Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян – поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» – принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши – нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим – привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик – славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1.1K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Денис, Вы забываете, что земля эта была то финно-угорской, то восточно-славянской, то западно-славянской (не дальней, а ближней – “от ляхов”), то норманнской, то шведской, то Петр насаждал европейские названия, а переселенцы шли из разных областей России.
Названия городов, приводимых Вами, не так однозначны. Суздаль – неясно, славянское ли имя; как назывался старый город рядом с Новым городом, можно спорить; Гнёздово – это название современной деревни, по которой назван могильник; и вообще у французов изучены названия более мелких урочищ.
Чего мне не хватает в Ваших “изысканиях”, это спокойного, взвешенного анализа. У Вас всегда есть заранее избранная позиция, и Вы азартно стараетесь свести дело к ее подтверждению. Для всякого факта нужно отыскивать разные возможности истолкования и смотреть, какая из них наиболее вероятна (при сочетании с другими). Вы читали мою книгу “Спор о варягах”? Она вся построена на сопоставлении разных аргументов, на их взвешивании, на отыскании баланса.
Был такой геолог Чемберлен в XIX веке. Он выдвинул принцип “множественности гипотез” – нужно по всякому вопросу не избирать заведомо одну гипотезу, которая становится своей, а выдвинуть как свои все возможные гипотезы, а затем сопоставлять их и выявлять наиболее вероятную, но всегда быть готовым заменить ее другой. Вот читая мою книгу, вы увидите, что я придерживаюсь принципа Чемберлена. Если я теперь отвергаю антинорманистскую гипотезу (выдвигающую балтийских славян), то не из некой особой ненависти к балтийским славянам, а как результат полувекового взвешивания многих фактов.
Обычно именно принятие принципа Чемберлена труднее всего дается дилетантам.

Denny
Denny
10 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

“…выявлять наиболее вероятную, но всегда быть готовым заменить ее другой. Вот читая мою книгу, вы увидите, что я придерживаюсь принципа Чемберлена. Если я теперь отвергаю антинорманистскую гипотезу (выдвигающую балтийских славян), то не из некой особой ненависти к балтийским славянам, а как результат полувекового взвешивания многих фактов.”

Извиняюсь, но не похоже. В приводимом Вами принципе важно, что гипотеза “наиболее вероятная” и “всегда быть готовым заменить”. Если Вы следуете этому принципу, то нормансакая гипотеза всего лишь наиболее вероятная, и Вы должны быть всегда готовы ее заменить другой. По всей дискуссии, в которой я принимаю участие уж скоро год, у Вас и Олега этого не заметно.

Денис
Денис
10 года (лет) назад

Олег, я обязательно почитаю, а пока хочу обратиться к колбягам. Ничего скандинавского там нет, кюльфинги и колбяги абсолютно разные слова из той же оперы ятвяги – литовские племена. А уж вывод колбягов от скандинавских дружин – прахоккейных команд вообще доставило, ржал очень долго.

Денис
Денис
10 года (лет) назад

Лев Самуилович, я прекрасно понимаю, что определённый норманнский элемент был и какие-то следы всё равно остались, но вопрос в их количестве относительно утверждений о норманнском завоевании и насаждении всего германского в сравнении с теми известными сведениями, где норманны действительно кого-то завоёвывали. Если Англию известно кто и когда грабил, то оно известно и это отражено в той же топонимии. Пётр насаждал европейские названия для новых городов, а старые и более мелки никому не нужны, как была деревня Савельево, так она и осталась и будет, хотя хозяина деревушки уже лет 100 как нет, никто названия деревень, сёл, станиц, городищ менять не будет. Был Новгород, Владимир, Суздаль, Киев, Смоленск, Псков, Ростов, Ярославль, Ладога и т.д. так они и остались, несмотря ни на какие движения. На счёт Суздаля существует только два варианта этимологии – зиждеть и созидать. Гнездово да, скорее это первый Смоленск, который также есть славянское название. А все скандинавские названия это перелаживание славянских, балтийских, финно-угорских названий на свой слог. Ну я достаточно спокоен, я этих гипотез уже начитался выше крыши и по всем фактам, в том числе и новым, и зарубежным, прихожу к мнению, что скорее всего это балтийские славяне+даны, и то только пока Рорик не умер, а дальше славянизации за одно поколение небольшого количества данов, которые остались здесь вместе с Олегом (не родичем Рорика, а скорее дружинником), который скорее всего из западных славян, но с заимствованным скандинавским именем. Шведы здесь в своём большинстве как купцы о чём свидетельствуют саги и поздние наёмники, ибо никто их не отождествляет с русью. Плюс эти же шведы-варяги иногда делают военные вылазки в приладожье и уходят восвояси, именно поэтому, чтобы избежать таких походов в будущем, Ярослав и сватается к Ингегерде. Вот как-то так я это вижу, где варяги-русь – это даны-балтийские славяне, а под просто варяги выступают шведы, которые нигде и никогда не завоевывали славян… Подробнее »

Alex
Alex
10 года (лет) назад

Кстати, просмотрел ссылку на норманнские нормандские названия, и такое впечатление, что это в основном названия поместий и усадеб; естественно, на Руси их быть не могло, за исключением разве что княжеских резиденций. Понятно, что ситуация в Нормандии была совершенно другая. Между прочим, если я ошибаюсь, пусть специалисты меня поправят, ранние новгородские грамоты касаются, несколько неожиданно, преимущественно денежных операций, а с довольно позднего времени сменяются документами об управлении поместьями.
Можно также заметить, что во времена Багрянородного славянские и скандинавские названия порогов были примерно равноправны, а затем скандинавские исчезли без следа. Цивилизационный барьер :)

Олег Губарев
10 года (лет) назад

Denny: тут вы верно подметили. Лично я, говорю о себе, Лев Самуилович может быть другого мнения,бвл бы готов заемнить скандинавскую гипотезу любой другой лучше объясняющей имеющиеся факты. Пока я такой гипотезы не вижу. Я не потому отстаиваю скандинавское происхождение Руси – что уперся и ничего другого видеть не желю. Просто толковой альтернативной гипотезы нет. Есть разные отринутые еще в XIX веке и не выдержавшие критики. Из них сейчас реанимированы искусственно две: 1)гипотеза о балтийских славянах как варягах и русах.”) Гипотеза о русах как роксаланах ( “светлых” аланах)-ее придерживается в нашей дискуссии Сергей Б. Обе не выдерживают не выдерживают критики. Рассмотрим основные возражения против этих гипотез. По первой: 1) нет никаких современных событиям или близких к ним источников ( IX-XII вв, подтверждающих эту гипотезу. Сторонники гипотезы ссылаются на источники поздние (XV-XVIII вв) да и то источники ссылающиеся на незаписанные легенды которые вроде бы должны были бы где-то сохраниться с того времени в народной памяти.И легли в основу источников XVII-XVIIIвв.) 2) Имеются современные описываемым событиям источники – Гельмольд, Адам Бременский, причем первый происходит именно из земли вагров которых гипотеза подставляет вместо варягов – и которые ни о чем подобном вообще не говорят – хотя знают и вагров и ран-руян с Рюгена и Русь. 3) Имеются древнерусские летописи восходящие к XI в., говорящие о совершенно противоположном ( о скандинавском происхождении руси. 4) Все что и мы знаем из источников (византийских, итальянских, франкских)о древних русах указывает именно на скандинавское а никак не на балто-славянское их происхождение. вот главное- мелочи я не рассматриваю. По второй гипотезе: !) Она предполагает наличие мощного (титул “каган” – “хан ханов” равнозначен имперскому титулу у кочевых народов)образования в Приднепровье – “Каганат русов” – с полуоседлым -полукочевым населением – аланы -росксаланы. Но место на карте в этом районе уже занято мощным Хазарским каганатом не имевшем соперников до появления скандинавов. Согласно… Подробнее »

Denny
Denny
10 года (лет) назад
В ответ на:  Олег Губарев

С ЭТИМ я совершенно согласен. И всегда был согласен. Версия скандинавского происхождения на сегодняшний день наиболее обоснованная. Но во многих прежних постах и у Вас и у ЛСК проскальзывали совершенно другие интонации. Дескать, все дано ясно и понятно, нечего искать альтернативные гипотезы, раз уже есть удовлетворительная. Вы при этом регулярно ссылались на принцип Оккама. Вот тогда я возмущался.

Кстати, я все хочу получить разбор “моей” гипотезы о приладожском происохждении руси в 8 и начале 9 веков. Из переселяющихся сюда скандинавов, местных финно-угров и славян, также проникающих в этот регион. Я неоднократно повторял эти тезисы, но развернутого ответа так и не случилось.

Олег Губарев
10 года (лет) назад

Прошу извинить за опечатки- времени нет, спешил.

Денис
Денис
10 года (лет) назад

Мда, найти что-то по Рыдзевской сложно, как и Экблома. Но я буду по крупицам собирать.

Начну с колбягов, а точнее с колобягов (колобѧгь), как написано в первоисточнике. Доставляют потуги связать колобѧгь с kylfing, колобѧгь получилось от скандинавской “дубина”, дружины с дубинами я так понимаю – первые команды для игры в хоккей и гольф. Привет Чудинову от его коллег-оппонентов из лагеря норманнистов, русские этруски тоже машут ручкой. На самом деле, скорее всего значение его западно-славянское – Колобжег – “около берега” – поморянское, ныне польское. Колобжег является славянским поселением и оно древнее, чем упоминания о колобѧгах на Руси и появления там же топонимов. Соответственно все эти топонимы (Колбеги и Колбежицы) не могут быть скандинавскими, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. Примечательно следующее:

“В 1987-1990 гг. археолог Б. Н. Харлашов проводил разведывательные раскопки на некоторых псковских погостах, в том числе и в деревне Усадище, на окраине которой находятся развалины церкви Покрова [Харлашов-1; Харлашов-2]. В надматериковом слое он обнаружил сетчатую керамику VI в. и лепную гладкостенную. Этот слой был перекрыт древнерусским культурным слоем XII-XVII вв. Никаких следов укреплений обнаружено не было.”

И тут облом, только финно-угорская сетчатая керамика.

“На погосте Колбеки в 2000 году разведку проводила Л. В. Королькова [Королькова]. Она обнаружила поблизости несколько селищ эпохи Новгородской республики. Делать далеко идущие выводы и в этом случае пока рано. Так или иначе, собранные материалы пока не подтверждают шведское происхождение колбягов”

Шах и мат, но норманнисты они такие, Чемберлена не все читали, а потому надо вывернуться и из этой некрасивой для них ситуации, поэтому делают приписку:

“Остается предполагать, что к XII веку от скандинавов осталось одно название.”

Как не крути, но колобѧги и топонимы никакого отношения к скандинавам не имеют.

Денис
Денис
10 года (лет) назад

Есть некоторые замечания по варягам. Не понятно заключение: “В ‘Житии Олава Святого’, написанном норвежским епископом Эйстейном Эрлендссоном встречается иное написание: varingus [Джаксон, 127]. Эта аномалия требует объяснения. Давно известно, что в восточных диалектах древнескандинавского языка перегласовка выражена слабее и была оттянута во времени. [Арсеньева, Балашова, Берков, Соловьёва, 122] Шведский язык переживал её уже в историческое время, что в некотором роде отразилось на алфавите: так, умлаут /e/ в позиции перед /r/ передается буквой ä (Väringsö). Древние шведские тексты пестрят подобными архаизмами. Целая россыпь обнаруживается в ‘Саге о гутах’: wárin, fari, ari, Suiariki. Некоторые хоронимы, пришедшие в исландский язык с востока также не знают перегласовки. Самый вопиющий случай – Гардарики (Garðaríki), сохранившийся в литературе, видимо, из уважения к традиции (ср. соседство Garðaríki и местного Næríki в ‘Саге об Олаве Святом’). Впрочем, это возмутительное для слуха исландца слово иногда писали раздельно: Garƥa ríki, Garða ríki. В этот же список попали Волжская Булгария (Vvlgaria, Vúlgáríá, Valgaria) и карелы (karialar); см. также умлаутные формы kirjalar, kæriala land. У нас есть все основания считать, что форма varingus, в Житии Олава Святого – не случайность. Скорее всего рассказ о чудесном излечении немого варяга из Хольмгарда – новгородского происхождения, но попал он в ‘Житие’ не напрямую, а через посредство шведского информатора, говорившего на ‘провинциальном’ наречии. Итак, слово варяги проникло в древнерусский язык из восточноскандинавского диалекта.” Где пытаются вывести “vǽr-” из “var-“. Оно может действительно попало через шведского информатора, но представленные примеры слов с “-ar-” говорят о том, что они заимствованы, и потому varingus есть такое же заимствование и никоим образом к “væringjar” не имеет особого отношения. Тем более, что сага о Гутах записана в 14 веке, а житие Олава в 12, а сага об Эгиле в 13, где ещё одна непонятность: “В отношении кённинга fold væringja высказывались разные предположения. Р. Клесби и Г. Вигфуссон увидели здесь ‘в… Подробнее »

Денис
Денис
10 года (лет) назад

Олег: “1) нет никаких современных событиям или близких к ним источников ( IX-XII вв, подтверждающих эту гипотезу. Сторонники гипотезы ссылаются на источники поздние (XV-XVIII вв) да и то источники ссылающиеся на незаписанные легенды которые вроде бы должны были бы где-то сохраниться с того времени в народной памяти.И легли в основу источников XVII-XVIIIвв.)” Как нет никаких источников о том, что русы – это скандинавы и что они со всей русью переселились на Ладогу править над славянами. А ПВЛ никак не отождествляет варягов-русь с известными норманнскими племенами свеонами/данами/норегами. “2) Имеются современные описываемым событиям источники — Гельмольд, Адам Бременский, причем первый происходит именно из земли вагров которых гипотеза подставляет вместо варягов — и которые ни о чем подобном вообще не говорят — хотя знают и вагров и ран-руян с Рюгена и Русь.” Гельмольд не был современником событий 9-ого века и описывал он славян своего времени. Адам Бременский тоже не был современником событий, но в зато он в 11 веке знает королевство славян – Русию, как самое большое из всех земель славян. И ничего не говорит о якобы норманнском происхождении Руси. “3) Имеются древнерусские летописи восходящие к XI в., говорящие о совершенно противоположном ( о скандинавском происхождении руси.” Нет таких. Вы пытаетесь выдать желаемое за действительное. “4) Все что и мы знаем из источников (византийских, итальянских, франкских)о древних русах указывает именно на скандинавское а никак не на балто-славянское их происхождение.” Никаки не указывает, а некоторые наиболее близкие к тем временам прямо говорят, что русы – это славяне. А все более поздние ваши источники рассказывают по факту, когда “И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью.” норманнские остатки от Рорика также стали именоваться русами, т.е. вконец ославянились и в следующем же походе Олега клянутся по славянскому… Подробнее »

Олег Губарев
10 года (лет) назад

денису. “Нет таких. Вы пытаетесь выдать желаемое за действительное.”. для вас нет, для меня есть. Читатйте ПВЛ – основное обвинение антинорманистов царского времени против нее что там ТЕНДЕНЦИОЗНО написано и красной нитью проходит мысль что русь- это варяги.

“«Вставка слов «и прочи», — писал Шахматов о Новгородской летописи, — весьма характерна именно для Повести вр. лет, которая проводит тенденциозно историю варяжского происхождения руси”.

Ну а то что варяги – скандинавы ясно всем историкам, за исключением небольшой группы нынешних антинорманистов (А.Г.Кузьмина, В.В.Фомина и А.Н.Сахарова) и уважаемого Дениса. Антинорманисты считают их в балтийскими славянами – ваграми, кем считает варягов Денис – не знаю.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...