
Мне рассказывали такую историю. Молодой талантливый исследователь придумал оригинальную идею. Он доложился на семинаре, но был раскритикован старшими коллегами.
У него был доступ к руководителю института (лауреату НП). Тот поднял усталые глаза и за 10 минут показал, что идея при всей её оригинальности и красоте совершенно экономически не оправдана. Т.е. затраты себя не окупят.
Если посмотреть на эффективность, например, патентов, то видно, что выход в практику ничтожно мал.
Я не вижу аргументов, что поисковые исследования имеют КПД выше.
Всякое бывает. Но в целом, чтобы из человека мог вырасти нормальный руководитель, он должен получать соответствующий опыт и соответствующую ответственность в соответствующее время. И поколения должны сменяться в нормальном ритме.
В своей узкой тематике я знал только одного весьма пожилого математика, который схватывал «на лету» и разбирался в новых вопросах лучше молодых. Остальные, и весьма заслуженные люди, хорошо разбирались и понимали только то, что успели освоить где-то до 40-50 лет.
Ладно бы только «утратившие кураж и усталые», нередко просто наступает деменция со сверх ценными идеями. Всё лишь бы руководить и перепоручить!
Сам думай! В науке главное ПОНИМАНИЕ, причем личное.
Извините, я не берусь судить, что именно главное в науке. И к таким суждениям отношусь презрительно.
А кто таких молодых наплодил? Если дело уже обстоит так, то это уже агония.
Так это во всем мире так. «… Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе …» ;)
«Дело в мировом законе …»
Каком? В соответствии с какой группой симметрии?
Умных мало, глупых много. ;)
«Умных мало, глупых много.»
Особенно во власти, поэтому власть, как и нижнее бельё, нужно регулярно менять.
«…научные работники и профессора должны лет 65-67, как в Европе, уходить на пенсии.» Мне кажется здесь важна культура и традиция общества, чтобы такой уход для человека не стал катастрофой — обвалом его планов (проекта) к которому он шел.
У европейцев и японцев это есть в традиции/культуре — они готовятся к своему уходу. У американцев не так. У нас, пока никак. А Windows XP у меня до сих пор работает (off line) на осциллографе :)
В России пенсионеры, в большинстве своём, самая нищая часть общества и они же главная поддержка режима, держащего их нищими. Такова здесь культура…
Вы все о своем, о девичьем.
Не только. Нищенские пенсии есть веский аргумент держаться за должность до последнего. Многие знакомые ушли бы раньше, если бы это не обрекало на нищету.
Нищенская пенсия — это сколько? Мы с женой уже больше десяти лет живем на наши две пенсии. В смысле, покупаем на них еду, лекарства, одежду и обувь по мелочи и платим за квартиру. На более крупные покупки этого, конечно, не хватает, приходится добавлять из зарплаты и прочих накоплений. Но у неработающих пенсионеров крупные покупки и не предполагаются.
После руководящей должности с ее финансовыми возможностями переход на режим, который не предполагает крупных покупок, многими весьма болезненно воспринимается. И люди стараются этот переход оттянуть.
Дык, может “финансовые возможности”, а точнее финансовые привилегии руководящих должностей следует подсократить? Тогда и на подъём пенсионного обеспечения ресурсы появятся.
Важен баланс между привилегиями и ответственностью. ИМХО, главная беда именно в этом.
Это да, только ответственность бывает разная. Одно дело ответственность за дело, и другое ответственность перед вышестоящим начальством. В идеале это должны быть взаимоопределяющие вещи, а в реальности – две большие разницы. Сервильность в приоритете.
Да, именно это я и подразумевал.
Помимо этого существует принципиальный вопрос:
«Зачем нужно государство вообще, если люди честно проработавшие всю жизнь становятся по существу бомжами в старости? Не является ли это государство преступным?»
Слишком много людей берется со своей колокольни судить, что преступно, а что нет. Я себе судейских компетенций не присваиваю. Так что с этими вопросами — пожалуйста к другим. Готовых судить у нас немало.
Боюсь, что кроме бедности есть еще проблема прекращения деятельности. Если человек работал условно на конвейере, то прекращение такой работы означает появление свободы. Но для деятельного человека прекращение работы это сильный стресс. Прикиньте для себя.
Да, конечно. Но и денежный фактор важен.
Понравилось стихотворение автора, — но уж больно печальное, грустное.
Попросил ИИ сотворить воодушевляющий ответ.
Я: Представь, что ты дружище и дай оптимистичный философский ответ на заданные вопросы в виде восьмистишия в том же ритме.
GPT-4:
Как дела, мой друг? Время лечит раны,
Жизнь идёт по кругу — в этом есть и тайна.
Кисть летает — значит, мысли живы,
Слёзы, как росинки, отцветают быстро.
В чае прячешь мудрость, в чарке свет поймаешь,
Каждый миг бесценен, если ты в нём знаешь:
Тьма уйдёт, и ночь подарит звёзды,
Свет во тьме найдёшь, если смотришь просто.
Время лечит РАНы…
Боюсь, тут неизлечимый случай…