Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Загадка Льва Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. “Он провалился в себя”, — замечала она, или: “Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина”» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Загадка Льва Гумилёва
Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы “р”… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: “Эврика!” Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в “Крестах” под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Denny
Denny
10 года (лет) назад

ЛСК: 20.06.2013 в 22:09 Я и публику не обзывал ослами. Сам я лайков не ставлю и не обращаю на них внимания. Я ж не на выборах веду агитацию, а беседую с конкретным человеком. Какое мне дело до лайков посторонних людей?

Мы тут с Вами Мы тут с Вами дребездим не без интереса (надеюсь, взаимного) уже далеко не первый день. Скажу откровенно, ничего про Вас не зная, я, прочитав текст, принял Вас за обыкновенного шакала, паразитирующего на репутации покойников. За что извиняюсь и беру свои слова обратно. В качестве смягчающего обстоятельства (но не оправдания) я совсем из другого муравейника. Кстати, спасибо за терпеливые разъяснения.

Для симметрии, Вы приняли меня за адепта Гумилева, фанатично защищающего своего кумира. Я тоже попытался развеять это недоразумение, произошедшее (как я понимаю) вследствии некоторой инерции восприятия.

Но вот изменить своего отношения к ТЕКСТУ не могу. Хотя перечитал для контроля несколько раз. При чтении всякий раз возникает чувство брезгливости и желание вымыть руки. Эмоциональная реакция Владимира и других мне близка и понятна. Ощущение, что в этом тексте перейдена этическая граница, очень четкое. Ваши намерения и основания, которые выясняются из последующей дискуссии, иное дело. Из текста, на который я первоначально реагировал, ничего такого не следует. Текст статьи действительно дает основания для моих высказываний, Владимира и других.

Понимаете, текст, производящий ложное впечатление на читателя (вряд ли Вы хотели вызвать реакцию подобную моей) это ошибка автора. И никак иначе. Попробуйте отвлечься от желания доказать что-то мне и другим и понять, что источник необходимости доказывать и объяснять находится в том, что Вы исходно написали, а не в читателях.

Denny
Denny
10 года (лет) назад

Владимир: 20.06.2013 в 22:29 Подписываюсь под каждым словом (за исключением отчества Клейна) обеими руками.

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Владимиру и Денни.
Этические нормы определяются не ощущением, а логикой и фактами. Кроме того, когда Вы говорите об этике, нужно уточнять – какая этика. Которая. Количество встающих на защиту Льва Николаевича (с которым меня и спутал Владимир – Толстой здесь не при чем) определяется не сутью статьи, а мощностью слоя тех, для кого Гумилев выражал потаенные мысли и откровенные чувства, тех, кому нужен и близок миф. А также тех, кого подспудно охватила уголовно-криминальная мораль, чрезвычайно распространенная в нашем обществе (на то есть свои причины – я писал о них в книге “Перевернутый мир”). Это она заставляет Вас считать, что я оскорбил Гумилева, определив, что он был в начале лагерного срока “чушком”. Я же полагаю, что это не моя мораль, не наша мораль, и стало быть, не наша этика. Я изучал и эту этику, описывал ее, и вот сталкиваюсь с ней снова и снова. Рад отметить, что она не полностью усвоена, а лишь обрывками, но очень существенными. Их надо распознавать и показывать, что это она. Что я и делаю.

Denny
Denny
10 года (лет) назад

ЛСК: 21.06.2013 в 9:03 Не могу согласиться. Этические нормы не определяются логикой и фактами. Они определяется человеческими ценности. Этика как система строится именно на основе ценностей. Собственно, если бы этика строилась на основе логики и фактов, то она была бы единой. Логика и факты инвариантны. Если бы этика строилась на них, то вопрос “какая этика” не имел бы смысла. На основе логики и фактов строится… физика. И вопрос “какая физика” может возникнуть только в больной голове. А этики бывают разными именно потому, что разные люди имеют разные ощущения ценностей и разное восприятие этических границ. Распространенность той или иной этики определяется аккурат мощностью слоя людей, имеющих сходные ценности. Странно, что приходится такие вещи объяснять. “Это она заставляет Вас считать, что я оскорбил Гумилева, определив, что он был в начале лагерного срока «чушком». ” Относительно меня это совершенно неверно. ИМХО, для любого вменяемого человека, читавшего хотя бы “гулаг”, положение интеллигента, сидящего по политической статье в лагере конца тридцатых, вполне однозначно. Я Вам об этом уже писал. Если человек не обладал какими-то супервозможностями и не умудрялся устроится “придурком”, то его место было именно под нарами. Так что лагерный статус Гумилева был обычен и закономерен. А потому не дает оснований для каких-либо специфических выводов. Да Вы и сами это понимаете. “У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным.” То есть вопрос не в статусе как таковом, а в том, как человек это испытание перенес. Ваше утверждение фактически состоит… Подробнее »

Антон
Антон
10 года (лет) назад

Лев Самуилович, интересуюсь, откуда Вы взяли утверждение:
“Этические нормы определяются не ощущением, а логикой и фактами.”?
По наивности, наверное, всегда считал, что этические нормы определяются большинством людей с которыми Вы живёте в обществе. Если говорят, что Вы нарушили норму, значит нарушили. А логика и факты, они уже для суда, если кроме морали нарушен ещё и закон.

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Антону и Денни.
Дорогой Денни, мне Вас и опровергать не нужно: в Вашем последнем тексте столько противоречий, что это и невооруженному глазу очевидно. Вы ведь признали всё, что я утверждал – одно за другим все мои утверждения. Просто все. Только вывод из этого делаете свой. Что на Гумилеве лагерь не сказался. Ахматова была другого мнения, и старая сиделица-антрополог Гаген-Торн другого. И мне уж позвольте быть другого.
Ваши ценности не позволяют Вам это признать. Не приходит Вам в голову, что дело не в моей статье, а в Ваших ценностях? Что они сформированы под влиянием той криминально-уголовной морали, которая просочилась в разные слои нашего общества.
Вместе с Антоном Вы ссылатесь на то, что большинство так оценивает мою статью. Ошибаетесь – не большинство. Да если бы и было большинство, то уж это, как Вы понимаете, ничего не решает.

Denny
Denny
10 года (лет) назад

ЛСК:22.06.2013 в 8:53 Я понимаю, что Вам трудно следить за всеми извивами обширной дискуссии. Но можете проверить, если сомневаетесь: ни с одним фактом, приведенном Вами я не спорил но одного разу. Этих фактов (или гркпп фактов) всего четыре.

1. Низкий лагерный статус Гумилева. Представляется мне с самого начала совершенно естественным.

2. Гумилев не любил о лагерной жизни вспоминать. Этого я не знал, просто принял из Вашего текста как данность.

3. По некоторым свидетельствам характер Гумилева весьма изменился. Тут возможны толкования, но вполне понятно и приемлемо. Поскольку иными фактами я не располагаю, то что ж тут спорить?

4. Концепции Гумилева не приняты наукой. Его революционные по характеру идеи остались мифом. Это свидетельства профессионала, которое не мне оспаривать.

Так что не “одно за другим” а все сразу с самого начала. Это факты. А факты, как я утверждал и утверждаю, не имеют отношения к этике. Кстати, Вы по прежнему утверждаете, что этика основывается на логике и фактах? Мое негативное мнение относительно Вашего текста основывалось с самого начала и по сей момент совершенно на другом.

1. «…не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблен лагерем…» Данное обвинение не основывается на приведенных фактах. А потому является инсинуацией.

2. «больное сознание», которое якобы породило “миф”. Обвинение в психической неадекватности не основывается на приведенных фактах и является инсинуацией.

В свете того, что выводы не основываются на фактах, а являются инсинуациями, само использование в тексте данных фактов не является “антропологическим подходом”, а является копанием в грязном белье. Факты – вне этики. Использование этих фактов человеком – вопрос этики. Суждение об этичности или неэтичности зависит от целей и способов использования фактов.

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Денни, всё Ваше обвинение (не скажу инсинуация, хотя и мог бы) свелось к двум пунктам:

1. «…не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблен лагерем…» Данное обвинение не основывается на приведенных фактах. А потому является инсинуацией.

– Это не обвинение. Это констатация факта, в крайнем случае – гипотеза. Никак не инсинуация.

2. «больное сознание», которое якобы породило «миф». Обвинение в психической неадекватности не основывается на приведенных фактах и является инсинуацией.

– Это не обвинение. Это констатация фактов, как я их вижу – и не только я. “Больное сознание” и “психическая неадекватность” – разные вещи. У нашего общества сейчас несомненно больное сознание, но никто не станет запихивать всех в психлечебницу. А уж приписывать критикам инсинуации…

Очень советую: в поисках инсинуаций на себя оборотитесь.

Анатолий
Анатолий
10 года (лет) назад

ЛСК:
21.06.2013 в 9:03
“…тех, кого подспудно охватила уголовно-криминальная мораль, чрезвычайно распространенная в нашем обществе ”

Эта самая уголовно-криминальная мораль проникла во все слои общества и закрепилась в русском языке.Что бы мы ни говорили о советских временах,но верхний слой управленцев времён СССР и их спичрайтеры не позволяли себе употреблять слова из “фени”.Во всяком случае мне не доводилось встречать “феню” в их выступлениях.Хотя различные огрехи встречались.

А ныне не только журналисты,но первые лица государства Российского грешат этим.”Мочить в сортирах” наверное у всех на слуху.

По некоторым причинам я считаю,что кроме выражения угрозы это был и посыл российскому избирателю:”Мы с тобой одной крови.Ты и я!”И пусть кто-нибудь попробует убедить меня,что это не способствует криминализации общества.

Анатолий
Анатолий
10 года (лет) назад

Простите , дорогой Denny,но с вашей стороны спор приобрёл смысл чётко выраженный украинской пословицей:”Всеруся,но не покорюся!”

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 2,75 из 5)
Загрузка...