Владимир Захаров, академик РАН, докт. физ.-мат. наук, зав. лабораторией нелинейных волновых процессов при Новосибирском университете, зав. сектором математической физики ФИАН им. П.Н. Лебедева, именной профессор Правления Университета Аризоны (США), лауреат Государственных премий СССР и РФ
— Какой основной вред от законопроекта?
— Уничтожение самоуправления науки. Передача ее чиновникам, которые поставят так называемых «эффективных менеджеров», — это конец. Да этих самых «эффективных менеджеров» вскоре тухлыми яйцами закидают!
— Если нет, нужно ли добиваться новых более радикальных поправок или нужно добиваться отзыва законопроекта в целом?
— Наша точка зрения на данный момент — добиваться более радикальных поправок. Это реальней.
— Нужно ли прибегать к радикальным мерам, таким, как массовые протесты и забастовки институтов до рассмотрения законопроекта в третьем чтении? Профсоюз призвал к предупредительным забастовкам. Вы это поддерживаете?
— Безусловно поддерживаю. Нужно бастовать!
— Нужно ли научным работникам срочно организовываться для противодействия планам власти? Например, сейчас пытаемся создать горизонтальную сеть координации институтов…
— Безусловно. Нужно создать систему сопротивления. Фактически мы имеем дело с военными действиями против нас. И надо организовываться для сопротивления.
— Нужно ли научной общественности до сентября предложить встречный проект реформы? Вы этим занимаетесь?
— Занимаемся. Мы создали группу из профессиональных юристов. Их имена я не буду называть — это пока секрет.
Валерий Рубаков, академик РАН, докт. физ.-мат. наук, главный научный сотрудник отдела теоретической физики Института ядерных исследований РАН
— Каковы впечатления от расстановки сил — куда склоняется чаша весов?
— Впечатление, что всё очень жестко. Никаких реальных подвижек я не вижу. Сужу, в частности, по заседанию Открытой трибуны в Государственной Думе 10 июля, на котором я был. Говорится много хороших слов про науку и Академию, но чувствуется нацеленность на то, чтобы принять проект в его нынешнем виде.
— У меня впечатление, что точка зрения сторонников законопроекта зависит от интенсивности протестов — на прошлой неделе они отступили, а сейчас протесты улеглись, и те снова переходят в наступление.
— Я не знаю, что действует, но, по-видимому, есть большое желание принять законопроект как есть.
— Что можем сделать мы — научные работники?
— Продолжать протестовать. Но не только. Еще было бы очень полезно, чтобы научные работники выработали повестку дня по реформе внутри Академии наук. В Академии наук далеко не всё хорошо, полезно сформулировать, что надо в ней менять.
— Нужно ли нам бастовать?
— Забастовка — крайняя мера, но если она состоится, я приму в ней участие.
— Есть ли какие-то идеи по поводу встречных предложений по поправкам в законопроект?
— Лучше всего этот закон было бы сейчас вообще не принимать. Но если уж принимать, то менять очень сильно. Президиум РАН будет подавать поправки, я думаю, правильные. Пожалуй, принципиальные поправки должны касаться двух вещей. Во-первых, не должно быть никаких «создания РАН», «РАН, учреждаемой настоящим законом». То есть речь должна идти только о продолжении деятельности существующей Академии. Во-вторых (по порядку, но не по значимости), надо прописать, как будут управляться институты и кем будут назначаться директора. Сейчас в законопроекте по этой части всё очень мутно. В принципе, разделение управления между РАН и правительственным агентством возможно, но руководитель агентства должен назначаться Академией. Что до членкоров — это внутреннее дело Академии. Как это может регулироваться федеральным законом? И, безусловно, региональным отделениям нужны свои юридические лица, иначе их деятельность будет парализована. А в целом акцент законопроекта не на том, как улучшить работу Академии наук, а как обнулить ее.
— Сейчас произошла некая встряска научного цеха. Сейчас вы, сколько вас там есть — 72 «отказника», — обладаете огромным авторитетом в глазах широкой публики, вы действительно очень популярны.
— Ну уж к этому я точно не стремился.
— Мне было ясно с самого начала, что вы будете очень популярны. Я клоню к тому, что встряска и появление новой авторитетной силы может иметь более широкий эффект, чем спасение Академии наук, — это может породить более широкое движение против одичания нации, против подступающего средневековья — движение за просвещенную страну.
— Это было бы хорошо. Наверно, это возможно. Вообще, мне кажется, есть два варианта развития событий: либо мы отстоим Академию, и тогда произойдет позитивное последействие на более широком поле. Либо мы проиграем, и тогда все кончится апатией и массовым уходом из науки, отъездом и т.п.
— Но сопротивление может продолжиться и после проигрыша, может даже стать более жестким.
— Мне трудно в это поверить. Когда нас начнут укрупнять, сливать, переселять и ликвидировать — это будут делать по очереди и «отреформируют» всех поодиночке.
— Ну, значит, нужно взяться за руки. Отдельные «сообщники» уже строят горизонтальную систему координации институтов. Надо действовать.
— Конечно, надо. Не опускать же руки!
Беседовал Борис Штерн
To Alex5: В чем же Вы увидели мое хамство? Захарову все мы, здешние комментаторы, в подметки не годимся. А туда же — старпер.
To: «Максим Борисов: 18.07.2013 в 21:44»
Что вы придираетесь к анонимности и гордитесь тем, что публикуете свои имя, фамилию и фото? Смысл обсуждений здесь не в том, чтобы зарабатывать какую-то репутацию (это в принципе бессмысленно для анонимного участника), а в высказывании своей, по возможности максимально содержательной, точки зрения об основной статье или о других комментариях.
«Извольте, поясните, когда именно Вы или Роман, стоя лицом к лицу со знакомым академиком, вице-президентом РАН, честно и публично обвиняли его в поддержке Петрика?» Вы вообще откуда всё это взяли? Прочитайте внимательно мои комментарии прежде, чем задавать неадекватные вопросы.
Вопрос отнюдь не бессмысленный, но относится больше не к Вам.
А подписываться настоящим именем желательно для того, чтобы Ваше мнение было подтверждено конкретным опытом. Глупо всерьез рассматривать суждения анонима о науке или об ее организации. К тому же у многих читателей возникает подозрение, что комментарии населяют боты или дубли.
Это обсуждение свелось к обычной для других форумов (но, редкой для ТрВ) ситуации. Появились комментаторы, не имеющие никакого представления о предмете дискуссии.
To: «Максим Борисов: 18.07.2013 в 22:27»
«Глупо всерьез рассматривать суждения анонима о науке или об ее организации.»
Да, именно так рассуждают чиновники, «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек!». Если вы действительно так считаете — что форма важнее содержимого, то вам ни в коем случае нельзя быть научным редактором. Позор!
Да, действительно, как редактор, обращаясь к кому-то за консультацией и решив обнародовать чье-то мнение на тему, связанную с наукой или ее организацией, я обязательно интересуюсь квалификацией собеседника (обходимся впрочем без бумажек). И меня не удовлетворит мнение анонима. И читателю должны быть представлены в первую голову не фантазии дяди Пети или мои собственные фантазии, а мнение компетентного собеседника.
К тому же представляться при встрече собеседнику (пусть и виртуальному) — это элементарная дань вежливости, а вовсе не попытка «зарабатывать какую-то репутацию», как Вам почему-то кажется. Впрочем, и своей репутацией нужно дорожить, что практически исключено для анонима, ничем не отвечающего за свои слова.
To: «Максим Борисов: 18.07.2013 в 23:23»
Вы переигрываете смысл своих предыдущих утверждений. Я говорил только о комментариях, а не о публикации анонимных статей или об анонимных консультациях. Комментарии здесь могут быть анонимными, так сайт ТрВ организован. Если считаете это нецелесообразным, введите обязательную регистрацию на сайте, чтобы только зарегистрированные пользователи могли оставлять комментарии. С учётом того, что подавляющее большинство комментариев тут — анонимные, скорее всего, после такого преобразования соответствующая активность сократится в разы.
Да, технически комментарии могут быть анонимными, хотя коллеги то и дело поднимают вопрос о том, чтобы анонимность как-то исключить. Но от поддельных аккаунтов нас это все равно не избавит, поэтому я лично выступаю за то, чтобы в любом случае не требовать того, что мы не в силах проконтролировать. Сейчас новое обострение ситуации с модерированием комментариев. Поступило было предложение подтверждать регистрации с помощью мобильников, но это совершенно для нас исключено. Скажу больше — я бы на таком сайте сам никогда не зарегистрировался…
Но при этом у всех, кто хочет представиться своим настоящими именем, такая возможность есть, и очень странно считать чем-то ненормальным и неправильным естественное желание быть вежливым.
««Бастовать» могут люди, приносящие пользу…врачи, авиадиспетчеры, а бастовать бездельникам — это как-то уж слишком..»
Это хамство обывателя, пользующегося плодами науки…
С этим Вам в Сколково. Там науку пытаются доить. Правда доят пока бюджет.
Кстати. Зачем городить чушь? Это какой стане чиновники решают что делать ученым?
Это писал действующий ученый, а не обыватель. Просто такой тролль, решил поиздеваться…
«Скажу больше — я бы на таком сайте сам никогда не зарегистрировался…»
Однако есть и такое. Грустные места, со странными разговорами:
http://www.physics-online.ru/php/paper.phtml?jrnid=null&paperid=16466&option_lang=rus
Как модератор — модератору… излишнее модерирование убивает обсуждение..
И потом скрыться за ником почти невозможно.
Да у нас тут в общем-то и не форум (посетители в любом случае не могут создавать свои темы), просто обмен комментариями к статьям проходит иногда очень активно. И я не штатный модератор, а так, слежу, чтобы это все в конец не упало… больше обычно некому. Если все комментарии в дальнейшем вообще отключить, то катастрофы как бы и не наступит… Это тоже одно из постоянных пожеланий от раздраженных коллег. Но пока консенсус в том, что возможность комментировать в общем-то полезна, а комментирующие все-таки ведут себя в целом более интеллигентно, чем на большинстве прочих ресурсов…
PS Ну вот скажем комментарии на Гранях к той же теме о реформировании РАН
http://grani.ru/Society/Science/d.216306.html#comments
Я честно несколько раз пытался выискивать что-то содержательное, но махнул рукой. Это странный поток и особая субкультура, кто-то может получать от всего этого какое-то извращенное удовольствие и — главное — самовыражаться. Но это вещь в себе. Надеюсь, тут такого никогда не будет :-)
«Это писал действующий ученый, а не обыватель.»
Я понял… судя по зарплате.
Я тоже надеюсь…
У меня вопрос к председателю Госдумы и остальным членам палаты.
КТО УПРАВЛЯЕТ ИМУЩЕСТВОМ ГОСДУМЫ?
НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО?
МОЖЕТ ПОРА ПЕРЕДАТЬ ИМУЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ, ДАБЫ НАРОДНЫЕ ИЗБРАННИКИ ЗАНИМАЛИСЬ ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНОВ И НЕ ОТВЛЕКАЛИСЬ НА КОМАНДИРОВКИ ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ В ТАИЛАНД И СИНГАПУР?