О рейтингах и не только

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада

Судя по многочисленным публи­кациям в «Троицком вариан­те», да и в других изданиях, все вдруг очень озаботились рейтингом нашего МГУ, а заодно и других рос­сийских вузов. Ректоры уже, кажет­ся, голову сломали, как же придумать такой способ подсчета рейтинга, что­бы их вуз попал ну если и не в пер­вую десятку, то в сотню хотя бы. Мне кажется, что это совершенно напрас­ная трата сил и времени. И вовсе не потому, что мне безразличен престиж родного МГУ, с которым связана вся моя жизнь и куда я хожу уже 52 года подряд (если начать отсчет с первого курса). Ведь всем, имеющим отноше­ние к науке и преподаванию в высшей школе, и так ясно, что вся система ор­ганизации, руководства и финансиро­вания университетов США, да и наи­более развитых стран Европы (вклю­чая Великобританию), принципиаль­но отличается от нашей. Всем также известно, что основные научные ис­следования в СССР, а потом в России проводились всё же не в университе­тах, а в институтах Академии наук. Так сложилось исторически, и нам остает­ся признать это как данность. К сожа­лению, приходится признать еще одно, куда более неприятное обстоятельство, а именно то, что средний уро­вень научных исследований, прово­димых в нашей стране, значимо усту­пает уровню, достигнутому в США, да и в ведущих странах Западной Евро­пы. Соответственно, если решающим для определения рейтинга наших ву­зов будет вклад в мировую науку (а другой нет!), то мы будем очень силь­но проигрывать, и это, увы, будет отра­жать истинное положение дел.

Конечно, можно взять и придумать такой индекс, при подсчете которого на первое место будет выходить ко­личество студентов или количество факультетов (в МГУ они как грибы растут; про качество сейчас не буду говорить — оно разное) или количе­ство преподавателей, приходящихся на одного студента. Но нужно ли это нам? Что, мы станем лучше работать, или к нам со всего мира потянутся сильные абитуриенты, которым вдруг покажется, что МГУ, конечно же, луч­ше Гарварда и Оксфорда? Да, нет, ни­кто себя такими надеждами не тешит.

Мне кажется, что беспокоить нас должны не рейтинги, а те реальные проблемы, с которыми мы сталкива­емся в наших вузах. Не знаю как вас, а меня удручает, что рядовые сотруд­ники и студенты никак не могут повлиять на принятие руководством вуза решений, вызывающих, мягко вы­ражаясь, неоднозначную обществен­ную реакцию. Открытие кафедры те­ологии в МИФИ и присуждение зва­ния почетного доктора (honoris causa) МГУ патриарху Кириллу (в миру госпо­дину Гундяеву) — это только два не­давних примера таких решений. Оче­видно, что в каждом случае принима­лись они лично ректором или крайне узким кругом приближенных к нему лиц. Мы теперь, если наберемся сме­лости, можем критиковать эти реше­ния, но по головке нас за это не погла­дят, диплом honoris causa патриарха Кирилла не отнимут (ну, это и вправ­ду нигде не принято), а кафедру тео­логии в МИФИ не закроют. Приватно же объяснят, что как мы, преподава­тели и студенты, зависим от ректора и другого университетского начальства, так и ректор зависит в не мень­шей, а в большей степени от куда бо­лее высокого начальства, вплоть до премьер-министра и даже (ох, страш­но произнести) президента. Поэтому и принимает, мол, ректор такие реше­ния, значимость которых для поддер­жания благосостояния вуза вы, буду­чи недостаточно информированными, понять не в силах! Ну что на это ска­жешь? Ответить по существу и нечего. Поэтому по большому счету я не буду сильно переживать, если кафедру те­ологии откроют и в МГУ. А чем лучше существующий при МГУ Центр консер­вативных исследований, руководимый профессором Александром Дугиным? Я бы теологию даже предпочел — мне с ней всё же уютнее.

Боюсь, многие читатели «Троицкого варианта» со мной не согласятся, но предлагаю не мусолить более про­блему рейтингов и не выражать бур­ный восторг по поводу того, что наш университет со 123-го места передви­нулся на 99-е! Давайте лучше соста­вим короткие (из пяти пунктов) спи­ски самых насущных проблем того вуза, в котором мы работаем, учим­ся или учились ранее. Сравним спи­ски, предложенные разными авторами, подведем итоги, опубликуем и, конеч­но, разошлем по ректоратам.

Остаюсь всегда Ваш,
Алексей Гиляров,
профессор биофака МГУ им. М. В. Ломоносова