Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян – поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» – принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши – нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим – привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик – славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1.1K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Ответ Александру.
Никакие “антисемитские непотребы” В. Соколова я не читал. Я получил от В. Еременко присланный Соколовым и адресованный мне вопрос, сформулированный в корректной форме и найденный мною интересным. На него я и ответил. Ни на какое “одно поле” с Соколовым и кем-либо еще я не ступал. Я здесь на своем поле. Кстати, если бы он и представился как антисемит, это не повергло бы меня в ужас и не заставило замолчать. Я и с антисемитами беседую (почитайте другие мои ответы на комменты). Было бы о чем.
По Вашему наущению заглянул на сайт В. Соколова. Действительно, он пишет о фильме Задорнова панибратски и грубо, Задорнова называет “Мойшей”, а друзей его “пейсателями” (остроумие весьма затрепанное), потому что где-то раскопал, что его мать еврейка. Ну, это ничего не объясняет в поведении Задорнова, а мотивы Соколова ставит как раз под сомнение. Но это ничего не меняет в том, что многие огрехи фильма он разглядел верно, только изложил это на языке кабацком. Жаль. Не пристало выпускнику университета, даже Тюменского.
А Вы мне адресуете подозрения в сговоре с Соколовым: “духовный опекун”, “соавтор” – помилуйте, Вам лишь бы уязвить “норманиста”.

Александр
Александр
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

<>

Лев Самуилович! Тот же В. Ерёменко (ещё до Вашей публикации в “ТрВ”, начиная с 16 декабря) прекрасно был осведомлён про антисемитскую непотребу аспиранта…

АРХЕОЛОГИЯ.РУ – НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ
ПЕРЕПОСТ полезен!
Администратор Модераторов
16 дек 2012 в 21:50

ЛЖЕИСТОРИЯ:
“Рюрик: потерянная быль” – полтора часа вранья и мракобесия. Эпизод 2

Постом ранее ваш покорный слуга привел развернутый анализ первой части Задорновского бреда о Рюрике… Прониклись?! Если да, то 2 часть к вашим услугам

Показать полностью..
Ссылка doctorbykov.livejournal.com
5
1
16 дек в 21:51

Показать все 4 комментария

Владимир Еременко
Лев Самойлович Клейн сдал текст своего ответа на фильм сатирика Задорнова в Троицкий вариант. Ждем появления…
5
17 дек в 1:29

Сергей Макиевский
много негатива и оскорблений…нечитаемо
2
17 дек в 6:20

АРХЕОЛОГИЯ.РУ – НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ
См.: К.А. Жуков [рецензия]. Рюрик. Потерянная быль Михаила Задорнова. Бои с ветряными мельницами

См. текст, сведения об авторе рецензии и открытое обсуждение в группе Археология.РУ – http://vk.com/wall-14813293_20624

Закрытое обсуждение для профессионалов см. по ссылке: http://vk.com/wall-17548521_7578
2
17 дек в 14:41

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

На продолжение коммента Александра.
Ознакомился. Не пойму, какое это имеет отношение к моему ответу на заданный мне вопрос. Какая мне разница, кто задал этот вопрос? Вопрос задан, вопрос интересный, корректно сформулирован. Вы хотели бы, чтобы я не отвечал?

Александр
Александр
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Лев Самуилович! На мой взгляд, В.Ерёменко обязан был Вас предупредить, что сей податель “интересного, корректно сформулированного” к Вам вопроса, является автором антисемитского текста, которым побрезговало практическое большинство Ваших коллег-археологов (об исключениях, кто всё же выступил в роли разносчика “заразы” повторяться не буду).

И даже, если предположить, что сам Ерёменко про “текст” Соколова узнал только 16 декабря, то до публикации Вашего материала в “ТрВ” оставалось почти десять дней. При желании можно было бы избежать зафиксированного на сегодня “эпизода” (из жизни великих?), где вопросы про “духовного опекуна” или “соавтора” будут всё равно Вам ставиться…

Александр Сергеевич
Александр Сергеевич
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Не мог пройти мимо, как никак обсуждение обзора на фильм было размещено в моей ЖЖ-шке с разрешения Владимира, как автора 95% текста. Да-да, doctorbykov das bin Ich. Насчет “мерзкой формы”, как человек, который тоже приложил руку к написанию данного отзыва, могу сказать, что да, перегнули палку и конкретно, но нами абсолютно не ставилась цель кого-либо оскорбить и унизить. Хотя строго говоря, то, что нам было показано, едва ли заслуживает добрых слов, как и некоторые далекие от истории персонажи типа Глазунова и Безрукова, может я и не прав, но из песни слова не выкинешь – пусть обзор будет именно таким, задиристым и резким, подобно поведению доктору Быкова из известного сериала.

P.S. Да, Лев Самойлович, сожалею, что в свое время (когда учился на истфаке БелГУ) не прочитал ваш “Спор о варягах”. Потом, кстати, после знакомства с Владимиром в сети, заинтересовался и вашими работами и работами ваших коллег, впоследствии это пригодилось мне при сдаче кандидатского минимума по истории. Спасибо большое за то, что реанимировали мой интерес к норманнской теории, к эпохе викингов и археологии русского раннего Средневековья. Спасибо Вам огромное за работу в троицком варианте и статьи в нем.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Александру.
Предупреждал бы меня Еременко или нет, я бы всё равно ответил на вопрос, суть которого меня касается (кто бы его ни задавал). Провокационные вопросы о “духовном опекуне” или “соавторе” в таких случаях ставите только Вы, а Вы найдете и другие поводы для подобных вопросов. На мой взгляд, подобные вопросы мало отличаются от прямых вопрошаний о том, зачем я выпил всю воду из крана.

Александр
Александр
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Лев Самуилович! Несомненно, реагировать на фильм Задорнова надо. Но не убеждён, что просьба к Вам (к “фельдмаршалу норманистов”) прокомментировать антинорманисткий материал, поступила только лишь от автора антисемитской непотребы. Вероятно, были и другие “жаждущие”. Но Вас почему-то “усадили на одном поле” именно с этим аспирантом…

Путёвка в жизнь от самого Клейна!

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Александру.
Как Вам ни странно это слышать, но вопрос о фильме Задорнова (и даже само сведение о том, что есть такой фильм) поступил мне только от Еременко по письму Соколова. У меня ведь много других занятий (“фельдмаршал норманизма”, “конунг норманизма” я только по совместительству, да и титул мною не принят). А что Вы считаете мой ответ Соколову или Вам – путевкой в жизнь, ну Вы, право, переоцениваете мою влиятельность. И качество “путевки”: ведь она бывает и волчьим билетом. Так что не старайтесь усадить меня на одно поле с Соколовым: не помещаюсь. Против фильма Задорнова могут быть разные люди и по разным причинам. Их дело не оглядываться друг на друга, а высказать свое отношение к фильму и его содержанию. Вы всё время пытаетесь перевести спор с Задорнова на Соколова. Каковы бы ни были мотивы Соколова ополчаться на Задорнова (а мотивы глупые), и какой бы ни была форма его критики (а форма мерзкая), аргументы он подыскал верные. А вопрос мне составил и вовсе безукоризненно. У Соколова свои грехи, но разговор сейчас не о нем, а о Задорнове. И никуда Вы от этого не уйдете.

Александр
Александр
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Лев Самуилович! От разговора про фильм Задорнова, конечно мы не уйдём. И ссылку я Вам обязательно пришлю.

Станислав
Станислав
11 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

Александр, я один из однокурсников этого самого столь не понравившегося Вам В. Соколова, и могу заметить, что его заметки в социальной сети, перепощенные в жж – не более чем троллинг. Конечно, явно грубый и местами агрессивный, с использованием интернет-сленга и тому подобного, но, насколько я знаю, Владимир и не предполагал писать серьезный обзор, а просто решил подразнить сетевых антинорманистов (есть у него такая привычка нехорошая, дурное наследие Фидо и контркультурных сайтов, завсегдатаем которых он был во время обучения в университете). Вряд ли стоит вообще обращать внимание на это, в блогах и социальных сетях каждый день публикуется немало подобного. Кстати, как исследователь по своей тематике Володя всегда оценивался своим научным руководителем весьма высоко. Но все же речь не об этом, а о киноподелке бывшего юмориста.

И отзыв самого Льва Самойловича, опубликованный здесь, наглядно показывает уровень деградации как самого Задорнова, так и снявшихся в его киноподелке людей. Задорнова по-человечески жаль, но еще больше жаль телезрителей, поверивших в эту ерунду. И тем выше значение статьи Льва Самойловича, разоблачающей ложь.
Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо и выразить искреннее уважение Льву Самойловичу.

Сеня
Сеня
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Удивительно то,что известные вам к.и.н.-ы скрываясь под блоггерскими именами-кликухами очень обожают откровенно хамить,обливать грязью незнакомых им людей,но при этом призывать Президента РФ к защите культурных ценностей(Медведев в то время был)…лицемеры.Еще удивительнее ,что им этим”лжепророкам” от археологии верят ( слава богу!) только маленькая групка академиков и профессоров .А пивко-то баварское…

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Ответ zbl.
Лидер немногочисленных историков этого плана несомненно Фомин, это Вы правы, но я-то говорил о “лидере этого крыла любителей истории”, а это всё-таки Задорнов.
Авторам, “которые постоянно называют себя учеными” в интернете, конечно, не надо верить. Надо читать их книги, проверять и сравнивать. Может, и набредете на настоящих ученых. Но не ожидайте, что они непременно будут одного мнения с Вами по дорогим Вам проблемам. Так что Вы может их и не опознать.

zbl
zbl
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Вы назвали Задорнова вместе с Сахаровыми, от того только моё уточнение. По-моему, Вы не поняли, что именно имел в виду выше Александр. Проблема в следующем: как мне решить, кому верить, когда оба говорят о большинстве и компетентности одними и теми же словами? Если бы это была наука, то вопрос бы так не стоял вообще, но мы находимся не в области науки, а лишь в научной публицистике (Задорнов пятнадцать раз предупредил об этом). Поэтому я лично как раз и есть целевая аудитория, и вы вместе с Задорновым именно ко мне и обращаетесь. Вопрос: как я буду решать, кому верить, а кому нет? Развитие средств коммуникации определило две новые вещи: а) я сразу вижу все аргументы и контраргументы обеих сторон, б) по скользким вопросам типа среднестатистической порядошности археологов в сравнении с аналогичным показателем математиков, в которых мне невозможно разобраться самостоятельно, я могу легко проконсультироваться у тех знакомых учёных, мнению которых доверяю. В силу того я нахожусь аккурат в положении присяжных заседателей, которым обе противоборствующие стороны предоставили всю полноту информации в максимально доступной форме. Так что и решать я буду тем же способом. В таких условиях (неизбежность коих, почему-то люди редко осознают, как я вижу), если, например, кто-то начинает вещать рецензию на фильм, не являясь ни профессиональным критиком, ни хотя бы тем, кто такой же фильм снять умеет, то я сразу игнорирую его, потому что все остальные имеют моральное право вещать только на уровне “мне понравилось или не понравилось”. И я вынужден пропустить целиком все его слова опять же по причине развития средств коммуникации: слов теперь от разных людей слишком много в эфире, чтобы внимательно слушать всех. То означает, что, невыносимо повышается вес, как всуе брошенных слов-маркеров типа “большинство”, “рецензия”, так и подобных же поступков-маркеров типа в какие издания пишет, с какими людьми выпивает. Это не значит, что теперь нужно быть разборчивее… Подробнее »

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Уважаемый zbl!
В самом деле. Один ссылается на “большинство”, другой ссылается на “большинство”, один называет себя ученым, другой называет себя ученым – потеряешься. Может быть, человеку, который бессилен разобраться, вообще не стоит думать над этими вопросами? Наверное, это не для всех…
Вы за формальными придирками к словам пытаетесь скрыть суть дела. Кто прав в вопросе о “большинстве”, нетрудно проверить. Словам верить вообще не нужно. Нужно взвешивать аргументы, приводимые факты, и иметь не только предвзятые идеи, но и трезвую голову на плечах.
Моя рецензия – не на фильм, о его художественных достоинствах я почти не говорю, хотя и мог бы о них судить (как зритель). Я отрецензировал научную составляющую его содержания.
Что касается Вашего совета быть разборчивым в собутыльниках, то не могу им воспользоваться, так как с детства (и наследственно) придерживаюсь трезвости.

zbl
zbl
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Прошу прощенья, но суть дела я не считаю себя в праве обсуждать. Просто, очень часто я вижу, как люди умудряются публично приводить очень странные доводы. Думаю, это от того, что они не осознают степерь доступности информации, которая теперь имеется. Хотя, может, я и не прав, может, такое поведение иную природу имеет. Не хотел бы, однако, никого задеть этими словами. Лишь личное впечатление типичного представителя целевой аудитории имею в виду.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад
В ответ на:  zbl

На замечание zbl.
Вы правы. Степень доступности информации часто обманчива. Поэтому осторожные и осмотрительные и предпочитают полагаться на специалистов, а когда и в них разногласие – на большинство специалистов. Но так как большинство бывает и неправым (это выясняется впоследствии), то приходится выбирать, кому верить больше. Тут сыграют свою роль интуиция, социальная солидарность, симпатии/антипатии, случайность. Ничего не поделаешь.
И всё же правда существует, объективная истина. Но путь к ней лежит через преодоление собственных предвзятых идей, азарта, самолюбия. Вот это стремление к истине – лучший ориентир.

zbl
zbl
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

Золотые слова!

Елена
Елена
11 года (лет) назад

Лев Самуилович, здравствуйте. Спасибо Вам огромное за работу в троицком варианте и статьи в нем. Искренне желаю Вам долгих лет жизни и дальнейших творческих успехов.

Александр
Александр
11 года (лет) назад

Ответ Анатолия Клёсова Льву Самуиловичу

“…Не избежал этой клюквы – к моему удивлению – и историк Л.С. Клейн…
тоже объявил в сети, что я «считаю себя специалистом по ДНК-генеалогии», но на меня не ссылаются. Я еще понимаю, когда это говорят те, кто вообще не очень понимают, что такое «ссылаются», но уж Клейн мог бы взять индекс цитируемости и посмотреть сам ссылки на мою фамилию. Среди нескольких тысяч ссылок на мои работы больше сотни ссылок – на статьи по ДНК-генеалогии, из них две статьи – среди наиболее цитируемых, входящих в основной список Хирша (Н-Index), если это Клейну о чем-то говорит. Одна – в одном из самых ведущих академических журналов мира по генетике (Human Genetics). Не так плохо, учитывая, что по ДНК-генеалогии я начал публиковаться в международных журналах только c конца 2009 года, а для цитирований другими изданиями нужно время. Стоило бы Л. Клейну на это взглянуть, чтобы хотя бы не позориться. Он там что-то еще ввернул про «палеогенетику», которая в данном вопросе про Рюрика вообще не при чем. Видимо, образованность свою хотел показать.

http://rarogfilm.ru/blog/61

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

А. Клёсов прав. Мне бы надо было формулировать точнее. На его измерения и обобщения ссылки, конечно, есть. А вот на его выводы о славянах-ариях солидные исследователи не ссылаются или ссылаются исключительно негативно. Ну, не приемлют его концепцию всерьёз, и, я думаю, что время тут не поможет.

Александр
Александр
11 года (лет) назад

Лев Самуилович! Если я не ошибаюсь, то это Ваш тезис: “Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»?” Ответы Лидии Павловны Грот про так называемые “чудиновские конференции” и про якобы “тени XIX века” применительно к Рослагену: Вопрос: Лидия Павловна! Как Вы считаете, стоит ли приравнять к «творчеству» Валерия Алексеевича и наших норманистов во главе с Е.А. Мельниковой, которая вслед за «шведским Чудиновым» – Э. Брате, додумывает несуществующие руны на Пирейском льве? Ответ: С полным правом. Пирейский лев и якобы нацарапанное на нем слово “Родцланд” – до сих пор один из главнейших норманистских аргументов, привязывающих происхождение Руси к Средней Швеции. Поэтому Пирейский лев получил чрезвычайную роль в норманистской концепции о гребцах-родсах из Рослагена (подробно я писала об этом в моей статье «Приключения льва из Пирея или фантазия на камне). Сфальсифицированная «дешифровка» рун на скульптуре льва была сделана шведом Э. Брате в 1913-14 гг. Оценка антинаучности дешифровок Брате давно дана шведскими руноведами, но от россиян эти работы современных шведских исследователей скрыты норманистами. Мельникова в монографии «Скандинавские рунические надписи» (2002 г.) выдает «толкование» Э.Брате от 1913-14 гг. за последнее слово в науке. Четыре доктора наук Белецкий,Бобров, Николаев,Войтович подписывают свои имена под комментариями и статьями к изданияю ПВЛ от 2012 г.,в котором со ссылкой на Мельникову,также сообщается о «древнешведской» надписи на Пирейском льве, в которой якобы есть хороним Рудсланд как аналогия Рослагена, что обнаруживает связь Рудсланда-Рудена-Руслагена и Руси. Ссылка на Мельникову коллектив докторов не спасает, поскольку не то что докторам наук, а простому аспиранту…, да что там аспиранту, любому балбесу должно быть ясно, что если приводится ссылка на работу от 1913 г., то надо перепроверить, а что по этому вопросу говорится в современной научной литературе. Войтович в собственной статье от 2012 г. уже прямо ссылается на Брате, минуя Мельникову, и исходя… Подробнее »

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Александру.
Land и Lagen – разные слова, загляните в словарь. Надпись на Пирейском льве я не затрагивал, о ней не говорил.
Если Мельникова ошиблась, она это несомненно признает. Даже если указание на ошибку исходит от Грот. И такой солидный и честный ученый, как Мельникова, может пропустить какую-то литературу. Из этого не вытекает ошибка в системе взглядов. Если же Грот ошиблась – ей тоже укажут. Но система взглядов ее верой в бредни Чудинова явно дискредитируется.

Елена Мамонова
Елена Мамонова
11 года (лет) назад

Лев Семёнович, невежливость в адрес тех, кто Вам не нравится, не украшает Вашу статью и не придаёт ей убедительности.
Из интервью “г-на Гундяева” при непредвзятом подходе очевидно, что речь шла о взгляде образованных греков на славянских авторов (взгляд этот действительно зачастую был сверху вниз, и в интервью подчёркивалось, что лучшие из этих греков через подобные предрассудки переступили).
Вы также хорошо знаете, что называете человека не только в разрез с принятыми правилами корректного общения, но и вопреки общепринятым же правилам научного цитирования (в библиотечных каталогах статьи монашествующих располагаются на их имена, а не фамилии).
И эта одна ложка дёгтя тем долее досадно выглядит, что в остальном статься хорошая, проблемы освещаются чётко и ёмко, а опровергать психов действительно необходимо (приходилось встречать кандидатов исторических наук(!), которые заболели этим).

Александр
Александр
11 года (лет) назад

Лев Самулович! Ваш тезис про Л.П. Грот: “Но система взглядов ее верой в бредни Чудинова явно дискредитируется”. Лев Самуилович! Это Вы о чём? На примере каких фактов? Вчера Лидия Павловна Грот весьма доходчиво поведала про так называемые “чудиновские конференции”: Вопрос:…Уважаемая Лидия Павловна! Так приглашал ли Вас сам Валерий Алексеевич Чудинов или его помощники принять участие в персональной «чудиновской конференции» в поисках русской письменности чуть ли не в палеолите? Ответ: Все разговоры об участии в каких-то «чудиновских конгрессах» это обыкновенное враньё. Никаких «чудиновских конгрессов» я не знаю. За последнее время я участвовала во множестве конференций и конгрессов, но всегда по приглашениям каких-либо официальных организаций или других юридических лиц. Дважды совпадало так, что в числе участников был и В.А.Чудинов. Первый раз это был VII Конгресс Этнографов и антропологов России (июль 2007 г.). Грешна, но до этого Конгресса я толком и не знала, кто такой В.А.Чудинов и о чем его работы, по той простой причине, что живу не в России и не успеваю следить за всеми перипетиями в российской науке. А второй раз – Конгресс в ЛГУ им. А.С.Пушкина. Кстати Конгрессы этнографов – мероприятие очень авторитетное, имеющее высокий научный статус. Они проводятся под эгидой института этнологии и антропологии РАН и головного института того региона, где запланирован очередной Конгресс. Приглашение от Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина участвовать в запланированных Конгрессах «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» весной 2008 г. я приняла, поскольку как тогда, так и сейчас отношусь к этому вузу с большой симпатией. Соответственно, и статьи, которые я отправляла в ЛГУ, и мой визит к ним касались моего сотрудничества с этим государственным университетом и моих контактов с его сотрудниками, и эти контакты весьма многообразны. На первый Конгресс поехать не могла, но отправила статью для публикации в материалах Конгресса. На второй Конгресс приехала, и после личного присутствия на его заседаниях поговорила с… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...