Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян – поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» – принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши – нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим – привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик – славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1.1K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Леха
Леха
11 года (лет) назад

Нет, нет и еще раз нет. Он не отвечает тебе, Леха, поскольку занят работой, а не потому, что ты его раскусил…

Олег
11 года (лет) назад

ПВЛ,1997,”Терра”, пер.Лихачева,стр.39.”А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи ,что стоит над ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, – это была соборная церковь,так как много было христиан -варягов”. И хватит троллить.

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Ну, раз пошла такая пьянка, приведу этот отрывок целиком, а не выдернутым из контекста…

“Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: “Скажите, что наказал вам царь?”. И сказали послы царя: “Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей”. Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его – сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, – это была соборная церковь, так как много было христиан – варягов. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, рабами и воском, и отпустил их; послы же пришли к царю и поведали ему все речи Игоря, и о любви его к грекам”.

Скажите, Олег, с чего Вы взяли, что среди варягов не было язычников?! Христианизация явилась глобальным процессом, ее исполнители не ставили себе целью сортировать народы и социальные группы. Из приведенного Вами отрывка следует, что среди варягов было много христиан, но при этом не сказано, что они все ими являлись. Таким образом противоречия нет.

С уважением, Ваш чувак.

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Олег! Все же сообщите мне о Вашем отношении к творчеству Макса Фасмера! Тоже ведь великий ученый, не какой-нибудь воинствующий дилетант.

Для неосведомленных сообщу, что его этимологический словарь в настоящее время рекомендован к использованию Российской “академией наук”. Рекомендую всем с ним ознакомиться для понимания, насколько эта пресловутая личность предвзято относилась к великому и могучему, также прошу подумать, чем (кем) она была мотивирована и сохранилась ли эта мотивация у подобных ему. Никому не навязываю свое мнение, убедитесь сами.

Олег
11 года (лет) назад

Раз вы готовы нормально разговаривать – то посмотрите Гельмольда “Славянскую хронику”, посмотрите Гильфердинга “История балтийских славян”, Собр.соч., т.4.

«Тогда как у балтийских славян развивались все эти условия и не только заглушили в них внутреннее влечение к христианству, ощущаемое другими славянами, но даже породили отвращение, само христианство в Западной ,Романо-германской Европе (вк ней именно Балтийские славяне были прикованы своим положением и историею) подвергалось таким влияниям, которые одни уже должны были возбудить к нему в этом народе жестокую вражду …» стр.226 «Всем этим и объясняется отчасти ненависть Балтийских славян к своим Немецким священникам и те истязания и казни, которым славяне их беспрестанно подвергали, пока не были совершенно покорены» Стр. 233

Откуда могли взяться среди варягов -балтийских славян- вагров как утверждает “балтийская гипотеза” христиане? Балтийских славян можно было обратить в христианство только силой и сразу же как только давление снималось они восставали и возвращались к язычеству. Так что вопрос не в наличии варягов-язычников, а в наличии большого числа – как подчеркнуто в летописи – варягов христиан. Так что противоречие есть и очень серьезное.

В то же время скандинавы крестились без особенных проблем, см. крещение Харальда Клакка в Ингельгейме в 826 году со всеми родственниками и приближенными, хотя многие из них предпочитали оставаться язычниками.

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Если Вы внимательно перечитаете приведенный мной фрагмент, то обратите внимание на дары Игоря грекам, среди которых, якобы, были и рабы. Очевидно, что летописец (точнее один из редакторов списка) умышленно очернял язычников и преувеличивал количество последователей христиан. Он явно был не объективен, надо объяснять почему? Именно это я и имел в виду, говоря, что ПВЛ наполовину – агитка.

Олег
11 года (лет) назад

Можно спросить – а почему наполовину? То есть когда она говорит то что Вам желательно, тогда она не агитка – а наше великое достояние? А когда говорит то что Вам не нравится – тогда она агитка? Кстати заметьте что текст о варягах христианах находится в тексте относящемся к договору русских с греками, воспроизведенному летописцем. Даже серьезные антинорманисты не ставят подлинность договоров под сомнение. Как и то что клятвы приносились как язычниками, так и христианами в церкви. Ели бы христиан среди русов было немного – то не было бы никакой необходимости в отдельной присяге для христиан.

Причем заметьте, данное противоречие просто еще один дополнительный аргумент против “балтийско-славянской” гипотезы в дополнение к тем вопросам, которые я задал ранее и на которые мне так и не смог ответить Александр. Вы на эти вопросы о тоже не отвечаете.

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Как и Вы… ответьте на вопрос про Фасмера.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Леха

А это не вопрос. это стремление “уесть” оппонета. И ответа такой вопрос не требует, потому что Вы уже на него ответили заранее сами. Зачем спрашивать других если Вам все уже известно?

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Хорошо! Агитка не на половину, а на 9/10. В этом и только в этом, на мой взгляд, причина сохранности этого “источника”. К сожалению сопоставить содержащиеся в ней сведения с иными источниками не представляется возможным. Надеюсь что пока. Чуть позже найду библиотеку Ивана Васильевича, вот тогда и сопоставлю. А пока приходится собирать правду по крупицам, очищая ее от неточностей и лжи, путем применения юридического подхода к оценке доказательств. Чего и Вам желаю.

Олег
11 года (лет) назад
В ответ на:  Леха

То есть вы отказываете древним русским летописям в достоверности. Быстро вы с ними разделались. Они у Вас – агитки. хорошо, вы их уничтожили. И что у Вас осталось в итоге ? Какими достижениями балтийских славян в этой области вы нас обрадуете?

Леха
Леха
11 года (лет) назад

Не ошибается тот, кто не ищет. Необходимым условием победы является борьба. Так почему же Клей называет В.А. Чудинова фриком? С какой такой научной стати? Даже если работы Чудинова впоследствии будут опровергнуты (хотя это маловероятно) они обогатят наши знания ведь отрицательный результат… ну Вы же меня понимаете? :)

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...