Загадка Льва Гумилёва

Лев Клейн
Лев Клейн

При всем обилии мемуарной и биографической литературы фигура Льва Гумилёва остается загадочной. Загадочным остается его полное небрежение научными методами и принципами в большинстве работ — они начисто отсутствуют. Поэтому научное сообщество России его не признает, хотя он бешено популярен вне науки. Загадочным остается его теперь уже несомненный антисемитизм. Это был болезненный факт для многих его друзей.

Анна Ахматова винила во всем советскую власть и лагерь. Возлюбленная ее сына Эмма Герштейн (2006: 351)1 вспоминает:

Загадка Льва Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

«Мы видели на протяжении многих лет человека, носящего имя Лев Николаевич Гумилёв, но хотя мы продолжали называть его Лева, это был не тот Лева, которого мы знали до ареста 1938 года. Как страдала Анна Андреевна от этого рокового изменения его личности! Незадолго до своей смерти, во всяком случае в последний период своей жизни, она однажды глубоко задумалась, перебирая в уме все этапы жизни сына с самого дня рождения, и наконец твердо заявила: Нет! Он таким не был. Это мне его таким сделали». И в другом месте: «Ее поражал появившийся у него крайний эгоцентризм. “Он провалился в себя”, — замечала она, или: “Ничего, ничего не осталось, одна передоновщина”» (2006: 387). Передонов — герой повести Сологуба «Мелкий бес», тупой провинциальный учитель, соблазняемый бесами. Гумилёв не только предостерегал православную Русь от еврейской опасности, но и много говорил о бесах (об этом вспоминает священник отец Василий — 2006: 308).

Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!

Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него — говорил Савва Ямщиков (2006). — Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью — понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь — тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв — признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит. Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников — все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.

Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса — уголовники, всё сообщество четко делится на касты. В верхнюю касту попадают отпетые уголовники и «авторитеты». В среднюю, в «мужики», — вся серая масса. В нижнюю касту, касту «чушков», беспросветная жизнь которых полна унижений, избиений и бедствий, попадают слабые, жалкие, смешные, интеллигенты, больные, неопрятные, психически неустойчивые, нарушившие какие-то законы блатного мира. Они ходят в отребье, едят объедки, ждут тычков и пинков отовсюду, жмутся по углам. Спят воры на «шконках» первого яруса, мужики — повыше и на полу, чушки — под шконками или под нарами. Там есть известное удобство (изоляция, укрытность), но место считается унизительным, а в мире зэков престиж, семиотичность очень много значит.

Загадка Льва Гумилёва
Фотография Льва Гумилёва из следственного дела, 1949 г.

Я не стану сейчас подробно описывать эту систему — я сделал это в книге «Перевернутый мир».

Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, — то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по крайней мере в начале своего прибытия в лагерь молодому Гумилёву пришлось неимоверно плохо. Он должен был по своим данным угодить в низшую касту. Сугубый интеллигент, в детстве преследуемый мальчишками (2006: 25-27), с недостатками речи, картавый (сам иронизировал, что не выговаривает 33 буквы русского алфавита). Характер вспыльчивый, задиристый, тяжелый, неуживчивый (2006: 121; 265), «любил препираться в трамвае» (2006: 331) — именно такие попадали в чушки. Его солагерник по последнему сроку А. Ф. Савченко (2006: 156) вспоминает, что физические данные у Гумилёва были очень невыгодные для лагеря: «Комплекция отнюдь не атлетическая. Пальцы — длинные, тонкие. Нос с горбинкой. Ходит ссутулившись. И в дополнение к этим не очень убедительным данным Гумилёв страдал дефектом речи: картавил, не произносил буквы “р”… Кто картавит? Из какой социальной среды происходят картавые?» Савченко отвечает: дворяне и евреи. Обе прослойки чужды уголовной среде.

Савченко подчеркивает, что в этот срок, «несмотря на такой, казалось бы, внушительный перечень неблагоприятных свойств, Гумилёв пользовался среди лагерного населения огромным авторитетом. Во всех бараках у него были хорошие знакомые, встречавшие его с подчеркнутым гостеприимством» (там же). Он рассказывает, как вокруг Льва Николаевича собирались многолюдные кружки слушать его истории (функции Шехеразады). Но всё это потому, что как раз перед последним лагерным сроком политических отделили от уголовников, «благодаря чему жизнь в лагере стала сравнительно сносной». А до того? «То был кошмар» (2006: 167, также 157). Но когда уголовники всё же оказывались в одном лагере с политическими, возникали эпизоды, подобные описанному тем же Савченко (2006: 168-172): «Рябой с ребятами бьет там жидов», а этим «жидом» оказался Л. Н. Гумилёв.

Есть и прямые свидетельства о деталях быта, которые вписываются в эту реконструкцию. О своем открытии пассионарности Гумилёв рассказывал так:

«Однажды из-под нар на четвереньках выскочил наружу молодой с взлохмаченными вихрами парень. В каком-то радостном и дурацком затмении он вопил: “Эврика!” Это был не кто иной, как я. Сидевшие выше этажом мои сокамерники, их было человек восемь, мрачно поглядели на меня, решив, что я сошел с ума…» (Варустин 2006: 485). И другим он рассказывал, что «теорию пассионарности придумал, лежа в “Крестах” под лавкой»). Проговорился Л. Н., определил свое положенное место в камере — под нарами, под шконкой.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв и Анна Ахматова. 1960-е гг.

О раннем сроке Гумилёв сам вспоминает, что к 1939 г. совсем «дошел», стал «доходягой». В Норильлаге зимой 1939/40 г. с ним сидел Д. Быстролетов, который поместил свои воспоминания в «Заполярной правде» (23 июня 1992 г.). Быстролетову нужно было подыскать себе помощника, чтобы вытащить из барака тело умершего. Один зэк растолкал доской спящего под нарами доходягу, это оказался Гумилёв. У Быстролетова сложилось впечатление, что Гумилёв имел «унизительный статус чумы», шестерки. Он, видимо, регулярно подвергался обычным унижениям этого люда. Быстролетов описывает его как предельно ослабевшего, беззубого, с отекшим лицом, этот доходяга еле двигался и с трудом произносил слова, был одет в грязную одежду. Никаких вещей у него не было.

Воспоминания Быстролетова некоторые подвергают сомнению, поскольку тот сам был до ареста чекистом (разведчиком), но воспоминания эти очень реалистичны и согласуются со всем остальным, что мы знаем об этом периоде жизни Гумилёва. Для Гумилёва это было особенно тяжело, потому что дворянская честь, уважение среды и сознание своей высокой миссии были его природой. Контраст самосознания со своей неспособностью противостоять гнусной реальности был для него особенно катастрофичен.

Этот период неизбежно должен был наложить отпечаток и на последующие, когда положение Гумилёва улучшилось, когда он освоил статус Шехеразады и добился внимания и уважения солагерников, да и солагерники стали другими. Зэк низшей касты никогда полностью не переходит в верхнюю ни в глазах окружающих, ни в собственном самоощущении. Сбросить это наваждение он может только со всем антуражем лагеря, откинув лагерь как кошмарный сон. Поэтому люди этого плана стараются не вспоминать лагерную жизнь, гонят от себя эти кошмары, очищают память, чтобы выздороветь от лагеря.

Загадка Льва Гумилёва
Лев Гумилёв за рабочим столом. Ленинград, 1990-е гг.

Однако необратимые изменения психики почти неизбежны, остаются после лагеря. У тех, кто выдержал испытания и завоевал уважение среды, не оказался внизу, воздействие лагерного прошлого может быть укрепляющим — он выходит из лагеря если не добрее, то сильнее, чем туда был взят. Те, кто был сломлен, кто не выдержал ужасных тягостей, не сумел отстоять свое достоинство в злой среде, навсегда ушиблены лагерем, у них изменилось общее отношение к людям — стало отчужденным и недоверчивым, самооценка стала нуждаться в постоянном подтверждении, самолюбие стало болезненным. Эти люди постоянно ищут, на чем бы показать свое превосходство над другими — в ход идет всё: опыт, вера, национальность, пол…

Большой поклонник Гумилёва и Ахматовой, М. М. Кралин (2006: 444) вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она — «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича… В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».

Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой. Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни. Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал.

Между тем, в некоторых своих работах он был действительно замечательным ученым, сделавшим великолепные открытия, — это работы о циклических изменениях путей циклонов и влиянии этих изменений на жизнь и историю населения Евразии. Если бы он сосредоточился на этих явлениях, возможно, он был бы гораздо менее заметен в массовом сознании, но значительно более авторитетен в научном мире.

Фото с сайта gumilevica.kulichki.net

1 Многие воспоминания цит. по сб.: Воронович В.Н. и Козырева М.Г. 2006. «Живя в чужих словах…»: Воспоминания о Л.Н. Гумилёве. Санкт-Петербург, Росток.

384 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Алексу:
Академики Рыбаков и Бромлей тоже выступали против учения Гумилева. Они тоже евреи? А если бы они и были евреями, от этого как-то зависит, являются ли их аргументы верными или неверными по сути?

Л.Л. Гошка
Л.Л. Гошка
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Лев Самуилович, я полностью с Вами согласен. Считаю, что валить все проблемы возникающие в социо- и этносфере на евреев полный идиотизм. Да и в двух направлениях в этнологии противоречий не вижу. На мой взгляд, одно направление рассматривает проблемы со стороны социосферы, а второе со стороны биосферы. С одной стороны человек животное, а с другой существо социальное. По всей видимости,поэтому и два подхода в исследованиях оправданы. Можно предположить, что оба они правильные, только вот было бы хорошо их как-то систематизировать, чтобы уйти от противоречий. Классическая механика, как-то не противоречит квантовой. Мне кажется, что в этнологии должно быть, что-то подобное. Я может, и ошибаюсь, т.к. не являюсь специалистом в Этнологии, но пока Вы не разберетесь у себя, у меня все задачи не будут иметь решения. Технические решения при внедрении и разработке новых технология упираются в проблемы социо- и этносферы. Пожалуйста, в начале разберитесь в этнических проблемах, а потом разбирайтесь между собой сколько угодно кто прав, а кто нет.

Вячеслав
Вячеслав
11 года (лет) назад

Уважаемый Лев Самуилович! В своем комментарии от 16.09.2012 г. Вы пишите: «… они [почитатели Льва Гумилева] так остро воспринимают любую попытку подойти к изучению этой интересной фигуры трезво». Но где же разумные границы этой так называемой Вашей «трезвости», за которыми начинается откровенно-жестокий, оскорбительный цинизм? Лично для меня проблема антисемитизма, о которой Вы также упоминаете в своем комментарии, не стоит вовсе по конкретным личным причинам. И я никогда не обращал на это какого-либо, так сказать, пристального внимания. Как перед пожилым человеком, который гораздо старше меня, да еще и прошел, как и критикуемый Вами же Лев Гумилев, жестокий прессинг Системы, я приношу извинения (если я Вас действительно чем-то обидел). Мое поколение не учили обижать старших. Но за цинизм, которым буквально пропитана вся Ваша статья, и который я условно обозначил «НКВДшной мусорковщиной», просить прощения, увы, не буду. По идее за такое должны просить прощение авторы подобных статей перед родственниками почивших и в юридическом плане. В этом контексте еще раз процитируем отдельные моменты Вашей статьи: 1) «Воздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению». 2) «Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. » (И далее про шконки, чушков и прочая феня. Кстати, не такая эффектная, как у Гумилева и Снегова в «Истории отпадения Нидерландов от Испании»). 3) «Не сомневаюсь, что в конце своего многосоставного срока Гумилёв пользовался привилегиями старого сидельца и обладал авторитетом, а если исполнял функции Шехеразады, – то и уникальным положением. Но по моим представлениям, по… Подробнее »

Владимир
Владимир
11 года (лет) назад

Антон Комнин //А.Комнин. Субъективные причины неприятия ПТЭ. М.: 2010. Субъективные причины неприятия ПТЭ. Выдающийся отечественный ученый, доктор исторических наук Лев Николаевич Гумилев известен как создатель пассионарной теории этногенеза (ПТЭ). Это теория о рождении, жизни и смерти этнических систем (ЭС). Однако это теорию не принимает большинство его коллег – историков. Не говоря уж о публицистах. По нашим наблюдениям очень многие не принимают ее по субъективным причинам. Мы постараемся в этой статье данные причины перечислить. 1. Пассионарная теория этногенеза. Думаю, в начале следует кратко изложить данную теорию. Согласно ей люди делятся на три типа: пассионарии, субпассионарии и гармоничные люди. Гармоничные люди это те, кто работают достаточно хорошо, чтобы выжить в нормальных условиях (не экстремальных). Они работают на сохранение этнической системы (Гумилев использовал в своих работах системный подход, и основным объектом исследования у него была этническая система). Пассионарии же работают не только на сохранение, но и на развитие (усложнение) этнической системы. Они неплохо действуют в экстремальных условиях. Кроме, того, обладают способностью заражать своей активностью окружение (это явление называется пассионарной индукцией). Ресурсы по возможности накапливают, ареал обитания стремятся расширить. А субпассионарии это те, кто работает недостаточно, чтобы прокормить себя и свои семьи. Живут за счет паразитирования и накопленных ресурсов (если они есть). Пассионарность, как и ее отсутствие, зависит от генетической природы человека. Активность этнической системы зависит от соотношения перечисленных типов людей. Если пассионариев относительно много, этническая система активна. Если пассионариев мало, этническая система малоактивна. В процессе этногенеза (который длится около 1200-1500 лет) процент пассионариев в этнической системе понижается. Пассионарии исчезают в результате естественного отбора. Потому что попытки что-то изменить почти всегда связаны с самоотверженностью и риском. Когда число пассионариев становится минимальным, этническая система либо гибнет, либо переходит из динамического состояния в статическое. После чего живет в гармонии с природой, не развиваясь (такие народы Л.Н. Гумилев называл “персистентными этносами”, «реликтами»). Каждый новый этногенез начинается… Подробнее »

NickName
NickName
11 года (лет) назад
В ответ на:  Владимир

Когда появилась по-вашему мутация приведшая к резкому рывку Японии в XIX век и в Китае, Индии, Мексике и Бразилии в XX веке. Была ли это одна мутация или несколько разных. Почему мы при этом не наблюдаем скачка пассионарности на русском Дальнем Востоке, в Бирме, Пакистане или Аргентине. Как можно провести кривую соединяющую Бразилию, Индию и Китай.

Владимир
Владимир
11 года (лет) назад

NickName: извините, и не обижайтесь я не хочу с Вами вести какой либо диалог, потому как Вы совсем не знакомы с трудами Льва Гумилева, это видно из Вашего вопроса . Лев Гумилев вообще не затрагивал современность боясь абберации близости и дальности и не сопостовлял экономические прорывы стран с пассионарными толчками….

Вячеслав
Вячеслав
11 года (лет) назад

Поздравляю всех со 100-летним юбилеем со дня рождения Льва Николаевича Гумилева! Появление в отечественной культуре таких ярких, выдающихся личностей, как Николай Степанович Гумилев, Анна Андреевна Ахматова (Горенко), Лев Николаевич Гумилев невозможно недооценить.
Завтра и послезавтра, 2-3 октября 2012 г., в Санкт-Петербурге под патронажем Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного университета, РГПУ им. А. И. Герцена, Научно-образовательного культурного общества, Русского географического общества, стартует Международная научная конференция “Научное наследие Л. Н. Гумилева: истоки, эволюция, проблемы восприятия”. Конференция проходит в рамках Международного научного конгресса “Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы”.
1 октября 2012 г. в Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ состоится Пленарное заседание Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Льва Гумилева «Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы».
Еще раз поздравляю всех со столь знаменательными событиями! Желаю творческих, научных успехов, благополучия, крепкого здоровья!

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Рад тому, что дискуссия стала приобретать более спокойный и серьезный тон. Сначала по поводу приведенной Владимиром статьи А. Комнина “Субъективные причины неприятия ПТЭ”. ПТЭ – это Пассионарная Теория Этногенеза. Статья интересна как показатель. Беда в том, что адепты Л. Н. Гумилева ищут именно субъективные причины неприятия его учения ученым миром – в непонимании, зависти, глупости, национальных предрассудках и т. п. А причины лежат в объективной сфере. Нет же никакой Пассионарной Теории Этногенеза. Теории нет! Есть идея, концепция, учение, даже, может быть, гипотеза. Но не теория. Потому что системы доказательств, мало-мальски удовлетворяющей требованиям к научной аргументации, нет. Учение – волшебно привлекательное для многих (разными своими сторонами), автор – чрезвычайно симпатичен, отсюда оглушительная популярность, слава и благоговение среди публики. Но ученый мир, увы, трезв, требователен и даже жесток. Теперь о позиции Вячеслава. Вячеслав подозревает меня в том, что я из зависти или обиды хочу как-то уязвить Л.Н.Гумилева. Всякие гипотезы о том, что Гумилеву приходилось поначалу плохо в лагере, что его унижали, оскорбляли больше, чем других (именно в силу его интеллигентности), что это наложило на него неизгладимый отпечаток, с точки зрения Вячеслава и его единомышленников недопустимы. Гумилев в их понимании – святой, который всегда и всеми сразу был узнаваем, победоносен и неотразим. Увы, так не было, и не только потому, что вокруг были сплошь идиоты (хотя и их хватало), но и по многим другим причинам. В отличие от Вячеслава я был знаком со Львом Николаевичем лично 40 лет. Для меня это был интересный соученик (у нас был один учитель), старший коллега, мы вместе работали в экспедиции. Испытания, выпавшие на долю Л.Н. и его яркие дарования вызывали мои симпатию и уважение, но взгляды Гумилева всегда представлялись мне сугубо спорными и несостоятельными. Мы много спорили, но никогда не ссорились. Для меня всегда было загадкой, как столь образованный и талантливый человек может выдвигать такую мифологию… Подробнее »

Владимир
Владимир
11 года (лет) назад

Ха, как все поставлено, я то же могу так же сказать дескать субъективные причины неприятия ПТЭ, потому как обьективных причин просто нет, ибо теория верна! Но я скажу проще, словами Гумилева, который описывал феномен, его интепретировал! И делал это таким образом, что бы не возникало противоречий при рассмотрении этой же проблемы ну например с другой стороны.И самое главное у него это очень хорошо получалось, и даже больше, этих противоречий пока не возникает и при рассмотрении современности. Посмотрите к примеру что творится с Западной Европой, полнейшая обскурация! Предвидя выпад опонентов соглашусь что вопрос спорный, ну тогда кто мне обьяснит жизнь и “приключения” Александра Македонского, Невского, и других “Гумилевских” персонажей! Надо признать, что на сегодняшний день ни одна наука или отдельный ее представитель не обьяснил описанный Гумилевым ФЕНОМЕН, в конечном счете глупо отрицать появление и исчезновение “цивилизаций”, активных людей действующих вопреки инстинкту самосохранения, сложно отрицать и фазы через которые проходят этносы с его императивами ведь все это было в различных регионах в различные эпохи…

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Сазать,Владимир, Вы можете всё, что угодно. Но прежде, чем решать, верна ли теория, нужно показать что есть теория. А для этого нужно сначала придти к согласию, что такое научная теория. Описать феномен – это еще не теория, интерпретировать его – тоже не теория. Теория в истории столь же сложна, как теории в физике и химии, если не сложнее. Это не простые догадки. Идеи, иллюстрированные произвольно подобранными фактами, тоже еще не теории.
Явление, названное Гумилевым пассионарностью, несомненно существует и было известно давно, но объяснения его, связанные с этногенезом, требуют системы доказательств, а кроме того, из этих объяснений должны вытекать предсказания (а в истории и ретросказания), подтверждаемые другими фактами, и должна быть строгая проверка всего этого. Тогда можно говорить о теории. У Гумилева же есть эффектные рассуждения, произвольные толкования (из числа многих возможных) и ничего больше. Вот его историки как корпорация и не приемлют. Его почитают, как талантливого литератора, оригинального мыслителя, в чем-то и ученого (у него есть удачные наблюдения). А это ведь тоже немало.

Владимир
Владимир
11 года (лет) назад

Явление, названное Гумилевым пассионарностью, несомненно существует и было известно давно. Ну славо богу, я искренне рад за Вас!Требуют системы доказательств? – несомненно! Но никто этим серьезно не занимается в том числе и по” субьективным причинам Антона Комнина”. Слишком невыгоден Гумилев многим! Должны вытекать предсказания? А разве Вы их не видите? Предлагаю Вашему вниманию ознакомиться с “Проектом Россия” неизвестных авторов. Люди не знакомые с трудами ЛНГ делают те же выводы, на основе чего предсказывают будущее, в прочем как и множество другой литературы, других времен и народов. Заслуга Гумилева лишь в том, что он придал известным явлениям стройность и логичность, привязав все к общему знаменателю! Многим просто не понятен дедуктивный метод Шерлока Хомса, но когда все разжевано, “то все элементарно, мой дорогой Ватсон!” Да, а вот с доказательствами не совсем все понятно. Доказать что современные итальянцы это не те Римляне, а Ирак это не царство Вавилон и т.д. Как Вы себе это представляете? Как иначе чем Гумилев обьяснил Вы будете доказывать? Или та же комплиментарность! Возьмете протестанта, русского, эскимоса и индейца посадите в одну клетку и будете наблюдать? Я хочу сказать что любые доказательства не проверенные хотя бы половинным сроком этногенеза (600 -700 лет), не будут являться таковыми по определению. Тут очевидно надобен другой путь, неординарный и возможно еще не существующий, ведь открытие Гумилева по своей значимости стоит на самом пьедестале всех открытий человечества и касается самого его существования на планете Земля. Печально то, что времени у нас в Вами практически не осталось. Вы сами видите влияние антропогенного ландшафта на существование всего живого, а так же всемирный рост антисистемы в виде той же демоНкратии среди этносов, усугубляется же все это еще и современными коммуникациями и различного рода технологиями ускоряющими процесс в десятки раз быстрее чем это делал исмаилит-дервиш, пешком скитаясь годами от кишлака к кишлаку. Мне вот например странно и страшно… Подробнее »

NickName
NickName
11 года (лет) назад
В ответ на:  Владимир

На тех же фактах построена теория Фоменко А.Т.. Только у Гумилёва наличие циклов объяснется законами истории, а Фоменко написал, что одни и те же события описаы десять раз. А вообще на нынешнем витке развития технолгий доказать верность или неверность моделе

NickName
NickName
11 года (лет) назад
В ответ на:  Владимир

й Гумилёва не возможно. А наличие циклов можно интерпретировать очень по разному.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

К сожалению, Владимир, с Вами не могу продолжать дискуссию. Вы начитались Л. Н. Гумилева, увлеклись его идеями и способны мыслить только в заданных им координатах. Правда, не Вы одни. Многие неурядицы нашей жизни кажутся Вам предсказанными им (подверстать любые вещи под его общие высказывания ничего не стоит). Строгие доказательства Вам не требуются. Да Вы, похоже, и не знаете, какие именно доказательства требуются, а в двух словах это не объяснить. Это же специальное высшее образование, его пять лет получают. Вам не приходит в голову, что, наверное, у настоящих историков есть какие-то принципы методики, если они так единодушно не приемлют работы Гумилева, несмотря на свое почтение лично к нему и на его популярность у публики.
Взять хотя бы критику источников. Это необходимый этап и предварительное условие методики для любого историка. А Гумилев ее отвергает сходу и даже разработал специальную систему доводов, почему без критики источников можно обойтись. По этногенезу все формулы Гумилева не вычислены, а выдуманы. Почти все карты набросаны “по вдохновению”, а не по добытым данным (см., например, критику Мосионжника). Есть лишь отдельные исключения, но этого никак не хватит, чтобы верить всему остальному. В Гумилевские “теории” верят лишь недостаточно образованные и те, кто страстно желает верить.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 2,75 из 5)
Загрузка...