Про дороги

Александр Мещеряков. Фото И. Соловья
Александр Мещеряков. Фото И. Соловья

Между прочим, в начале XX века улицы российских городов были мощены булыжником. В связи с этим повздорившие горожане немедленно выворачивали камни из мостовой и швырялись друг в друга. То же самое проделывали и революционные массы, недовольные проклятым царизмом. Эти массы символически изобразил Иван Дмитриевич Шадр в своей когда-то знаменитой скульптуре «Булыжник — орудие пролетариата». Она была помещена на обложке моего школьного учебника по истории. Некоторые особенно возбудившиеся искусствоведы ставили эту скульптуру вровень с «Дискоболом» Фидия. Видимо, потому что «булыжник» и «диск» попали у них в одну категорию — предметов для метания.

И. Д. Шадр «Булыжник — оружие пролетариата». 1927 год. Бронза. ГТГ. Фото С. Багдасаровой
И. Д. Шадр «Булыжник — оружие пролетариата». 1927 год. Бронза. ГТГ. Фото С. Багдасаровой

Историки давно спорят относительно причин успеха Великой Октябрьской социалистической революции, а я вот скажу, что дело в булыжных мостовых. Восставшие массы закидали камнями как Зимний дворец, так и Московский Кремль. Большевистская власть учла уроки истории, она вообще была намного умнее царской хотя бы потому, что залила улицы асфальтом, метательные характеристики которого сильно уступают камням. В связи с этим, несмотря на глухое недовольство коммунистическим режимом, никакой революции в СССР не случилось, режим сам тихо помер от старости. Туда ему и дорога. Вечная лета?

Что до расплодившейся в последнее время тротуарной плитки, то оставшиеся в живых ученые еще не пришли к окончательному выводу относительно ее метательных свойств.

* * *

Мой незабвенный друг Саня Щербаков сильно выбивался из нашего школьного ряда. Он умел снимать головную боль своими разгоряченными ладонями, обладал и гипнотическим даром: на моих глазах усыпил парнишку и заставил его представить парад на Красной площади, а тот послушно и подробно — будто профессиональный телекомментатор — рассказывал про красные флаги и бесконечную колонну из баллистических ракет и железных танков. А еще Саня читал книгу Ницше дореволюционного издания про Заратустру и занимался йогой, что было в те времена большой редкостью. Причем занимался не только вульгарной хатхой, но и таинственной раджа-йогой. Он усаживался на полу в физкультурном зале в позе лотоса, показывая нам, комсомольцам, как нужно медитировать. Саня не занимался в нашей гандбольной секции, поэтому поза лотоса ему удавалась, а у нас мышцы были натренированы в другом направлении, тянулись плохо, сидеть в «лотосе» не мог никто. Когда Саня усаживался на пол, его лицо становилось отсутствующим, он уходил куда-то далеко, где ему было хорошо и без нас. В общем, понятно, почему к нему прилепилась кликуха «Гашиш». Тем более, что в его черты примешалось немало восточного — мать была чистопородной чувашкой, отец — из донских казаков, крепко разбавленных тюрками. В Санином скуластом лице присутствовала мнимая снулость, присущая тем человеческим породам, которые многие века провели под испепеляющим солнцем пустыни в ожидании сезона дождей.

Отец Сани был авиаинженером, какое-то время работал в дружественной тогда Сирии, потом занимал солидную должность в министерстве, за что ему присудили двухкомнатную квартиру на Смоленке. В его глазах затаилось что-то фаталистическое. «Фаталистическое» — это его крохотная супруга Даня Марковна, обладавшая пыточным взглядом, который действовал на этого большого, гладкого и усатого человека нервно-паралитическим образом. У Дани Марковны была неженская профессия, она преподавала сопромат и знала, как обращаться с твердыми субстанциями, перенося свое знание на мягких людей. В ее присутствии Юрий Николаевич выглядел обреченным и старым, похожим на тюленя сверхпенсионного возраста, жалко шаркал по квартире тапочками, тупо пялился в телевизор. Когда же жены вдруг не оказывалось дома, на его щеках обнаруживался румянец, мутная пленка сходила с глаз, усы топорщились, он немедленно выходил из анабиоза, созывал Саниных друзей, посылал нас за портвейном и травил бесконечные байки.

ГАЗ М‑21 «Волга», 1957 год. Из советского рекламного буклета
ГАЗ М‑21 «Волга», 1957 год. Из советского рекламного буклета

Уже после окончания школы Юрий Николаевич повез нас на своей кофейного цвета «Волге» к Черному морю, и мне стало окончательно ясно, что я имею дело с живым человеком, которого опоили мертвой водой. Он всё время поддавал газу, глаза его лучились, он потчевал нас сочными рыночными арбузами, изумительной воблой, покупал шикарную баранину и мастерски жарил ее на костре. По дороге к морю заехали и в его родную станицу. Поставили палатку на берегу речки Медведицы, а сам Юрий Николаевич отправился в станицу пешком. Вернулся быстро, в обоих глазах набухла слеза. «Никто меня не узнал, — произнес он и отвернулся к Медведице. — Да и речка русло сменила». Хотелось посидеть у костра и послушать его байки, но Юрий Николаевич отрезал: «Пора спать, завтра выезжаем рано».

Навигаторов еще не изобрели, так что в том сказочном путешествии нам часто приходилось спрашивать дорогу. Аборигены неизменно ответствовали: «Сначала налево, потом направо… и — по-шел!» Юрий Николаевич так и делал, ехали с ветерком, пока не добрались до самого синего Черного моря. Высадив нас в Джубге, Юрий Николаевич тут же засобирался обратно. Даже не искупался. Море ему было не нужно. Он ехал не сюда, а родная станица его не признала. Мы же обосновались на берегу, жили там пару недель, из воды не вылезали, ночью ловили вылезших на камни крабов. Это было беспримесное счастье — огорчаться было нечему, ибо в своей короткой жизни мы еще не успели наделать глупостей.

Науку равнинного народа — это его зажигающее «и пошел!» — я запомнил прочно. Так и жил, так и живу. После минутных раздумий о тщете усилий по реформированию человечества я командую сам себе: пошел! Свои печатные труды я храню в видавшем виды книжном шкафу. Книгам тесно, но они не жалуются на хозяина. Все-таки именно он дал им жизнь. Все-таки я их временами достаю с полки и вытираю пыль. Все-таки я их иногда даю почитать хорошим людям, и тогда мои книги могут насладиться избранным обществом. Недавно меня научили такой максиме: у пишущего человека нет биографии, а есть библиография. Именно так, именно так… Но так же верно и то, что мои дороги навсегда остались со мной.

Александр Мещеряков

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...