Андрей Муравьёв: «Философия считается матерью всех наук»

Андрей Муравьёв
Андрей Муравьёв

Так сложилось, что редакция ТрВ-Наука чаще предоставляет слово представителям естественных наук. Однако все мы знаем, что гуманитарии имеют свою точку зрения на общую иерархию наук и не склонны особо поклоняться «царице наук математике». С доцентом кафедры истории философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Андреем Николаевичем Муравьёвым беседует аспирант кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге Артём Дудин.

— В 2015 году в издательстве «Наука» вышла в свет ваша монография «Философия и опыт. Очерки истории философии и культуры». 25 лет вы исследовали тему, вынесенную в заглавие книги, опираясь на историю классической философии от Фале-са до Гегеля включительно. С точки зрения классической философии, что такое современная наука?

— В наши дни существуют два различных рода наук. Один из них — эмпирическая наука о природе и духе в различных ее отраслях (физика, химия, история, психология и т. п.). Этот род есть продукт развития опыта, начиная с Древней Греции, когда мифология заменяла собой эмпирическое естествознание и, так сказать, духознание, вплоть до XV–XVI веков, когда благодаря связанной с античной философией христианской религии родилось научное познание эмпирии природы и духа, ибо мир как произведение бога стал чем-то заслуживающим внимания и начал изучаться Коперником, Галилеем, Ньютоном и другими учеными. Эти науки до сих пор развиваются в этой своей первоначальной эмпирической форме. Вторая же составляющая современной науки, многими сегодня не признаваемая наукой, есть философия. Ее история тоже началась в античности и закончилась к 1830-м годам, когда в лице Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля философия завершила свое историческое развитие в логическую, или систематическую, науку. Такой она впервые выступила у Гегеля в его «Науке логики» и «Энциклопедии философских наук». Она составляет собой основную часть современной науки и только кажется оставленной в прошлом развитой эмпирической наукой, как это первым провозгласил Конт в середине XIX века и до нашего времени считают и других учат считать другие позитивисты. На деле же эта философская наука продолжает быть тем, что она есть, — единым фундаментом действительно современного научного знания. Правда, он существует пока только в гегелевской системе и всех других классических философских учениях, выступивших в ходе истории философии. В них в виде натурфилософии и философии духа на деле уже существует строго теоретическая, т. е. уже не эмпирическая форма наук о природе и духе. Вот эта сложная философская наука, где логика совмещена с философией природы и духа, есть второй род современной научности. Его, правда, научному сообществу еще только предстоит признать таковым, овладеть им и на этой основе впервые по существу двинуть эмпирические науки в их развитии, придав современным эмпирическим наукам строгую теоретическую форму благодаря освоению специалистами, получающими образование на нефилософских факультетах, единого содержания истории философии. Эта строгая научная форма станет уже не математической, но такой, какой ранее обладала только философия, которая не случайно является самой древней из всех наук, включая математику.

Гегель с учениками в Берлине в 1828 году. Литография
Гегель с учениками в Берлине в 1828 году. Литография

—  Однако как понимать эту теоретическую форму? Кажется, что теоретическая наука уже существует и по названию, и по существу. Мне лично доводилось слышать от одного уважаемого математика, что у нас в стране есть только одна настоящая школа мышления — математическая школа. Надо полагать, что такого рода уважаемые люди математику признают теоретической наукой. Чем же они, эти современные математические или математизированные науки, включая сюда и физику, еще не теоретические?

— То, что сегодня называется, скажем, «теоретической физикой», на самом деле есть необходимый элемент эмпирической физики, без которого она как эмпирическая наука развиваться не может, отчего эта теоретическая составляющая эмпирической физики имеет именно математическую форму, а не философскую. Математика как наука возникла, как известно, позже философии и на основании философии в трудах Пифагора. Еще позже, в XV–XVI веках на философско-религиозной или антично-христианской основе возникла физика как эмпирическая наука — сначала как небесная механика (астрономия), а затем и как земная механика. Философия справедливо считается матерью всех наук именно потому, что научный прогресс в эмпирическом естествознании и духознании всякий раз был обусловлен философскими предпосылками. Но в том-то и дело, что, во-первых, развитие философии и, во-вторых, потребности развития эмпирических наук сегодня делают необходимой (хотя сознание этого только начинает брезжить в умах выдающихся ученых) теоретическую форму в строгом философском, а не только в математическом смысле. Соответственно, эта потребность должна изменить форму развития наук о природе и духе, оставив в них эмпирическим только способ подтверждения и изложения научных открытий. По существу же эти науки должны стать сознательным выражением самой истины, как она реально существует в природе и в духе. Когда они станут таким сознательным выражением, тогда это и будет их настоящая теоретическая форма. Из теоретической составляющей она превратится в теоретическое целое этих наук. Единое теоретическое содержание этих наук будет существовать в этой единой теоретической форме, а эмпирическим (и там, где это требуется, математическим) останется только его подтверждение и изложение сообразно различным, свойственным этим наукам способам его подтверждения и изложения.

— Правильно ли я понимаю: теоретическая форма есть то, что философия называет идеей?

— То, что классическая философия называет идеей, составляет содержание этой теоретической формы. Тогда физика будет сама теоретически раскрывать физическую форму идеи природы, химия — ее химическую форму, биология — биологическую форму этой единой идеи природы, этого единого содержания естественных наук. Тогда эти науки станут заниматься не изучением отдельных явлений природы и не установлением особенных законов этих явлений, как они сегодня делают в качестве эмпирических наук. Как теоретические (т. е. тогда, когда они приобретут уже теперь требующуюся от них теоретическую форму) они займутся выявлением идейного единства своего предмета, перестанут раздирать единую природу на физическую, химическую и органическую.

— По-гречески θεωρέω означает «созерцаю». Насколько я понимаю, этому глаголу противостоит, если брать на аттическом диалекте, глагол πράττω — «действую». Наука как таковая всегда теоретична, даже если она имеет своим предметом практическое, как, скажем, история, которая хотя и изучает поступки людей, но  ее в них интересует не то, как делать что-то завтра или послезавтра, но то, каков закон сделанного. Созерцать же — значит, если следовать определению Аристотеля, иметь дело с предметом, который не может не быть и который существует сам по себе, тогда как поступки как содержание практики могут быть, а могут и не быть и имеют свое начало в нас. Вы же противопоставляете не практическое и теоретическое, но эмпирическое и теоретическое. Тогда возникает вопрос: каким же образом в эмпирическом отсутствует элемент созерцательного, и каким образом он должен присутствовать в истинно теоретической науке?

— Насколько я знаю, сейчас даже сами представители эмпирических наук часто говорят о так называемой «технонауке» как о том, чем они занимаются. Современная эмпирическая наука (именно потому, что потребность в ее теоретической форме пока не удовлетворяется) вырождается в технику, т. е. в некоторый способ действия с природными феноменами, заставляющий их производить нужные нам эффекты. Последние великие открытия в эмпирической науке сделаны давно и до сих пор эксплуатируются исключительно в этом техническом ключе. При этом то, что сделано в физике Галилеем, Ньютоном и Эйнштейном, технически уже почти исчерпано. Куда же дальше идти этой так называемой «технонауке»? Дальше, ясное дело, — тупик, выход из которого, на мой взгляд, может быть только строго-теоретическим.

То, что выдающиеся ученые сто лет назад назвали кризисом современного естествознания, ныне есть вполне реализовавшаяся ситуация. Одно дело — наука, достигающая одновременно полезных и вредных практически-технических результатов. Это и есть современная эмпирическая наука. Другое же дело — наука, теоретически постигающая свой предмет, что наверняка исключит опасные технически-практические новинки и продвинет теоретическое познание ее предмета к его идейному единству. Это как раз то, что требуется ныне всем эмпирическим наукам, — то, что их представители выражают как необходимость обобщающей все научные знания теории, чуть ли не «единой теории всего», что на деле выражает потребность в смене эмпирической формы наук о природе и духе на теоретическую форму этих наук.

— То есть быть созерцаемым, или быть теоретическим, по-вашему, означает прежде всего быть единым?

— Да.

— Эмпирическая же сторона науки имеет дело не с тем, что есть само по себе…

— Единое.

—  Да, она имеет дело не с единым… Но с чем же тогда она имеет дело?

— Она имеет дело с многообразными явлениями этого единого в природе и духе, а само единое в природе и духе оставляет пока, как и двести лет назад, познавать философии.

—  Однако она,тем не менее, познает законы этих явлений…

— Она имеет дело со многим этого единого и сокращает это бесконечное множество до какого-то конечного, но идущего в бесконечность множества особенных законов.

— Как же существуют эти законы? Они ведь не существуют как законы, которые наш рассудок дает природе, согласно Канту?

— Они существуют именно так!

—  То есть законы природы есть нечто, имеющее чисто духовную реальность?

— Конечно.

—  Но тогда истинность этих законов оправдывается только тем, что сам дух включен в природу как более высокая  ее  форма…

— Естественно, что дух природе не посторонний. Он, конечно, не есть высшая форма природы, но дух по необходимости связан с природой и возникает только из нее.

— …И в этом смысле он в себе концентрированно, как микрокосм, заключает всю природу и таким образом может  ее  познавать?

— Разумеется, отчего законы природы и носят имя законов Ньютона, законов Эйнштейна и т. п. Тем самым указывается, кто именно из духовных существ, т. е. из людей, открыл и сформулировал эти законы. Это, конечно, законы природы, но именно как математически сформулированные законы они существуют только для духа и в духе. В самой же природе они только реализуются в определенных превращениях природных явлений. «Идеальный газ», «идеально твердое тело» недаром именно так называются в эмпирической науке! Кто-то из ученых хорошо сказал: «Законы природы не написаны на небе». В противном случае эмпирические науки и специально подготовленные ученые были бы не нужны.

— При этом зачастую законы природы реализуются в силу искусственных экспериментов, когда, например, создаются искусственные химические элементы?1

Как же иначе?! На этих примерах совершенно очевидно, что то, что в природе самой по себе не существует, в результате технического вмешательства в нее начинает реально существовать на какие-то доли мгновений…

— То есть я вас правильно понял: эмпирическая наука не теоретична именно потому, что познаваемые ею особенные законы реальны только в духе исследователя, а то, что было бы теоретической наукой, познавало бы природу так, как она есть сама в себе, а не в духе?

— Да, сама в себе. Теоретическая форма наук будет познавать то, каким образом эта единая сущность природы, существуя в природе только в себе, раскрывается духом, поскольку лишь он существует для себя, отчего, стало быть, для него и существует природа как единое идейное целое.

— Но этот дух уже должен был бы быть несколько иным, нежели тот, который имеет дело с природой в эмпирической науке…

— Конечно. В опыте исследователь является внешним своему предмету, а предмет — внешним его исследователю. Эта эмпирическая установка порождает вопросы: «Какое право мы имеем что-то приписывать природе?», «Почему природа такова, что как будто бы специально под наше познание подстроена?» и т. д. Все такого рода представления намекают на то, что опыт есть некоторое единство природы и духа, а не только их выпирающее в опыте и затеняющее единство различие. Выявить это единство природы и духа, подойти к природе не просто как к материалу, который мы можем насиловать, как нам угодно, и тем самым подрывать наше собственное физическое существование как духовных существ, по необходимости связанных с природой, а понять, что, вообще говоря, и природа, с одной стороны, есть единство природы и духа, и дух, с другой стороны, есть единство природы и духа, — при такой философской предпосылке это будет уже совсем другое научное исследование их. Повторю, что примеры и образцы такого конкретного (познавательного, или строго-теоретического), а не абстрактного, непотребительского отношения к природе и к духу классическая философская мысль в своей натурфилософии и философии духа уже дала.

— Гейзенберг пишет, что, по-видимому, реально то, что Платон называл идеями, а не материя в смысле каких-то кирпичиков-атомов…

— Кстати, такого рода явления, как появление квантовой физики, в разработке которой участвовал Вернер Гейзенберг, показывают, что на гребне действительно современной науки совершается единство философского и эмпирического научного знания — единство философской основы научного знания и производных от этой основы, которые и есть эмпирические науки.

—  Спасибо большое за интервью!

— Спасибо и вам за вопросы, ибо это важно знать широкому кругу ученых.

Андрей Муравьёв
Беседовал Артём Дудин

Текст полного интервью с А. Н. Муравьёвым


1 Элементы, синтезируемые в лаборатории, синтезируются и при взрывах сверхновых без всякого технического вмешательства, хотя быстро распадаются. —  Прим. ред.

Подписаться
Уведомление о
guest

126 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Дудин Артём
Дудин Артём
5 года (лет) назад

(Только поправил орфографию предыдущего post’а. Ничего не имею против, если уважаемый модератор это предыдущее удалит, чтобы не захламляло место). Начну с главного. Все вопросы о том, нужно ли знать что такое наука, чтобы развивать её (да, а вдруг мы можем что-то развивать, не зная, что это такое?), или насколько (не) является наукой философия и т. д., отпадут сами собой, как только все те уважаемые люди, которые высказали соответствующие комментарии или задали эти вопросы, спросят сами себя: каким вообще образом существует наука? Скажем, определим науку как «способ человеческой деятельности». А как существует, во-первых, это определение? (То есть где гарантия, что оно не существует сугубо в моей субъективности, а имеет и объективное значение?) Во-вторых, как существует сам предмет этого определения? Мне думается, что, когда будут даны ответы на эти вопросы, никто больше не скажет, что философия «не является наукой и даже не похожа на науку», поскольку вопросы эти имеют уже философскую природу и ответить на них, — значит, признать законность существования философии. Конечно, не без удобства — сказать: «Ну, и кому нужно это понятие науки? Явно не учёным, которые в науке работают». Не без удобства потому, что, замечу, наука имеет историческую сторону своего существования: она когда-то впервые возникла в истории человечества (полагаю, в VI веке до н.э. у пифагорейцев) и когда-то закончится в этой истории (со смертью человеческого рода уж точно). Однако могла ли она возникнуть без того, чтобы её создатели сами себе не ответили на вопрос: «А что и зачем мы, собственно, хотим здесь создать?» Конечно, нет: наука — это не природное нечто, не борода, которая растёт сама собой, а ты её только сбривай. Чтобы создать и, стало быть, развивать науку, нужно понимать, что она такое. Говорить же, что, мол, это никому не надо или что это, в лучшем случае, какой-то факультативный вопрос, ибо, дескать, можно исследовать всё, что угодно, в том числе и… Подробнее »

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Дудин Артём, прошу прощения, я не философ, поэтому попробую сформулировать проблему более наглядно.
Решая задачу копки ямы сложной формы, по крайней мере я, не задумываюсь над тем, что понимать под словом ‘лопата’, ‘почва’ или ‘копать’. Мне достаточно знать, насколько лопата крепкая, насколько аккуратный надрез она делает, сколько такой почвы она может взять и насколько удобно для меня будет ее использовать в этой почве.
Зная характеристики лопаты и почвы, я могу оценить возможность рытья моей ямы в этой почве, скорость такого рытья и вероятность того, что в результате рытья я получу яму с необходимыми мне точностями. Если данная лопата в данной почве для данной ямы мне будет непригодна, я подгоню экскаватор или возьму скальпель. Пользуюсь я только инструментами, которые умею использовать и характеристики которых я знаю по документации, написанной другими и по результатам тестовых замеров, проведенных самостоятельно.
С точки зрения выполнения задачи рытья ямы, использование этих инструментов я называю ‘копать лопатой’ (или ‘научный метод’) с различными возможными свойствами (объем, точность, трудоемкость и т.д.) и далее особо не задумываюсь, почему выбрал именно это выражение.
Моей задачей является не правильность копки ямы со стороны наблюдателя, а вполне конкретный результат, который проверит завтра мой прораб – яма должна быть выкопана вовремя, у нее должны быть вполне определенные допуски по форме, и он это проверит своими собственными инструментами, точность которых всегда проверяет.
Как помогут ваши рассуждения в решении моей задачи? Если ваши результаты настолько общи, что затрагивают все науки, каким образом я смогу применить ваши текущие результаты для улучшения моих результатов в моей конкретной задаче рытья моей ямы?
Прошу прощения за такой пример, просто мне так проще пояснить проблему.
Спасибо.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

“не задумываюсь над тем, что понимать под словом ‘лопата’, ‘почва’ или ‘копать'”

Вы не задумываетесь, потому что знаете. Суть в том, что эти знания Вы получили чисто эмпирически. Точно так же на практике дело обстоит и с наукой. А далее отнюдь не один вопрос, а целых четыре разных: Насколько полезно: 1. изучение самой науки вообще – в Вашем примере это проверка инструментов 2. теоретическое изучение науки, исходя из знаний о самой науке (например, Поппер, Кун, Лакатос) 3. умозрительное теоретическое изучение науки (например, Рассел или Карнап). 4. умозрительное теоретическое изучение науки при помощи гегелевской диалектики.

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Alex,
Фокус в том, что как практику, мне достаточно второй теоремы Гёделя, чтобы понимать, что я не могу проверить точность инструмента, пользуясь только этим инструментом. Именно для этого и ходит мой прораб – эмпирик, и именно поэтому он все проверяет опытом. Поэтому я и не утруждаю себя рассуждениями, насколько может быть точна моя лопата с точки зрения моих логических умозаключений, ведь я знаю, что не могу проверить верность этих заключений, пользуясь только логикой: в конце концов только прораб-опыт даст мне реальную оценку точности. В этом смысле мне близок критерий Поппера, ведь если я не могу проверить точность лопаты опытом, то это – негодная лопата.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Интересно это употреблённое Вами слово “достаточно”. Оно как бы предполагает, что Вы не отрицаете законности философских вопросов, но полагаете, что Вам известны все нужные ответы. Ничего не скажу про теорему Гёделя, а вот что касается Поппера, то процедура фальсификации была подвергнута Лакатосом более чем убедительной критике с точки зрения соответствия реальной научной практике, а от критерия фальсифицируемости был вынужден отказаться сам Поппер (хоть он этого и не признал).
Вероятно, удовлетворительная теория науки невозможна без употребления слова “истина” (избегание его является неустранимым дефектом теории Куна), Однако понятие истины связано с древним, но всё ещё крайне неприятным “парадоксом лжеца”. Поппер был полностью удовлетворён определением Тарского, согласно которому утверждение и утверждение об истинности этого утверждения делаются на разных языках, что делает невозможной формулировку “парадокса лжеца”. Однако был задан вопрос, на каком языке сформулировано определение Тарского – на этом же языке возможен и парадокс. Чем дело кончилось, я не знаю. Парадокса можно избежать, запретив высказывания, ссылающиеся на себя, однако не все такие высказывания приводят к противоречиям и подлежат запрету. Похожая ситуация с основаниями математики: непредикативные определения могут приводить, а могут и не приводить к противоречиям, и отделить одни от других не совсем просто.
Можно сказать, что всё это не очень важно, и это будет правдой, но можно ли сказать, что всё это совсем не важно?

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Alex,
В логике могут существовать парадоксы, в эксперименте – нет. Парадокс возникает, когда вы считаете свою теорию истиной, а это всегда – всего-лишь одна из возможных теорий, которая построена на ограниченном наборе данных, а поэтому скорее всего неполна, условна и в каких-то случаях неверна. Но известная неточность механики Ньютона не мешает ее применять, если делать это корректно и вас устраивает ее точность в каждом конкретном случае: здания стоят, машины ездят и самолеты летают.
Поэтому как человек с лопатой, я избегаю слова истина. Мне главное, чтобы мои результаты обладали необходимой предсказательной точностью, если обладают – они годны, если не обладают – негодны. Если моему прорабу достаточно будет точности механики Ньютона, чтобы принять мою работу – я буду пользоваться механикой Ньютона, если нужно будет точнее – релятивистской или квантовой. Ни одна из этих лопат не является истиной (иначе мы-бы их постоянно не проверяли) – каждая из них просто дает удачную (или неудачную) точность при копке ямы. Как копатель, я не ищу истину, я ищу годную лопату, которая устроит моего прораба. А лопат, которые его устраивают – много, пример с различными механиками я уже привёл.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Наверное, это и называется “позитивизм”.

“пример с различными механиками я уже привёл”

Как Вы думаете, те, кто придумал эти различные механики, тоже были “людьми с лопатами”?

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Alex, Ну уж точно не штудировали Гегеля и не искали истину в спорах Аристотеля с Платоном.
Они все были физиками с очень нехилой математической подготовкой, и кидали гипотезы, чтобы объяснить наблюдения, в которых хорошо разбирались, и проверяли, насколько хороши эти гипотезы для предсказания результатов проводимых экспериментов. Планк занимался термодинамикой, и гипотеза о квантовании излучения выросла из его огромного опыта в этой области. Пуанкаре вообще был гениальным математиком и физиком, о полученных им результатам вообще можно прочитать в любом учебние по математике или мат.физике, в том числе занимался движением астрономических тел. Лоренц занимался электродинамикой движущихся сред и в частности объяснением эксперимента Майкельсона-Морли, и как гипотезу, объясняющею эксперимент предложил свои преобразования пространства-времени-массы для околосветовых скоростей.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

” уж точно не штудировали Гегеля и не искали истину в спорах Аристотеля с Платоном”

Это, конечно, верно, но всё-таки, я так подозреваю, истина не была для них совсем уж пустым звуком, как для нарисованного Вами позитивиста с лопатой..

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Alex, зачем вам эти философские ярлыки? В статистике есть такое понятие – ошибка выжившего. Считая, что ученые делают свои открытия благодаря своей философии, вы рискуете совершить именно эту ошибку.

Иван
Иван
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

“зачем вам эти философские ярлыки?”
Философия позволяет видеть горизонт не вылезая из колодцев, которые каждый из нас копает, а это делает работу более эффективной.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

“ученые делают свои открытия благодаря своей философии”

Это вряд ли. Я это не имел в виду. Не благодаря философии, а благодаря психологии, нацеленности на поиск истины, а не на исследование, что такое истина. Это означает в точности то, что имеется предмет для философских размышлений. Надо ли заниматься этим предметом, кому следует им заниматься, есть ли для этого какие-то методы, были ли получены сколько-нибудь достойные внимания результаты, насколько необходимо учить сему аспирантов – это всё отдельные вопросы.

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Alex,
попробую сформулировать ответы на вопросы с точки зрения копки лопатой:
1. Поверка инструмента обязательна, иначе я не смогу выкопать нужную яму. Поэтому изучать видимо стоит.
2. В первом приближении полезно, поскольку грубо помогает оценить – не микроскопом-ли мы пытаемся копать. Но окончательный критерий все-равно даст эксперимент. Поэтому изучать видимо стоит, но питать особые надежды, что такое изучение поможет решить проблемы с копкой ямы видимо не стоит.
3-4. Я не очень понимаю, зачем это нужно. Но было-бы интересно почитать, в чем тут дело. Но сразу замечу, что с точки зрения копания ямы чайник, наличие или отсутствие которого не влияет на точность копания ямы – мною не учитывается, поэтому в моих моделях он отсутствует. Поэтому польза исследования вопросов 3-4 мне не понятна.
Спасибо.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Я не имел в виду, чтобы Вы непременно ответили на эти вопросы; я хотел в основном отделить их друг от друга; в частности, затем, чтобы лишний раз подчеркнуть, что четвёртый вопрос – отдельный.

Alex
Alex
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Каждый, кто хочет, может самостоятельно прочитать “Парменид” Платона и составить собственное мнение.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
5 года (лет) назад

Иван, спасибо – заставили вспомнить до боли родное и незабвенное – то, что в памяти народной переживет века:
– Конечно, надо пилить! – заметил Паниковский, стараясь оттянуть страшный час расплаты.
Он закрыл лицо ладонью и сквозь растопыренные пальцы смотрел на мерно двигавшуюся широкую спину Балаганова.
– Ничего не понимаю! – сказал Шура, допилив до конца и разнимая гирю на две яблочные половины. – Это не золото.
– Пилите, пилите, – пролепетал Паниковский.
…- Заграница нам поможет. Остановка за общественным мнением… – добавил гроссмейстер О. Бендер.

Alex
Alex
5 года (лет) назад

Для примера, из сборника “Аналитическая философия”, автора статьи, к сожалению, не записал:

“С одной стороны, деревья и стулья — «это и то, на что мы можем указать» — являются парадигмами того, что мы называем «реальным», как заметил Витгенштейн. Рассмотрим, од­нако, вопрос разногласий Куайна, Льюиса и Крипке, а именно какова связь между деревом и стулом и пространственно-временной обла­стью, которую они занимают? Куайн полагает, что стул и электромаг­нитные и другие поля, составляющие его, и пространственно-времен­ная область, содержащая эти поля, совпадают, поэтому стул является пространственно-временной областью. С точки зрения Крипке, Куайн просто ошибается: стул и пространственно-временная область пред­ставляют собой два отдельных объекта. (Тем не менее они имеют оди­наковую массу!) Доказательством является то, что стул может зани­мать и другую пространственно-временную область. Куайн рассмат­ривает это «доказательство» как пустое, поскольку модальные преди­каты являются безнадежно неопределенными. Согласно Льюису, Ку­айн прав относительно стула, но ошибается относительно модальных предикатов: правильный ответ Крипке состоит в том, что если стул может быть в другом месте, это значит, что двойник этого стула может быть в другом месте, а не именно этот стул (в смысле логического понятия тождественности [=]) может быть в другом месте.”

n11
n11
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

И что? Примером чего является (с Вашей точки зрения) этот фрагмент?

res
res
5 года (лет) назад

ИМХО было бы вполне достаточно развивать теоретические модели, минимизируя свободные параметры и максимизируя область применения. Согласен, что математика, будучи даже скорее искусством, в какой-то мере несет философские функции, являясь универсальным языком науки, даже познания. Что делать философу в современной физике, если он не знает, скажем ТФКП?

Alex
Alex
5 года (лет) назад

“Примером чего является (с Вашей точки зрения) этот фрагмент?”

Предоставляется каждому составить собственное мнение или не иметь никакого. Или, если угодно, примером того, чем занимается аналитическая философия.

n11
n11
5 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

OK. Спасибо за разъяснение

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад

“…Все мозги разбил на части,
Все извилины заплел –
И канатчикоффы власти
Колют нам второй укол.

Уважаемый редактор!
Может, лучше – про реактор?…”.
Владимир Семенович Высоцкий – копирайт.
Л.К.

Дудин Артём
Дудин Артём
5 года (лет) назад

Вы меня простите великодушно, но я вынужден оставить эту ветку комментариев. Я хотел дать понять уважаемым читателям сайта, что за известным по смешному, как правило, семестровому курсу в высшей школе названию “философия” скрывается не лишённая серьёзности проблематика, которая развивалась на протяжении 2 500 лет, и это, во-первых, могло бы натолкнуть на мысль, что следует более осмотрительно судить о философии, если мы ещё не вполне знакомы с этой проблематикой; во-вторых, внушить надежду, что мы найдём в этой проблематике настоящие ответы на настоящие вопросы, если действительно вникнем в неё, а не удовольствуемся верхами из учебников.

Не знаю, насколько мне это удалось. Однако пока остановлюсь на достигнутом. Если у кого-то появятся какие-то специальные вопросы, предложения и так далее, то моя почта такова: dudin_artem_olegovich.ru.

Надеюсь, я никого тут не задел. Учёные – в некотором роде лучшие люди на земле, будь они физиками, философами, биологами или историками. Но сегодня им не хватает единства. По крайней мере, в России.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Дудин Артём

Уважаемый господин Дудин!
Вы верите действительно, что возможное, имхо, единство постсоветского научного сословия заключается в неогегельянстве (“все действительное – разумно…и т.п.”), а не в элементарной цеховой/профсоюзной Солидарности, имхо, на польский манер?
Заранее признательный Вам за ответ, либо игнорирование оного,
Л.К.

Александр Денисенко
Александр Денисенко
5 года (лет) назад

О философии и религии может кому интересно мнение А.Ф.Лосева – вот небольшая цитата из его
работы про Имяславие: “Современное популярное сознание не понимает ни школы религии, ни школы философии.То и другое тонет в хаосе субъективных переживаний и ложно-понимаемой свободы личности. На самом деле это свобода мелкой личности в ущерб живому и цельному духу.” (Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита, СПб, 2009, Стр.23).
Наша математическая школа (её московская ветвь) от Лузина и Колмогорова – отсюда и произошла (от имяславия).
А академик В.А.Мельников (компьютерное дело) очень способный был по части плетения корзин, профессор Валерий Сойфер выращивал отличную картошку. Есть много в науку разных путей – так что нельзя отказывать в праве на существование ни философии, ни религии.

А.Пономарев
А.Пономарев
5 года (лет) назад

Р. Фейнман о физике и философии –
“Философы всегда топчутся около нас, они мельтешат на обочинах науки, то и дело порываясь сообщить нам что-то. Но никогда на самом деле они не понимали всей тонкости и глубины наших проблем”.

Интервью и дискуссия остаются в рамках пресловутой философии “марксизма-ленинизма”. Закрыть бы надо все эти кафедры и академические институты “общественных” наук.
“Товарищ Сталин” сделал великое дело, уничтожив культуру в России на 100 лет вперёд!

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  А.Пономарев
Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов
Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Леонид,
Философия в этой стране последние 100 лет была наукой идеологической, в отличие от остальных стран, где ее хоть как-то разрешалось развивать хоть в каком-то ином направлении. Отсюда и страсть отечественных философов к истории философии вместо самой философии – в свое время за обсуждение неудачного философа моложе Маркса можно было схлопотать червонец и пять по рогам или (позже) в лучшем случае эмиграцию, как у того-же А.Зиновьева. Вот и мыли наши философы кости Платонам и Эпикурам, штудировали Гегеля, поскольку разрешалось, да махали флагом “Мать наук”, ибо нейтральненько. И сейчас многие исторически продолжают, поскольку многим поздно переучиваться. По-моему, конечно.
Прошу прощения за капитанство.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Типа согласен.
Л.К.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Уважаемый Олег!
Прошу прочесть все и внимательно посмотреть коммент(ы) по следующей ссылке:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/08/77091-vchk-protiv-lenina
Ваш Л.К.

Олег
Олег
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Что ректором Плехановки был человек, проваливший экзамен на народного учителя, это повеселило. А грызня за власть – это нормально.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Там, имхо, все же главное – про типа люмпен-марксистофф и догматикофф.
Л.К.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад

Господа!
Можно, приняв к сведению, критиковать / не соглашаться – по Кураеву. Но знать хотя бы в общих чертах и в главном, хотя бы предлагаемые вехи биографии:
http://polit.ru/news/2018/07/16/m_zenkovskiy/
Л.К.

Александр Денисенко
Александр Денисенко
5 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Уважаемый Леонид Коганов!
Не смог обнаружить автора приведеной Вами статьи. Про Зеньковского.
Извините, если плохо смотрю.
Ваш А. Д.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
5 года (лет) назад

Не исключаю, уважаемый Александр Васильевич, что редакционка – политра редко подписывает “Меморию” или же вовсе никогда не подписывает. Не помню!
Л.К.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 3,17 из 5)
Загрузка...