Андрей Муравьёв: «Философия считается матерью всех наук»

Андрей Муравьёв
Андрей Муравьёв

Так сложилось, что редакция ТрВ-Наука чаще предоставляет слово представителям естественных наук. Однако все мы знаем, что гуманитарии имеют свою точку зрения на общую иерархию наук и не склонны особо поклоняться «царице наук математике». С доцентом кафедры истории философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Андреем Николаевичем Муравьёвым беседует аспирант кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге Артём Дудин.

— В 2015 году в издательстве «Наука» вышла в свет ваша монография «Философия и опыт. Очерки истории философии и культуры». 25 лет вы исследовали тему, вынесенную в заглавие книги, опираясь на историю классической философии от Фале-са до Гегеля включительно. С точки зрения классической философии, что такое современная наука?

— В наши дни существуют два различных рода наук. Один из них — эмпирическая наука о природе и духе в различных ее отраслях (физика, химия, история, психология и т. п.). Этот род есть продукт развития опыта, начиная с Древней Греции, когда мифология заменяла собой эмпирическое естествознание и, так сказать, духознание, вплоть до XV–XVI веков, когда благодаря связанной с античной философией христианской религии родилось научное познание эмпирии природы и духа, ибо мир как произведение бога стал чем-то заслуживающим внимания и начал изучаться Коперником, Галилеем, Ньютоном и другими учеными. Эти науки до сих пор развиваются в этой своей первоначальной эмпирической форме. Вторая же составляющая современной науки, многими сегодня не признаваемая наукой, есть философия. Ее история тоже началась в античности и закончилась к 1830-м годам, когда в лице Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля философия завершила свое историческое развитие в логическую, или систематическую, науку. Такой она впервые выступила у Гегеля в его «Науке логики» и «Энциклопедии философских наук». Она составляет собой основную часть современной науки и только кажется оставленной в прошлом развитой эмпирической наукой, как это первым провозгласил Конт в середине XIX века и до нашего времени считают и других учат считать другие позитивисты. На деле же эта философская наука продолжает быть тем, что она есть, — единым фундаментом действительно современного научного знания. Правда, он существует пока только в гегелевской системе и всех других классических философских учениях, выступивших в ходе истории философии. В них в виде натурфилософии и философии духа на деле уже существует строго теоретическая, т. е. уже не эмпирическая форма наук о природе и духе. Вот эта сложная философская наука, где логика совмещена с философией природы и духа, есть второй род современной научности. Его, правда, научному сообществу еще только предстоит признать таковым, овладеть им и на этой основе впервые по существу двинуть эмпирические науки в их развитии, придав современным эмпирическим наукам строгую теоретическую форму благодаря освоению специалистами, получающими образование на нефилософских факультетах, единого содержания истории философии. Эта строгая научная форма станет уже не математической, но такой, какой ранее обладала только философия, которая не случайно является самой древней из всех наук, включая математику.

Гегель с учениками в Берлине в 1828 году. Литография
Гегель с учениками в Берлине в 1828 году. Литография

—  Однако как понимать эту теоретическую форму? Кажется, что теоретическая наука уже существует и по названию, и по существу. Мне лично доводилось слышать от одного уважаемого математика, что у нас в стране есть только одна настоящая школа мышления — математическая школа. Надо полагать, что такого рода уважаемые люди математику признают теоретической наукой. Чем же они, эти современные математические или математизированные науки, включая сюда и физику, еще не теоретические?

— То, что сегодня называется, скажем, «теоретической физикой», на самом деле есть необходимый элемент эмпирической физики, без которого она как эмпирическая наука развиваться не может, отчего эта теоретическая составляющая эмпирической физики имеет именно математическую форму, а не философскую. Математика как наука возникла, как известно, позже философии и на основании философии в трудах Пифагора. Еще позже, в XV–XVI веках на философско-религиозной или антично-христианской основе возникла физика как эмпирическая наука — сначала как небесная механика (астрономия), а затем и как земная механика. Философия справедливо считается матерью всех наук именно потому, что научный прогресс в эмпирическом естествознании и духознании всякий раз был обусловлен философскими предпосылками. Но в том-то и дело, что, во-первых, развитие философии и, во-вторых, потребности развития эмпирических наук сегодня делают необходимой (хотя сознание этого только начинает брезжить в умах выдающихся ученых) теоретическую форму в строгом философском, а не только в математическом смысле. Соответственно, эта потребность должна изменить форму развития наук о природе и духе, оставив в них эмпирическим только способ подтверждения и изложения научных открытий. По существу же эти науки должны стать сознательным выражением самой истины, как она реально существует в природе и в духе. Когда они станут таким сознательным выражением, тогда это и будет их настоящая теоретическая форма. Из теоретической составляющей она превратится в теоретическое целое этих наук. Единое теоретическое содержание этих наук будет существовать в этой единой теоретической форме, а эмпирическим (и там, где это требуется, математическим) останется только его подтверждение и изложение сообразно различным, свойственным этим наукам способам его подтверждения и изложения.

— Правильно ли я понимаю: теоретическая форма есть то, что философия называет идеей?

— То, что классическая философия называет идеей, составляет содержание этой теоретической формы. Тогда физика будет сама теоретически раскрывать физическую форму идеи природы, химия — ее химическую форму, биология — биологическую форму этой единой идеи природы, этого единого содержания естественных наук. Тогда эти науки станут заниматься не изучением отдельных явлений природы и не установлением особенных законов этих явлений, как они сегодня делают в качестве эмпирических наук. Как теоретические (т. е. тогда, когда они приобретут уже теперь требующуюся от них теоретическую форму) они займутся выявлением идейного единства своего предмета, перестанут раздирать единую природу на физическую, химическую и органическую.

— По-гречески θεωρέω означает «созерцаю». Насколько я понимаю, этому глаголу противостоит, если брать на аттическом диалекте, глагол πράττω — «действую». Наука как таковая всегда теоретична, даже если она имеет своим предметом практическое, как, скажем, история, которая хотя и изучает поступки людей, но  ее в них интересует не то, как делать что-то завтра или послезавтра, но то, каков закон сделанного. Созерцать же — значит, если следовать определению Аристотеля, иметь дело с предметом, который не может не быть и который существует сам по себе, тогда как поступки как содержание практики могут быть, а могут и не быть и имеют свое начало в нас. Вы же противопоставляете не практическое и теоретическое, но эмпирическое и теоретическое. Тогда возникает вопрос: каким же образом в эмпирическом отсутствует элемент созерцательного, и каким образом он должен присутствовать в истинно теоретической науке?

— Насколько я знаю, сейчас даже сами представители эмпирических наук часто говорят о так называемой «технонауке» как о том, чем они занимаются. Современная эмпирическая наука (именно потому, что потребность в ее теоретической форме пока не удовлетворяется) вырождается в технику, т. е. в некоторый способ действия с природными феноменами, заставляющий их производить нужные нам эффекты. Последние великие открытия в эмпирической науке сделаны давно и до сих пор эксплуатируются исключительно в этом техническом ключе. При этом то, что сделано в физике Галилеем, Ньютоном и Эйнштейном, технически уже почти исчерпано. Куда же дальше идти этой так называемой «технонауке»? Дальше, ясное дело, — тупик, выход из которого, на мой взгляд, может быть только строго-теоретическим.

То, что выдающиеся ученые сто лет назад назвали кризисом современного естествознания, ныне есть вполне реализовавшаяся ситуация. Одно дело — наука, достигающая одновременно полезных и вредных практически-технических результатов. Это и есть современная эмпирическая наука. Другое же дело — наука, теоретически постигающая свой предмет, что наверняка исключит опасные технически-практические новинки и продвинет теоретическое познание ее предмета к его идейному единству. Это как раз то, что требуется ныне всем эмпирическим наукам, — то, что их представители выражают как необходимость обобщающей все научные знания теории, чуть ли не «единой теории всего», что на деле выражает потребность в смене эмпирической формы наук о природе и духе на теоретическую форму этих наук.

— То есть быть созерцаемым, или быть теоретическим, по-вашему, означает прежде всего быть единым?

— Да.

— Эмпирическая же сторона науки имеет дело не с тем, что есть само по себе…

— Единое.

—  Да, она имеет дело не с единым… Но с чем же тогда она имеет дело?

— Она имеет дело с многообразными явлениями этого единого в природе и духе, а само единое в природе и духе оставляет пока, как и двести лет назад, познавать философии.

—  Однако она,тем не менее, познает законы этих явлений…

— Она имеет дело со многим этого единого и сокращает это бесконечное множество до какого-то конечного, но идущего в бесконечность множества особенных законов.

— Как же существуют эти законы? Они ведь не существуют как законы, которые наш рассудок дает природе, согласно Канту?

— Они существуют именно так!

—  То есть законы природы есть нечто, имеющее чисто духовную реальность?

— Конечно.

—  Но тогда истинность этих законов оправдывается только тем, что сам дух включен в природу как более высокая  ее  форма…

— Естественно, что дух природе не посторонний. Он, конечно, не есть высшая форма природы, но дух по необходимости связан с природой и возникает только из нее.

— …И в этом смысле он в себе концентрированно, как микрокосм, заключает всю природу и таким образом может  ее  познавать?

— Разумеется, отчего законы природы и носят имя законов Ньютона, законов Эйнштейна и т. п. Тем самым указывается, кто именно из духовных существ, т. е. из людей, открыл и сформулировал эти законы. Это, конечно, законы природы, но именно как математически сформулированные законы они существуют только для духа и в духе. В самой же природе они только реализуются в определенных превращениях природных явлений. «Идеальный газ», «идеально твердое тело» недаром именно так называются в эмпирической науке! Кто-то из ученых хорошо сказал: «Законы природы не написаны на небе». В противном случае эмпирические науки и специально подготовленные ученые были бы не нужны.

— При этом зачастую законы природы реализуются в силу искусственных экспериментов, когда, например, создаются искусственные химические элементы?1

Как же иначе?! На этих примерах совершенно очевидно, что то, что в природе самой по себе не существует, в результате технического вмешательства в нее начинает реально существовать на какие-то доли мгновений…

— То есть я вас правильно понял: эмпирическая наука не теоретична именно потому, что познаваемые ею особенные законы реальны только в духе исследователя, а то, что было бы теоретической наукой, познавало бы природу так, как она есть сама в себе, а не в духе?

— Да, сама в себе. Теоретическая форма наук будет познавать то, каким образом эта единая сущность природы, существуя в природе только в себе, раскрывается духом, поскольку лишь он существует для себя, отчего, стало быть, для него и существует природа как единое идейное целое.

— Но этот дух уже должен был бы быть несколько иным, нежели тот, который имеет дело с природой в эмпирической науке…

— Конечно. В опыте исследователь является внешним своему предмету, а предмет — внешним его исследователю. Эта эмпирическая установка порождает вопросы: «Какое право мы имеем что-то приписывать природе?», «Почему природа такова, что как будто бы специально под наше познание подстроена?» и т. д. Все такого рода представления намекают на то, что опыт есть некоторое единство природы и духа, а не только их выпирающее в опыте и затеняющее единство различие. Выявить это единство природы и духа, подойти к природе не просто как к материалу, который мы можем насиловать, как нам угодно, и тем самым подрывать наше собственное физическое существование как духовных существ, по необходимости связанных с природой, а понять, что, вообще говоря, и природа, с одной стороны, есть единство природы и духа, и дух, с другой стороны, есть единство природы и духа, — при такой философской предпосылке это будет уже совсем другое научное исследование их. Повторю, что примеры и образцы такого конкретного (познавательного, или строго-теоретического), а не абстрактного, непотребительского отношения к природе и к духу классическая философская мысль в своей натурфилософии и философии духа уже дала.

— Гейзенберг пишет, что, по-видимому, реально то, что Платон называл идеями, а не материя в смысле каких-то кирпичиков-атомов…

— Кстати, такого рода явления, как появление квантовой физики, в разработке которой участвовал Вернер Гейзенберг, показывают, что на гребне действительно современной науки совершается единство философского и эмпирического научного знания — единство философской основы научного знания и производных от этой основы, которые и есть эмпирические науки.

—  Спасибо большое за интервью!

— Спасибо и вам за вопросы, ибо это важно знать широкому кругу ученых.

Андрей Муравьёв
Беседовал Артём Дудин

Текст полного интервью с А. Н. Муравьёвым


1 Элементы, синтезируемые в лаборатории, синтезируются и при взрывах сверхновых без всякого технического вмешательства, хотя быстро распадаются. —  Прим. ред.

Подписаться
Уведомление о
guest

126 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Дудин Артём
Дудин Артём
5 года (лет) назад

Я не стану отвечать индивидуально на определённые комментарии (включая комментарий уважаемого Алексей В. Лебедева в 9:38 утра сего дня) потому, что не знаю, как избежать при этом спора, а споры, на мой взгляд, – вещь в высшей степени неблагодарная.

Возможно, все или, по крайней мере, некоторые из высказанных выше, на мой взгляд, недоразумений рассеются, когда в Сети появится полный текст интервью (выложенное здесь на деле составило лишь его четверть). Если это будет единственным способом, каким аудитория этого сайта сможет познакомиться с этим текстом, то я выложу сюда ссылку на него в комментариях. Хотя возможны и другие способы этого ознакомления, наверное… Текст будет готов недели через две, я думаю. Возможно, раньше.

Там уже видно будет, рассеет это эти самые недоразумения или нет.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Что Вы, Артём, ни о каких недоразумениях и речи быть не может.

Дудин Артём
Дудин Артём
5 года (лет) назад

Хорошо, тогда я, на всякий случай, замечу на будущее для всех, кто решит компетентно судить о сущности философии, что Гегелю, который, на минуточку, прожил, кажется, пять лет в одной комнате в общежитии с Шеллингом (который уже тогда начал публиковать работы по философии, которые поначалу двигали дальше точку зрения Фихте), понадобилось суммарно ещё 15 лет до того, как он в 1807 году опубликовал “Феноменологию духа” как введение в систему. Затем ещё десять лет – на “Науку логики”. Итого: 5 лет университетских занятий + 15 лет на введение + 10 лет на саму науку; итого: 30 лет. 30 лет, уважаемые знатоки философии, которые ею, подозреваю, занимаются несколько меньше, чем своей основной специальностью!

Что он сделал за это время? Ну, минимум, прочёл тексты по всей истории философии (по моим оценкам, около 40-50 тысяч страниц текстов вроде “Критики чистого разума” Канта или “Метафизики” Аристотеля), а затем ещё развил содержащееся в них понятие истины до научной формы (собственно, “Феноменология” и “Наука логики”).

Так вот, уважаемые знатоки, заметьте себе хорошенько: сегодня, как и 200 лет назад, путь в философию как науку лежит по тому же пути истории философии, по тем же 40-50 тысячам страниц текста, содержание которых развивается до науки. И сегодня, на деле, это произойдёт едва ли быстрее, чем у Гегеля. Срок вызревания философа, как недурно заметил Платон, – где-то пятьдесят лет.

Теперь спросите себя: насколько хорошо вы знаете эти самые 40-50 тысяч страниц? Платона? Аристотеля? Плотина? Декарта? Лейбница? Прокла? Античных скептиков? Это даже не половина. А раз не знаете, то не осторожнее было бы воздержаться от поспешных суждений? Не было бы это более сообразно с совестью учёного, нет?

Философия – это наука. Только царского пути в неё нет. Поэтому и кажется она очень многим не наукой.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Разве физики читают Галилея? Разве математики читают Декарта? Философия не только не является наукой, она даже не похожа на науку.

Кстати с Платоном забавно получилось. Представление Гегеля о том, что в Платоне уже содержится, в нераскрытой форме, вся диалектика, т.е. истинная философия, основано, по всей видимости, на второй части диалога Платона “Парменид”; однако всякому непредубеждённому читателю становится очевидно, что весь этот диалог – памфлет, а диалектическая его часть – пародия на противников Платона.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Мы, в общем-то, не стремимся судить о сущности философии. Вмешиваться в работу философов и давать им установки. Именно потому, что упомянутых тысяч страниц не читали. Зато многие читали и изучали аналогичные объемы в своих областях. А вы? Достаточно ли вы разбираетесь в этих областях, чтобы выносить суждения и предлагать нам? А ведь именно это вы и делаете.

Афонюшкин Василий
Афонюшкин Василий
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

чтобы более или менее внятно начать разбираться в биологии, нужно читать современные и около-современные научные и учебные тексты. Если погрузится в историю, то, вероятно, это запутает и загрузит мозг ошибочными представлениями. Не кажется ли очевидным, что и для развития философа было бы уместно просто изучить современную философию? Я бы еще добавил сюда нейробиологию и психологию (дабы минимизировать субъективизм суждений) и математику, конечно.

С другой стороны, в биологии и впрямь народ увлекается технической стороной вопроса и логические умозаключения у них не в чести поставил реакцию, описал результат, опубликовал. Некоторых биологов я называю “кастрированными бритвой Оккама” по причине того, что все для них непонятные дисциплины и суждения они игнорируют, ссылаясь на Оккама.

Дудин Артём
Дудин Артём
5 года (лет) назад

Как никто не научится считать из изучения философии, но должен для этого покорпеть над арифметикой. (Более того, без предварительного освоения арифметики человек даже и не сможет приступить к философии, насколько я понимаю). Так никто не научится предмету философии из арифметики или из какой-либо другой науки, помимо философии.

Я не в праве говорить за Андрея Николаевича, хотя, возможно, некоторым образом понимаю его точку зрения по этому пункту. Я скажу за себя, насколько я до сих пор это понял: поэтому (см. первый абзац) никто не говорит, что философы будут учить, скажем, математиков, как им делать свою науку. Чепуха! Только математик может знать это. Но никто без философа не научится самому понятию того, что такое наука, поскольку только философия рассматривает свой предмет в понятиях, то есть с точки зрения всеобщности и необходимости.

Михаил
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Ну, и кому нужно это понятие, что такое наука?:) Уж явно не ученым, которые в науке уже работают.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Михаил

“Ну, и кому нужно это понятие, что такое наука?:) Уж явно не ученым, которые в науке уже работают.”

Не стоит разбрасываться вопросами типа “кому нужно”. Задать такие вопросы можно о многих вещах. Если же встать на точку зрения, что всё, что существует, достойно изучения, то наука существует, и философский подход к её изучению – один из возможных. Если же кто-то считает, что он заведомо бесперспективен, то это утверждение в свою очередь требует доказательств.

Михаил
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Нет, я не считаю, что этот подход заведомо бесперспективен. Но бесперспективно изучать науку, ничего о ней не зная. А фразы типа “На этих примерах совершенно очевидно, что то, что в природе самой по себе не существует, в результате технического вмешательства в нее начинает реально существовать на какие-то доли мгновений” вызывает подозрение, что господин философ физику знает на уровне “одна баба сказала”, но берется о ней рассуждать.

Михаил
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Я не считаю, что этот подход заведомо бесперспективен. Но абсолютно бесперспективно изучать науку, зная ее на уровне “На этих примерах совершенно очевидно, что то, что в природе самой по себе не существует, в результате технического вмешательства в нее начинает реально существовать на какие-то доли мгновений…”.:)

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

“Но никто без философа не научится самому понятию того, что такое наука” Наука есть сфера человеческой деятельности. Вне физиков, биологов и прочих никакой науки нет и быть не может. Существование и развитие науки определяется потребностями общества. Роль философии может состоять в том, чтобы эту деятельность изучать и обобщать в понятиях на своем уровне.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“Существование и развитие науки определяется потребностями общества.”

Это не совсем верно. Наука возникла довольно поздно и явно позже, чем потребность в ней, так что нужна была ещё и возможность. Вообще вопрос нетривиальный и требует конкретных знаний как истории науки, так и истории философии с теологией. Лично моё мнение, на базе знаний в пределах кандидатского минимума, что наука – создание чисто эмпирическое, существует исключительно за счёт собственных успехов, и никакая философия или религия (но не идеология) ей не способствовали и не могли способствовать, ибо познавательные установки, требуемые для существования науки, произвольны и даже противоречивы. И последнее утверждение является философским.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

«- …наука — создание чисто эмпирическое, существует исключительно за счёт собственных успехов, и никакая философия или религия (но не идеология) ей не способствовали и не могли способствовать, ибо познавательные установки, требуемые для существования науки, произвольны и даже противоречивы.»
Alex, мне понравилось ваше определение науки – замечательный образец эмпирического обобщения.

Олег
Олег
5 года (лет) назад

Математика описывает не мир, а математическую модель мира, которая в рамках математики может быть и корректна, но совсем не обязана быть адекватной миру в граничных областях стыковки, а тем более – за границами своей применимости.
Это как законы Вина и Релея-Джинса для спектров излучения. Пока не была введена принципиально новая модель (в данном случае квантование излучения) их было не сшить, хотя математически они вполне корректно описывали ситуацию в своих границах. Точно также и стык наук. В разных науках – различные модели, полученные в разных приближениях, и надеятся, что только знание математики без фундаментальных знаний (существующих и новых) в других науках решит проблемы их стыковки (обощения) мне кажется очень оптимистичным предположением.
Поэтому мне и кажется, что ни математики, ни тем более философы, в настоящее время эту проблему решить не смогут.

Михаил
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Математика, безусловно, не всесильна. Ну так математики и не осчастливливают человечество своими рецептами по реорганизации всех наук.:) Даже если у них (нас) есть какое-то мнение на эту тему, его обычно не выкладывают в открытый доступ – чтобы не позориться.

Олег
Олег
5 года (лет) назад

С одной стороны вы говорите, что философы не будут учить кого-то делать науку, с другой стороны вы говорите, что никто кроме философов не знает, что такое наука. Как вы можете доказать, что философы не ошибаются в своем знании?

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Олег, ну как они могут доказать? Вернадский (см. ссылку выше) не зря ставил философское и религиозное мышление в один ряд, противопоставляя научному. Священники вам скажут так: у нас есть Священное Писание, оно от Бога, а Бог все знает. В этом видна логика, правда, опирающаяся на аксиому, которую не все разделяют. А Гегель почему прав? Потому что прочел 50 тысяч страниц? Только ушли от культа “троицы” Маркса, Энгельса и Ленина, теперь вернемся к более древнему культу Гегеля? В философию, они говорят, нет царского пути, а из философии царские пути во все науки есть, что ли?

Если ученый одновременно является философом, это порой дает интересный результат. Но если философы существуют отдельно, изучая свои 50 тысяч страниц, посвященные в основном далекому прошлому и давно устаревшим представлениям, а с современной наукой знакомятся на самом любительском уровне, плюс царит культ авторитетов, то не удивительно, что на принятие и осмысление каких-то вещей уходят многие десятилетия. Поэтому не случайно, что в недавнем прошлом философия не раз выступала как реакционная сила в отношении передовых направлений в науке. Поэтому не ей, конечно, определять будущее науки.

Alex
Alex
5 года (лет) назад

“Вернадский (см. ссылку выше)”

На всякий случай замечу, что упоминаемая Вернадским (философская) концепция “эмпирических обобщений” глубоко неверна, так что Вернадский сам тот ещё авторитет.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Я в данном случае привел ссылку на Вернадского не столько потому что он авторитет, а потому что он выразил свои возражения в достаточно литературной форме. Ниже еще Аксайский привел другой текст от Вернадского.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

На всякий случай уточню: Вернадский – авторитет только для научных работников по призванию и концепция «эмпирических обобщений» не философская категория, а практическое руководство к действию. К философии имеет такое же отношение, как и к религии – считает их социально полезными – особенно для тех, кому они помогают сохранить душевный комфорт. А это, похоже, стоит любых свеч. :)

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

“концепция «эмпирических обобщений» глубоко неверна”

Следует, наверное, уточнить, что она хуже, чем неверна – она специально притянута за уши с целью философски обосновать теорию “ноосферы”, каковая теория, по Вернадскому, и есть одно из «эмпирических обобщений».

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

«Теория» и «эмпирическое обобщение» – антитеза. Вернадский в своих печатных работах изо всех сил пытался избежать соблазна теоретизирования. Сочетание слов – теория ноосферы – не его изобретение, скорее это можно увидеть, например, у Пьера Тейяр де Шардена. В.И., насколько я понял, в конце своей научной жизни очень осторожно заметил, что история атомов земной коры скорее подводит к представлению об организме, нежели о механизме, пусть даже очень сложном. Но слаб человек – в своих дневниках и в разговорах наедине с некоторыми близкими ему людьми, крайне редко – я например, встретил только 1 случай – раскрывал свое видение Мира чуть шире – Александр Евгеньевич Ферсман вспоминал, как в разговоре с ним однажды ошарашено воскликнул – … Владимир Иванович, да ведь Вы – мистик. Жаль, не пояснил – в чём увидел мистику. :)

Alex
Alex
5 года (лет) назад

На всякий случай, если кто позабыл или никогда этого не знал, напомню, откуда тут ноги растут. «Естествоиспытатели прошлого столетия, даже до 1830 г., довольно легко обходились еще при помощи старой метафизики, ибо действительная наука не выходила еще из рамок механики, земной и космической. Однако путаницу в умы внесла уже высшая математика, которая рассматривает вечные истины низшей математики как превзойденную точку зрения, утверждает часто вещи, противоположные им, и выставляет теоремы, кажущиеся, с точки зрения низшей математики, простой бессмыслицей. Здесь неизменные категории исчезли, математика вступила на такую почву, где даже столь простые понятия, как «абстрактное количество», «дурная бесконечность», приняли совершенно диалектический вид и заставили математику, против ее воли и без ее ведома, стать диалектической. Нет ничего комичнее, чем жалкие уловки, увертки и фикции, к которым прибегает математика, чтобы разрешить это противоречие … Но теперь все обстоит иначе. Химия, абстрактная делимость физического, дурная бесконечность — атомистика. Физика — клетка (процесс органического развития как отдельных индивидов, так и видов путём дифференцирования является поразительнейшим образцом рациональной диалектики) и, наконец, тождество сил природы и их взаимное превращение друг в друга, уничтожившее всякую неизменность категорий. Несмотря на это, естествоиспытатели в своей массе все еще не могут отказаться от старых метафизических категорий и беспомощны, когда приходится рационально объяснить и систематизировать эти современные факты, которые показывают, так сказать, наглядно наличие диалектики в природе. … Освобожденная от мистицизма диалектика становится абсолютной необходимостью для естествознания, покинувшего ту область, где достаточны были неизменные категории, эта своего рода низшая математика логики. Философия мстит за себя задним числом естествознанию за то, что последнее покинуло ее. Естествоиспытатели могли бы уже убедиться на примере естественнонаучных успехов философии, что во всей этой философии имеется нечто такое, что превосходит их даже в их собственной области (Лейбниц — основатель математики бесконечного, по сравнению с которым индуктивный осел Ньютон является плагиатором и вредителем; Кант — космогоническая теория происхождения мира… Подробнее »

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Господин Алекс!
Если предлагаемый Вами перевод из сочинения покойного (давно) господина Энгельса точен, то его сентенции о математике не заслуживают ни малейшего доверия, увы, ни на йоту. Действительно, еще Эйлер знал, что “анализ бесконечного” есть надстройка или, если хотите, расширение элементарной школьной алгебры. Что в последствии было на достаточном для нужд естественного знания обосновано Бернгардом Больцано, Августином (именно так! – Л.К.) Луи Коши и резюмировано Карлом Вейерштрассом, и что мы имеем в качестве классического инфинитезимального анализа по сю пору в основном в практически неизменном виде.
Это , то есть понятие функциональной зависимости и понятие – операция предельного перехода (взятие предельного значения) было, если верить приведенной цитате (имелись фокусники в ИМЭЛ’е – но то другая история, история сталинских фальсификаций!), так вот, эти представления, если верить цитированию, были покойному господину Энгельсу просто не по его мозгам.
Уж простите меня многогрешного!
Уважающий Вас Л.К.
Указанные понятия хорошо постижимы в возрастном интервале от15 до 25 лет, хотя, конечно, бывают и исключения вне обеих границ приведенного интервала.
К.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Если я правильно помню, Энгельс утверждал, что по математике его консультировал Маркс.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Ни тот, ни другой не предполагали последующего насильственного типа “обожествления”. И то, что их писания сочтут практические политики тоталитарного толка основанием для “единственно верного учения”.
Как Адольф Гитлер счел основой своей “расовой теории” фальшивку в виде “Протоколов сионских мудрецов”.
“Нам не дано предугадать…”, простите, не помню, кажется что-то из Тютчева.
С уважением,
Л.К.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

“…на достаточно для нужд естественного знания уровне…”
Пропущено по моей вине слово “уровень”.
Приношу извинения Коллегам и (в их числе) админу сайта.
С постоянным уважением,
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
5 года (лет) назад

По опытным данным, скорость чтения на русском языке – это ~200 слов в минуту при усвоении ~50%. Примем 1страница=500слов, тогда 50000страниц*500слов*1минута/200слов~87суток непрерывного чтения – вполне по силам любому человеку, исключая тех, кому через неделю сдавать аспирантский экзамен по философии. Мне, в свое время, сдать экзамен помог Владимир Иванович Вернадский, который, по моей оценке, переработал ~150000 страниц философской литературы. Я сделал для себя реферат, который, спустя много лет, выложил в сеть, в помощь таким же, как В.И. – обычным научным работникам по призванию. Я полностью сохранил его словесные конструкции. Меня они восхищают смысловой многослойностью – красивая попытка охватить необъятное. Для тех, у кого блестят глаза – Владимир Иванович Вернадский о роли философии в научной работе. Метафизика. http://samlib.ru/a/aksajskij_w_a/ava_vernadsky.shtml

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад

Уважаемый господин Аксайский!
Простите зеа любопытство, но хочу Вас спросить: это Ваш сайт –
http://samlib.ru/a/aksajskij_w_a/
не так ли?
Еще очень хочется знать Вашу основную и узкую специальность.
С непременным к Вам уважением,
Л.К.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Уважаемый Леонид Коганов, да – это моя страница в Самиздате. Мне интересно заглядывать на ТрВН и ещё мне импонируют личности с неординарным образным мышлением с инженерным, изобретательским оттенком. Естественно, я насколько могу, отслеживаю их проявления.
Немного о себе – физикохимик, к.х.н., защищался в Ленинградском госуниверситете им. А.А. Жданова по мёссбауэровской спектроскопии. Сейчас в.н.с. в одном из институтов СО РАН. Я по натуре человек не публичный и не испытываю острого желания афишировать свои интеллектуальные интересы. Поэтому имя моё, а фамилия Аксайский – девичья фамилия моей мамы. Если коротко об интересах, то всю жизнь острое ощущение, что каждый из нас и весь доступный нам Мир, часть чего-то изумительного большего. Отсюда, постоянный, почти не зависящий от меня, иррациональный интерес, заставляющий узнавать и делать новое, новое и новое. Сумбурно, но то, что смутно ощущаю, смутно в словах и выражаю :)
С уважением, Владимир Аксайский

Михаил
5 года (лет) назад

Дорогая редакция! Не знаю, куда деваются мои ответы Артёму Дудину, но хотел бы отметить, что период полураспада плутония-244 – 80 миллионов лет. Мне кажется, что это – не очень быстро.:)

Максим Борисов
ТрВ
5 года (лет) назад
В ответ на:  Михаил

Ваши комментарии все опубликованы. Только какие-то были не сразу.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад
В ответ на:  Михаил

Я бы добавил в эту копилку еще синтезированные химические соединения, которых нет в природе, в том числе, достаточно стабильные, и бактерии с полностью написанным людьми генетическим кодом.

Иван
Иван
5 года (лет) назад

Ну полноте, не такая уж и беда случилась, что это интервью опубликовали. Хотя обидно, что взяли у гегельянца, а не аналитического философа или просто логика. Это как в физике брать интервью у представителя какой-то экзотичной и маргинальной теории. Большая часть (если не по числу публикаций, то точно по числу цитирований, которое своим цехом не исчерпывается, а уходит в математику (цитирующих логиков), медиков (цитирующих теоретиков биоэтики), нейробиологии и психологии (цитирующих философию сознания), и т.д.) современной философии это аналитическая философия, стремящаяся к точности и ясности в построении своих теорий. И это интервью в этом плане абсолютно не является показательным “вот, мол, какая она, современная философия”. Если вам действительно интересно понять современную философию, а не высокомерно похихикать (“я то физик, не чета энтим гуманитариям!”), то читайте Дэвида Льюиса, Уиларда Куайна, Рудольфа Карнапа, Яакко Хинтикка.

Иван
Иван
5 года (лет) назад

Ну полноте, это интервью с маргиналом в мире философии, он ее ничуть не представляет. Кто здесь, похихикивая, складывает впечатление о философии по этому интервью, тот не очень умен. Представьте, что тут выложили интервью с представителем какой-то маргинальной теории в вашей науке. Вы бывсем пытались объяснить, что он вашу науку не представляет нисколько, и не надо о ней по нему судить. Вот и я вас призываю для составления впечатления о современной философии, читать о аналитической философии и логике(Д.Льюис, Я.Хинтикка, Р.Карнап, У.Куайн), медицинской этике (Laurence B. McCullough), философии биологии (Kim Sterelny), политической философии (Philip Pettit), философии сознания, ориентированная на нейробиологию и когнитивные науки (Andy Clark, Дэниел Деннет, супруги Пол и Патрисия Чёрчленд).

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад
В ответ на:  Иван

Тогда получается, что нормальные философы – за границей, а маргинальные – в России. Тоже показательно.

Иван
Иван
5 года (лет) назад

Увы :(

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Иван

Спасибо, забавные авторы.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 3,17 из 5)
Загрузка...