Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Загадка Льва Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. “Он провалился в себя”, — замечала она, или: “Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина”» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Загадка Льва Гумилёва
Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы “р”… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: “Эврика!” Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в “Крестах” под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Обсуждение моей небольшой статьи о Л. Н. Гумилеве продолжается почти полтора года. По-видимому, она угодила в чувствительную точку дискуссии, возмутив ряд почитателей Л. Н. Гумилева. Они до сих пор не могут примириться с тем, что научный мир в целом не приемлет всерьез учение Гумилева. Поэтому они так остро воспринимают любую попытку подойти к изучению этой интересной фигуры трезво. На возражения многих этих критиков я ответил еще больше года назад (11 мая 2011) в ТрВ в заметке “Трезво о Л. Н. Гумилеве: ответ критикам”. Я указал там, что опровержение концепции Л. Н. Гумилева не входило в мои задачи – это сделано в других местах, что антисемитизм Гумилева вообще не при чем (я обычно игнорирую эту причуду изучаемых мною фигур, хотя и учитываю в складе их личности). Меня занимает тот факт,что мои критики не отводили мои аргументы, не подвергали сомнению мою логику. Они лишь выискивали за этим мои субъективные мотивы и выражали свое эмоциональное отношение к критике их кумира. Они подвергали осуждению сам факт указаний на то, что интеллигент в лагерных условиях подвергался унижению и не сразу адаптировался, хотя в этом нет никакого упрека лично Гумилеву. Для возмущенного философа Вячеслава это отдает “НКВДшной мусорковщиной”. Порядочные люди, да еще философы, ляпнув такое сгоряча, приносят извинения. На последних этапах обсуждения речь зашла и о самих аргументах. С. Беляков поставил под вопрос ссылку на Быстролетова, я отвечал, что некоторые несущественные для Бытролеова детали он вряд ли выдумал, а главное – что не Быстролетов – мой главный источник. Беляков продолжает отстаивать полную фантастичность сведений Быстролетова и не задевает вопрос о его месте в моей аргументации. Идут споры о том, силен ли был Гумилев как историк (историки в массе считают, что совсем не силен) или как историософ или философ (последнее Беляков считает унижением). Гумилев был несомненно талантливым человеком, но историка в нем всегда побеждал мифотворец. Пассионарность… Подробнее »

Сергей Беляков
Сергей Беляков
11 года (лет) назад

Лев Самуилович! Я не искал у вас “субъективные мотивы” и искать не собираюсь. Н мой взгляд, ваша статья страдает как раз теми недостатками, в которых упрекали Гумилева: слишком много “реконструкций”, не достаточно подкрепленных фактами.
Но мне представляется, что вы не слишком разбираетесь в идейном наследии Гумилева. Если бы вы досконально изучили его сочинения, то, скорее всего, пришли к выводу, что взгляды Гумилева очень далеки от теории “героев и толпы” (теория этногенеза ничего общего с ней не имеет) и что “учение Гумилева” – тоже своего рода миф, который поддерживают как сторонники, так и противники Гумилева. На самом деле, есть достаточно разнородное наследие Гумилева, в котором можно выделить как совершенно завиральные, антинаучные идеи, так и очень ценные для науки.
Историки (в массе своей) теории Гумилева не знают, или знают очень поверхностно. Я сам профессиональный историк, а потому достаточно хорошо знаю и принципы, и методы работы своих коллег и, главное, степень их информированности.
Сама же дискуссия говорит о том, что идейное наследие Гумилева не забыто, а самого Гумилева нельзя вычеркнуть из истории науки.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Уважаемый г. Беляков!
Я вполне согласен с Вами, что Л. Н. Гумилева нельзя вычеркнуть из истории науки. Если Вы заглянете в мою “Историю антропологических учений” (в печати), то увидите, что ему отведено в ней значительное место, хотя я и далек от его апологетики.
Что касается моей реконструкции некоторых событий его биографии, то это гипотеза, как и многое в истории. Достаточно ли за ней стоит доказательств, оценивают по-разному (предстоит более полная публикация моих воспоминаний о 40-летнем знакомстве с Л. Н. Гумилевым). Мы оба – ученики М. И. Артамонова, и при жизни Л. Н. я не раз с ним спорил, но мы никогда не ссорились (хотя с Артамоновым Гумилев порвал отношения именно потому, что Артамонов не признал его концепцию).
Еще раз повторяю, что в обсуждаемой статье я не ставил вопрос об оценке его основных исторических реконструкций – достаточно ли за ними доказательств. Хотя я полагаю (и не я один), что их по сути нет. Подробнее это изложено и аргументировано в другой моей статье (еще 1992 года) и в работах ряда историков, которые никто из сторонников Гумилева почему-то не анализирует, как если бы их не было.
Что у Гумилева есть ценные идеи, не сомневаюсь. В частности, его идея о связи ритмов хода истории (образование и падение степных государств и т. п.) с периодическими колебаниями климата (изменение маршрутов циклонов и антициклонов) чрезвычайно интересна и, видимо, плодотворна. Но не ее он развивал в своей теории этноса и этногенеза.

Сергей Беляков
Сергей Беляков
11 года (лет) назад

Конечно, я читал вашу статью, очень интересную и написанную с большим чувством такта, чего не хватало многим критикам Гумилева. С чем-то согласен, с чем-то нет. Дискуссия и с этой статьей и с еще многими критиками Л.Н. в моей книге о Гумилеве, которая должна скоро появиться в издательстве Астрель.

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
11 года (лет) назад

Уважаемые ученые ваша дискуссия очень интересна, но она не дает ответа на мой вопрос: “Что делать?” Сейчас 2012 год к 40 годам уже этого столетия концентрация СО2 в атмосфрном воздухе достигнет 426 ppm. После этого в организме человека при каждом неосторожном движении будут переломы костей, и конечности будут выскакивать из суставов. Эти процессы являются следствием кальцификации в организме человека. По всей видимости, это условие заложено в генетическую программу биологического вида «Люди». Любые попытки решить данную проблему с инженерной точки зрения обязательно приводит к тому, что задача не имеет решения, т.к. слишком много внешних факторов необходимо учитывать, и они выходят за рамки инженерной науки. Попробую пояснить: На сегодняшний день в пирамиде Маслоу все перемешалось. Там похулиганил экологический кризис. Уже сегодня он на первое место выводит проблему удовлетворения базовых потребностей для всех без исключения, т.е. с течением времени будет увеличиваться количество людей, которые будут не способны их удовлетворять. Ресурсы ограничены, и с этим ничего не сделать, особенно биоресурсы. Дефицит ресурсов делает актуальной проблему безопасности. Уникальность момента в том, что наряду с традиционной безопасностью возникла новая, которую можно определить как индивидуальную. Когда мы лет 15 назад начали решать задачу, связанную с обеспечением качества воздуха в помещении, вот эта безопасность и вылезла. Через поступление биогенных элементов в организм человека с воздухом, оказалось, что если не учитывать поступление с пищей и водой, то задача не имеет решения. И так по цепочке. Скажу к чему пришли, смеяться будете. В основе комплекса системы индивидуальной безопасности должны быть положены хорошо всем известные заповеди Моисея, т.к. в них, по всей видимости, заложен конкретный физический смысл. То есть конкретные физические процессы, о которых мы мало что знаем. К такому выводу удалось придти при использовании биогеохимической теории Вернадского совместно с теорией этногенеза Гумилева. По всей видимости, это как-то связано с энергетикой информационного поля и энергией живого вещества. При этом энергия… Подробнее »

Владимир
Владимир
11 года (лет) назад

В этой связи нас спасет лишь очередной пассионарный толчек и вместе с ним появившийся новый этнос-ы, где его доминантой станет толчек от противного, то бишь от сегодняшнего негатива заполонившего мир …как бы так, хотя я в полне серьезно считаю и надеюсь что Русский суперэтнос произведет регенерацию сбросив с себя антисистему в виде западной демократии и все что с ней сопутствует, вернется к своему стержню, а значит и вышеупомянутая экологическая проблема вместе с тем будет решена

Максим Борисов
ТрВ
11 года (лет) назад
В ответ на:  Владимир

А если толчЕк толканется где-нибудь на Кавказе и они сбросят всех нас? Кстати, гораздо вероятнее, если смотреть на это дело со стороны, а не в розовых очках. Бедные злые любители всего экологичного и домотканно-посконного… Лучше уж худой мир, чем такие “светлые надежды” на взрывы.

Ой!
Ой!
11 года (лет) назад
В ответ на:  Максим Борисов

Толчок чеченских ученых, которые стремительно догоняют британских http://www.rosbalt.ru/federal/2007/08/20/407247.html

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Опомнитесь! О чем вы толкуете! “Рюрик был чеченцем”, “чеченская теория возникновения древних государств”, “эта же теория применима и к древнерусской истории”… Это Росбалт, ссылка на “Чеченское общество”, на статью некоего Муртазалиева. Всё рассуждение (“теория”) держится на отождествлении аланов с росами, а росов с русами, поскольку источникам известно племя роксоланов, что переводится с иранского как рокс аланы (светлые аланы). Но тут простое созвучие, да еще и не близкое. К тому же аланы вообще предки не чеченцев, а осетинов, что хорошо известно.
Муртазалиев хочет отождествить свой народ с варягами, “чья кровь считалась выше, чем у всех остальных, т. е. народ, который производит только лидеров по крови”. Когда считалась?! Кем считалась?! Ссылки, пожалуйста.
Не кажется ли вам, что если обсуждение учения Гумилева выливается в такую белиберду, то это что-то говорит о его адептах, если не о самом учении?

Ой!
Ой!
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Я же специально написал, что чеченские ученые приближаются к британским – значит, эта ссылка была в порядке сатиры. Даже не будучи историком я прекрасно вижу, что в данном случае методология г-на Муртазалиева является, по меткому выражению А.А. Зализняка http://elementy.ru/lib/430720 , ещё более “любительской лингвистикой”, чем методология А.Т. Фоменко.

Ой!
Ой!
11 года (лет) назад
В ответ на:  Ой!

эх, запятую забыл между “историком” и “я”. Таки-деепричастный оборот…

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
11 года (лет) назад

То, что этнические проблемы могут разнести все в пух и прах это и так очевидно. Каким способом это может проявиться это уже не интересно, т.к. результат будет один и тот же. Если я правильно понимаю то этнос это сложная открытая система, а элементами этой системы являются люди. Почему этносы встают на «дыбы», т.е. происходит нарастание этнических проблем? Мало того, но этнические конфликты, по своей сути, возникают на голом месте. Еще лет 40-50 назад станцевал бы представитель Кавказа лезгинку на улице средней полосы России, ему бы еще не только поаплодировали, но и похвалили. Сейчас это повод к этническим конфликтам. В чем причины? Очевидно, что этносы чувствительны к покрытию в полном объеме базовых потребностей в пище, воде, воздухе и терморегуляции. Обеспечивает покрытие данных потребностей территория и ресурсы. Казалось бы, как и 50 лет назад, так и на сегодняшний день, все имеется в наличии, а реакция этносов разная. В чем различие ситуации того времени и сегодняшнего дня? Наверно не в том, что тогда было КПСС, а сегодня Зюганов, Жириновский, внесистемная оппозиция и т.д. Что может представлять угрозу существования этносов? Наверное, одной из причин является невозможность покрытия базовых потребностей. Лишить целый этнос покрытия базовых потребностей может только биосфера и механизм этот хорошо известен – экологическая катастрофа. В творчестве Л.Н. Гумилева это и прослеживается. От изучения народов к этногенезу и к тупику эволюции человечества. “… Конечно, некоторые находят пропитание и за пределами кормящего этнос ландшафта, как делали это, например, англичане в Индии или как поступают жители современных мегаполисов и урбанистических конгломераций. Но с точки зрения этносферы это кратковременные флуктуации. Исключение, а не правило. На популяционном уровне, т.е. на уровне этноса в целом, существование вне этноса немыслимо. И поэтому современная промышленная цивилизация обречена. Она не исчезает лишь благодаря беспрецедентным темпам ограбления накопленных биосферой миллиардами лет природных ресурсов и осквернения неповторимых ландшафтов. Её ждёт судьба Мохеджо-Даро… Подробнее »

Alex
Alex
11 года (лет) назад

заметьте, так или иначе копают под Гумилёва Л.Н. только лица еврейской национальности.
А ведь Гумилёв настоящий патриот России в отличии от авторов отрицательных пасвилей о нём — ( Яков Соломонович Лурье, Лев Самуилович Клейн, Виктор Шнирельман…)

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
11 года (лет) назад

Идет процесс передела мира за землю и ресурсы, и в основе этого процесса лежат этнические проблемы. Меня интересует причинно-следственная связь наличия земли пригодной для существования этноса и видов на урожай для покрытия базовых потребностей с нарастанием этнических проблем, т.е. зависимость изменения исходных данных на изменения этнической напряженности. Когда я говорю о нарастании этнических проблем, то под причинами понимаю то же самое, что изложено в следующей информации: «Рост среднегодовой температуры из-за выброса парниковых газов приведет к таянию ледников. Участятся природные катаклизмы, а засуха и повышение уровня мирового океана лишат миллионы людей средств к существованию, предупреждают эксперты. Ежегодно от загрязнения воздуха, голода и болезней в результате изменения климата и сжигания углеводородов гибнут пять миллионов человек. И если нынешние тенденции сохранятся, к 2030 г. эта цифра вырастет до шести миллионов, говорится в докладе». http://www.utro.ru/articles/2012/09/27/1074289.shtml Все остальное только следствие. Этносы, как сложные открытые системы не могу этого не понимать, поэтому они и начали борьбу за свое выживание. Закон один: право силы. Поэтому призывы МИД и Лаврова к совести и закону абсолютно бессмысленны. Выживает сильнейший. Прогноз сильно занижен и вот почему: «В начале XIX в. К. Гаусс установил, что сумма независимых, одинаково распределенных случайных величин подчиняется вполне определенному закону (нормальное распределение), но есть и другой класс законов, которые называют степенными. В соответствии с нормальным, гауссовым, распределением большие отклонения настолько редки, что ими можно пренебречь. Однако многие бедствия, аварии, катастрофы порождают статистику со степенным распределением, которое убывает медленнее, чем нормальное распределение, поэтому катастрофическими событиями пренебречь нельзя. Степенные зависимости характерны для многих сложных систем – разломов земной коры (знаменитый закон Рихтера-Гутенберга), фондовых рынков, биосферы на временах, на которых происходит эволюция. Они типичны для движения по автобанам, трафика через компьютерные сети, многих других систем. Для всех них общим является возникновение длинных причинно-следственных связей. Одно событие может повлечь другое, третье, лавину изменений, затрагивающих всю систему. Например, мутация, с… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 2,75 из 5)
Загрузка...